вторник, 26 сентября 2023 г.

К 150-летию великого русского архитектора Алексея Викторовича Щусева.

 

К  150-летию великого русского архитектора Алексея Викторовича Щусева.

 

Алексей Викторович ЩУСЕВ (26 сентября (8 октября1873Кишинёв — 24 мая 1949Москва) — русский и советский архитектор. Действительный член Императорской Академии художеств (1908), академик архитектуры (1910), академик АН СССР (1943), четырежды лауреат Сталинской премии (1940, 1946, 1948, 1952). Щусев — единственный архитектор, в равной степени достигший успеха в трёх эпохах русской и советской архитектуры — в предреволюционном неорусском стиле, в конструктивизме 1920-х годов и в сталинской архитектуре 1930—1940-х годов.

В 1900-е годы Щусев состоялся как строитель церквей неорусского стиля. Его национально-романтический вариант, разработанный Щусевым, опирался на псковско-новгородские и московcкие источники, сложные пространственные композиции, плавно перетекающие формы, и намеренное отрицание симметрии и монументальности[7]. До революции 1917 года Щусеву довелось работать и в стилистике русской неоклассики, и в стилистике нарышкинскогопетровского и елизаветинского барокко. После революции Щусев поддержал большевиков и возглавил разработку плана развития Москвы. В 1924 году правительство доверило Щусеву возведение двух временных мавзолеев Ленина, в 1929 году — третьего, постоянного мавзолея. Во второй половине 1920-х годов Щусев построил ряд конструктивистских зданий в Москве и на Кавказе[]. С 1932 года он работал в стилистике сталинского монументализма; здание института Маркса, Энгельса и Ленина в Тбилиси и перепроектированная Щусевым гостиница «Москва» стали эталонами советской архитектуры..

В 1937 году Щусев стал мишенью пропагандистской кампании и был отстранён от архитектурной деятельности[]; год спустя ему удалось вернуться в профессию на пост главного архитектора АН СССР. Под руководством Щусева строились научные институты в Москве, Алма-ате, Киеве, здания органов госбезопасности[] и планы послевоенного восстановления разрушенных городов. Щусев — организатор расширения Третьяковской галереи в 1920—1930-е годы и создатель музея архитектуры, названного его именем.

Алексей Щусев родился в Кишинёве в многодетной семье отставного земского чиновника Виктора Петровича (1824—1889) и Марии Корнеевны Щусевых. Отец и мать умерли, когда Алексею было пятнадцать лет. Благодаря помощи родственников и земства Алексей и его младший брат Павел сумели благополучно окончить гимназию и продолжить образование в Петербурге. Все четверо братьев Щусевых и их сводная сестра от первого брака отца получили высшее образование. Пётр (1871—1934) стал врачом и исследователем Африки, Павел (1880—1957) стал инженером-строителем, помощником Алексея в проектировании московских мостов, а после его смерти — хранителем его архива[12]. Летом 1891 года Щусев поступил в петербужскую Академию художеств, и получил стипендию кишинёвского земства в 300 рублей в год. В первые три года обучения Щусев посещал курсы архитектуры и живописи в классах Г. И. КотоваИ. Е. Репина и А. И. Куинджи, а в 1894 году сосредоточился на архитектуре в классе Л. Н. Бенуа. Котов же на долгие годы стал наставником Щусева[18]. В 1895 году Щусев отправился в Среднюю Азию с археологической экспедицией Веселовского[19]; в 1896 году изучал древности РостоваКостромы и Ярославля, и европейскую архитектуру Австро-Венгрии и Румынии.

В том же 1896 году Щусев получил право на самостоятельное производство работ. Его первой профессиональной постройкой стала часовня-памятник Д. П. Поздееву-Шубину на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, выполненная в византийском стиле ещё до выдачи лицензии. Щусев, с его слов, узнал из газет о смерти Шубина, явился без приглашения к вдове покойного, и неожиданно для самого себя убедил её сделать заказ.

В 1897 году Щусев защитил в Академии диплом с золотой медалью, давшей право на заграничную поездку за казённый счёт, и женился на Марии Викентьевне Карчевской. Пока Академия готовила документы, Щусев вновь съездил с Веселовским в Самарканд, а затем спроектировал для семьи Карчевских дом в Кишинёве в восточном стиле[28][18]. Шестнадцатимесячный академический гран-тур молодых супругов начался в августе 1898 года. Щусевы посетили ВенуТриест, города Италии и Тунис, а затем остановились на полгода в Париже, где Щусев совершенствовал навыки рисования в Академии Жюлиана.

Вернувшись в Петербург, Щусев пытался начать собственную практику, но не смог найти заказы и был вынужден подрабатывать помощником у опытных архитекторов.  В 1901—1902 годы положение изменилось: его проект иконостаса для Киево-Печерской лавры, составленный по поручению Котова (дирекотра ЦУТР бар. Штиглица), привлёк внимание духовенства, частных заказчиков и старших коллег, в особенности семейства Олсуфьевых и М. В. Нестерова. Щусев выполнил ряд частных заказов, и помог Нестерову с исправлением строительных дефектов церкви в Абастумани. Нестеров был восхищён и принял Щусева под покровительство. Последовавшие заказы семейств Харитоненко и фон Мекк и благотворительных учреждений великой княгини Елизаветы Фёдоровны стали, в разной мере, результатом протекции Нестерова. В 1917 году творческое сотрудничество прекратилось, но архитектор и художник поддерживали дружеские отношения до смерти Нестерова в 1942 году.

Материал из ВИКИПЕДИИ.

  А. В. Щусев с проектными чертежами Казанского вокзала. Фото П. К. Остроумова, 1914 год

А.В. Щусев. Портрет работы худ. М. Нестерова. 1914 г.

 

       В   «рериховский» период руководства Рисовальной школой ОПХ (1906 – 1918) была предпринята успешная попытка издания собственных альбомов - «Сборников работ учащихся Школы ИОПХ».  С этой целью создали комиссию в составе директора Н.К. Рериха и преподавателей И.Я. Билибина, В.А. Щусева, Н.Н. Герардова, Н.С. Самокиша, А.А. Рылова и А.Ф. Белого.  Проект рисунков до печати, полностью реализован учащимся. Сборники, отпечатанные в школьной литографской и печатной мастерской, отличаются великолепным качеством. В основном они содержат летние работы воспитанников Школы, сделанные им с предметов декоративно – прикладного искусства, фрагментов росписи плафонов, виньетки, книжные заставки, визитные карточки, иллюстрации и пр. Здесь представлены работы учащихся класса композиции и графики, которым руководил  художник Иван Яковлевич Билибин. Для каждого выпуска учащиеся делали свой титульный лист и авторскую обложку.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий