вторник, 23 октября 2018 г.

Х Л Е Б Н И К О В.


На протяжении веков ювелиры-ремесленники, выполняя заказы знати, монастырей и храмов, формировали традиции русского ювелирного искусства. Вторая половина XIX – начало XX в. отмечены его особым расцветом. Именно в это время наряду с небольшими мастерскими возникали целые ювелирные фабрики с колоссальной базой технического оснащения, своими художниками, индивидуальным стилем ювелирных изделий. По-прежнему выполняя заказы на уникальные вещи, новые предприятия открыли у себя массовое производство относительно недорогих ювелирных предметов, которые нашли сбыт среди широких слоев населения. Имена владельцев лучших в ту пору ювелирных фирм – Фаберже, Овчинникова, Постникова и других – стали для всего мира символам триумфа русской художественной культуры. Достойное место среди них принадлежит знаменитой московской ювелирной фирме Ивана Петровича Хлебникова (1819-1881).

О первых предпринимательских шагах И.П. Хлебникова имеются несколько разноречивые сведения. В «Справочной книге о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства за 1869 г.» сказано, что он «торгует бриллиантами, золотыми и серебряными вещами в Городской части в Серебряном ряду». Сохранилось прошение 1871 г. самого И.П. Хлебникова московскому генерал-губернатору о «дозволении открыть в Яузской части, в доме Нарышкина, фабрику золотых и серебряных изделий». Несколько позже, в 1875 г. он пишет: «занимаясь около сорока лет торговлей серебряными изделиями, я с 1871 года открыл фабрику оных…».  По данным А. Е. фон  Фелькерзама, «Хлебников основал эту фирму в Москве в 1869 г. Магазин ее в Санкт-Петербурге существовал несколько лет». Во всех документах Иван Петрович упоминается как московский 1-й гильдии купец или «московский фабрикант», а с 1879 г. – и как петербургский купец.
Как бы то ни было, в 1871 г. в Москве на Швивой горке работала ювелирная фабрика Хлебникова. Она выпускала продукцию на 56  тысяч рублей в год, насчитывала 100 рабочих. Магазины фирмы распологались в самых престижных торговых местах – на Кузнецком мосту в доме г. Солодовникова, на Ильинской улице в доме Новгородского подворья, в Серебряном ряду. Кроме того, имелись магазины в Петербурге на Невском проспекте и на главной линии Нижегородской ярмарки.
Таким был «рынок» для фабрики Хлебникова в самые первые годы ее существования. В 1872 г. фирме разрешили именоваться поставщиком двора великого князя Константина Николаевича. Это являлось почетным отличием и свидетельством хорошей репутации у заказчиков. Мода на изделия Хлебникова распространялась. С 1873 г. для гардероба императрицы Марии Федоровны фабрика «исполняла работы совершенно хорошо и добросовестно». Среди заказчиков были и различные городские общества: Владимирское, Тульское, Бронницкое. В 1877 г. фирма стала поставщиком еще одного двора – великого князя Владимира Александровича. Приобретались у Хлебникова братины, шкатулки, ларцы, столовые и чайные сервизы.
Описание одного изделия попали во многие газеты и журналы того времени. За шесть месяцев на фабрике был изготовлен ларец отменной работы, который в 1877 г. был преподнесен русскими фабрикантами и заводчиками знаменитому предпринимателю Л.Г. Кнопу по случаю 25-летия его фирмы. Рисунок ларца и стола, на котором он помещался, сделан по проекту профессора Р.А. Гедике. Работы по дереву выполнены известным фабрикантом Шрадером. Вот как описывала пресса ставший широко известным ларец: его «наружные стенки…орнаментованы рельефным узором из матового массивного серебра…узор этот как бы окован в прелестные рамки из сплошных рядов голубовато-светло-зеленоватой эмали, представляющей в высшей степени изящный рисунок и весьма удачное сочетание цветов, гармонирующих с холодным блеском матового серебра и темным аметистом…»
Растущая слава фабрики доставляла ей самые почетные заказы. Вместе с фирмой Никольс и Плинке, а также с отечественными ювелирами П. А. Овчинниковым и И.Е. Морозовым Хлебников в 1870-х годах участвовал в «поновлении серебряных дворцовых сервизов». Для Гатчинского и Аничкова дворцов его фабрика изготовила 160 новых предметов «Золочёного сервиза» выполненного мастерами Г.Ф. Экартом и И.Г. Бломом еще в 1759-1784 гг. Для других сервизов этих же дворцов сделаны недостающие предметы. Обновлены «Десертный сервиз с вензелем Екатерины II», подаренный князем Г. Потемкиным, знаменитый «Орловский сервиз», изготовленный в 1772-1776 гг., «Четвертый походный сервиз», поступивший в императорский дворец в 1797 г. от дарителя – купца Глазунова. Для нескольких сервизов Зимнего дворца на фабрике Хлебникова по старым образцам сделаны кофейники, чайники, сахарницы, молочники, чайные ложки и ложки для соли, кроншалы – четырехугольные плоские блюда для жаркого.
Уже став знаменитым ювелиром, добившись признания художественных достоинств своих изделий, Иван Петрович мечтал о наиболее почетном звании – поставщика Императорского двора. Он однажды подавал соответствующие прошения. В 1875 г. Хлебников писал: «право именоваться поставщиком Двора… послужит для меня и будущих преемников моего дела – моих наследников – самым неоценимым поощрением для честного продолжения труда и драгоценною оценкою трудов, положенных на совершенствования моей фирмы». Наконец, в 1879 г. пришло долгожданное разрешение именоваться поставщиком российского императорского двора и изображать государственный герб на вывеске. Но не только это. Одновременно фирма Хлебникова удостоилась звания поставщика дворов королей Датского, Нидерландского и Сербского, а также князя Черногорского.
«Хлебников» - под таким названием была известна фабрика Ивана Петровича, хотя с самого начала в деле участвовали его сыновья – Михаил, Алексей и Николай, а с 1879 г. – и Владимир. К 1880 г. Хлебниковы расширили фабрику, превратив ее в высокомеханизированное предприятие. Она работала во всех видах золотого и серебряного производства. При фабрике были открыты две школы – рисовальная и скульптурная на 35 учеников.
В 1881 г. Иван Петрович скончался, прожив 62 года. Он был похоронен в Спасо - Андросьевском монастыре. Дело унаследовали сыновья, которые сохранили имя основателя фирмы в ее названии. В 1882 г. на фабрике работало уже 300 мастеров. Это были серебряники, медники, чеканщики, «золотари», «галантерейщики», эмальеры и филигранщики. Они представляли все отрасли златокузнечества. Имелись специализированные мастерские, число рабочих в которых достигало одной тысячи человек. Ежегодно на выделку изделий употреблялось до 500 пудов серебра, до 10 пудов золота, а также бриллианты и цветные камни на сумму 600 тысяч рублей.
Слава фабрики и ее авторитет не уменьшились. Вместе с лучшими московскими фабрикантами П. Овчинниковым, А. Постниковым, ювелиром С. Чичелевым Хлебников участвовали в украшении храма Христа Спасителя, освященного в 1883 г. Хлебниковы по своим рисункам изготовили для храма почти 50 культовых предметов: дарохранительницы, потиры, водосвятные чаши, кувшины для святой воды, кадила, блюда, лампады.
Однако финансовое благополучие фирмы обеспечивала продукция массового спроса. В большом количестве выпускались более скромные серебряные вещи, посуда, столовые приборы и ювелирные украшения.
В 1888 г. было учреждено Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий «И.П. Хлебников, сыновья и Кº». Вскоре оно, расширяясь, поглотило «известные ювелирные магазины и фабрики г.г. Сазиковых в Москве и С.-Петербурге, которые перешли в собственность фирмы».
Хлебниковы выполняли свои изделия в основном в русском историческом стиле, отдавали дань и новому направлению – стилю модерн. Они привлекали многих известных и талантливых художников, скульпторов, архитекторов для создания эскизов, рисунков и моделей. Вот лишь некоторые имена: И.П. Балашов, Е.А. Лансере, В.А. Гартман, И.П. Ропет, А.В. Щусев.
Достойное признание получили хлебниковские вещи на различных выставках. Впервые Иван Петрович участвовал в Московской мануфактурной выставке 1872 г., его «изящные и оригинальные, исполненные в серебре изделия» удостоены двух больших золотых медалей. Затем Хлебниковы были в числе экспонентов Политехнической 1872 г. и Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 г. в Москве, выставок 1875 г. в Митаве, 1884 г. в Риге и других. Удостоились наград на всемирных и международных выставках 1873 г. в Вене, 1878 и 1889 г. в Париже, 1893 г. в Чикаго, 1876 г. в Филадельфии, 1883 г. в Амстердаме.
Московская дворцовая контора неоднократно приглашала фирму Хлебниковых для участия в реставрационных работах на территории Кремля. В 1896 г. по рисункам Н.В. Султанова изготовлен шестиярусный бронзовый, золоченый, чеканный с эмалью оклад для иконостаса Благовещенского собора.  В 1913 г. по рисункам И.П. Машкова выполнен камерный, небольшой оклад для иконостаса Дмитриевского придела Успенского собора. Высокохудожественные, мастерски исполненные, они и сегодня украшают соборы Кремля.  
Достижения Хлебниковых в развитии русского ювелирного дела не остались незамеченными. Иван Петрович был пожалован бронзовой медалью на Аннинской ленте, пятью золотыми медалями для ношения на шее: двумя – на Станиславской ленте и по одной – на Аннинской, Владимирской и Александровской лентах. Старший сын – Михаил Иванович – в 1881 г. награжден орденом Станислава III степени, в 1883 г. ему присвоено звания почетного гражданина г. Санкт -Петербурга. Его братья вошли в сословие почетных граждан в 1887 г.
В 1918 г. национализированное предприятие Хлебниковых преобразовано в Московский Платиновый завод. Изделий фирмы в России, к сожалению, сохранилось немного. В основном это массовая продукция. Предметы хранятся в Государственном историческом музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате, в Петродворце и других музеях. Более полно продукция фабрики Хлебниковых представлена в иностранных собраниях, особенно в США – Музее искусств Хилвуда (Вашингтон) и Музее изящных искусств Ричмонда (штат Вирджиния), а также в частных коллекциях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий