Авторы: Тийна Ойясте (Эстония, г. Пярну) и Тэа Kaрин-Thea Karin(Эстония, г. Таллинн).
"Эстония и Фаберже. Генезис развития эстонской ювелирной школы за 100 лет: 1890 - 1990 гг."
В докладе будет рассмотрены взаимосвязь и взаимовлияние петербургской и эстонских ювелирных школ на протяжении ста лет: 1890 - 1990 гг. Границы пенриода мвыбраны в соответствии с исторической ситуацией. С 1890 гг. началось бурное расширение фирмы Фаберже, в середине 1890-х гг. в фирму прришли первые художники- эстонцы, выпускники Центрального училища барона Штиглица. В 1990 г. заканчивается "советский" период развития как эстонского, так и ленинградского ювелирного искусства.
Несмотря на географическую близость Эстонии и Петербурга (в 1924 - 1991 гг. Ленинграда) развитие декоративно - прикладного и ювелирного искусства в обоих центрах искусства шло своими путями, иногда пересекаясь, инограда переплетаясь, иногда расходясь достаточно далеко.
в докладе рассматриваются три хронологических периода: "Петербургский, 1890 - 1917 гг.", "Эстонский, 1918 - 1944 гг." и "Советский, 1945 - 1990 гг.".
Чаще всего исследователи рассматривают влияние фирмы Фаберже на фирмы современников и на ювелирные школы разных народов и стран. Гораздо реже изучают обратное влияние национальных школ на становление ит развитие великих фирм, таких как Фаберже, или, к примеру, Тиффани, Картье, Лалика. Между тем, имеено на примере фирмы Фаберже, можно видеть яркий пример интернационального объединения национальных художников в творческой деятельности великой фирмы.
К 1906 году фирма, помимо головного отделения в Санкт - Петербурге (с 1842 г.) имела филиалы в Москве (с 1887 г.), Одессе (с 1901 г.), в Лондоне (с 1903 г.), Киеве (с 1906 г.). В фирме трудилось более 600 человек, в том числе около 100 художников и специалистов. В фирме работали российские немцы, финнны, латыши, эстонцы, итальянцы, англичане, шведы, евреи. Сам Карл Фаберже называл себя русским. Один дед его был французом, другой шведом. Одна бабушка балтийской немкой, другая итальянкой.
Среди эстонцев следует выделить таких художников, как Ивана Гальнбека (1855 - 1932), Клара Цейдлер (1870-1951), Август Тимус (1865 - 1943), Амандуса Адамсона (1855 - 1929), Эва Кордес (1866 - после 1931), Ивана Сауля, Мартина Петса. Художница Иоанна Таммерман, дочь эстляндского купца 2-ой гильдии, была супругой Александра Карловича Фаберже, третьего сына ювелира, возглавлявшего с 1906 г. Московское отделение фирмы Фаберже.
Не изучен вклад таких сотрудников, как доверенного фирмы Герберта фон Миквица (родом из Раквере, где умер в 1922 г.), столярных дел мастера Альфреда Марипуу, бухгалтера Яана Тульметса) Практически мы ничего не знаем о работе подмастерья Калле Куула, работника мастерской Виктора Аарне; подмастерья Йозепа (из Нарвы), который вместе с мастером Генриком Вигстрёмом был допущен в Зимний дворец для реставрации окладов икон Императрицы Александры Федоровны
Далее Теа рассматривает период 1918 - 1944 гг., то, что смотрели в журнале в Библиотеке Музея КУМУ в Таллине. Рассказать о работе высшего учебного заведения, которое в 1938 году разъединилось на два учреждения. Рассказать о других выпускниках Центрального училища барона Штиглица, в том числе Куузика.
Очень интересно услышать о работе мастерской (фирмы) знаков. Эстония, единственная из прибалтийских государств в 1920-1930 гг. исполняла собственные ордена. На базе этой фабрике в советский период работала Экспериментальная Таллинская серебрянаяная фабрика.
Очень важно рассказать о работе в советское время Эстонской Академии художеств, которая готовила ювелиров для всего Советского Союза.
Рассказать о жизни и творчестве Юты Александровны Паас - Александровны (1928 г.р., член Союза художников в Ленинграде с 1954 г.), ведущей художнице Всесоюзного Научно - исследовательского института ювелирной промышленности.
"Эстония и Фаберже. Генезис развития эстонской ювелирной школы за 100 лет: 1890 - 1990 гг."
В докладе будет рассмотрены взаимосвязь и взаимовлияние петербургской и эстонских ювелирных школ на протяжении ста лет: 1890 - 1990 гг. Границы пенриода мвыбраны в соответствии с исторической ситуацией. С 1890 гг. началось бурное расширение фирмы Фаберже, в середине 1890-х гг. в фирму прришли первые художники- эстонцы, выпускники Центрального училища барона Штиглица. В 1990 г. заканчивается "советский" период развития как эстонского, так и ленинградского ювелирного искусства.
Несмотря на географическую близость Эстонии и Петербурга (в 1924 - 1991 гг. Ленинграда) развитие декоративно - прикладного и ювелирного искусства в обоих центрах искусства шло своими путями, иногда пересекаясь, инограда переплетаясь, иногда расходясь достаточно далеко.
в докладе рассматриваются три хронологических периода: "Петербургский, 1890 - 1917 гг.", "Эстонский, 1918 - 1944 гг." и "Советский, 1945 - 1990 гг.".
Чаще всего исследователи рассматривают влияние фирмы Фаберже на фирмы современников и на ювелирные школы разных народов и стран. Гораздо реже изучают обратное влияние национальных школ на становление ит развитие великих фирм, таких как Фаберже, или, к примеру, Тиффани, Картье, Лалика. Между тем, имеено на примере фирмы Фаберже, можно видеть яркий пример интернационального объединения национальных художников в творческой деятельности великой фирмы.
К 1906 году фирма, помимо головного отделения в Санкт - Петербурге (с 1842 г.) имела филиалы в Москве (с 1887 г.), Одессе (с 1901 г.), в Лондоне (с 1903 г.), Киеве (с 1906 г.). В фирме трудилось более 600 человек, в том числе около 100 художников и специалистов. В фирме работали российские немцы, финнны, латыши, эстонцы, итальянцы, англичане, шведы, евреи. Сам Карл Фаберже называл себя русским. Один дед его был французом, другой шведом. Одна бабушка балтийской немкой, другая итальянкой.
Среди эстонцев следует выделить таких художников, как Ивана Гальнбека (1855 - 1932), Клара Цейдлер (1870-1951), Август Тимус (1865 - 1943), Амандуса Адамсона (1855 - 1929), Эва Кордес (1866 - после 1931), Ивана Сауля, Мартина Петса. Художница Иоанна Таммерман, дочь эстляндского купца 2-ой гильдии, была супругой Александра Карловича Фаберже, третьего сына ювелира, возглавлявшего с 1906 г. Московское отделение фирмы Фаберже.
Не изучен вклад таких сотрудников, как доверенного фирмы Герберта фон Миквица (родом из Раквере, где умер в 1922 г.), столярных дел мастера Альфреда Марипуу, бухгалтера Яана Тульметса) Практически мы ничего не знаем о работе подмастерья Калле Куула, работника мастерской Виктора Аарне; подмастерья Йозепа (из Нарвы), который вместе с мастером Генриком Вигстрёмом был допущен в Зимний дворец для реставрации окладов икон Императрицы Александры Федоровны
Далее Теа рассматривает период 1918 - 1944 гг., то, что смотрели в журнале в Библиотеке Музея КУМУ в Таллине. Рассказать о работе высшего учебного заведения, которое в 1938 году разъединилось на два учреждения. Рассказать о других выпускниках Центрального училища барона Штиглица, в том числе Куузика.
Очень интересно услышать о работе мастерской (фирмы) знаков. Эстония, единственная из прибалтийских государств в 1920-1930 гг. исполняла собственные ордена. На базе этой фабрике в советский период работала Экспериментальная Таллинская серебрянаяная фабрика.
Очень важно рассказать о работе в советское время Эстонской Академии художеств, которая готовила ювелиров для всего Советского Союза.
Рассказать о жизни и творчестве Юты Александровны Паас - Александровны (1928 г.р., член Союза художников в Ленинграде с 1954 г.), ведущей художнице Всесоюзного Научно - исследовательского института ювелирной промышленности.
Тэа пошла в библиотеку Музея КУМУ, посмотрела журналы по межвоенному и советскому периоду.
Тема
эстонских ювелиров в 1920-1940 гг и советский период 1950-1980 гг.
здесь в довоенный период влияние Петербурга и Фаберже несомненно,
поскольку Цейдлер и Тимус были профессорами в Таллине. Пятс, директор
был выпускником Штиглица. В послевоенный период Академия художеств в
Эстонии готовила художников ювелирного искусства для всего СССР. С 1948
года в Ленинграде стала работать Ютта Паас.
Все равно, хотя это нигде не произносилось, влияние Фаберже всегда ощущалось.
Также
рассказ про Тартусскую школу, которую заканчивала Тийна Оясте, где
преподаватели ещё в 50-е годы помнили довоенные времена и требования к
воспитанию художников - дизайнеров.
Также
очень интересная тема Таллинской Серебряной фабрики, которая в
довоенное время делала знаки, жетоны и ордена. Фабрика "Таваст". Имела
медаль на Всемирной выставке в Париже, 1937 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий