четверг, 6 апреля 2017 г.

Императорские и кабинетские подарки.

Скурлов В.В., кандидат искусствоведения




Императорские и кабинетские подарки.
Аннотация. Подарки - награды из Кабинета его величества -  неисследованная область художественных объектов ювелирного искусства. В государственных музеях России  практически отсутствуют подобные  предметы, поскольку по идеологических причинам в советское время даже хранение таких объектов  рассматривалось как контр-революционная деятельность. Подобные изделия несли на себе государственный герб Российской империи - двуглавый орел или царскую корону , а самые ценные предметы - вензель или портрет императора или императриц.  Единственный российский музей, который обладает подобными предметами - это Музей Фаберже Фонда "Связь Времен" в Петербурге. В статье, на примере коллекции этого  музея рассматривается  и уточняется атрибуция  "кабинетских"  подарков- наград.   Вновь найденные архивные материалы будут востребованы антикварами, коллекционерами и музейными работниками, занимающимися темой Фаберже.

Ключевые слова: Фаберже, дипломатические  подарки из Кабинета его величества, Императорская фамилия,  фонд "Связь Времен", атрибуция, табакерки и портсигары.




Abstract. Gifts - awards from the office of his Majesty - the unexplored field of artistic objects of jewelry. In the state museums of Russia practically there are no such objects, since for ideological reasons in the Soviet period even the possession of such objects was seen as counter-revolutionary activities. These products bore the state emblem of the Russian Empire double - headed eagle or Imperial crown , and the most valuable items - monogram or a portrait of the Emperor or empresses. The only Russian Museum, which has a similar item is a Faberge Museum Fund "Link of Times" in St. Petersburg. In the article, for example, the collections of this Museum examines and clarifies attribution Cabinet gifts – awards. Archival materials are considered in the context of previous scientific research results, and, apart of gnoseological interest, will be in demand for practical use by antique dealers, collectors and museum staff engaged in the subject of Fabergé.

Keywords: Fabergé, diplomatic gifts, the Office of his Majesty, the Imperial family, Fund "Link of Times", attribution, snuff and cigarette case.




В Петербурге на берегу реки Фонтанки, у перекрестка с Невским проспектом, находится здание, в котором до 1917 года располагался Кабинет Его Императорского Величества – учреждение, сыгравшее видную роль в развитии ювелирного искусства в России в XIX-XX веках.

Кабинет Его Императорского Величества (далее Кабинет) ведал личным имуществом императорской фамилии, хранил коронные драгоценности и вел учет и контроль ювелирных изделий, драгоценных камней и мехов, принадлежавших Романовым, в 1704-1917 годах. В годы правления Александра I Кабинет располагался в Аничковом дворце на Невском проспекте (Невский проспект, 39). Парадный двор дворца был застроен в 1803-1809 годах двумя корпусами торговых рядов. Эти два здания, в плане напоминающие буквы П, в 1811 году были расширены за счет пристройки со стороны двора и переданы в полное ведение Кабинета. С образованием Министерства Императорского Двора в 1826 году Кабинет вошёл в его состав. За все годы существования Кабинета его служащие аккуратно вели записи о различных драгоценных изделиях, в основном выполненных по Высочайшим заказам, поступившим, выбывшим «в расход» и хранившимся «в запасе». Тысячи записей разных лет содержат сведения об орденах, фрейлинских и статс-дамских знаках, предметах религиозного культа и других ювелирных изделиях, использовавшихся как подарки от Высочайшего имени. В настоящее время наиболее полно вопросы российской наградной системы рассмотрены в монографии финского исследователя Уллы Тилландер-Годенйелм.[1] Однако несмотря на наличие упомянутой книги и множества статей по истории ювелирного дела в России, тема Высочайших подарков освещена лишь в незначительной степени и ждет внимания исследователей. Обратимся к вопросу о подарках из Кабинета в годы правления Александра III и Николая II. Ювелирные изделия этого периода хорошо представлены в коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

В фонде Кабинета Российского государственного исторического архива (РГИА, фонд 468) хранятся тысячи дел. Основной массив информации взят из «Книг прихода и расхода вещей Кабинета». В этих книгах учитывались: в левой части разворота, на странице «Приход» – дата поступления вещей на баланс Кабинета, фамилия ювелира (не всегда) или фамилия продавца-ювелира и цена. В правой части разворота, на странице «Расход» – дата передачи вещи награжденному лицу, фамилия нового обладателя или название учреждения, куда предмет передан, и цена.

Записи в журнал велись вручную, чиновники менялись каждые пять-десять лет, почерк у них был разный, и поэтому разбор записей представляет определенную, иногда значительную, трудность. Особенно сложно расшифровывать фамилии награжденных. Полученные сведения о подарках в данной работе проанализированы и обобщены.

Записи о подарках из Кабинета классифицировались по их наименованиям. Это медальоны и табакерки с портретами или вензелями императоров и императриц, табакерки с драгоценными камнями, перстни с миниатюрами или драгоценными камнями, портсигары, броши, булавки для галстука и другие ювелирные изделия. Особенно ценились получателями подарки портретные, «вензеловые», а также изделия с государственной символикой. Такая ситуация сложилась к 1870-м годам.


Дипломатические подарки
К «дипломатическим подаркам» относят драгоценные вещи, жалуемые во время заграничных поездок, как правило, Их Величествами. Такими подарками считаются и подношения иностранным дипломатам и членам их свит, посещавшим Россию с визитами, и подарки, проходившие через русские дипломатические миссии.

На рубеже XIX-XX веков Кабинет часто приобретал подарочные вещи в магазинах или имевшиеся в ювелирных мастерских уже в готовом виде. По свидетельству главного художника фирмы Фаберже Франца Бирбаума, во дворцы посылались вещи, из которых члены императорской семьи выбирали понравившиеся им изделия. Дипломатические подарки являются великолепными образцами творчества выдающихся мастеров и фирм-поставщиков Двора: Фаберже, Болина, Гана, Кёхли, Зефтигена, братьев Грачёвых, Хлебникова, Овчинникова, Морозова и других.

Часто императорские и королевские Дворы обменивались подарками на семейные и календарные праздники, такие как Рождество или Пасха.

Интересным примером «языка дипломатии» были дарственные табакерки, которые особо ценились, подчас наравне с орденом. Самыми почитаемыми считались те, которые украшались портретом государя или вензелем . Своей популярностью при русском Дворе табакерки во многом обязаны Петру I, ориентировавшемуся на европейские традиции.

В качестве подарков выбирались самые лучшие предметы декоративно-прикладного искусства. Подарок – это «лицо государства и императора».

В качестве примеров дипломатических подарков рассмотрим наиболее интересные и значимые предметы из коллекции Музея Фаберже.

Внимание посетителей Музея неизменно привлекает табакерка, выставленная в Синей гостиной, в одной витрине с императорским «Коронационным» пасхальным яйцом. Долгие годы считалось, что это подарок Императрицы Александры Фёдоровны своему супругу Императору Николаю II на Пасху 1897 года. Однако изучение архивных документов позволило установить, что эта красивая табакерка работы Августа Вильгельма Хольмстрема действительно была вручена на Пасху 1897 года, но не Императору, а начальнику Военной канцелярии Австрийского Императора Франца-Иосифа, генерал - лейтенанту Артуру Больфас фон Анненбургу [2]

Поводом для столь ценного кабинетского подарка (цена табакерки 1300 руб., в то время как стоимость императорского «Коронационного» яйца составила 5650 руб.) был визит Франца-Иосифа в Санкт-Петербург в марте того же 1897 года.

«Коронационная» табакерка была в Австрии, в Вене приобретена у некоего г-на Бомма в 1937 (по другим данным, в 1938) году Александром Шэффером. Якобы г-н Бомм купил ее ранее у русского журналиста-эмигранта. Это похоже на легенду. Более правдоподобно, что табакерку продали наследники австрийского генерала. Табакерка была впервые показана публике в 1949 году на выставке в Лондоне, устроенной фирмой Wartski в честь выхода первой монографии про жизнь и искусство Карла Фаберже, написанной бывшим сотрудником фирмы Г. Ч. Бэйнбриджем.


