четверг, 6 апреля 2017 г.

Валентин Скурлов. Апрель 2017 года.


 

            Валентин Скурлова. Апрель 2017 года.

 

       Анализ литературы о Василии Зуеве.

 

         В колоссальном массиве литературы о Фаберже наблюдается еще много лакун по персоналиям   художников и мастеров. Основное внимание обращается на биографии самого Карла  Фаберже.  В тоже время,   в фирме в период расцвета трудилось более 600 работников, из них более 80 художников, скульпторов и специалистов. Едва ли не каждый художник заслуживает   монографии   или  монографической статьи. Такая попытка была предпринята нами в отношении   художника Василия Ивановича Зуева. В декабре 2015 г. в Ульяновске вышла совместная с краеведом и литератором Н. И. Васильевой книга «Василий Зуев. Художник- миниатюриста фирмы Фаберже» [1].  Издание тиражом 100 экземпляров носило   краеведческий уклон и не могло удовлетворить запросы фабержеведов. 

         Коллективный труд не позволял выделить вклад каждого художника или мастера, потому что на этапе реализации проекта вносились большие изменения. В этом отношении портретные миниатюры и миниатюрные композиции работы художника Василия Ивановича Зуева. Миниатюры   это авторские произведения и не терпят переделки и коллективного творчества. Кроме того, часто они несут авторскую подпись даже в коллективном произведении фирмы.

        В связи с перемещением мировой коллекции изделий Фаберже в отечественные музеи и   коллекции, возникает насущная потребность изучения этих произведения, составление архивно – исторических справок.  Помимо гносеологического значения, работа имеет   практические аспекты для предварительной оценки изделий на аукционах и страховой   оценки. Установление истинного владельца и кисти мастера резко повышают стоимость произведения искусства.

         До конца 1980-х годов изучение творчества Фаберже  в нашей стране фактически было под запретом. Книги о Фаберже до лета 1988 г. находились в комнатах «для служебного пользования». Еще в 1922 г. большевики запретили использование эмблем Поставщика Высочайшего двора,    каковым с 1885 г. был Карл Фаберже. 

         Проанализируем главнейшие литературные источники в хронологическом порядке. Уже в середине 90-х гг. прошлого столетия историография Фаберже насчитывала 2000 источников. Каждые 10 лет, эта цифра увеличивается в квадрат раз, надо  учитывать  и электронные ресурсы.

        О Василии Зуеве, легендарном художнике формы Фаберже и Кабинета Его Величества   еще 30-40 лет назад сведений было немного. Неизвестна была дата его смерти. Словарь «Художники народов СССР» (1983 г.) сообщает следующее: 

 

        ЗУЕВ Василий Иванович.  Живописец, р. 1870, ум. (г.?). Учился в АХ (1901-03). Исполнял миниатюрные портреты (преимущественно слоновая кость, эмаль) – Имп. Александра Федоровна   и цесаревич Алексей (1906, подписанные, Павловский дворец - музей, Лен. области) и др. Работал для фирмы К. Фаберже (Москва, Петербург). В ГОП [Государственная Оружейная палата – В.С.] хранится золотое и стальное яйца, украшенные миниатюрными портретами работы Зуева. Лит.  Гос. Музеи Моск. Кремля. Материалы исследования [Вып.1], М., 1973, с.177, 179-180. – В.И. Яковлев. Александровский дворец – музей. В Детском Селе. Л., 1928, с. 154, 268.  – Оружейная палата [Путеводитель] М., 1964, с. 170. [2, с. 363].

        Как видно из Списка литературы, уже в 1928 г. искусствовед В.И. Яковлев упоминал в путеводителе по Александровскому дворцу миниатюриста В. И. Зуева. В 1964 г. в путеводителе по Оружейной палате   звучала фамилия нашего персонажа. [3].  Этим мы обязаны   Кире Владимировне Доновой, научному сотруднику Оружейной палаты (окончила истфак МГУ в 1945 г., с янв. 1946 г. в Оружейной палате, умерла в 1968 г.). В Сборнике научных трудов Оружейной палаты в 1973 г.  опубликован статья К.В. Доновой [4, с.169-180].  В части сведений о фирме Фаберже,  статья представляет собой компиляцию книги К.А. Сноумана  [5], который в конце 50-х гг. прошлого столетия, в период «оттепели» посетил Кремль. Подарил свою книгу и получил право фотографировать императорские пасхальные яйца Фаберже. Иллюстрации он включил во 2-ое издание своей книги,   1962 г. [6], взамен «ужасных» картинок (надпись  Евгения Фаберже на экземпляре книги в архиве Татьяны Фаберже), из коллекции Оружейный Палаты, включенных   в первое   издание 1953 года.  «Железный занавес» был в действии. Не только советские люди не знали о Фаберже, но и западным исследователям многое было незнакомо.

     «Искусство талантливого миниатюриста В.И. Зуева, пишет К.В. Донова, лучше всего нашло отpажение в украшении яйца, выполненного Вигстремом в 1913 г.: 18 миниатюрных портретов царей Романовых в овальных бриллиантовых рамках. В яйце 1916 г. (стальное, на 4-х стальных снарядах) помещен мольберт с миниатюрой Зуева. В стилизованной модели Московского Кремля (яйцо 1904 г.) в одном из оконец хорошо просматривается живопись, хорошо передающая внутри убранство собора» [4, 179-180].  -  Можно предположить, что эта живопись   Василия Зуева,  который уже исполнил миниатюры для императорского пасхального яйца Фаберже годом ранее, в 1903 г.

        Большинство произведений Фаберже для Кабинета Его Величества, особенно с императорским гербом и короной и, тем более, с царскими портретами,  оказались за рубежом. Приведем высказывание А.М. Горького, возглавлявшего Экспертную комиссию по отбору антиквариата для продажи в Европе, об изделиях фабрик Сазикова, Фаберже, Хлебникова, что «это не художественные или старинные вещи, а художественно обработанное серебро..., то есть рыночный товар, который вследствие прекращения производства – ныне стал товаром антикварным» [7, с. 176-177].

      В сохранившемся в Архиве Татьяны Фаберже  бухгалтерском балансе группы Евгения Фаберже (фирмы «Фаберже и Ко») за 1951 г. присутствуют сведения о покупке двух миниатюр Николая II. Одна из миниатюр куплена у некоего Мейендорфа. Возможно, это потомок генерала барона Мейендорфа (умер в 1919 г.), награжденного из Кабинета Е.В. в 1916. настольным медальоном, с миниатюрой Императора, исполненной Василием Зуевым.   Миниатюры Евгений Фаберже   планировал поставить в нефритовые табакерки, выполненные мастерами парижской фирмы Фаберже.

         В 1931 году Евгений Карлович Фаберже пишет письмо русскому офицеру Владимиру Владимировичу Сахарову (1944), который собирал материалы для «Словаря русских художников». Сахаров так и не успел выпустить Словарь, его архив   в Гуверовском институте, а копии   писем Евгения Фаберже в Архиве Татьяны Фаберже. Публикуем выдержки из одного из них:

              Из письма Евгения В.В. Сахарову от 30 июля 1931 г.:

«Вегнер (Wegner) [подчеркнуто Евгением Фаберже – В.С.]. руссск[й], немецк[ого] происхожд[ения], один из самых замечательных миниатюристов, кот[оторые] когда – либо существовали, умер в конце 19 века, раб[отал] для Кабинета Его Вел[ичества] и для Фаб[ерже].

Зуев Вас[илий] Ив[анович]. Отличный миниатюрист, раб[отал] главным образ[ом] для Фаб[ерже] до 1918 г. <…>.  Как видите, немало было у нас выдающихся сотрудников». [8].

             Через три года, в 1934 г.  когда Бэйнбридж собирал материал для статьи в антикварном журнале, Евгений Фаберже сообщает в Лондон сведения о Василии Зуеве: 

           «7 июня 1934. Дорогой Бэйнбридж,

Отвечая на Ваше письмо, которое получил сегодня, хочу сообщить, что яйцо «Красный Крест» было не последним, которое мы сделали. Было еще одно, которое также из соображений экономии, вызванной войной, отец решил исполнить из черненой стали, из золота были только инициалы АФ, а внутри – орел, тоже стальной, который держит миниатюру (квадратной формы), на ней изображены царь с цесаревичем, которые беседуют с генералами штаба на фронте, написал ее Зуев. [выделено нами – В.С.]. К сожалению, я не помню, что из себя представляло параллельное яйцо, которое предназначалось для Марии Федоровны. Описанное же выше яйцо от имени царя и по особому распоряжению, переданному по телеграфу с фронта, я лично вручил императрице Александре, окруженной своими пятью детьми, в канун Пасхи в то время, как мой отец с той же целью выехал к императрице Марии. Я спрошу у Франца Петровича Бирбаума, который живет в Швейцарии, может быть, он помнит это второе яйцо.

Мы, как обычно, исполнили яйца и в 1917 году, но разразилась революция, и новый комиссар Двора – какая глупость -  не разрешил нам передать их, поскольку царь с семьей рассматривались как заключенные Временного правительства, и, следовательно, к ним никого не допускали.

Искренне Ваш  (Евгений Фаберже)

P.S.

Сделал по памяти эскиз последнего яйца. Оно, насколько я помню, установлено на квадратной нефритовой подставке, укрепленной на 4 шрапнелях. Кажется, был еще рубин в медальоне. Это самое простое и наименее красивое из всех яиц. Причина - желание избавить царя от расходов. В нем не использовались драгоценные камни за исключением рубина, да и насчет его я тоже не вполне уверен». [8].

        Одно из первых по времени упоминаний о Василии Зуеве в лондонском журнале Connoisseur  (Знаток)  -  заметка в декабрьском нимере журнала за 1936 г.  от Галереи Шэффера в Нью – Йорке, которая активно занималась торговлей изделиями Фаберже и успешно продолжает эту деятельность до настоящего времени.  Вот, что отмечают антиквары:

         «Peter the Great Egg in shown. Miniatures were painted by Vassily Zouev, the court miniaturist”  (выделено нами -  В.С. ) “. (Показанo Яйцо Петр Великой. Миниатюры   написал Василий Зуев, придворный   миниатюрист) [9].  Интересно, что в 1936 году Василий Зуев (ему 66 лет), проживая в волжском поселке Чердаклы (25 км от Ульяновска) и не подозревал о такой рекламе и почетном звании «придворного миниатюриста».

          Не следует преувеличивать   знания первого биографа фирмы Фаберже , руководителя Лондонского отделения фирмы Г.Ч. Бэйнбриджа (1874 – 1954), особенно в части работы фирмы для Кабинета Его Величества.  Бэйнбридж работал с частными лондонскими покупателями и в его компетенцию не входило   знание  о сотрудничестве   фирмы с Императорским двором и Кабинетом Его Величества.  Учтем   и закрытость информации о таких заказах,  в некоторых случаях и секретность.  В 1938 г.  в статье для антикварного журнала   Бэйнбридж пишет, что только после нескольких лет работы в фирме узнал, что Фаберже ежегодно исполняет императорские пасхальные яйца. [10, p. 200].  

          Полного Списка пасхальных яиц   и иллюстраций до революции   никогда не составлялось, кроме   публикации 10 пасхальных яиц в журнале «Столица и Усадьба» в  апреле 1916 г. [11].

          В 1949 г. Г.Ч. Бэйнбридж   в первой монографии про Карла Фаберже перечисляет художников Петербургского отделения фирмы. На первом месте  «Франц Бирбаум, швейцарец, первый дизайнер, специалист по всем направлениям призводства и ассортимента».  Далее,     Бэйнбридж перечисляет художников: Александр Ивашев, Евгений Якобсон, Оскар Май, Хуго Эберг, Зосим Критский,  Крыжицкий и наконец Василий Зуев, русский, художник – миниатюрист первого класса» (выделено нами – В.С.)  [12, p. 136].

       Английский искусствoвед Кеннет Сноуман, второй после Бэйнбриджа признанный биограф Карла Фаберже,   пользовался консультациями Евгения Карловича и в своей монографии  «Искусство Карла Фаберже» (1953 г., Лондон) перечисляет группу художников – миниатюристов:

        «Василий Зуев (придворный миниатюрист). Остался в России после революции. Крыжицкий. Де Бенкендорф, акварелист. Блазнов. Гефтлер, Прахов, специалист по иконам. Сергей Соломко, акварелист. Гораций Уоллик, англичанин. Вегнер.  Цейнграф, немецкого происхождения, отличные   портретные работы».  [6, р.115].  - Здесь все верно, хотя, по прошествии 64-х лет после выхода книги Сноумана, сейчас   в 2017 г. для исследователей остается загадкой, что же исполняли   для фирмы «художники – миниатюристы»:  граф Дмитрий Бенкендорф (1840 – 1919),  Карл  Гефтлер (1853 – 1918), Гораций Уоллик (в Петербурге его звали Гарас Валлик).  Вклад Зуева настолько велик, что само упоминание других специалистов  в одном ряду с Зуевым  повышает их авторитет. Исключение составляют Цейнграф, Вегнер и  Блазнов. Цейнграф  (1857 – 1908)  родился в Дании и считается датским, а не немецким  художником, хотя последние 17 лет жизни прожил в Берлине.

          В 1954 г. вышел из печати 1-ый том «Очерков по истории камня» акад. А.Е. Ферсмана. [13]. Александр Евгеньевич лично знал Франца Бирбаума и хорошо владел историей вопроса. Впервые были опубликованы фрагменты из «Истории фирмы Фаберже», рукописи   главного мастера Франца Бирбаума. Здесь нет фамилии Василия Зуева, но опубликована фотография императорского пасхального яйца «Медный Всадник» 1903 года, в котором миниатюры работы В. И. Зуева. «Царская» тема в книге строго цензурировалась, потому из перечня лучших пяти Императорских яиц, как в рукописи   Бирбаума,   изъято Императорское Пасхальное яйцо «Пятнадцать лет коронации», - шедевр совместной работы Фаберже и Василия Зуева, в котором помещено 16 миниатюр художника. Также изъято из рукописи   Бирбаума упоминание о монархической теме и   пасхальных яйцах с миниатюрами  Зуева. Книги Ферсмана выходили огромными тиражами и способствовали сохранению традиций камнерезного искусства и исторической памяти.

         Марвин Росс (1905 – 1977), историк искусства, закончил Гарвардский университет, обучался в университетах Нью-Йорка, Вены и Мадрида. С 1959 г. куратор коллекции М.М. Пост, Музея – сада «Хиллвуд» (Вашингтон, США). Автор   каталога , посвященных коллекции М. Пост:  "The Art of Kаrl Faberge and His Contemporaries,"  (1965). (Карл Фаберже и его современники). Это наиболее квалифицированное издание, сохраняет актуальность до сих пор. Анализируя коллекцию М. Пост в Хиллвуд-Музее, Марвин Росс утверждает, что Цейнграф исполнил   для Юбилейного Датского Яйца (1903) миниатюры датского короля Христиана IX  и королевы Луизы.  [14, рр. 96-97]. Спорное утверждение, скорее гипотеза,   поскольку Василий Зуев уже работал  в том же году с Фаберже,    по миниатюрам другого яйца 1903 года  «Петр Великий»  (его же называют  «Медный всадник »). Карне де баль (записная книжка для бала): миниатюра Императрицы Александры Федоровны подписана Василием Зуевым.  [14, р. 30]

          Анализируя дизайн Яйца, которое сейчас называют «Екатерина Великая» (1914 г.),   во французском стиле XVIII - го века, М. Росс указывает,  что дизайн и эмали в стиле Буше (Boucher) подписаны придворным эмальером (court enameler) Василием Зуевым. Всего 8 миниатюр, в том числе 6 в круглых рамках,  две – большие в 8-угольных рамах из жемчуга. Миниатюры подписал придворный миниатюрист (court miniaturist) Василий Зуев.  Марвин   Росс называет Зуева одновременно и придворным эмальером и придворным миниатюристом. Также Росс предполагает авторство Зуева  для пяти   миниатюр на знаменитой Юсуповской шкатулке с видами принадлежащих им дворцов. «Зуев остался в России после революции», отмечает Росс.  Юсуповская  шкатулка  экспонировалась на выставках  в Нью-Йорке в 1937 году, в Пало-Альто в 1939 г. и в  Галерее Хаммера в 1951 г.[14, р. 40].  Многие   исследователи   до сих пор считают, что Зуев только специалист   акварели по слоновой кости. Однако мемуары художника князя Кирилла Голицына (1903 – 1990), опубликованные в 1997 г.,(смотри далее),   подтверждают правоту американского искусствоведа.        

       В 1979 году в книге авторов Г. фон Габсбурга и А. Солодкофф  (Faberge. Court Jеweler to The Tsars. Von Habsburg – Lothringen, A. Solodkoff. - Rizzoli, New York, 1979.  - 170 pp).

Вводится в научный оборот  Рамка с миниатюрой работы Василия Зуева – портрет супруги Отмара Нейшеллера [15, p.128]. Отмар Нейшеллер – известный клиент Карла Фаберже и его друг.

          1980 год. Брошюра кандидата исторических наук  Ульяновой Бeллы Лазаревны. Изделия фирмы Фаберже. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея М.: Внешторгиздат,  1980-1989 г. 30 с. Автор пишет:

          «В собрании музея хранится выполненная с большим вкусом овальная рамка с миниатюрным портретом Зинаиды Юсуповой (работы В. Зуева). Миниатюра обрамлена двумя веточками ландыша из жемчужин с листьями зеленой эмали. Веточки перевязаны узкой лентой, усыпанной мелкими алмазиками. Белая бархатная подставка, на которой закреплена рамка, подчеркивает ее изящество» [16. с. 5].

         1983 год, Нью-Йорк.  Одна из крупнейших выставок, организованная самой солидной американской фирмой «А Ля Вьей Русси» (Как в Старой России), работавшей с 1920-х гг. с изделиями Фаберже. Демонстрировалось 561 произведение, многие впервые. Миниатюры Василия Зуева  в 5-х изделиях, но подписаны только два: табакерка с  инвентарным № 4909 (Император в преображенской форме) и Императорское пасхальное яйцо «Медный Всадник», 1903 года.  [17]

         Одна из самых значительных выставок последнего полустолетия:  «Фаберже – придворный ювелир царя», Мюнхен, 1986 – 1987.  - 361 стр. 664 предметов в каталоге. [18]. В Индексе имен Зуев только 2 раза.

С.252, № 507. Карне де баль из музея Хиллвуд. Подпись на миниатюре Имп. Александры Федоровны «Зуев».

С.277, № 542. «Наполеоновское яйцо», подпись «Зуев 1912».

С.256, № 516. Табакерка лиловой эмали   с портретом Императора Николая II из коллекции английской королевы Елизаветы II. Указано, что автор миниатюры Рокштуль (!). Алоиз Рокштуль (1798 – 1877), академик миниатюрной живописи, никак не может быть автором, поскольку уже давно умер.

С.278-279: «Мозаичное яйцо» из коллекции английской королевы – авторство Василия Зуева не указано, также   как и на миниатюре табакерки с портретом Николая в преображенском мундире, после 1915 г. (с.257-258, № 518). В начале 2000-х гг. выяснилось, что это табакерка для французского министра Г. Аното. 

        1988 год. Германский исследователь и дилер Александр Солодкофф в   книге «Фаберже»  находит несколько слов о миниатюристах: «Ряд художников исполняли  для   Фаберже живописные миниатюрные портреты на слоновой кости. Самые известные среди них были Йоханнес  Цейнграф (1857 – 1908) и Василий Зуев, который работал для Фаберже с 1908 по 1917 год». [19, с. 92].  Солодкофф исчисляет дату сотрудничества Василия Зуева с фирмой с 1908 г., в то время как художник уже исполнил миниатюры для императорского пасхального яйца в 1903 г. 

        В самом начале 1990 г. в Москве,  с грандиозным успехом  прошла выставка Фаберже, на которую впервые привезли в СССР императорские пасхальные яйца из западных коллекций.. Был выпущен   каталог, статью в который дала директор Оружейной палаты Ирина Родимцева. Вот отрывки из ее статьи:

        «Гордостью Оружейной палаты является наиболее многочисленная коллекция предметов XVI XVII веков, когда Москва являлась политическим, религиозным и культурным центром Русского государства.

       В меньшем объеме в музеях Московского Кремля представлены ювелирные русские фирмы XIX и начала XX веков. Длительное время эти произведения не собирались музеями, специалисты считали их эклектичными, далекими от подлинного искусства.  Именно по этой причине предметы этого времени в первую очередь широко продавались за рубеж в 1930-е годы и пополнили западные коллекции русского искусства.

        Не избежали этой несправедливой оценки и прекрасные творения знаменитой русской фирмы Фаберже, изделия которой сейчас хорошо известны миру. В последнее время творчеству Фаберже у художников его круга дана объективна оценка и они нашли достойное признание на родине». [20. с. 25]

       «Миниатюрные портреты украшают и яйцо, созданное в 1913 году к 300-летнему юбилею династии Романовых. Известный мастер – миниатюрист  [выделено нами – В.С.] В.И. Зуев изобразил всех представителей дома Романовых от Михаила до Николая II». [20, с. 28].

         Отдельным блоком был сделан справочный раздел «Пасхальные яйца, сделанные для русской императорской семьи. Каталог. Издательство приносит благодарность Александру Солодкофф за помощь в работе над этим каталогом». [21, с. 91-115].  Что пишет А. Солодкофф:

        «Яйцо, посвященное датскому юбилею. 1888 или 1906. [Правильно: 1903 год – В.С.]  Мастер неизвестен. Миниатюры выполнены Константином Крижитским  [Надо: Крыжицкий – В.С.]. Миниатюрный портрет датского короля Христиана IX». [21,p.93].  Это явное недоразумение - приписать Константину Крыжицкому авторство миниатюр в не найденном до сих пор пасхальном яйце 1903 г. с портретом датского короля. В 1965 году М. Росс отдавал авторство Й. Цейнграфу.

        Авторство миниатюр Зуева указано в 6-ти пасхальных яйцах: Яйцо с памятником Петру I (1903 г.), Яйцо, посвященное пятнадцатилетнему юбилею (1911 г.),  Наполеоновское яйцо (1912 г. ), яйцо « 300-летие дома Романовых » (1913), яйцо Гризайль (1914), яйцо Стальное на четырех снарядах (1916 г.).

        Не указано авторство миниатюр Василия Зуева в 8-ми пасхальных яйцах: «Яйцо с трофеями любви (1905 или 1910 гг.; [Правильно: 1907 г. – В.С.]. Яйцо с решеткой и с розами (1907 г.). Яйцо с моделью Александровского дворца в Царском Селе (1908). Яйцо с портретом царевича (1912). Яйцо с мозаикой (1915) [Правильно: 1914 – B.C.]. Яйцо с Красным Крестом и с императорским портретами (1915). Яйцо с Красным Крестом и триптихом «Воскресение» (1915). Яйцо с Георгиевским крестом (1916)» - Таким образом, в 1990 г. западный исследователь еще не знал о роли Зуева в создании пасхальных яиц.  

        В разделе «Мастера, ювелиры и художники фирмы Фаберже»   фактические неточности.  «Зенграф [правильно Цейнграф B.C ], был главным художником – миниатюристом фирмы Фаберже. Василий Зуев (работал в 1908 – 1917) сменил Зенграфа в должности главного миниатюриста и писал по эмали и по слоновой кости». [21 р. 116]. Каким образом и за какие заслуги Цейнграф стал главным миниатюристом у Фаберже?  И почему Зуев сменил датчанина в 1908 году, если начал сотрудничать с Фаберже уже в 1902 г.?

      «Михаил Перхин (1869-1903) [надо 1860 – B.C.] – наиболее известный мастер фирмы Фаберже. Несмотря на то, что он учился у деревенских мастеров [выделено нами – B.C.] поздние работы Перхина носят элементы стиля рококо и Людовика XV». [21 р. 116].

       Перхин учился у деревенских мастеров?  Нонсенс! В русских деревнях делали пасхальные яйца? Вот анекдотичный пример познания России.

       В 1990 году вышел   первый Каталог первой в СССР выставки  «Великий Фаберже», проходившей с колоссальным успехом в Ленинграде летом 1989 г.  Статья кандидата искусствоведения, сотрудника Государственного Эрмитажа   М. Н. Лопато  «Феномен Фаберже» [22, с. 16-34] :

«…В конце 90-х гг. <….> на фирму приходят молодые дизайнеры Училища барона Штиглица. Среди них Ян Либерг, Федор Грюнберг, Оскар Май, Лейзер Стрих, Евгений Якобсон, Василий Зуев». [22, с.26].  Опубликован Портсигар голубой эмали с миниатюрой Цесаревича Алексея  [работа Зуева – B.C.] в ромбовидной рамке. 1906 г. из коллекции Оружейной палаты;  № 115 каталога  [22, с. 105]

         1992 гoд, Книга авторов   В.В. Скурлова и Г.Г. Смородиновой. «Фаберже и русские придворные ювелиры России». М., «Терра». Опубликован впервые портрет Василия Ивановича Зуева (фото 1900 г. из личного дела ИАХ).  Подпись: Василий Иванович Зуев (1870 – после 1917). Художник – миниатюрист фирмы Фаберже. В период 1904 – 1917 гг. выполнил подавляющую часть миниатюрных портретов императорской фамилии для Кабинета Его Величества и для фирмы Фаберже, имел неофициальное звание придворного миниатюриста. [23, с. 43]. 13 альбомной части: Рамка с миниатюрой княгини З.Н. Юсуповой, графини Сумароковой - Эльстон, работы В.И. Зуева, 1907 год.

       Главный мастер фирмы Фаберже, выдающийся деятель русского ювелирного искусства Франц Петрович Бирбаум в 1919 г. по заданию акад. А.Е. Ферсмана написал Записки по истории фирмы. Они были обнаружены нами в конце 1989 г   в фонде акад. Ферсмана в архиве Академии наук СССР (сейчас РАН) и были опубликованы в 1992 году (английская версия) [24] и в 1993 г. (русская версия с обширным справочным аппаратом) [25].  Первые две   совместные публикации с г-жой Татьяной Фаберже.  Внутри текста  фотография Императорского пасхального яйца «Пятнадцать лет Коронации» и указано, что автор миниатюр -  Василий Зуева. Портрет Василия Ивановича Зуева из личного дела ИАХ, 1900 г.  [25, с. 20]. Биография  В.И. Зуева.[  25, с. 25].

       В Список живописцев - миниатюристов  Ф.П. Бирбаум включил  только двух xудожников: В.И. Зуева и С.С. Соломко. Еще  шесть художников учтены как миниатюристы по эмали, в том числе: А.И. Трофимов, К.Ф. Цейдлер, М.В. Мусселиус, Е.Э. Якобсон и Ф.П. Бирбаум. [25, с. 16]. Как показывают последние исследования,  Василий Зуев также исполнял эмалевые композиции, однако главной его специализацией была  живопись по слоновой кости – чрезвычайно сложная техника, где он не имел себе равных. 

       В числе пяти   лучших императорских пасхальных яиц Фр. Бирбаум упоминает «Яйцо в память 200-летия Петербурга»:    на нем размещены виды старого и нового Петербурга (домик Петра I и Зимний дворец), портреты Петра Великого и Николая II» и «Яйцо в память 300-летия Дома Романовых»: на поверхности размещены портреты царей и императоров Дома Романовых». - Миниатюры в этих яйцах исполнил художник Василий Зуев. Бирбаум также упоминает Яйцо с «Первым портретом Наследника в медальоне, окруженном бриллиантами».  «Яйцо полированной стали, внутри миниатюра, изображающая посещение императором передовых позиций». «Императрице Александре Федоровне – яйцо белой эмали с изображением Красного Креста и с портретами двух ее дочерей в форме сестер милосердия». [25, с.18-19]   Миниатюры для этих яиц также исполнил Василий Зуев, правда Бирбаум не упоминает автора.

          1993 год. Tatiana F.Faberge, Valentin V.Skurlov, Rifat R.Gafifullin. A new Chronology of the Imperial Easter  Egg, created by Faberge. – St.- Peterburg – Geneva, 1993 – 23 pp. [26]

С.12. Счет от фирмы Фаберже на Императорское пасхальное яйцо «Пятнадцать лет Коронации», 1911 года. – Указано авторство Василия Зуева в миниатюрах.

С. 12: Счет на Императорское пасхальное яйцо 1913 года «300 лет Дому Романовых». Миниатюры Василия Зуева.  [26, p.12]

            В каталоге международной выставки «Фаберже: придворный ювелир». Проходившей в 1993-1994 гг. в Санкт – Петербурге, Лондоне и Париже, имя Василия Зуева упоминается 11 раз [27].

С. 153: «Хорошо известно, что королева Мэри была страстной собирательницей вещей Фаберже и сама покупала их. В сентябре 1934 г. она приобрела у князя Владимира Голицына настольную сигаретницу с писаной по эмали миниатюрой Зуева [выделена нами – В.С.], изображающей монумент Петру Великому. [с. 280, подпись «Зуев, 1913»] Князь Голицын, бывший адъютант великого князя Николая Николаевича, эмигрировал в Англию и зарабатывал на жизнь продажей антиквариата в собственном магазине на Беркли-стрит в районе Мэйфэр. Многие русские эмигранты продавали свои ценности через этот магазин. Эту сигаретницу королева Мэри купила в подарок супругу. Королю Георгу V на Рождество 1934 года.

C. 178: Императорское Яйцо «Екатерина Великая». 1914 г. Зуев – миниатюры.

С.192: Императорское яйцо «Пятнадцать лет Коронации», 1911 г. – Зуев. Миниатюрист, ссылка на журнал «Столица и Усадьба» от 01 апреля 1916 г.

С.276: Впервые экспонировалась Рамка красной эмали с акварельным портретом императрицы Марии Федоровны, работы Василия Зуева, подарок княгине А.А. Оболенской. Высота Рамки 14, 6 см. Из коллекции Ermitage Ltd, Лондон.

С.280. Табакерка с инвентарным номером №  4909. Зуев – миниатюра. Без указания первого получателя французского академика Ф. Массона.

С.281. Табакерка зеленой эмали «генерала Трепова», без упоминания миниатюриста Зуева. Как выяснилось позже, это табакерка была передана великому князю Николаю Михайловичу в августе 1917 г. для французского министра Г. Аното.

С.282. Табакерка сиреневой эмали с портретом Николая II, подписанная Рокштулем (! – В.С.) из коллекции английской королевы Елизаветы II. – На самом деле, эта миниатюра художника Василия Зуева и табакерка подарена тайному советнику Рафаловичу в 1915 г.

Стр.308: Впервые представлена прямоугольная нефритовая Рамка (13,5 см) с портретом княгини Ольги Орловой, подписанный В. Зуевым из коллекции Джизиан Вульф, Франция.

С.312: миниатюрный портрет кн. З.Н. Юсуповой. Графини Сумароковой – Эльстон из коллекции ГИМ, подпись «В. Зуев 1907». Участие в международных выставках: Микимото, 1991 и Генуя, 1992.

С.371: Брошка в технике «гризайль» идентичная по стилю. Сюжету и технике эмалевым миниатюрам из Императорского яйца «Екатерина Великая». 1914 г., работы Зуева.

С.451. Упоминание о Зуеве из Записок Франца Бирбаума (1919 г.). найденных В.В. Скурловым в архиве акад. А.Е. Ферсмана.

Авторство Василия Зуева не указано в аннотациях к «Мозаичному Яйцу» (с.190-191), Портсигару синей эмали с портретом Цесаревича в ромбе и подписью «Маме от Ники». Коллекция Оружейной палаты.

На стр. 180-181: Карне-де-баль из коллекции музея – сада «Хиллвуд». Не указано авторство В. Зуева на портрете имп. Александры Федоровны, установленное еще в 1965 г. Марвином Россом.

С.170: Рамка треугольная с 9-ю миниатюрами императоров из Кливлендского музея. Как выяснилось нами   из архивных документов,   эту Рамку в 1913 г. была вставлена миниатюра императора Николая II, работы Василия Зуева, ныне утраченная.

 В 1994 г. Кристель МакКанлесс выпустила библиографический обзор литературы о Фаберже. Включающий 1772 источника. В индексе имен только 4 упоминания   про Василия Зуеве. Нужное издание, необходимое для генезиса историографии Фаберже [28].

      Большая выставка «Фаберже в Америке», 1996. [29]. Каталог включает 417 изделий.

Зуев в Индексе имен 5 раз.

С.29. № 5. Рамка Фаберже с миниатюрой Василия Зуева – портрет Эдит Рокфеллер, в замужестве  МакКормик. Коллекция посла Уильяма Казана, Париж. – Как выяснилось позднее, авторство Зуева под вопросом, так как на миниатюре имеется подпись «R.G./03».

С.163, № 152. Императорское пасхальное яйцо «Медный Всадник», одна миниатюра подписана «B. Byalz» (Б. Бяльц). – Неверное, новое  прочтение подписи «В. Зуевъ». Авторство В. Зуева было установлено еще в 1936 г.

С.185, № 169. Табакерка нефритовая из Музея – сада «Хиллвуд»,  коллекции М. Пост. Вставлена в 1955 году миниатюра Цесаревича Алексея с датой «1916». – Автор миниатюры не указан, весьма вероятно, что Василий Зуев.

С.284, № 311. Эмалевая Рамка (8 см) с миниатюрой, подписанной Василием Зуевым – портрет леди, супруги Лео   Нейшеллера, урожденной Люси фан Гильзе фан дер Пальс. – Ранее не публиковалась.

       1997 год. Вышли в свет   «Записки князя Голицына,» [30], который приходился племянником покровителя Василия Зуева, сенатору А.Д. Свербееву (в книге именуемого Сенатор) дают много новых сведений к портрету  Василия Зуева в историко – бытовом  контексте, без которых уже невозможно представить биографию художника.. Мы приводим выдержки из этих Записок.        

         «Из подопечных Сенатора его особым расположением пользовался некий Василий Иванович Зуев, [выделено нами - В.С.] человек уже не первой молодости, живший постоянно в квартире своего патрона в большой, но темной комнате окнами во двор. Василий Иванович был тихим и скромным человеком. Носил он почему-то всегда один и тот же китель офицерского образца. В дневные часы он был прикован к столу-конторке, стоявшему в углу гостиной, возле окна. Склонившись над столом с большой лупой в левой руке, он писал акварелью портреты-миниатюры на пластинках из слоновой кости. Для своего ювелирного мастерства он пользовался тончайшими кистями, принимавшими лишь то минимальное количество краски, которое требовалось для нанесения почти не различимых глазом штришков и точек. Любителей миниатюрных портретов было много — Василий Иванович постоянно имел заказы и хорошо зарабатывал. Наиболее выгодным заказчиком, пожалуй, была Царская Семья, для которой он делал, между прочим, миниатюры неправдоподобно малого размера. Таким был, например, погрудный портрет Николая II в военной форме и при всех орденах, величиною с ноготь безымянного пальца. Этот портрет был вправлен затем в фарфоровое пасхальное яйцо, предназначавшееся для подарка Императрице к Пасхе.

         В последние годы перед революцией Василий Иванович увлекся работой эмалью, наносимой на мелкие изделия из золота или просто на золотые пластинки. На завершающем этапе эта техника требовала термической обработки, каковая осуществлялась одним из самых доступных способов — на кухонной плите, что вызывало негодование кухарки Ирины Федоровны. Свою власть на кухне она считала абсолютной, а плиту — предназначенной для более толковых надобностей.

         В годы войны Зуев был уже настолько обеспеченным человеком, что мог позволить себе приобрести недвижимую собственность — квартиру в доме так называемых квартирных собственников на углу Спасской и Знаменской. Переехал туда   после смерти Сенатора, но я ни разу у него не был и вообще никогда его больше не встречал. В Москве в Оружейной палате есть  несколько его работ. В одном из журналов, в статье, посвященной Оружейной палате, Зуев был отнесен почему-то к разряду «умельцев». [13].

          1997 год. Вышла монография авторов Т. Фаберже, Л. Пролер, В. Скурлов. «Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже». [31].  Фамилия Василия Зуева в Индексе 4 раза. Опубликованы два счета фирмы:  1911 года. Яйцо «Пятнадцать лет Коронации» и 1913 года «300 лет Дома Романовых», где зафиксировано авторство Василия Зуева. Публикуется фотография художника и краткая биография (с.33). Со ссылкой на Архив музеев Московского Кремля упоминается документ о передаче 8 императорских пасхальных яиц 14 февраля 1927 г. от Московского Ювелирного товарищества в Оружейную палату. Среди них яйцо розовой эмали, живопись Зуева. 1914 года. Это Яйцо «Екатерина Великая» (оно же «Гризайль»). Впервые упоминается, что автор живописи Василий Зуев (Архив Московского Кремля, Фонд 20 1927 д. 20 л. 20). Яйцо  В 1930 г. продано Арманду Хаммеру в 1930 году.  Сейчас в коллекции музея – сада «Хиллвуд», коллекция М. Пост, Вашингтон, США.

          2000 год. «Фаберже. Великие ювелиры России. Сокровища Оружейной палаты». Татьяна Мунтян. – Изд-во «Красная площадь», 2000 – 208 с. [32]

С.208: ЗУЕВ Василий Иванович, 1870  - после 1917. Художник – миниатюрист фирмы К. Фаберже и преподаватель Императорского Александровского лицея. Родом из Ставрополя (Самарской губернии, ныне Тольятти). Закончил Центральное Училище Технического Рисования барона А.Л. Штиглица. Затем год учился в Академии художеств. С 1904 г. начал активно работать для Кабинета Его Величества. Создавал миниатюры на слоновой кости. После революции выехал в родной город Ставрополь за продуктами и больше сведений о нем нет.  (см. № 10 каталога)

С.50-51: № 10. Яйцо «Военное» с миниатюрой на мольберте. Художник – миниатюрист В. Зуев. Впервые опубликовано в книге «Оружейная палата» под ред В.Н. Иванова: авторы А.А. Гончарова. Н.В. Гордеев, К.В. Донова, М., 1964, стр. 170.

         В 2004 г. вышел из печати Альбом А. Перевышко, В. Скурлов,  Т. Фаберже. Петербург Карла Фаберже.  Опубликован  Портрет Зуева Василия Ивановича. Худ. А.И. Перевышко. 2002, 63 х 77 см., картон, масло. В 2015 г. подарен Музею Василия Зуева в р.п. Чердаклы Ульяновской области.  [33, с.46]

        Американский библиограф фирмы Фаберже  г-жа Кристель МакКанлесс в соавторстве с австралийским коллегой  Уиллом  Лоуесом выпустили в 2001 году т. н. «Ретроспективную энциклопедию пасхальных яиц Фаберже», [34],  которая во многом использует материалы, наработанные Валентином Скурловым  и  Татьяной Фаберже. Книгу следует считать полезной, поскольку для англоязычного читателя впервые вводятся сведения, добытые в российских архивах и архиве Татьяны Фаберже. Любопытными представляются сведения от бывшего подмастерья фирмы Плотницкого. Плотницкий Андрей Панкратьевич, ювелир - монтировщик мастерской Г. Вигстрема в 1911 – 1917 гг. В эмиграции жил в Германии и США.

         Плотницкий говорил, что Зуев был человеком большого темперамента и говорил, что свет в Петербурге не способствует для художества. Фаберже построил ему студию в Крыму  [На самом деле, Зуев лечился в Сухуме – В.С.] в 2500 милях на юге [От Петербурга до Крыма 1000 миль – В.С.]. Он нечасто   ездил в Петербург, для получения заказов. Источник: Гринберг, из неопубликованного, Бахметьевский архив (США). Плотницкий говорил, что Зуев имел самую высокую зарплату, 750 рублей в месяц. Для сравнения, министр кабинета [Управляющий – Ред. сост. ] получал 1000 руб. в месяц. Евг. Фаберже считает,   что Зуев превосходный  художник, писал миниатюры, работал в фирмe до 1918 [1917  - В.С.].  Во время голода в 1917, Зуев вернулся в Ставрополь (ныне Тольятти), чтобы найти еду, и потом исчез  без следa [Подчеркнуто нами – Ред. – сост.]. Как  утверждает  Плотницкий, большевики увезли 7 грузовиков инструментов и товара” [ 34, р. 127].

 

         Кристель   МакКанлесс вновь, как в 1996 году,   вводит в оборот некоего иностранца  B. Byalz,  « художника – миниатюриста, который исполнил миниатюры в пасхальном яйце 1903 года « Петр Великий».  Однако, уже с 1936 года известно, что миниатюры этого яйца исполнил Василий Зуев.  Автор  неправильно прочитала  фамилии Василия Зуева. Букву «З» автор прочитала как «В», букву «у» как латинскую «игрек», букву «е», как латинскую «а», букву «в», как латинскую «l»,  русский твердый знак «ъ» как «z».  [34,  р. 190]. Рекомендуем изучение русского языка исследователям русского искусства.

         Единственную докторскую диссертацию, тема которой близко связана с анализом деятельности Кабинета Его Величества,  защитила в  2005 г. в Хельсинки  г-жа  Улла Тилландер – Годенйилм:  «Российская  императорская наградная система (1894 – 1917 гг.)». [35]   

        «Как выяснилось в процессе   нашего исследования, пишет д-р Улла Тилландер,  миниатюрные портреты   Императора были в основном  поручены  миниатюристам Василию Ивановичу  Зуеву и Александру Петровичу Блазнову. Иногда они   заказывались  датскому миниатюристу Йоханнес Цейнграф , который также работал для Кабинета Его Императорского Величества. Изображения монарха основывались   на фотографиях   или картинах,    в вариантах  полковых униформ полков, в которых царь был шефом» . [35, р. 167]. Здесь впервые упоминается о разнообразии мундиров на портретных миниатюрах монарха. Улла Тилландер приводит иллюстрации: нагрудного медальона на 4 миниатюры для Принца П.А. Ольденбургского (с.52), портретных табакерок на стр. 164, 172, 173 – без указания авторства миниатюр Василия Зуева. На стр. 157: иллюстрации настольных медальонов для французского министра Вивиани (1914 г.) и для Регента Персии (1914) с миниатюрами Императора и указанием авторства Василий Зуева. На стр. 158 и 160:  настольные медальоны в виде золотых колонок для князя цу Эйленбурга и фельдмаршала графа Милютина – также с указанием авторства Василия Зуева. На стр. 173, № 52. Табакерка с портретом Николая II для германского князя Фридриха Сольмс-Барута, инспектора  Санитарного корпуса обоих армий. Из коллекции графа  von Moy. – Авторство Зуева не указано.

          2000 год. Faberge. Imperial craftsman and his World. Dr. Geza von Habsburg with contribution by Alexander Solodkoff, dr. Robert Bianchi -  Booth – Clilborn Edition, 2000. - 416 pp. Каталог выставки в Вилмингтоне, Канзас, СШA в 2000 – 2001 г.  [36]

С.170: в подписи под миниатюрой болгарского великого князя Фердинанда Кобургского А. Солодкофф указывает, что художник О. Цейнграф обучался в Академии в Копенгагене. – Никаких свидетельств обучения пока не обнаружено.  С.467: Табакерка. Инвентарный № 4909. Из аннотации: вручена неизвестному персонажу. Миниатюра Василия Зуева.  Позднее, когда табакерка продавалась на аукционе Кристи, Нью-Йорк, 10.02. 2002   в архивно - исторической  справке указано.  что это табакерка для французского историка Ф. Массона.

        2002 год. Каталог Аукциона «Кристи», Нью-Йорк, 10 февраля 2002, лот 128. Нефритовая табакерка с портретом Императора Николая в форме Стрелкового батальона Конвоя. Вручен в августе 1917 г. французскому академику Ф. Массону. Подпись «Зуевъ 1916». Справка подготовлена В.В. Скурловым и У. Тилландер. Оценка продажи: 500 000 – 700 000 $,   продажа 834 500 $.  [37]

         2003 год. Каталог выставки «Фаберже&Картье: соперники при Дворе», Мюнхен. 2003-2004. [38]

С. 202, № 188. Табакерка с изображение Николая II в гусарской форме – художник не указан.

С.202, № 189. Табакерка с миниатюрой монумента Перта Великого, инвентарный номер 23143 фирмы Фаберже, цена 1900 руб., без указания авторства. Идентична табакерке с похожей миниатюрой из коллекции английской королевы Елизаветы II, где указан автор Василий Зуев.

С.203: № 191. Круглая табакерка синей эмали, портрет Николая II – художник не указан.

№ 192. Портрет княгини З.Н. Юсуповой из коллекции ГИМ. Подпись «Язев 1908», хотя правильно дата: 1907.

Здесь же справка» Василий Иванович Зуев, родился в 1870 г. в Севастополе (! – В.С. ) .   С 1904 г. один из самых предпочитаемых (bevorzugsten – нем.) художников миниатюристов для Императорского двора.

№ 196: Рамка с миниатюрой императрицы Александры Федоровны. На самом деле – изображение Императрицы Марии Федоровны.  

С.210-211: Императорское пасхальное яйцо «Наполеоновское». 6 миниатюр работы Зуева. В аннотации: Арманд Хаммер купил за 5 000 руб. в 1930 г. Первая выставка в Нью-Йорке в 1937 г.

С.216-217: «Военное пасхальное яйцо»  (Militer Osterej) из коллекции Оружейной палаты. Из аннотации: Миниатюра исполнена по фотографии. Телеграмма Императрицы Александры Федоровны супругу 10 апреля 1916 г.: Фаберже принес твое чудесное Яйцо, за которое я тебя 1000 раз благодарю. Миниатюрная группа фантастическая и все портреты особенно удались».

         2006 год.  М.Н. Лопато в монографии «Ювелиры Старого Петербурга». Издательство Государственного Эрмитажа, 2006. [39]   публикует перевод письма Евгения Фаберже от 05 августа 1941 г. директору лейпцигского издательства «А.А. Зееман», выпустившего в 1915 г. 11-ый том «Всеобщего лексикона изобразительных искусств Ульриха Тиме». [39, с. 158-164].  Копия этого письма имеется в архиве Татьяны Фаберже,  внучатой племянницы Евгения Фаберже.  В письме упоминается в самых лестных характеристиках В.И. Зуев:

           «Василий Иванович Зуев был совершенно первоклассным живописцем – миниатюристом [выделено нами – В.С.], который должен быть особо упомянут, однако я, к сожалению, не располагаю относительно него какими – либо датами; кажется, он живет где-то на Волге» – Евгений Фаберже не знал, что Василий Зуев умер месяц назад в Чердаклах в начале июля 1941 года. [39, с. 163].

       В 2012 г. В Женеве вышла из печати   монументальная  монография – энциклопедия  авторов  Татьяны Фаберже, Валентина Скурлова и швейжарского журналиста Э.-А. Колера.  Fabergé Tatiana , Kohler Eric-Alain , Skurlov Valentin. Fabergé - A comprehensive conoisseur's reference book. Editions SlatkineGeneva. 2012 – 624 p. [40]

       В этом энциклопедическом издании, которое является на сегодняшний день самым полным и структурированным аналитическим собранием о жизни и творчестве Карла Фаберже и сотрудников его фирмы Василию Ивановичу Зуеву выделена целая страница крупноформатного издания [26, p.293]. а в Индексе имен   20 упоминаний о В.И. Зуеве.  Есть целый раздел о высочайших подарках – наградах из Кабинета Е.В., иллюстрации которых разбросаны по всей книге в разных разделах, по персоналии и географическому принципу.

        В декабре 2013 г.  вышло полезное справочное издание  «Павловск». государственный музей - заповедник (Санкт - Петербург). Полный каталог коллекций, т. 9. Изделия фирмы Фаберже конца XIX - начала XX века в собрании ГМЗ "Павловск». [27]. В каталоге приводится   Список 6000 изделий фирмы Фаберже, составленный  на базе архивных фондов членов Императорской семьи в РГИА и ГАРФ .  В предметном указателе слово   «миниатюры» - 26 раз. Особый интерес представляют ссылки на документы, в которых фигурируют покупки миниатюр Василия Зуева Императрицей Александрой Федоровной.  [41, c.316].

       До последнего времени осторожные   читатели не верили интуиции отдельных исследователей по установлению авторства миниатюр в Императорских пасхальных яйцах. В сентябре  2013 г. научный сотрудник Оружейной палаты Т. Мунтян  опубликовала  в статье в Сборнике научной конференции в Перми, записи из Бухгалтерской книги фирмы Фаберже [42]  обнаруженной в 2006 году в Государственном архиве Российской Федерации, касающиеся шести Императорских пасхальных яиц 1912, 1914  и 1915 годов  в статье в Сборнике научной конференции в Перми [43], а в декабре того же 2013 г. опубликовала эти же сведения в антикварном журнале. 44].  В сентябре 2014 г.  описания тех же пасхальных яиц с указанием авторства Василия Зуева в четырех пасхальных произведениях  были опубликованы нами в журнале «Русский Ювелир» [45].

    « 24 / III 12 БОЛЬШОЕ ЯЙЦО «Empire», зол[олотое], зел[еной], кр[асной] и опал[овой] эм[али] 2 брилл[ианта], 4556 роз, внутри шестистворчатая ширмочка с шифр[ом] Ея Величества и с 6 миниатюр[ами] (работы Вас. Зуева) полков, шеф кот[орых] Е[я] И[мператорское] В[еличество] Гос[ударыня] Имп[ератрица] Мария Федоровна…….22 300 (руб. – В.С.)

         Это яйцо для вдовствующей Императрицы  Марии Федоровны.  сейчас называется «Наполеоновское».

           «24/III 12 БОЛЬШОЕ ЯЙЦО, в стиле L XIV [Людовика – В.С.] из ляпис-лазури, орнам[ентированное] чек[анным] мат[овым] зол[отом]. 1 брилл[иант] и 1 кр[упная] роза, внутри двуглавый орел платинов[ый] с 1871 роз[ами] и двусторон[ней] миниатюр.[ой] Е[го ] И[мператорского] В[ысочества] Наследника Цесаревича, работы Зуева…..15 800 (руб. – В.С.)       «АФ»  [ответственный за заказ обоих императорских пасхальных яиц Агафон Фаберже ].

          «1915 год: 19 июня. ЯЙЦО-СКЛАДЕНЬ  бел[ой] опаков[ой] эмали с 2 рельеф[ными] крест[ами] кр [асной] эм[али], 2 миниатюры вел[иких] княжён Ольги и Татьяны и 3 образка  (Воск[ресение] Хр [истова], Св[ятой] Ольги и Св[ятой]  Татьяны) работы Зуева, в футляре….3600 руб.

          Яйцо предназначалось Императрице Александре Федоровне. Сейчас называется «Яйцо Красный Крест Триптих».

           «1915 год: 19 июня. ЯЙЦО  бел[ой] опаков[ой] эм[али] с 2  кр[асными] крест[ами] и славянск[им] изреч[ением] на поясе, Ширмы (внутри яйца) белой опаков[ой] эм[али] и зол[олотой] отд[елкой], 5 миниатюр Высочайших сестер милосердия работы Зуева (Гос[ударыни] Имп[ератрицы] Александры Фед[оровны], Вел[икой] княжны Ольги Ни.[олаевны], вел[икой] княжны Татьяны Николаевны, вел[икой] кн[ягини] Ольги Александровны и вел[икой] кн[ягини] Марии Павловны)…….3875  руб.

 

          Из анализа литературы следует, что до начала 90-х гг. прошлого века преобладал англо-саксонский взгляд на творчество   Василия Зуева. После включения советских (с 1991 г. российских) исследователей парадигма изменилась.  Мощный поток новой информации потребовал научного осмысления и новых исследователей – аналитиков. Накопление количественных, прежде всего архивных знаний, привели к качественно новому взгляду на творчество великого русского ювелира и его художников.. Заблуждения и любительство   отброшены, рождается новая наука – фабержеведение. Взгляд изнутри, познание собственных гениев и адекватная оценка со стороны отечественных исследователей позволяют закрывать лакуны, побеждать мифы и, в конечном счете,  ведут к истинному знанию. Уязвимость западных авторов в том, что почти все они, за редким исключением, начиная с Арманда Хаммера  (1898 – 1990) и Кеннета Сноумана (1919 – 2001), братьев Шэффер, Гезы фон Габсбурга и Александра Солодкофф   и кончая молодым поколением в лице Кирана МакКарти -  являются арт – дилерами, что объективно не позволяет им добросовестно  заниматься научными исследованиями и объясняет многочисленные ошибки, зафиксированные нами в проведенном анализе литературы.. В то же время наличие нескольких больших коллекций в России, открытие в Петербурге Музея Фаберже (2013) и залов им. Фаберже в Государственном Эрмитаже (2014), работа Музея Фаберже российского коллекционера г-на  А.Н. Иванова в Баден- Бадене (Германия), открытость государственных архивов  позволяют объективно и спокойно изучать творческое наследие Фаберже. В споре с  искаженным восприятием Фаберже рождается истина.

Валентин Скурлов, Санкт – Петербург, апрель 2017 г.

                            Источники.

1. Васильева Н.И., Скурлов В.В. Василий Зуев. Художник – миниатюрист фирмы Фаберже. Ульяновск, 2015. – 276 с.

2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. В шести томах. Том IV, книга 1 (Елена – Кадышев). М., «Искусство», 1983. – С. 363.

3. «Оружейная палата» под ред. В.Н. Иванова /  авторы А.А. Гончарова. Н.В. Гордеев, К.В. Донова, М., 1964, стр. 170.

4. К.В. Донова. Изделия мастерской М.Е. Перхина (работы фирмы Фаберже конца XIX-начала XX века)  // Государственные музеи Московского Кремля Материалы и исследования Выпуск I   Москва, "Искусство", 1973.  Сс. 169 – 180.   .

5. Snowman, A.K. The Art of Carl Fabergé. – London : 1953. – 168 рр.

6. Kenneth A. Snowman, The Art of Carl Fabergé, London: Faber and Faber Ltd., 1962. 186 pp.

7.  Ленин и Горький. Письма, воспоминания, документы. М., 1961. Изд-во АН СССР. – 476 с. – 

8. Архив Татьяны Фаберже. Дело «Переписка Е.К. Фаберже. Разное.1930-е гг 

9. Schaffer Galleries, NY (Ad). “Imperial Gold Easter Egg by Carl Fabergé”. Connoisseur. Vol. 98, no. 424. December 1936: 63 (ad pages).

10. Bainbridge H.Ch. Faberge Figurines in Russian Coloured Stones // Connoisseur. Vol. 101, no. 440. April 1938: 200 – 201, 203 – 204 pp.).

11. «Столица и Усадьба». Журнал красивой жизни. Петроград. 1916. 1 апреля.

12. Bainbridge H.Ch. Peter Carl Faberge. Goldsmith and jeweller to the Russian Imperial Court. His Life and Work. London. New York.Sidney.Toronto.1949. – 170 pp.

13. Ферсман А.Е.  «Очерки   по истории камня». Том 1. М., АН СССР, 1954. – 223 с..

14. М. Ross. "The Art of Kаrl Faberge and His Contemporaries".   University of Oklahoma, 1965.

15. Faberge. Court Jеweler to The Tsars. Von Habsburg – Lothringen, A. Solodkoff. - Rizzoli, New York, 1979.  - 170 pp.

16.  Ульянова Б.Л.  Изделия фирмы Фаберже. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея М.: Внешторгиздат 1980-1989 г. 30 с  s.

17. Faberge. A la Vieille Russie. Catalogue of the Exhibition “A Festival of Faberge”. April 22 – May 21. New York, 1983.

18. Habsburg G. von. Faberge, Hofjuwelier der Zaren. Kunsthalle der Hipokulturstiftung, Munich, 1986. – 259 p.

 

19. Alexander Solodkoff. Faberge, 1988, L., Piramid. – 128 pp

20. Ирина Родимцева. Коллекция работ Фаберже в Оружейной палате //ФАБЕРЖЕ. Пасхальные яйца – сувениры, сделанные для русской императорской семьи. Сан – Диего – Москва. Изд. Престель, 1989. – с. 20 – 29. 

21. Пасхальные яйца, сделанные для русской императорской семьи. Каталог. Издательство приносит благодарность Александру  Солодкофф за помощь в работе над этим каталогом //ФАБЕРЖЕ. Пасхальные яйца – сувениры, сделанные для русской императорской семьи. Сан – Диего – Москва. Изд. Престель, 1989. – с.91-115.  

22. М. Н. Лопато «Феномен Фаберже» // Каталог выставки «Великий Фаберже». Ленинград, 1990. - Сс.16-34  

23. В.В. Скурлов и Г.Г. Смородинова. «Фаберже и русские придворные ювелиры России». М., «Терра», 1992. – 224.   .

24. Birbaum Franz P. The History of the House of Faberge (Gemstone Carving, Jewellery and Gold and Silver work of the House Faberge, 1919). According to the recollections of the senior craftsman of the firm Franz P. Birbaum. Published by Tatiana F.Faberge and Valentin V.Skurlov. Изд-во «Информприбор», М.; 1992.  -  76 pp.

25. Франц Бирбаум. Каменно-резное дело,  ювелирное и золото-серебряное производство фирмы Фаберже  (Рукопись 1919 г.)  // Татьяна Фаберже и Валентин Скурлов. История фирмы Фаберже. – А. О. «Русские самоцветы». 1993. – 104 с.  .

26. A new chronology of the Imperial Easter eggs created by Faberge / Tatiana F. Faberge. Valentin V. Skurlov. Rifat R. Gafifullin. - St. Petersburg; Geneva. 1993. – 23 p.

27. Г. фон Габсбург, М. Лопато. Фаберже: придворный ювелир. Каталог. Вашингтон, 1993 – 476 с.

28. Christel Ludewig McCanless, Editor and Publisher. Fabergé and His Works: An Annotated Bibliography of the First Century of His Art, 1994.- 410 pp.

29. Geza von Habsburg. Fabergé in America. Monograph to accompany a traveling exhibition (New York City, San Francisco, Richmond, VA, New Orleans, LA, and Cleveland, OH) in 1996-97 – 366 рр.

30. Голицын К. Н. Записки князя Кирилла Николаевича Голицына . - М., 1997. - 400 с

31.  Fabergé T., Proler L. G., Skurlov V.V. The Fabergé Imperial Easter Eggs. Christies. London, 1997. – 272 pp.

32. Фаберже. Великие ювелиры России. Сокровища Оружейной палаты. Татьяна Мунтян. – Изд-во «Красная площадь», 2000 – 208 с.

33. А. Перевышко, В. Скурлов,  Т. Фаберже. Петербург Карла Фаберже Альбом, СПб., 2004. - 146 с.

34. Faberge Eggs: A Retrospective Encyclopedia(Hardback). By (author) Christel Ludewig McCanless, By (author) Will Lowes. – The  Scarecrow Press, Inc. Lanham, Mariland, and London. - 2001. – 286 p.

 

35. Ulla Tillander  - Godenhielm. The Russian Imperial award system. 1894 – 1917. Akademic dissertacion. Helsinki: Suomen Muinaismuistoyhdistys, 2005. – 566 p. 

36. Faberge. Imperial craftsman and his World. Dr. Geza von Habsburg with contribution by Alexander Solodkoff, Dr. Robert Bianchi -  Booth – Clilborn Edition, 2000. - 416 pp. Каталог выставки в Вилмингтоне, Канзас, СШA в 2000 – 2001 г. 

37. Каталог Аукциона «Кристи», Нью-Йорк, 10 февраля 2002, лот 128

38. Каталог выставки «Фаберже&Картье: соперники при Дворе», Мюнхен. 2003-2004.

39. М.Н. Лопато «Ювелиры Старого Петербурга». Издательство Государственного Эрмитажа, 2006. – 272 c.

40. Fabergé Tatiana, Kohler Eric-Alain , Skurlov Valentin. Fabergé - A comprehensive conoisseur's reference book. Editions SlatkineGeneva. 2012 – 624 p.

41. "Павловск". государственный музей - заповедник (Санкт - Петербург). Полный каталог коллекций, т. 9. Изделия фирмы Фаберже конца XIX - начала XX века в собрании ГМЗ "Павловск", вып. 1. Особая кладовая / Гос. музей - заповедник "Павловск"; [авт.- вып.: Р.Р. Гафифуллин] - Санкт - Петербург: ГМЗ "Павловск", 2013.   

42.ГА РФ. Ф. 1463. Оп. 3. Д. 3194. В листе использования:  март 2006 г. заведующий отделом ГАРФ  С. П.  Балан;  научной сотрудник  ГМЗ  «Московский  Кремль»  Т.Н. Мунтян,  опубликовала сведения из документа в 2013 г.;  2011 г. -датский исследователь П. Ульструп, биограф   императрицы Марии Федоровны.

43. Мунтян Т.Н.  Произведения фирмы Карла Фаберже в системе придворного быта конца   ХIХ – начала ХХ  веков // Династия Романовых в культуре и искусстве России и Западной  Европы. История и современность.  Материалы  международной научно - практической конференции. Пермь - Чердынь - Ныроб. - Пермь. Издательство "Литер - А" 2013. С. 132-145;

44. Мунтян, Т. Символы исчезнувшей империи / Татьяна Мунтян // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. - 2013. - № 12 (112). С. 74-79.

45. Кривошей Д., Скурлов В., Фаберже Т. Бухгалтерская книга Фаберже за 1910 - 1916 гг. // Русский Ювелир. СПб., № 3, 2014 (сентябрь). С. 6-7.

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий