воскресенье, 9 июля 2017 г.

Фогт Нина Эрнестовна







(14(27).01.1887 - 13.10.1970)
Художник – эмельер.

Товарищество художников Ленизо существовало в Ленинграде с 1929 по 1954 год. После образования в 1932 году единого ЛССХ представляло собой многопрофильное производственное подразделение творческого Ленинградского Союза художников. С 1931 года находилось в подчинении Горкома ИЗО. Входила во ВСЕРАБИС (Всероссийский союз работников искусств). Подчинялось Всекохудожнику. Распределяла заказы, вела продажу работ через сеть своих магазинов. В структуре имело различные мастерские и производства, разбросанные по разным адресам и районам города, в том числе копийные, архитектурно-художественные, мозаичные, оформительские мастерские, эмальерно-филигранную фабрику, типографию, сеть художественных салонов, другие подразделения. Ленизо осуществляло контрактацию между организациями-заказчиками художественно-оформительских работ и художественной продукции и художниками разных специальностей: оформителями, живописцами, скульпторами, графиками, мастерами декоративно-прикладного искусства. В 1930-е годы, а также в первое послевоенное десятилетие Ленизо обеспечивало работой не только «несоюзных» художников, но и большую часть художников — членов творческого Союза. Членами художественного совета Ленизо были известные мастера изобразительного искусства Ленинграда.

Значительная часть договоров, выполнявшихся художниками-членами Ленизо была связана с оформлением ленинградских улиц и площадей к праздникам, с изготовлением наружной рекламы, оформлением витрин магазинов, написанием портретов политических и государственных деятелей по заказам организаций и учреждений. В 1949—1950 годах копийные мастерские постепенно были ликвидированы, а работавших в них художников перевели на творческую работу по написанию «живописи малых форм» — так называемой массовой картины. Эти вещи продавались через магазины, подчинённые Ленизо. Один из них был в Гостином Дворе, другой под кинотеатром «Титан». По содержанию это были пейзажи, натюрморты, изредка жанровые сцены. Они оценивались сравнительно недорого, с тем, чтобы их приобретало население. В 1950 году эмальерно-филигранная фабрика Ленизо перешла к Ленинградской межобластной конторе «Главювелирторга».

Товарищество художников Ленизо поддерживало и творческую деятельность художников, являвшихся его членами, регулярно устраивая городские, а также передвижные выставки их произведений. Их участниками были крупнейшие мастера изобразительного искусства Ленинграда, в том числе Михаил Авилов, Евгения Байкова, Пётр Белоусов, Пётр Бучкин, Пётр Ивановский, Ярослав Николаев, Генрих Павловский, Пен Варлен, Степан Привиденцев, Николай Рутковский, Глеб Савинов, Александр Самохвалов, Иосиф Серебряный, Владимир Серов, Николай Тимков, Рудольф Френц и другие. В 1953 году Ленизо было ликвидировано, его мастерские и подразделения вошли в состав Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР.

Каталог выставки "Во славу Фаберже" 1993г. Вступительная статья Вячеслава Мухина.
"Заметное разнообразие в использовании художественных приемов ювелирного исскуства удавалось поддерживать на фабрике No 2 по Мучному переулку, где ведущим художником с предвоенных времен была Нина Эрнестовна Фогт. Талантливый мастер старой школы, она находилась под непреходящим обаянием волшебного искусства ювелирных эмалей. Наряду с обычной штампованной и чеканной продукцией — значками, портсигарами, пудреницами, подстаканниками, другими посудными изделиями — по ее инициативе все больше
стали появляться «рукодельные» произведения, не только с достаточно сложным эмалевым по скани декором, но и с ручной росписью эмалевых вставок, плакеток, медальонов".
Откуда: Из Ленинграда

Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика.

28 мар 2016, 18:58
В годы войны Эмальерно-Филигранная фабрика была консервирована, затем вновь возобновила работу.

Списки рабочих и служащих Эмальерно-Филигранной фабрики «ЛенИЗО» Куйбышевского района, награжденных медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг. от 8.07.1947 года (из 26 человек утвердили 23 человека – кто-то уже получил медаль «Победа над Германией»)
«
- Короткевич Таисия Назаровна; с 1938 по 1942 – подсобница Эмальерной фабрики «ЛенИЗО», уволена по консервации завода; с 29.05.1945 и по д.м. - никелировщица Эмальерной фабрики «ЛенИЗО»; дисциплинирована в работе, нормы перевыполяет до 250%, профорг.
- Чурина Елизавета Ивановна; с 1931 по 6.06.1942 год - жогар Эмальерной фабрики «ЛенИЗО»; уволена в связи с эвакуацией; с 12.10.45 и по д.м. - жогар Эмальерной фабрики «ЛенИЗО»; стахановка, как специалист Филигранной-Эмальерной фабрики передает своей опыт молодым работницам, норму выполняет на 200-300%.

Подпись – Директор Павлов»

Протокол №136-1 от 3 февраля 1945 года Заседания исполкома Ленсовета: «разрешить возобновление деятельности в Ленинграде Эмальерно-Филигранной фабрики»

Откуда: Из Ленинграда

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Фогт Нина Эрнестовна (14(27).01.1887 - 13.10.1970)
Автобиография 19.05.1953:
«Я, Нина Эрнестовна Фогт, родилась в Петербурге 1887 г. 14/27 января в семье служащего. Мои родители тоже родились в гор. Петербурге: отец в 1853 г. - мать в 1862 г. Отец, мещанин по происхождению проработал 35 лет на фабрике "Русско-Американской резиновой мануфактуры" (ныне Красный Треугольник). Мать по происхождению дворянка - была домохозяйка <…>.
Образование я получила в Литейной женской гимназии в гор. Петербурге. Специальное образование, как художник я получила во первых в Обществе Поощрения Художников, которое окончила с 2-мя серебряными медалями и заграничной поездкой, а во вторых - в Академии Художеств, в которой я прошла полный 6-ти летний курс обучения в 1918 году вышла на конкурс. Окончить конкурсную программу мне помешала Окт. Революция и мне пришлось работать в качестве чертежницы в отделе шосс. и грунтовых дорог <…>. Но с 1922 года я стала работать уже по специальности как художник график по оформлению детской книги в издательстве Радуга и других издательствах.
В 1933 году Союз Рабис направил меня на должность художника-руководителя на Эмальерную фабрику ЛенИЗО, где по моим эскизам выполнялась продукция из серебра с филигранью и эмалью.
Потом фабрика перешла на изготовление нагрудных знаков с изображением вождей, а в дальнейшем на производство брошей, браслетов, колец, ожерелий, запонок, пряжек из полированной эмали. Все это тоже выполнялось по моим эскизам.
В 1949 г. в декабре месяце Эмальерная фабрика перешла в ведение Главювелирторга, который вновь воскресил филигранное искусство и предложил мне работать в этой области на этой же фабрике, чем я и занимаюсь по сей день. За свою работу на Эмальерной фабрике ЛенИЗО, где я проработала с 1933-1949 г. я награждена 2-мя медалями "За Оборону Ленинграда" и за "Доблестный труд".
По общественной линии я исполняла должность отв. секретаря Горкома ИЗО с 1928 по 1933 г. и в это же время была избрана Членом Совета Рабочих и Кр. Депутатов Октябрьского р-на, а в дальнейшем Смольненского района.
Художник Подпись (Н.Фогт) 19 мая 1953»

Цитаты из автобиографий, анкет и личных карточек других лет:

Из анкетного листа 13.05.1953:
21. Семейное положение - вдова
22. Ф.И.О. жены, мужа, партийность, место работы - Федор Адольфович Фогт, художник, умер <…>
25. Жили ли за границей
- в 1913 и 1909 году была за границей <ездила в Италию>для повышения квалификации как художника, проводила там летние месяцы
26. Чем занималась за границей, на какие средства существовала
- была послана для повышения квалификации окончив Общ. Поощр. с 2 медалями и заграничной поездкой
Место службы и должности:
- с 1918 - 1922 - Управление шосс. и грунт. дорог - чертежница
1920 - 1928 - разовые работы как художник графики
с 1928 - 1933 - Горком ИЗО, ответ. секр.
1933 - 1949 - Эмальерная фабрика ЛенИЗО, художник-руководитель
1949 по сей день - Ювелирная фабрика №2 - художник-руководитель


Из личной карточки ССХ от 11.04.1951:
<…>
Соц. Положение - служащая
Партийность - нет
Были ли колебания в проведении линии партии и участвовали ли в оппозициях - нет
Подробное название учебного заведения, годы (окончен или нет):
Литейная женская гимназия 1897 - 1909, да
Общество Поощрения Художников 1903 - 1909, да
Академия Художеств 1912 - 1918 - не сдала конкурсной программы
16. Знание языков - немецкий и франц. - хорошо
Были за границей - да
Когда
- 1909 - 4 месяца, Италия, повышение квалификации
1913 - 4 месяца, Италия, повышение квалификации
29. В каких областях изобразительного искусства работает, чему отдает предпочтение - в области ювелирной по филиграни и эмали
30. Трудовой стаж художника - с 1922 г.
31. Время вступления в ССХ - 1932 г., № билета 263, секция оформителей
33. В каких художественных организациях до IV 1932 г. - ЛенИЗО и ЛОССХ
34. В каких художественных организациях работает - ЛенИЗО и Худ. Фонд
35. На каких выставках участвовала - на всех выставках ЛенИЗО и ЛАССХ и на выставках художествен. промышленности
36. В каких конкурсах участвовал на конкурсах - в Академии Художеств, когда была ученицей
37. Какие произведения репродуцировались в массовых тиражах (где, когда) - вся продукция, которую выпускала Эмальерно-Филигранная ЛенИЗО воспроизводилась по моим эскизам в массовых тиражах
40. Выполняемая работа с начала трудовой деятельности - должность, местонахождения учреждения:
1922 - работала по оформлению Детской книги в изд. Радуга, в изд. Тритон. Оформляла показательные таблицы для педаг. института Герцена - Ленинград
с 1933 - работала как художник-руководитель Эмальерно-Филигранной фабрики ЛенИЗО - Мучной пер. 2
с 1950 - фабрика перешла в руки Ювелирторга. Я продолжаю работать в качестве художника-руководителя там же
42. Творческая и общественная деятельность в годы ВОВ - продолжала работать на Эмальерно-Филигранной фабрике в должности художника-руководителя
43. Перечень наиболее значимых произведений - мои произведения находятся в музеях Торговой Палаты Москвы и Ленинграда, а также в Музее подарков т. Сталина в Москве
<…>


Из автобиографии от 26.10.1949:
«Как художник график <работала>в книжных издательствах, а также в музыкальных и педагогических. И в конце концов была рекомендована Горкомом ИЗО в качестве художественного руководителя на Эмальерно-Филигранную фабрику Лен ИЗО (в 1933 году) где и работаю по сей день. На фабрике работаю по производству вещей с филигранью и эмалью, как то портсигары, стопки, подстаканники, участвовала во всех выставках художественной промышленности и прикладного искусства».

Список работ <…>: По Эмальерной фабрике
По филиграни с эмалью: Кабарэ (графин, рюмка или стопка, подносик). Чайные и кофейные приборы, курительные приборы, коробки для сигар и папирос, портсигары, табакерки, ложки для варенья, стопки, подстаканники, ожерелья, серьги, броши, пудреницы, кроме этого фабрикавыпускала по моим рисункам нагрудные знаки с портретами - барельефами т. Сталина, Ленина, Ворошилова, Кирова, Горького и <> художественный ширпотреб как броши, пряжки, запонки, браслеты, мундштуки (полированная эмаль).


Из анкеты для члена Союза Советских Художников 22.05.1944:
2… Имеется ли награждение (где и кем выдано) - Получала премии и грамоты на производстве. Медаль за оборону Ленинграда
2... В каких областях изобразительного искусства работаете и какую освоили и считаете основной
- в данный момент работаю по производ. графике. Графику считаю своей основной профессией.
Место работы, должность и адрес учреждении – Эмальерная фабрика ЛенИЗО, Мучной пер.2, Худ. руководитель

Из характеристики на Фогт Н.Э, подписанной Председателем секции Оформления Ленинградсткого Союза Советских Художников Сулимо-Самуйлло В.А.:
«В течении многих лет она работала в области эмальерного искусства как художественный руководитель эмальерной фабрики ЛенИЗО
Глубокое знание дела и изобретательность ставят ее в ряд специалистов эмальерно-филигранного дела.
Многие изделия, выполненные по проектам Н.Э. Фогт отличаются продуманностью формы, интересным рисуноком и пользуются широкой популярностью.
<…>:
По ее эскизу выполнено кабарэ, которое было поднесено Ленинградским Товариществом Художников ЛенИЗО И.В. Сталину к его 70-летию и находится в Музее подарков в Москве.»


«Каталог Весенняя выставка произведений ленинградских художников», Ленинград, 1956 год
«Ювелирные изделия, выполненные на Ленинградской ювелирной фабрике №2
Фогт Нина Эрнестовна
Изделия из золоченного серебра с накладной филигранью и эмалью: пудреница, подстаканник, чашки с блюдцами (кофейные, чайные), сахарница, лопатка для пирожных, наперстки, солонка, ложечка для соли, ситечко для чая…
Стопки – томпак золоченный с пресс-филигранью и эмалью
Подстаканник – томпак оксидированный с фотоэмалью»

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Не знаю до какого года работала на Ювелирной фабрике Нина Эрнестовна. Возможно это был 1957 или 1958 год. Конец 50-х, начало 60-х, время перемен в ювелирной промышленности. На предприятия пришли молодые художники, ювелиры. И идеи у них были новые, яркие, нестандартные.
Новое - это все здорово. Только мне кажется, что свежий ветер перемен не только стремился вперед , но и отрицал многое, что было до него. Строки из статьи искусствоведа, опубликованные в книге 1965 года "Художники вещей", все это касается Ленинградской ювелирной фабрики:

"... Наше время - величественная эпоха строительства коммунизма. Как же развивается современное советское ювелирное дело? Увы, оно еще во многом отстает от стремительного бега нашей жизни, часто остается на старых позициях, не поспевает за быстрой сменой моды, а среди его изделий (и чаще всего изделий массового производства) еще встречаются образцы мещанской безвкусицы...

... с прочно укоренившимися на фабрике традициями - подражанием давно ушедшим в прошлое мотивам так называемого "ложнорусского " стиля, столь характерного для прикладного искусства и архитектуры России в конце XIX - начале XX века. В украшении громоздких и дорогостоящих золотых и серебряных чарок, стопок, подстаканников, пепельниц, чайных сервизов и других подобных изделий (которые еще и сейчас можно встретить на прилавках наших ювелирных магазинов), преобладала эмаль, расцвечивающая орнамент из скани, почти сплошь покрывающий всю поверхность вещи. При этом многоцветная палитра эмали в сочетании с мелкотравчатым сканным узором превращала предмет в подобии очень пестрой, да к тому же и весьма дорогой бонбоньерки. Естественно, что такие изделия не были доступны массовому покупателю по своим высоким ценам (драгоценный металл плюс ручной труд!) и были совершенно чужды ему по художественной направленности...

... пестроты красок эмали и изобилия украшений, которые отличали большую часть ранее выпускавшейся фабричной продукции, отвечавшей скорее купеческим вкусам конца XIX века, чем нашей современности...

... наиболее отстающих отраслей производства - ювелирную эмаль...

... безвкусицей, которая до последнего времени отличала значительную часть выпускаемой в продажу ювелирной галантереи..."

Нина Эрнестовна все это читала. Думаю, ей было больно. Пришла на фабрику в 1933 году. Сумела не только сберечь и сохранить русские эмалевые традиции, но и приумножить их.

На официальном сайте "Русские самоцветы" размещена информация о том, что эмальерно-филигранная технология была возрождена на заводе после Великой Отечественной войны благодаря стараниям Нины Эрнестовны Фогт. Пролистаем тему и посмотрим фото изделий фабрики - большинство предметов изготовлены до войны по эскизам Нины Эрнестовны. Обидно, когда забывают, обидно, когда замалчивают.

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Сообщение ocherk » 11 апр 2016,
Примечания к "Автобиографии" Н.Э.Фогт:
О родителях Нины Эрнестовны:
Отец – Вехтерштейн Эрнест Георгиевич (1853 – 1919).
Нашла информацию о присвоении ему звания потомственного почетного гражданина:
«Вестник финансов, промышленности и торговли: Указатель правительственных распоряжений по Министерству финансов и по Министерству торговли и промышленности, 1901г.»
«Император, по представлению Министра Финансов о полезной деятельности и особых трудах нижепоименованных лиц и согласно удостоению Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах, Всемилостивейше соизволил пожаловать им следующие награды:
Звание почетного гражданина:Потомственного:
<…> ,служащим в торговом доме «Леопольд Нейшеллер» в С.-Петербурге доверенными: Везенбергскому гражданину Эрнесту-Юлию Вехтерштейну и Либавскому гражданину Эмилию-Фридриху Шнейдеру, <…> ».
Из этого указа о присвоении звания п.п.г. видно, что Эрнест Георгиевич, непосредственно, на фабрике «Треугольник» не работал.
Торговый Дом «Леопольд Нейшеллер» это очень крупная сбытовая фирма, обслуживавшая, в том числе, и "Т-во Российско-Американской резиновой мануфактуры" (ф-ка «Треугольник»). Должность у Э.Г.Вехтерштейна была очень ответственная, доверенный – заключал договоры и совершал сделки от лица Торгового дома. Эрнест Георгиевич Вехтерштейн умер от голода в Петрограде в 1919 году.

Мать – Вехтерштейн (Гептнер) Эмилия Романовна (1863 – после 1922) была дочерью провизора Придворной аптеки Гептнера Романа Карловича. Семья была большая, кроме неё были еще братья: Юлий Романович, Федор Романович, Альфред Романович и сестры: Тереза, Дагмара, Валентина.
Юлий Романович – служил юрисконсультом в Министерстве Юстиции, с 1894г. он состоял делопроизводителем комиссии по составлению проекта гражданского Уложения.
Альфред Романович – был сотрудником Экспедиции заготовления государственных бумаг.

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

· 
Сообщение  17 апр 2016,
Решение №55-38 Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся о Защите и маскировке памятников г. Ленинграда от 24 ноябре 1941 года:
"...немедленно приступить к осуществлению мероприятий по защите и маскировке памятников...
2. Предупредить руководителей учреждений, на которых возложены работы по защите памятников об их персональной ответственности за выполнение этих работе. Установить 20-ти дневный срок для проведения намеченных мероприятий..."

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Сообщение ocherk » 19 июн 2016, 01:03
Продолжу рассказ о семье Нины Эрнестовны Фогт.
Я уже писала ранее, что мужем Нины Эрнестовны был талантливый художник
Федор Адольфович Фогт (1889, Петербург - 05.11.1939, Витебск).

Он родился в Санкт-Петербурге в 1889 году в большой семье управляющего Страхового Общества "Россия" Адольфа Оттовича Фогта (1844-1911).
Мать Федора - Эдварда Рикард Артур (1853 - 1919) дочь английского генерального консула, родилась на острове Туркс-Айленд в Карибском море (Вестиндия).
Кроме младшего Федора, в семье было еще четыре дочери:
Мария (1881 - 1966) , Елизавета (1883 - 1977), Алиса (1885 - 1914?) и Гретхен (Маргарита) (1886 - 1916).

Федор пишет в своей автобиографии 10 января 1928 г.:

Федор Фогт женился на Нине Эрнестовне Вехтерштейн (художнице, тоже ученице Кардовского), и в 1914 году у них родился сын Алексей.

Революция разрушила творческие планы Федора Адольфовича и Нины Эрнестовны Фогт, в те времена не было потребности в живописи и прикладном искусстве. "Я ушла, не оборачиваясь, поняв, что все кончено....Искусством я торговать не хотела.." - из письма Нины Эрнестовны.
В 1919 году умерли от голода отец Нины Эрнестовны и затем мать Федора Адольфовича.

Сначала они работали делопроизводителями в Комитете Государственых сооружений (он в Городском Строительстве, она - в Дорожной секции).
Зарплата 300 рублей в месяц, которая не спасала от голода, карточки "Красная звезда"... Федор Адольфович вынужден был устроиться в Военстро (Военное Строительство) и уехать в Невель. Это был тяжелейший период их жизни, от голода страдал и маленький сын Алексей.
Через некоторое время, когда начался НЭП, появилась работа, связанная с книжной графикой, плакатами, оформлением театральных постановок по заказам государственных организаций и частных предприятий. Но, в основном, это была разовая, сдельная работа, не дававшая стабильного зароботка.

Счастливый случай выпал в первых числах января 1928 года, когда директор Витебского Художественного техникума Михаил Аркадьевич Керзин приехал в Москву, для того чтобы найти художника реалистического направления на должность завуча и преподавателя художественных мастерских 3-го курса. По рекомендации Кардовского, Шухмина и В.Яковлева Керзин предложил эту работу Федору Адольфовичу Фогту, и тот согласился, несмотря на переезд, по сути дела, в провинцию и отрыв от семьи.

Так начался Витебский период в жизни Федора Фогта.
Художник-живописец Евгений Николаевич Тихонович (1911-2005) с теплотой вспоминает о своем учителе:
"У него перспектива из сухой науки превращалась в интереснейший и необходимый закон,
без которого не возможна ни живопись, ни графика, не говоря уж об архитектуре. Каждый урок Федора Адольфовича не был похож на предыдущий. Иной раз, например, в течение двух часов мы рисовали модель в движении. Через каждые пять минут натурщик менял положение торса, рук, ног, а мы должны были передать сложную схему движения. Развивали мы также зрительную память. Модель находилась за спиной. Время от времени нам дозволялось оглядываться. Подобные тренировки приносили прекрасный результат".

По словам выпускника техникума Петра Максовича Явича, Федора Адольфовича "все очень любили, он создавал доброжелательную обстановку, не вредничал".

Федор Адольфович Фогт преподавал в ГБХТ/ВХУ 11 лет, до самой своей смерти в 1939 году, из которых 6 лет (1928-1934) был заместителем директора и заведующим учебной частью техникума.
По его инициативе и благодаря его усилиям было создано графическое отделение.

К сожалению, мне не удалось найти опубликованных произведений Ф.Фогта Витебского периода. По разным источникам известно, что в этот период он выполнил серию литографий "архитектурные мотивы Витебска", цветные иллюстрации к «Ревизору» Н.Гоголя, рисунки к "Пестрому флейтисту" Р.Браунинга и много других работ.

Федор Адольфович Фогт умер от туберкулеза в Витебске 5 ноября 1939 года. Похоронен на Старосемёновском кладбище.

Скульптор Александр Николаевич Гвоздиков вспоминает:
"Лет двадцать тому назад ученик Федора Адольфовича по художественному техникуму Иван Балтович указал на Старосемёновском кладбище могилу Ф.А.Фогта, где мы с сыном Ивана Балтовича, Вячеславом (тоже художником) установили камень и бронзовую медаль с изображением Ф.А.Фогта. Но в начале двухтысячных годов бронзовая медаль была украдена, естественно, на металлолом. К счастью, у меня осталась гипсовая модель, и мы, больше не рискуя отливать в металле, установили в январе 2013 года медаль из композитного материала. <...>
Учась в Белорусском Государственном театрально-художественном институте, в 70-е годы, я всегда слышал от старейших белорусских художников, учившихся у Федора Адольфовича, замечательные отзывы об учителе и художнике Ф.А.Фогте".



Комментариев нет:

Отправить комментарий