Отчет международного жюри
составленный M. T.-J. Armand-Caillat
мастером золотых и
серебрянных дел
дополненный и
законченный президентом жюри в классе золотых и серебряных изделий
M. Henri Bouilhet
мастером золотых и
серебряных дел, вице-президентом центрального союза изобразительных искусств.
Иностранная секция
Россия
Если быть точным, это
- не экспозицией изделий из золота и серебра; эмаль на ней занимает самое
большое место и применяется с равным успехом как на предметах c пышным
церковным убранством так и на незначительных бытовых предметах.
Мы не нашли тех
мастеров, которые в 1878 году привезли предметы из серебра, украшенные чернью
или частично вызолоченные, с формами и декоративными эффектами заимствованным у
изделий, широко используемых у простого народа: деревянные солонки, которые
вешают в кухнях на стены, или
керамические вазы с набитыми обручами на подобие бочек, использовавшихся
для перевозки жидкостей, которые служили
разновидностью солонок, чайных приборов, кубков, бонбоньерок, становясь,
по своему исполнению и по превосходному выполнению работы с драгоценными
металлами, работами наивными , выполненными в совершенно особом вкусе. Мы
сожалеем, что совсем их здесь не
увидели.
В свою очередь мы с
удовольствием изучили работы, представленные г-ном Фаберже, золотых и серебряных дел, ювелир, который как
член Жюри в 95 классе, участвовал «вне конкурса». Он нам показал несколько
интересных предметов, выполненных из серебра и золота: канделябр в стиле
Людовика XVI и одну большую декоративную вещь, в которой использование нефрита,
бронзы и серебра, а также украшений, исполненных согласно современному, вкусу
были достойны похвалы. Но самым замечательным из представленного была его
коллекция драгоценных предметов в золоте и эмали, предназначенных для
удовлетворения потребности в национальной традиции подарков, которые обычно
преподносили по случаю пасхальных праздников. Коллекция пасхальных яиц, взятая
для показа из Императорской казны была
по истине изысканной.
Эти вещи раскрывают
скорее искусство ювелира нежели искусство мастера золотых и серебряных дел, но
их декор и кроме того размеры нас заставили их скорее отнести к данной секции,
чем к секции ювелирного искусства. Наиболее примечательны в исполнение были
изящные оправы, замки с секретом, чеканка, эмали.
Братья Овчинниковы из Москвы занимали важное место на выставки,
представив свой «Иконостас», выполненный в технике гильошированной эмали в
русском стиле. Значительные размер этой работы должен был вызвать существенные
трудности, а то большое мастерство с которым были выполнены эмали составляет
славу этого произведения. Рисунок иконостаса был выполнен В. М. Васнецовым,
художником, чья работа была связана с этим домом.
Фабрика г-на
Овчинникова находится в Москва и насчитывает 200 рабочих, также имеется филиал
в Санкт-Петербурге. Он имеет своих привлеченных (прикрепленных) художников,
и также пристроил к своему дому школу
рисования для рабочих. На выставке представлена ценная экспозиция маленьких эмальированных кубков, подносов,
стаканов, чашек, декорированных в русском стиле и содержащих приветственные
надписи, очень искусно сделанные.
Уступая настоятельным просьбам своего коллеги г-на Боткина и
констатируя действительный прогресс, сделанный этим домом, первым в России,
Жюри присудило ему «Гран при»,
золотую медаль — соавтору этого дома - художнику
Васнецову, две серебряные медали — его двум старшим мастерам — г-ну
Комарову и г-ну Архарову.
Одна золотая медаль
была присуждена г-дам братьям Грачевым,
чья фабрика находится в Санкт-Петербурге. Их изделия аналогичны изделиям фирмы
Овчинникова. Они не выставили, как последний, никакого монументального
произведения, но, как и Овчинников представили многочисленные предметы с
перегородчатой эмалью, и несколько с эмалью витражной, хорошего исполнения.
Также были представлены несколько работ из серебра: украшения стола,
канделябры, хорошо смоделированные и прочеканенные фигуры.
Два брата г-на
Грачева были награждены как соавторы и получили серебряную медаль.
Народные промыслы
Кавказа. Именно под этим именем мы нашли в избах — воссозданных домах крестьян
этой части России, построенных в садах Трокадеро, изделия из прочеканенного,
черненого или филигранного серебра, произведенные в кавказских деревнях скоплениями способных русских мастеров,
сохраняя традиции предков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий