Валентин
Скурлов, кандидат искусствоведения (санкт-Петербург).
Выставки
и художественный рынок изделий Фаберже конца ХХ – начала ХХI вв.
Ситуация по поводу выставок меняется в период
Перестройки. Диссертант отмечает, что с конца 80-х годов ХХ века Россия
переживает выставочный бум изделий Фаберже. Предметы, составляющие основу
экспозиций разнообразных выставок, воочию знакомили простых зрителей и знатоков
ювелирного искусства, а также современных ювелиров с достижениями
отечественного ювелирного и камнерезного искусства.
Трудно
переоценить первую в СССР выставку под названием «Великий Фаберже», проходившую
в Ленинграде в 1989 г .
в Елагиноостровском музее. Было представлено более 200 изделий Фаберже и
мастера Ивана Брицына[1] из
десятка ленинградских музеев и зарубежных коллекций.
В
декабре 1989 г .
в Сан-Диего (США) началась, а в феврале 1990 г . в Оружейной палате
Московского Кремля продолжилась уникальная выставка императорских пасхальных
яиц фирмы Фаберже. Выставка пользовалась колоссальным успехом. На нее прибыл
Кеннет Сноуман и Малкольм Форбс –обладатель второй в мире (после Оружейной
палаты) коллекции императорских пасхальных яиц. Через два месяца М. Форбс умер.
Он так и не узнал, что через 14 лет в Оружейной палате будет выставка, но вещи
Фаберже из его бывшей коллекции теперь будут представлены от имени фонда «Связь
времен», попечителем которого является российский бизнесмен Виктор Вексельберг.
Большое
значение для изучения камнерезного искусства России стала выставка 2011 года
«Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России»,
проходившая в Оружейной палате.
Отчасти выставки спровоцировали новую волну спроса
произведений Фаберже на антикварном рынке. В диссертации рассматривается и современный антикварный рынок.
Диссертант, будучи экспертом Министерства культуры РФ по оценке художественных
ценностей и консультантом-исследователем по Фаберже антикварного дома «Кристи»,
не только составлял на основе архивных сведений провенанс предлагаемых к продаже
вещей, выявлял подделки и т.п., но и анализировал тенденции современного
антикварного рынка камнерезных изделий Фаберже.
Существуют
мировые центры торговли этими арт-объектами. Это Швейцария («мекка
коллекционеров Фаберже» в 1980-е гг.), Лондон и Нью-Йорк. Крупнейшие мировые
аукционные дома «Сотбис» и «Кристи», начиная с 1950-х гг. проводят регулярные
продажи вещей фирмы. Анализ цен за последние 15 лет, показывает, что на
однопорядковые по классу вещи, цены на аукционе «Сотбис» выше, чем на аукционе
«Кристи».
После
длительного перерыва активно развивается рынок изделий Фаберже в России – на
родине великого художника, мастера и предпринимателя.
Новые
тенденции рынка. Закрепилось
положение на рынке старых интернациональных аукционных домов «Сотбис» и «Кристи»,
которые вместе владеют 90 % мирового
рынка Фаберже по эксклюзивным предметам и определяют мировой уровень цен.
Мировой центр продаж Фаберже переместился из Женевы в конце 1990-х годов в
Лондон, поскольку в Лондоне более комфортные финансовые условия продажи,
перемещения изделий и визового режима. Такие старые аукционные дома как
«Бонамс» (Лондон) и «Буковскис» (Стокгольм) в начале 2000-х годов успешно
проявляют себя на рынке Фаберже. Но снизилось значение старых продавцов изделий
Фаберже как «Вартски» (Лондон») и «АЛВР» (Нью-Йорк). Причина в том, что при
колоссально возросшем уровне цен, эти фирмы уже не обладают финансовыми
ресурсами.
Организация
продаж изменилась за счет внедрения новых информационных технологий.
Подавляющее число лотов продается теперь вне зала по телефону. Полиграфическое
и дизайнерское качество каталогов
улучшилось, что позволяет клиентам ориентироваться в покупке, не выезжая из дома. Стокгольмские аукционные
дома теперь дают макрофотографии клейм, от чего прежде отказывались во
избежание подделок. В каталогах «Сотбис»
дают макрофотографии отдельных, наиболее сложных фрагментов работы. Впервые
новый формат каталогов «Сотбис» испробовал в 2005 г . в Нью-Йорке, при
продаже коллекции семейства Сафра. Сами каталоги стали объемными, иногда в
нескольких томах. Появилась информация о предстоящих торгах в Интернете,
Однако, до сих пор нет архива продаж в Интернете. Если в начале 2000-х гг. в
представительствах «Сотбис» и «Кристи» можно было приобрести каталоги «русских
сэйлов» за прошлые годы, то с приходом новых дилеров и коллекционеров такие
каталоги стали букинистической редкостью, а новые расходятся в первый же день
предаукционного просмотра.
Активную
роль на рынке стали играть покупатели из России.[2] В
начале 2000-х годов появились богатые клиенты с Украины. Конкуренцию им
составляют арабские шейхи и американцы. Небольшие дилеры уходят с рынка,
переключаясь на другие сегменты. Покупают произведения Фаберже инвестиционные
компании, а не коллекционеры. Фонд «Связь Времен» - один из крупных игроков на
рынке Фаберже не скрывает, что покупает ради инвестиций.
Мировой
экономический кризис 2008-2009 гг. практически не сказался на уровне цен на
предметы Фаберже. Снизились объемы продаж, поскольку во время кризиса продавать
заставляет только необходимость. Конъюнктура последнего десятилетия была
благоприятной, цены выросли не менее чем в пять раз, а по отдельным группам – в
10 раз. Установлены мировые рекорды продаж: за пасхальное яйцо фирмы Фаберже
под названием «Ротшильдовское» (1902
г ., мастер Михаила Перхина) на аукционе «Кристи» (ноябрь
2007 г .)
московский коллекционер Александр Иванов заплатил 18,5 млн. долл. На аукционе в
Стокгольме, в июне 2006 г .
покупатель заплатил за часы каминные из коллекции Нобеля 2,2 млн. евро. Эти
часы упоминаются в мемуарах Ф.П. Бирбаума, в числе лучших работ фирмы. Можно
предположить, что к 2013 году, к 400-летию Дома Романовых, конъюнктура будет
столь же благоприятной.
На
аукционах продаются целые значительные коллекции, содержащие произведения
Фаберже, такие как: Лили и Эдмонда Сафра (Сотбис, Нью-Йорк, 2005), греческого
короля Георга I
(Лондон, Кристи), сестры английской королевы – принцессы Маргарет (Кристи,
2006), сестры русской императрицы Марии Федоровны – Тиры Датской (Сотбис), жены
вел. кн. Владимира Александровича – Марии Павловны (Сотбис, Лондон, 2009).
Эти
коллекции обладают подтвержденным происхождением, и клиенты платят значительно
больше, поскольку аукционный дом своим авторитетом гарантирует безупречность
происхождения.
Исследуя
ассортимент[3]
изделий Фаберже, которые появляются на антикварном рынке (анализ каталогов
«Сотбис» и «Кристи» за последние годы), мы приходим к выводу, что камнерезные
изделия занимают в нем одну из ведущих позиций. Самыми популярными из них являются
рамки, портсигары, анималистика. Потом следуют часы, печати, набалдашники для
тростей. Далее – цветочные композиции.[4]
Следует отметить, что на аукционах за последние годы были представлены более 30
камнерезных фигурок. В основном их продажи проводят торговые дома «Кристи» и
«Сотбис». Первыми на аукционах участвовали фигурки «Танцующий Мужик» и «Разносчик
с подносом подмышкой» (дата продажи 3 июля 1961 г .) Разносчик был продан на «Сотбис Парк Бернет», Лондон за 7000 ф.ст.
С тех пор цены[5] на
камнерезные фигурки стремительно растут. Самая дорогая из них в современное
время фигурка «Боярина». Ее цена
составила 1 808 000
долл. (Сотбис, Нью-Йорк, дата продажи 21 апреля 2005 г .). Естественно, что
такая большая стоимость камнерезных фигурок «подвигла» некоторых предприимчивых
торговцев и ремесленников «внедрять» в художественный рынок подделки.
Подделки. Подделки – это явление, имманентно
присущее рынку, это тяжелая ноша всех великих компаний и художников, к числу
которых принадлежит Фаберже. «Слабых не подделывают», как выразился скульптор
Павел Потехин. Комплексная экспертиза адекватна многосложности вещей Фаберже и
состоит из нескольких специальных: искусствоведческо-стилистической,
архивно-исторической, ювелирно-технологической, камнерезно-геммологической,
пробирной, металлургической и товариведно-органолептической. Может быть
назначена физико-химическая экспертиза красок. Есть понятие знаточества и
научной экспертизы. Только последняя принимается в юридических спорах. Часто
знаток правильно атрибутирует изделие, но не может научно и юридически оформить
свои доказательства, ссылаясь на «чутье».
Наиболее
сложна и теоретически до сих пор не решена атрибуция камнерезных вещей. Много
подлинных каменных вещей, изготовленных в Петербурге фирмами
Денисова-Уральского и Сумина, выдаются исключительно за «Фаберже».
Есть
и подделки, изготовленные современными камнерезами. Мастерами подпольной группы
Михаила Монастырского в 1980-е годы[6] была
исполнена камнерезная фигура «Обезьяна», которая сидит на подушке, Фартук у
животного и поварешка из серебра с эмалью. На серебряных частях клейма
«Фаберже», мастера Михаила Перхина, но вместо пробирного клейма
Санкт-Петербурга стоит клеймо «двуглавый орел». Такое клеймо было в Царстве
Польском или употреблялось в качестве знака поставщика. Поддельщики не освоили
до конца Инструкцию по клеймению. К ювелирной и камнерезной работе, выполненной
ими, претензий нет.
Пытаются
выдать за истинные произведения Фаберже камнерезные фигурки, выполненные
мастерами Идар-Оберштейна.
В
настоящее время идет настоящая охота за дизайнами
фирмы Фаберже, причем их новые владельцы из числа поддельщиков публикуют
дизайны только после того, как изготовленное ими изделие появилось на
антикварном рынке.
Не
нашла своего подтверждения неоднократно повторяемая легенда о подлинных клеймах
Фаберже, якобы найденных в Риге и Ленинграде у потомков старых ремесленников.
Но тогда же должны существовать и подлинные клейма пробирных учреждений. Этим
клеймам велся строгий учет и никаких изъятий не обнаружено. Также не нашла
подтверждения версия и клеймах фирмы, переданных наркомом А. Микояном братьям
Хаммерам и о существовании некой подпольной мастерской в Москве, где исполняли
«новоделы» Фаберже и клеймили их подлинными клеймами. В те годы рынок не
испытывал недостатка в изделиях, прошедших через систему «Торгсина».
Итак,
практика антикварных аукционов и выставок каждый год, 5-летие и 10-летие
предъявляют коллекционерам и исследователям новые произведения фирмы Фаберже.
Регулярные «русские» продажи начались в середине 70-х гг. прошлого века. За
прошедшие более чем три десятилетия, через «Сотбис» и «Кристи» прошло не менее
15 000-20 000 «фаберже». Изменялась структура
ассортимента. Если в первые десятилетия развития антикварного рынка изделий
Фаберже явно ощущалось преобладание ювелирных, большей частью мелких предметов,
то в последние 15 лет появляется все больше «фантазийных» предметов, в том
числе не менее половины всех предметов – с использованием камня. Особенный
интерес представляет группа функциональных предметов, таких как часы. Особым
спросом пользуются изделия, принадлежащие конкретным историческим личностям,
особенно представителя Дома Романовых. В последние годы появились оклады икон
(Фаберже, Рюкерт), знаки и жетоны, о существовании которых ранее многие коллекционеры
и не подозревали. Камнерезным изделия Фаберже «повезло» больше, чем изделиям из
золота и драгоценных камней, потому что последние часто уничтожались ради
извлечения драгоценных металлов и камней. Также в последние 15 лет рынок
активно принял российских покупателей. Развивается и внутренний российский
рынок «фаберже».
На
фоне активного появления на рынке артефактов фирмы Фаберже заметно отставание
научной обработки произведений, анализа ассортимента, его стилистических
особенностей. Но становится возможным подбор ассортимента по отдельным стилям,
что порой требуется при формировании коллекций (как частных, так и музейных) и
экспозиций выставок. Напомним, что мастерами фирмы Фаберже создавались
произведения разнообразных стилей (неорококо, неоклассицизм, неорусский, модерн
и т.д.).
На
арт-рынке прослеживается явление непрерывного повышения цен на изделия фирмы
Фаберже. Наблюдалось отсутствие снижения цен на «фаберже» даже в условиях
кризисов (1998 и 2008 гг.).
Специфика
российского рынка – это формирование частных коллекций, и т.н. «восточный»
(применительно к России – «евразийский») тип коллекционирования, то есть
изделия практически не появляются на рынке вновь. Гносеологически это означает
необходимость изучения таких коллекций, их описания, создания каталогов, в чем
автор активно участвовал последние 15 лет. С другой стороны, в России есть
хорошая традиция, идущая от Румянцева, Третьяковых, Морозовых – традиция
дарения частной коллекции городу, обществу, государству. Есть надежда на
появление таких примеров и в XXI веке.
Интерес представляет и выставки, на которых
демонстрируются произведения современных камнерезов и ювелиров России, а также
появление этих современных камнерезных изделий на арт-рынке. Эти изделия
востребованы не только на отечественном, но и на зарубежном художественном
рынке (в Европе (к примеру, в Швейцарии), Америке (Нью-Йорк), Азии (к примеру,
в Японии и Китае)). Однако активному поступлению изделий на этот рынок мешает
конкуренция с зарубежными камнерезами,[7]
таможенные препоны и пресловутый языковой барьер. Автор диссертационного
исследования высказывает предположение, что в последующем времени эти
препятствия будут преодолены и произведения современных камнерезов,
продолжающих традиции фирмы Фаберже и развивающие собственные находки, будут
прославлять искусство России во всем мире.
[1]
Еще М. Росс указывал, что Иван
Брицын учился ранее у Фаберже (Ross,
Marvin
C. The
art of Karl Faberge and His Contemporaries. University
of Oklahoma Press :Norman . 1965.
– Р.92. Брицын действительно работал у Фаберже.
Это подтверждено нами на основании записей Евгения Фаберже (Архив
Татьяны Фаберже). Данные опубликованы нами в 1992 г . После публикации
заметно повышение цен на изделия Брицына, так как их автора стали воспринимать
как мастера фирмы Фаберже.
[2] К примеру, Андрей Червиченко (бывший владелец
московского футбольного клуба «Спартак») приобрел на аукционе Кристи нефритового слона с
алмазными глазами работы мастеров фирмы Фаберже (http://www.sportsdaily.ru/articles/byivshiy-prezident-moskovskogo-spartaka-andrey-chervichenko-gonka-bez-finisha-24467 - Дата обращения 20 марта 2012 г .)
[3] Ассортимент изделий фирмы Фаберже диссертант разделил
на три группы. См. Приложение.
[4] Более подробные сведения об ассортименте приведены в
Приложении.
[5] Анализ цен реальных и предполагаемых предоставлен в Приложении.
[6] Тогда же, в 1980-е годы, при попытке
вывоза за рубеж был изъят кубок в виде большого порфирового яйца, на трех
серебряно-вызолоченных орлах. На изделии были клейма мастера И. Раппопорта и
фирмы Фаберже. Точно такой же кубок-яйцо был продан на аукционе Sotheby`s в Нью-Йорке в 1982 году. Разница была
только в фигуре орла, венчающего крышку. Оба предмета исполнены мастерами
подпольной группы, возглавляемой Михаилом Монастырским. Большая часть этих
мастеров работали на Объединение «Русские самоцветы» в Ленинграде.
[7] Из зарубежных камнерезов диссертант выделяет мастеров
немецкой школы, продолжающих традицию Фаберже, - династию Дрееров (Карл, Пауль,
Герд, Патрик), Эберхарда Банка, Манфреда Вильде и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий