четверг, 31 декабря 2015 г.

Праздничная культура малороссийского ремесленника-ювелира рубежа XIX - XX вв. на примере Фабрики И. Маршака

УДК 739.2(477–25)"19"
UDС 739.2(477–25)"19"
Сапфирова Наталья Николаевна
Международный Мемориальный фонд Карла Фаберже,
Всеукраинская общественная организация «Союз геологов Украины»,
соискатель аспирантуры Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств

Sapfirova Natalia Nikolaevna
Member of Fabergè Memorial Fund,
All-Ukrainian Public Organization Ukrainian Association of Geologists
Competitor graduate of the National Academy of Culture and Arts

Украина, г. Киев
Бульвар Леси Украинки, дом 28 А, кв. 321
Тел. моб.: +380964992620; тел. дом. +380442851646

Ukraine, Kiev, Boulevard of Lesya Ukrainka, 28a, Apartment 321
Cell. +380964992620; Tel. +380442851646

Праздничная культура малороссийского ремесленника-ювелира рубежа XIX - XX вв. на примере Фабрики И. Маршака

Celebratory culture of Little Russian's jewelry-craftsman on the milestone XIX-XX centuries by the of J.Marshak

АННОТАЦИЯ: Одной из главных целей ювелирного производства и торговли является обеспечение клиентуры предметами подарочной группы. Иосифу Абрамовичу Маршаку, владельцу «Фабрики художественно-ювелирных изделий Иосифа Маршака» – крупнейшего ювелирного предприятия Юго-Западного края Российской империи последней четверти XIX – начала ХХ вв., за сорок лет работы удалось создать такие условия работы, при которых сотрудники ощущали единство коллектива. Это было возможным благодаря внимательному подходу к нуждам каждого работника. Характер производства и торговли продукцией, ассоциирующийся с дарением, государственные и религиозные праздники, система поощрений и  личных подарков по случаю памятных дат на предприятии, – все это характеризует И. А. Маршака как грамотного руководителя, сознательно культивирующего и прививающего основы праздничной культуры не только на собственном предприятии, но и в масштабах Юго-Западного края, в частности, Киева.
Abstract: One of the main purposes of jeweler production and trade is provising customer group with gift items. Joseph Marshak Abramovich, owner of "Joseph Marshak's Art and jewelry Factory" - the largest jewelry company in South-West region of the Russian Empire, the last quarter of XIX - early XX centuries - has managed during forty years to create a team in which employees feels the unity of the working group. It was possible through  a careful approach to the needs of each employee. The nature of production and trade of products is associated with the festive culture, as well as public and religious holidays, the system of rewards and personal gifts on the occasion the memorable eventsof the company - it's all characterizing J.A. Marshak as a competent leader, consciously cultivating and inculcating not just in a company, but also to the population of South-West region, particularry in Kiev, the basics of festive culture.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Иосиф Маршак, конец ХІХ – начало ХХ века, ювелир, праздничная культура
KEYWORDS: Joseph Marshak, late XIX – early XX century, jeweler, сelebratory culture

Особенность праздничной культуры в среде ювелиров состоит непосредственно в характере деятельности, который напрямую связан с памятными датами и событиями, государственными и церковными праздниками, бытом горожан, семейными торжествами. Ювелирное искусство играет не последнюю роль в формировании культурно-исторической среды города, особенно с учетом долговечности материалов, из которых выполнены ювелирные изделия.
Киев в 1913 г. насчитывал 594500 человек. Прирост населения во многом осуществлялся за счет приезжающих на работу, которой  было достаточно в стремительно развивающемся в финансовом, промышленном и культурном отношении городе.
Анализ списка киевских ювелиров позволяет говорить о том, что примерно 80% занятых в ювелирном деле и смежных областях происходили из еврейских родов.  Ювелирное искусство в былые  времена и по сей день остается камерным, так как трудоемкий процесс создания ювелирных изделий не терпит суеты, требует сосредоточения и тишины.
В замкнутой среде ювелиров создавалась особая трудовая атмосфера. Общность вероисповедания работников задавала тон отношениям в коллективе.
Иосиф Абрамович Маршак – владелец крупнейшего производства ювелирных изделий Юго-Западного края и один из лидеров ювелирного дела в Российской империи последней четверти XIX – начала ХХ вв. За сорокалетнюю историю ювелирной фирмы создал особую трудовую культуру и дисциплину.
Ювелирный рынок России предъявлял определенные требования к предприятиям, которые позиционировали себя как ведущие.
На ювелирном предприятии обязаны были знать: главные даты, связанные с жизнью императорской семьи; религиозные праздники конфессий, представленных на территории Российской империи; памятные государственные даты, в том числе и связанные с военными событиями; перечень государственных, общественных, финансовых, промышленных, учебных и культурных учреждений (в данном случае в Киеве и основных городах Юго-Западного края); Табель о рангах; предпочтения клиентуры высшего и среднего сословий; необходимо было учитывать новости общественной жизни, мероприятия, приуроченные к конкретным датам (пример тому – Первая Русская Олимпиада,  прошедшая в Киеве в 1913 году, которая требовала тщательной подготовки, в том числе и в изготовлении наградных медалей и почетных знаков).
Суть выше изложенного сводится к тому, что владельцы ювелирного дела обязаны быть в курсе всех местных и на уровне государства событий и  прекрасно осведомленными о памятных для клиентов и членов их семей датах – помолвки, свадьбы, дни рождения, юбилеи. Учитывались родственные, дружеские  связи и сфера профессиональных интересов (служебная карьера). Ведь речь шла о солидных заказах.
         Рабочий день на Фабрике И. Маршака длился с 8 до 18 часов, с двухчасовым перерывом на обед. Статья 430 Устава промышленности гласила: «…ремесленных рабочих дней шесть в неделе. В воскресный же день и двунадесятые праздники ремесленники не должны работать без необходимой нужды. Мастерам евреям дозволяется работать в сии дни, но с тем, чтобы отнюдь не употребляли для этого подмастерьев и учеников из христиан. Мастера из христиан не должны принуждать к работам подмастерьев и учеников из евреев в те дни. Когда сим последним, по закону их, работать не дозволяется, но они, вместо того, могут употребить евреев в работы по христианских праздничным и воскресным дням» [7, с. 38].
Лица иудейского вероисповедания должны освобождаться от работы в такие дни: все субботы, восемь дней Пасхи и один день накануне, два дня Нового года и один день накануне, два дня судных и один день накануне, четыре дня Сухот (Куши), один день Пурим и один день Тешебиов». [5, с. 193, 195].
Адресная и справочная книга «Весь Кiевъ» приводила список неприсутственных дней, православный, армяно-григорианский, римско-католический, евангелическо-лютеранский, протестанский, еврейский, магометанский,  караимский календари, в которых были отражены, в том числе, и праздничные дни. [4, с. 5-24]
В Киеве в конце XIX в. слушались дела о том, чтобы запретить евреям торговать ювелирными предметами христианского православного культа – крестиками и иконами. Жалоб поступало достаточно для того, чтобы Синод в 1881 г. «…внес в Государственный совет предоставление об издании закона о запрете торговли евреями христианской символикой. Постановление это было доведено до Киевской управы … летом 1882 года» [6].
Одной из причин разногласий на религиозной почве был статус Киева как одного из центров христианской православной культуры. В Прейскурантах Фабрики и на современном антикварном рынке представлены светские ювелирные вещи. Однако, анализ деятельности фирмы И. Маршака показывает его лояльность к другим религиям и говорит о всеохватных связях.
Например, серебряная модель Костела Св. Иосифа в г. Николаеве на каменном основании выполнена в 1896-1897 гг. 
Представленное в коллекции Национального музея истории Украины в Киеве серебряное блюдо, заказанное в 1899 г., с видами Киево-Печерской Лавры, Софиевского собора, Никольского и Братского монастырей, Киевской духовной семинарии [1, с. 70].
Отметим, что иудаика так же, как и предметы христианской культуры, отсутствует в Прейскурантах Фабрики.
Особую группу подарков, выполненных на Фабрике, составляли произведения, заказанные по случаю визитов императорской семьи в Киев в 1896 и 1911 гг. Учитывая масштаб события и грандиозные празднества, сопровождающие визит императорской семьи, деятельность Маршака заслуживает особого внимания. Почти все подарки по случаю визита были заказаны у него. В 1913 году на Фабрике были выполнены подарки и памятные медали в честь 300-летия Дома Романовых, в том же году состоялась Первая Русская Олимпиада и ряд других мероприятий. Памятные знаки, жетоны и медали для призеров и победителей также были выполнены на Фабрике.
Широкий ассортимент включал, помимо украшений и группы серебра, жетоны и знаки, памятные медали, медальоны, подарочные адреса, назначение которых заключалось в акте дарения, награды.
Исключение из подарочного ассортимента составляли мемориальные венки из серебра, алюминия, реже – золота, памятные мемориальные изделия и, предположительно траурные украшения. Ювелирные технологии производства были те же, однако характер изделий был скорбный. Например, торжества по случаю визита царской семьи в Киев в 1911 году были омрачены трагическими событиями – ранением 1 (ст.ст.)[1] сентября и последующей смертью 5 сентября и похоронами 7 сентября  П.А. Столыпина (похоронен на территории Киево-Печерской лавры в Киеве). На могилу было возложено 2 золотых, 86 серебряных и 65 алюминиевых венка. Вполне возможно, что среди них могли быть и выполненные на Фабрике И. Маршака. Из 86 серебряных венков уцелел только один, производства Первой Киевской ювелирной и художественно-граверной артели, остальные были переплавлены [3, с. 353-367].
Не  смотря на то, что основной целью капиталистического общества является получение прибыли, И. Маршак проявлял большую заботу о своих работниках.
Особенностью ювелирного труда  являлось распределение задач для изготовления предметов. По состоянию на 1913 г. : «разделение труда было доведено до возможных пределов» [8, c. XXX]. Например, обычное украшение проходило этапы создания в мастерской золотых изделий, закрепки камней, шлифовки золотых изделий, иногда фотографический отдел. При создании одной вещи принимало участие большое количество специалистов – результат всех объединял и давал чувство сопричастности к торжествам, для которых предназначался подарок.
В 1903 г. после 25-летнего юбилея фирмы  было заведено празднование 25-летнего юбилея каждого мастера и служащего. Вручался специально сделанный на фабрике для каждого подарок и портфель с наличными деньгами. Со дня юбилея вручалось ежемесячное вознаграждение пропорциональное заработку юбиляра. К 1917 году  на Фабрике работало 19 таких человек [2, с. 53].
В честь 35-летнего юбилея, который был торжественно отмечен в 1913 году,  по инициативе служащих и рабочих было принято решение о создании ремесленной школы им. И Маршака и его супруги для обучения бедных детей г. Киева следующим ремеслам: слесарно-механическому, столярно-резчицкому и граверному по стали. Все расходы по содержанию принимал на себя И. Маршак [9, с. 7].
За счет средств И.А. Маршака наиболее способные к рисованию ученики посещали Киевскую рисовальную школу. На Фабрике предоставлялась безвозмездная врачебная помощь для сотрудников. Был создан фонд в 5000 рублей для помощи бывшим работникам Фабрики на случай потери ими трудоспособности.
В своем завещании Иосиф Абрамович распределил здание Фабрики и магазина, капиталы в равных долях между пятью сыновьями и тремя дочерьми, при этом проявил заботу о сотрудниках, в том числе и о приданом для незамужних работниц, распоряжаясь относительно выплаты более и менее крупных денежных сумм.
На счету Фабрики к юбилейному 35-летию в 1913 году были высокие и почетные награды, полученные на отечественных и международных выставках, множество благодарностей от правительственных, общественных, частных учреждений и лиц [9, с. 6] .
За счет средств И.А. Маршака наиболее способные к рисованию ученики посещали Киевскую рисовальную школу.
Сотрудники Фабрики в благодарность за заботу также дарили подарки И.Маршаку.
На ул. Крещатике, 4 после перестройки внутренних помещений на новоселье работники поднесли хлеб-соль на серебряном блюде с большой монограммой в центре и круговой надписью: «И.А. Маршаку от подмастерьев с новосельем 9 мая 1890 года». Сверху блюдо декорировано миниатюрными серебряными моделями функционирующих инструментов, которые применяются в ювелирном деле. Возле каждого инструмента подпись мастера, который его изготовил. Блюдо вывез в Париж в 1922 году и передал сыну Иосифа Абрамовича Александру Маршаку (1892-1975) главный бухгалтер фирмы Иосиф Эммануилович Кашук [2, с. 49,50].
В 1903 г. на 25-летний юбилей фирмы  И. Маршак получил в подарок  от работников Фабрики деревянное блюдо с вырезанными колосьями. В центре блюда располагался барельеф с портретами Иосифа Абрамовича и его супруги Елизаветы Федоровны (чеканные работы выполнил Лев Цивкин). Над портретами в золотой рамочке располагалось изображение первой ювелирной мастерской, расположенной на Подоле (в прошлом – ремесленный район Киева), в которой И. Маршак начинал свою  трудовую деятельность. Над портретами золотыми накладными буквами была сделана надпись, которая была девизом деятельности И.Маршака: «Посеешь со слезами – пожнешь с  пением». Серебряными буквами указывались авторы и даты [2, с. 53].
В совокупности все упомянутое в данной публикации составляло неотъемлемую часть праздничной культуры киевского ремесленника-ювелира конца XIX – начала XX вв. Но уникальность этой культуры состоит в том, что сами ювелиры задавали праздничный тон городу и жизни горожан. Ювелирное дело как никакое иное давало возможность принять участие и вложить свою частичку души и труда практически во  все значимые для киевлян даты.
За сорок лет работы Фабрики в ее станах прошли обучение 300 человек. Преемником традиций Фабрики И.Маршака стал Киевский ювелирный завод,  основанный в 1936 году, который уже в советскую эпоху также отличался слаженной работой и дружественной атмосферой в коллективе.

Литература:

1. Арустамян Ж. Г. Ювелірна фабрика Йосипа Маршака [Текст] / Жанна Гайківна Арустамян // Міністерство культури України; Національний музей історії України. Пам’ятки декоративно-ужиткового мистецтва із колекції музею історичних коштовностей України – філіалу Національний музей історії України : темат. зб. наук. пр. – К., 1993. – С. 70. – Бібліогр. : 14 назв.
2.Афанасьев А.К. Маршак А. История фабрики моего отца / Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. № 12, 2004 г. С. 49-53.
3.Бартош А. Е., Палатная С. Г. История памятного серебряного венка (из фондов Музея исторических драгоценностей Украины )   [Текст] / А. Е. Бартош, С. Г. Палатная // Музейні читання. Матеріали наукової конференції «Ювелірне мистецтво – погляд крізь віки» 18-20 листопада 2013 р. – К. : ТОВ «Фенікс», 2014. – С.353-367.   
4. «Весь Кіевъ» на 1914 год, Адресная и справочная книга, изданіе С.М. Богуславскаго. – Киев: 1-я Кіевская Артель Печатнаго Дѣла. – Кіевъ, 1914. – С.5-24.
5. Ковалінський В. В. Київські мініатюри. Книга перша / В. В. Ковалінський. – К. : Товариство «Купола», 2006. – 384 с. – (Видання друге, доповнене).

6.Мокроусова Е., Гамоля Н. Евреи города Киева / Елена Мокроусова, Наталья Гамоля // «Контракты» №1-2, Январь, 2005г. [Электронный ресурс] // URL:  http://archive.kontrakty.ua/gc/2005/1/46-riski-vlasti.html (дата обращения: 09.11.2015 г.)

7. Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах и в   ремесленных заведениях. Законы от 15 ноября 1906 г. – СПб. : Типо-литография «Якорь». – 1906. –  С.19. [Электронный ресурс] // URL: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003737014/ (дата обращения: 18.11.2015 г.)

8. Художественно-иллюстративный альбом Всероссийской выставки в г. Киеве. 1913 г. Репринтное издание. – К. : Киевское акционерное общество «Книга», 2003. – 400 с.: ил.

9. Юбилейное изданiе ювлира Iосифа Маршака. Его Высокопревосходительству господину военному министру В.А. Сухомлинову. – К. : С. В. Кульженко, 1913. – 13 с., 35 ил.

 


 




[1] Здесь и далее даты приведены в соответствие со старым стилем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий