вторник, 26 сентября 2023 г.

Церковная утварь и национальное творчество. (Автор не установлен). 1912 год.


      Церковная утварь и национальное творчество. (Автор не установлен). 1912 год.


        В зале Академии художеств были выставлены предметы церковной утвари для 

церкви вел. Княгини Елизаветы Фёдоровны, исполненные по рисункам акад. А.В. 

Щусева в Москве братьями Мишуковыми: два Евангелия (большое и малое) с 

финифтью и драгоценными камнями, пожертвованное Харитоненко с сыном, чаша 

причастная и большая для водоосвящения – дар князей Юсуповых, крест с эмалью и 

кадильница. 

       Все предметы отличаются точностью  и художественностью работы. Секанка 

ручная, финифть и эмаль исполнены технически не хуже старинных, что в наше 

время редкость. 

    Стильные и благородные рисунки А. Щусева осуществлены московским мастером 

с большим чутьём и совершенством. Одним из Мишуковых, получивший 

художественное образование в Строгановском училище, с преемственными 

техническими знаниями (от отца), соединив традицию с образованием, как бы 

открыл секреты старых мастеров. Он внёс в церковную утварь ту фактуру и 

художественность отделки деталей, которые так восхищают нас в подобных 

старинных изделиях. Только резное, слоновой кости распятие на большом 

Евангелии сработано в Гейдельберге, и в нём чувствуется ремесленность. 

    Нельзя не отметить, что всё твёрже наше искусство становится на настоящий 

путь, в то время, когда тенденция «западничества» хотя усиленно, но тщётно 

производится в некоторых наших художественных кружках. Открывающееся перед 

нами прошлое нашего искусства полно прекрасных страниц, глубоко поучительных 

и неотразимых в убедительности несомненного былого творчества и высокого 

мастерства. Всё сильнее оказывает влияние это прошлое. Храмы начали строить, 

придерживаясь инструкциями и вдохновляясь творчеством национально – 

православного духа, всё больше внося самостоятельности в их создание. 

    Доведённые до полной ремесленности западные начала в иконописании 

сменяются и техническими и художественными основами допетровского искусства. 

Путь от подражания старым образцам до самостоятельных созданий 

художественных произведений будет скоро пройдён, и русские художники проявят 

творчество так же ярко, как и в былые времена. 

    Надежда на возрождение национального русского искусства во всяком случае 

имеет под собою более твёрдые основания, нежели мечта о введении «античного» в 

русскую жизнь. Не официальное искусство XVIII  века привлекает нас, а развитие 

самобытных черт в русском творчестве, создававшихся под влияние религиозных, 

бытовых и исторических особенностей народа и восприятий впечатлений от 

своеобразной русской природы. 


           «Ювелир». СПб. 1912. № 4.С.5-6.



Комментариев нет:

Отправить комментарий