СКУРЛОВ
В.В., кандидат
искусствоведения (Санкт – Петербург).
Конференция по исторической психологии. 14 декабря
2015 гг. Руководитель проекта проф. С.Н. Полторак.
"Праздник как повод для
подарка и ювелирное изделие как причина для праздника".
Ювелиры и праздник – категории совместные и
близкие по взаимодействию. Мы говорим «ювелирное искусство», подразумеваем
«праздник», говорим «праздник», вспоминаем про «ювелира». Некоторые называют
ювелирную отрасль индустрией красоты, Правильно было бы назвать ее также
«праздничной индустрией». В условиях
превышения предложения ювелирных
подарков над спросом, необходимо научное изучение потребностей, изучение
«Теории праздника», причин и поводов для праздника. Количество праздников в Российской империи на
самом деле, даже превышало нынешнюю
ситуацию. Выходных по поводу праздника – не меньше, чем сейчас. Помимо дня
рождения, население повсеместно отмечало еще «день Ангела», то есть день
крещения. Особенности проведения и ситуация религиозных праздников для разных
конфессий также требовали изучения
ювелирами специфического спроса на
религиозные праздничные ювелирные предметы. Особое направление в деятельности
фирмы Фаберже составляло изготовление
знаков и жетонов к праздникам. Этим
занималась мастерская А. Тилемана, численностью 50 чел., четверть всего
контингента Петербургского отделения. Праздники в других государствах, день
рождения глав монархических домов. Рождение Цесаревича как праздник, свадьба
императора как праздник. Коронация как праздник.
Авторы классических трудов по истории фирмы Фаберже: Франц
Бирбаум (главный мастер фирмы), Г.Ч. Бэйнбридж (руководитель Лондонского
магазина в 1906-1915). К.А. Сноуман (английский искусствовед) неоднократно
касались темы праздника в деятельности фирмы Фаберже.
Франц Бирбаум перечисляет клиентов фирмы, среди
которых обращает внимание на подготовку праздничных подарков для императорской
семьи. Всего для Императорского дома фирма исполнила не менее 10 % всех
изделий, то есть, порядка 30 000. Во
времена двух последних царствований вдвое больше ежегодной нормы подарочных
изделий выдавалось из Кабинета его
величества в качестве «подарков – наград» во время коронаций (1883 и 1896 гг.),
рождения наследника (1904 г.), 300-летия Дома Романовых. Большие заботы по изготовлению праздничной
продукции возникали в случае праздников в других государствах, дружественных
Российской монархии, например дни рождений или коронации Естественно, много
подарков исполнялось ювелирными фирмами по поводу свадеб членов Императорской
семьи, но также и юбилеев. 25-летие («Серебряная свадьба» императора Александра
и императрицы Марии Федоровны отмечались как грандиозный праздник для всех
подданных, а фирма Фаберже создала настоящие шедевры, в частности знаменитые
Часы с 25-ю амурами (подарены
Президентов России Государственному Эрмитажу в декабре 2014 г.), Дипломатические
визиты в другие государства также требовали подготовки подарков, поскольку у
гостей визит монарха рассматривался как праздник.
Следующей большой группой были полки, гвардия и
моряки. На рубеж XIX – XX вв. пришлось много юбилеев полков
(100, 150 и 200 лет). По этому поводу устраивались грандиозные праздники. Также каждый полк устраивал ежегодные
полковые праздники, которые отмечались поднесением подарков в офицерское
собрание. По поводу выхода в отставку
также устраивались праздники, и офицер оставлял в Офицерском собрании или кают
– компании памятный ковш или чарку. В те же года широко отмечались юбилейные
даты создания министерств и ведомств, исполнялись различные знаки и жетоны.
Г.Ч. Бэйнбридж говорил о сложной психологической
задаче, связанной с выбором праздничного подарка и так описал ситуацию: «Фаберже решил проблему
подарка. Если Вы в последнюю секунду вспомнили, что нужен подарок, то поезжайте
к Фаберже, там Вы найдете подарок от 5 рублей до 100 000 руб.».
Журналист берет
интервью ву Карла Фаберже журнал («Столица
и усадьба». 1914. № 2. С.-Петербург. С. 13—14):
«Фаберже является
постоянным поставщиком государя и почти всех дворов, он исполняет заказы
американских миллиардеров, английских богачей; на днях выполнялся заказ
сиамского короля.
— Понятно, если
сравнивать с моим делом такие фирмы, как «Тиффани», «Бушерон», «Картье», то у
них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня... У них можно найти
готовое колье в 1 500 000 рублей... Но ведь это торговцы, а не
ювелиры-художники. Меня мало интересует вещь, если ее цена только в том, что
насажено много бриллиантов или жемчугов, — говорил мне старик Фаберже.
Между прочим, Фаберже
делает такие вещицы: стакан, наполовину наполненный водой; все из удивительно
чистого хрусталя, полное впечатление воды. В стакан вставляется веточка только
что расцветшей яблони. Все листья и лепесточки цветов, все сплошь из камня:
листья из нефрита, лепестки из мрамора и т. д. Такая вещичка стоит около 2000
руб., уронить ее на пол — ничего не останется. Издали полная иллюзия
свежесорванной ветки яблони в стакане воды.
— Кто покупает такие вещи? Ведь это брошенные
деньги!
— Есть люди, которым
давно надоели бриллианты и жемчуг, да иногда и неудобно дарить драгоценности, а
такая вещица подходит».
В мемуарах дочери руководителя московской ювелирной
мастерской фт=ирмы Фаберже Лидии
Артуровны Миткевич есть интересные пассаж по поводу праздника ремесленнков,
т.н. «Юрьева дня», который считался
традиционным праздником и отмечался ежегодно:. «В августе был день, в
который отмечалось начало нового рабочего года. На фабрику привозили икону
Иверской Божьей Матери, покровительницы деловой Москвы, и служили молебен.
Затем работникам и мастерам отпускались деньги для посещения ближайшего
питейного заведения, а администрация фабрики и сотрудники магазина
отправлялись в открытых колясках в ресторан «Яр». Семьи в кутежах, разумеется,
участия не принимали. Фабрика в это время, как, впрочем, и всегда была под
надежной охраной. Или о подарках балерине Зинаиде Гельцер: Однажды — мне было
лет двенадцать — я поднялась на четвертый этаж в кабинет отца, чтобы позвонить
подруге. На столе отца лежали вещи,
приготовленные к отправке в магазин. Это были роскошные ожерелье и диадема с
бриллиантами и изумрудами. Увидев эти изделия, я от восхищения тотчас забыла,
зачем пришла сюда, и стояла несколько минут, любуясь и восторгаясь. Позже я
узнала, что это были подарки для известной балерины Гельцер, заказанные
поклонниками к ее бенефису. Изумруды были выбраны для нее не случайно. У
балерины были красивые рыжие волосы, и зеленый цвет камней, безусловно, был ей
очень к лицу.
По Инструкции ТОРГСИН (1933 г.) подлежали отбору для
продажи через А.О. «Антиквариат» за рубеж: «Всякие золотые вещи, принадлежавшие
членам царской и великокняжеской семьи или подаренные ими разным лицам. Такие
предметы должны иметь или соответствующие гравированные надписи, или царскую
или великокняжескую корону с монограммой под нею, или герб бывшей Российской
империи в виде двуглавого орла, или вставленные портреты лиц царской фамилии».
Резюмируя, следует отметить , что изучение
исторической психологии, дает массу практических приложений для
функционирования современной подарочной
индустрии, к которой принадлежит ювелирная отрасль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий