воскресенье, 29 июля 2018 г.

Участие Василия Гурьянова в Строительно-художественной выставки в Санкт-Петербурге 1908 года.


Участие Василия Гурьянова в Строительно-художественной выставки в Санкт-Петербурге 1908 года.
Публикация Василия Скурлова.
Иллюстрированный Альбом Международной Строительно-художественной выставки. Санкт-Петербург. 1908. – 104 с.
С. 82:   Награды.
От Министерства Торговли и Промышленности.
Малые золотые медали.
№ 6. Художественно-иконописной и живописной мастерской В.П. Гурьянова за художественное и стильное исполнение работ и реставрацию.
Сс.54-55:      В.П. Гурьянов.
      Придворный иконописец В.П. Гурьянов родился в 1867 г. в слободе Мстере Владимирской Губернии, в старинном центре Русского Православного Иконописания. Этим делом еще его предки. Здесь же он получил первоначальное обучение иконописному делу, а затем работал в богатых памятниками древнерусской иконописи церквах Нижнего Новгорода, других приволжских городов и в старообрядческих храмах, а с 1888 года в храмах, Музеях и любительских собраниях гор. Москвы. Таким Образом В.П. имел возможность изучить по прекрасным образцам древнюю и новую иконопись и церковную живопись.
    В 1896 г. В.П. открыл свою художественно – иконописную мастерскую, в которой в настоящее время заняты до 30-ти человек хороших мастеров, в числе которых есть люди, получившие под его руководством свое художественно-иконописное образование.
     Работы мастерской В.П., как по реставрации памятников древнерусской иконописи, так и по исполнению новых икон, известны в Москве, С.-Петербурге и в весьма многих местах России и заграницы. Большинство солидных поставщиков икон и церковной утвари также отдает предпочтение работам этой мастерской.
    Из работ по реставрации древних икон укажем на реставрацию в Троице-Сергиевой Лавре двух местных икон Св. Троицы одна письма Андрея Рублева XIVXV века и другая письма Никифора Грабленова XVI века); на реставрации древних икон в Московских Соборах: Успенском, Николо-Гостунском, Благовещенском, монастырях: Никольском, Единоверческом, в Саровской пустыни, музеях: Румянцевском, Общества Любителей Духовного Просвещения, Общества Любителей Древней Письменности, Ростовском, Князя А.А. Ширинского – Шихматова и во древних храмах Москвы и других городов.
       С древних и чудотворных икон исполнялись копии (между прочим Иверской, Владимирской) по заказу частных лиц и по поручению Высочайше утвержденного Комитета Попечительства о Русской иконописи. Вы Высочайшему ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА поведению были написаны иконы, украшающие Раку и Сень над мощами Преподобного Серафима Саровского и мн. др.
     Иконы работы В.П. находятся между прочим: в Придворном Петропавловском Соборе в Петергофе, в Соборе Преподобного Серафима Саровского в Саровской пустыни, в церквах: Оптиной пустыни, Калужской губ., при имении князя А.А. Ширинского – Шихматова, Московской губ., Владикавказского Кадетского Корпуса, Козельшанской женской Обители Полтавской губернии, Св. Князя Владимира, что в Епархиальном доме в Москве,  Усыпальнице бояр Романовых, в Новоспасском Монастыре в Москве, при дворянской богадельне Нечаева-Мальцева, в соборах близ Москвы: Спасо-Преображенского Гуслицкого и Николо-Перервинского монастырей и много других работ по всей России, В русских церквах за границей: в Буэнос-Айресе (Америка); в Киото и Мацуяме, на острове Сококу (Япония); в Андреевском Скиту на Афоне (Греция).
       Неоднократно В.П. удостаивался Высочайших наград и подарков. В 1896 году удостоен ВЫСОЧАЙШЕЙ благодарности, в 1905 году получил звание поставщика Двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и Ея Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы  Феодоровны.
     В 1904 году на 1-й Всероссийской выставке монастырских работ и Церковной утвари им было выставлено до 50 икон, из которых Ея Императорское Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна изволила приобрести 12 мелких икон и за отличное художественное исполнение икон разного стиля – удостоен вышей награды Почетного Диплома. На Парижской выставке 1904 и на Брюссельской 1905 г. получил золотые медали.
    Не ограничиваясь одними иконописными работами, В.П. Гурьянов, не останавливаясь пред затратами, знакомил Русское образованное общество и своих собратий – иконописцев с памятниками старины, издавая их в переводах и фототипических таблицах с объяснительным  текстом или делясь  своими наблюдениями, вынесенными им при реставрации икон, в отдельных изданиях и на заеданиях ученых обществ. С этой целью им напечатаны следующие издания (….)
      За свои ученые труды В.П. избран членом многих ученых обществ и учреждений. Ныне он состоит членом – сотрудником С-Петербургского и Московского Археологического Институтов, Императорского Московского Археологического Общества, Императорского Общества Любителей Древней Письменности. Действительным членом Комиссии по осмотру и изучению Церковной старины города Москвы и Московской Епархии, Ростовского Музея Церковных древностей. Пожизненным членом Церковно-Археологического Отдела, при Обществе Любителей Духовного Просвещения, Владимирской Ученой Архивной Комиссии и почетным корреспондентом Публичного и Румянцевского музеев.
      На Выставке экспонентом представлены были весьма богатые коллекции своих работ: миниатюр, писанных на перламутре, кипарисе и серебре, ряд образцов, характеризующих разные стили – Византийский, Греческий, Новгородский, Строгановской и Фряжской, больших размеров икону Спасителя, сидящего на Престоле (Византийского стиля X-XI в.), подражания письму Андрея Рублева «Св. Троица XIVXV века» и образцы для церковной, стенной древнерусской иконописи, образцы реставрации нескольких икон. Из них на иконе «Рождества Христова» XVII века отреставрирована верхняя ее часть, причем доска, съеденная червями, была спилена и сделана тонкою, дабы можно было перенести или наклеить ее на другую доску. Икона Св. Великомученика Георгия XVII века представляет образец перевода на другую доску для полного сохранения письма. Дело реставрациями древних икон сложно и требует большого терпения и навыка.



Комментариев нет:

Отправить комментарий