«Коронационная» табакерка сменила несколько владельцев, пока не была приобретена на аукционе Christies (Женева, 26 мая 1978 года) Малкольмом Форбсом. Ровно через год, в 1979 году, Форбс приобрёл два императорских пасхальных яйца: «Коронационное» 1897 года и «Ландыши» 1898 года, оба изготовленные для Императрицы Александры Фёдоровны. В России «коронационная» табакерка впервые демонстрировалась в начале 1990 года на выставке «Сан-Диего – Москва», где зрители могли видеть табакерку, так же, как и сейчас, вместе с «Коронационным» императорским яйцом. На крышке табакерки на эмали золотого цвета размещены 18 двуглавых орлов и 17 бриллиантов, помимо бриллиантов, находящихся в короне и в овале вокруг императорского вензеля. Интересна технология закрепления этих черных эмалевых орлов. Ювелир и эмальер Георг Штейн рассказывал в 1950-х годах, что вначале накладывалась эмаль золотисто-желтого цвета, а затем предмет помещался в резервуар с водой, где происходило сверление отверстий для этих орлов.[3]
Другой дипломатический подарок был вручен в 1901 году выдающемуся политическому деятелю, французскому подданному, министру иностранных дел Теофилю Делькассе, который впоследствии, в феврале 1913 - марте 1914 года, был послом в Петербурге. В качестве Высочайшего подарка он получил «портретную» табакерку из нефрита с бриллиантами. Этот предмет из коллекции Музея Фаберже имеет свою историю. 22 апреля 1899 года табакерка стоимостью 2771 рубль с портретом Императора Николая II работы художника А. П. Блазнова (цена миниатюры 85 руб.) была подарена сенатору, генералу от инфантерии Ивану Михайловичу Гедеонову (1816-1907). Менее чем через два месяца после получения генерал продал «портретную табакерку» в Кабинет. 11 июня 1900 года фирма ювелира Гана (мастер Карл Бланк), по поручению Кабинета, увеличила стоимость табакерки, заменив бриллианты на более качественные и большего размера. Новая цена изделия составила 4764 рубля. 14 апреля следующего, 1901 года эта чрезвычайно дорогая табакерка была вручена Делькассе. Будучи министром иностранных дел, он занимался подготовкой визита Императора Николая II во Францию в сентябре этого года и ответного визита Президента Французской республики Эмиля Лубэ в Россию, который состоялся в следующем году. Нужно отметить, что во время своего визита в Москву Эмиль Лубэ получил подношение от французских колонистов в Москве – это был альбом с фотографиями видов Москвы, с богато декорированным серебряным эмалевым переплетом, выполненным на фабрике Павла Овчинникова. Сегодня он является одним из шедевров собрания русской эмали Музея Фаберже.

Династическая связь России и Дании, а также тот факт, что дочь короля Дании и супруга русского императора была самой важной заказчицей фирмы Фаберже, оказали сильнейшее влияние на формирование сюжетов и образов в изделиях фирмы. Так невероятную популярность получили фигурки слонов с башнями, отсылающих зрителя к иконографии высшей государственной награды Дании – ордену белого слона. Выполнялись такие слоны из различных самоцветов – нефрита, бовенита, яшмы, кварца, а башенка обычно была золотой с эмалевым декором. Подобные слоны есть и в собрании Музея Фаберже. Фигурка слоника из дымчатого кварца с именным клеймом Михаила Перхина, и инвентарным номером фирмы 46351 был приобретена для предстоящего путешествия императорской четы в Копенгаген.[4]



Подарки членам семьи Романовых и родственникам из правящих Домов Европы

В императорской семье было принято преподносить родственникам Высочайшие подарки на крещение ребенка, свадьбу, юбилейные торжества, по случаю религиозных праздников. Существовал обычай дарить на свадьбу сервизы из серебра или фарфора. Огромные суммы тратились на приданое детям императора. Особенно много подарков высокой стоимости раздавалось в ключевые моменты истории династии – дни коронации и в 1913 годы в дни празднования 300-летия Дома Романовых.

В коллекции Музея Фаберже есть нефритовое блюдо, украшенное драгоценными камнями и золотой арматурой. Это подарок на свадьбу германскому кронпринцу Вильгельму и принцессе Цецилии в 1905 году. Официальным представителем Николая II на этом торжестве был его младшей брат Великий князь Михаил Александрович. Блюдо было изготовлено фирмой Фаберже за 8300 руб., что превышает стоимость некоторых императорских пасхальных яиц.

«Для подарков Их Императорскому и Королевскому Высочествам кропнпринцу и кронпринцессе Германским ко дню предстоящего бракосочетании приобретено по личному выбору Их Императорских Величеств нефритовое блюдо с вензелевыми изображениями имен Их Императорских Величеств от ювелира Фаберже в 8300 руб. и брошь с аквамарином и бриллиантами от Болина в 7600 руб.» [5] Стоит отметить, что нефрит считался русским камнем во всем мире. Поэтому его никому не разрешали добывать, чтобы не разрушить монополию государства и не снизить цены. Нефрит и малахит воспринимались за рубежом как российские царские камни.

Не всегда предметы, заказанные Кабинетом, оплачивались из сумм, которые были ему выделены по конкретной статье расходов, иногда по тем или иным причинам счета относились на другие разделы. Например, в Министерстве Императорского Двора открывались счета в связи с экстренными событиями. Бывало, что заказы, которые проходили через Камеральное отделение, направлялись в конторы великокняжеских дворов, а то и вовсе в другие министерства. Приобретение предмета могло быть отнесено и на счет сумм «на известные нужды» членов императорской семьи, и тогда оплата осуществлялась из их личных денег. По всей видимости, таким образом могла быть оплачена рамка из горного хрусталя из коллекции музея. Медальон с монограммой «МФ» под императорской короной, безусловно, свидетельствует о принадлежности рамки императрице Марии Федоровне, опорная ножка рамки также стилизована под букву «М». Значимость предмету придают медальоны с двуглавым орлом, а также парные медальоны с аллегорическими атрибутами искусств – лирой, фанфарами и горящим факелом. Прямоугольные фасетированные пластины горного хрусталя скомпонованы и смонтированы в золотою оправу в мастерской Михаила Перхина в 1899-1900 годах. Портрет Николая II в мундире Лейб-гвардии Гусарского полка может свидетельствовать о том, что он был дарителем этого предмета, что, однако требует дальнейшего изучения.

Нет сомнений в том, что сам Император Николай II также часто получал в подарок предметы из мастерских фирмы Фаберже. Одним из самых распространенных предметов обихода последнего Императора были портсигары, которые он покупал сам или получал в подарок от разных членов семьи, но, безусловно, наиболее драгоценными были подарки супруги и матери.

Александра Федоровна в августе 1898 года подарила своему супругу «пробковый» портсигар (хотя в действительности он золотой, что можно увидеть, только открыв портсигар). В счете от 20 июля 1898 года он обозначен как «Портсигар пробкового дерева с двумя портретами детей Их Величеств».[7] Действительно, главным украшением портсигара являются два миниатюрных портрета старших дочерей Николая II – Ольги и Татьяны, написанные Константином Маковским (впрочем, есть предположение, что это его брат Александр Маковский, миниатюрные акварели которого известны). Ряды миниатюрных алмазных роз образуют формы двух цветков вокруг самих портретов, закрытых портретными бриллиантами. Факсимильная гравировка по золотой основе корпуса «В память о Москве/16 августа 1898/от твоей любящей/Аликс» посвящена визиту императорской четы с детьми в Москву по случаю открытия памятника Александру II в Кремле.

На свой 33-й день рождения Николай II получил от матери еще один замечательный портсигар.[7] Его золотая основа с гильошированной поверхностью покрыта серо-зеленой прозрачной эмалью. Рисунок гильоше создает эффект сияния вокруг главного декоративного элемента – золотого четырехлистника из бриллиантов грушевидной огранки. На внутренней поверхности выгравирована факсимиле «Милому Ники от Мама. 6 мая 1901 год».

Благодаря Марии Федоровне, высоко ценившей изделия фирмы Фаберже, многие его произведения оказались в мире королевских и императорских дворов Европы. Ее братья и сестры были соединены брачными узами с представителями правящих домов многих стран, и именно благодаря этим связям подарки, созданные мастерами фирмы Фаберже, оказывались в руках королей и королев.

Своему родному брату Вальдемару Мария Федоровна подарила часы с раскрывающимися створками. На створках помещены портреты детей Вальдемара – Эрика и Вигго. Эти портреты позволяют определить границы датировки, так как годы рождения этих принцев – 1890 и 1893, соответственно. Таким образом, вместе с периодизацией по клеймам мы получаем интервал 1893-1898 годы. Портреты подписаны Иоганном Цейнграфом, а ювелирные работы были выполнены в мастерской Виктора Аарне.



Подарок как награда по службе

Чиновники получали вознаграждение за усердную службу. Положение о наградах по службе было Высочайше утверждено 31 июля 1859 года. Подарки бывали «двух родов: одни с вензеловым изображением Высочайшего Имени Его Императорского Величества, жалуемые из Кабинета Его Величества; и другие – обыкновенные, назначаемые за счет собственных сумм министерств и главных управлений». К подаркам «с вензеловым изображением Высочайшего Имени» могли быть представлены «только лица, кои состоят в должностях или гражданских чинах не ниже V класса, или же имеют военный чин не ниже полковника» [8], «Обыкновенные» [9] же подарки могли получать лица всех чинов и должностей. На протяжении всего XIX века большинство этих «обыкновенных подарков», перстни с драгоценными камнями, браслеты, броши, серьги, булавки и т.п., брали просто из ювелирных магазинов поставщиков Высочайшего двора, иногда даже и не поставщиков или оценщиков Кабинета, и эти предметы не имели на себе признаков или символов, по которым их можно было бы причислить к числу государственных подарков – наград. До 1884 года не существовало «обыкновенных подарков», украшенных государственной символикой, за исключением часов, которые были наиболее востребованы в силу их знаковости.

В качестве «обыкновенного подарка», находящегося в экспозиции Музея можно привести золотой портсигар с чеканным орлом, врученный известному русскому композитору и дирижеру Александру Константиновичу Глазунову (1865-1936), профессору Санкт-Петербургской консерватории (1899), а в 1907-1928 годах ее директору. Портсигар исполнен фирмой Фаберже и оценен в 350 рублей. 18 апреля 1914 года композитор получил подарок из Кабинета за участие в спектакле «Царь Иудейский», состоявшемся 9 января в Императорском Эрмитажном театре. Пьесу «Царь Иудейский» написал великий князь Константин Константинович, известный как поэт «К.Р.».

В фонде Кабинета содержится большой массив информации о драгоценных изделиях фирмы Фаберже. Начиная с мая 1885 года, когда ювелир получил звание Поставщика Высочайшего двора, он завел отдельную книгу «кабинетских заказов». Всего к 1917 году в этой книге встречается порядка 5000 записей, но вещей было исполнено больше, потому что одна запись может включать несколько предметов, иногда несколько десятков (например, 240 жетонов «За сопровождение императорского поезда»). Значительная часть этих предметов Фаберже оказалась за границей, и они разбросаны по всему миру. Кабинетские подарки от Фаберже являются самым ценным сегментом антикварного рынка и коллекционирования.


Литература.
  1. Ulla Tillander-Godenhielm, The Russian Imperial Award System during the reign of Nicholas II, 1894-1917, Helsinki: Suomen Muinaismuistoyhdistys, 2005, 566 p.

  2. Скурлов В.В. Фаберже возвращается в Россию // Антикварное обозрение. 2004. № 1-2 (10-11). С. 67.


  3. Kenneth A. Snowman, The Art of Carl Fabergé, London: Faber and Faber Ltd., 1953, p. 52.


  4. РГИА. Ф. 458. Оп. 8. Д. 101. Л. 7.

  5. РГИА. Ф. 468. Оп. 14. Д. 1904. Л. 10.

  6. Гафифуллин Р.Р. Изделия фирмы Фаберже конца XIX-начала XX века в собрании ГМЗ «Павловск». Полный каталог коллекции. Т. IX. СПб.: ГМЗ «Павловск», 2013. С. 216.

  7. Там же. С. 107.


  8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Том XX (39). СПб.: Семеновская Тип. И.А. Ефрона, 1897. С. 464.

  9. Полторак И.С. Высочайшие подарки //Антикварное обозрение. 2002. № 3. С. 32-33.






 


Комментариев нет:

Отправить комментарий