Семеновский
Д.Н. Мстера. Очерки. Москва-Иваново. Гос. Изд. Ивановской области. 1937. – 176
с.
С.17: Художник Модоров Федор Александрович, рос
в Мстере, учился в Мстерской иконописной школе. Потом, вместе с другими
мастерами, Брягиным Александром Ивановичем, Антоновским, Бороздиным – работал
на московского иконника Гурьянова. Федор Модоров стал известным художником,
руководителем артели «Пролетарское искусство».
Художник Василий Никифорович Овчинников
С.32: Александр Иванович Брягин, 16-летним
подростком впервые приехал в Москву. Хозяин иконописной мастерской Гурьянов,
старался связать своих мастеров контрактом, приставал к молодому Брягину:
- Давай, подписывай условие на год.
- Погожу, Василий Палыч.
Так и не подписал. А
весной, без копейки денег вернулся домой.
Федор Васильевич Антоновский. 18-ти лет
поступил работать к московскому иконнику Гурьянову. С хозяином не поладил. Имел Гурьянов звание «поставщика
двора его императорского величества» и потому, требовал от своих мастеров
верноподданнических чувств, а пятый год выветрил остатки их из молодого
Антоновского. Ходил он за красными флагами, был на баррикадах.
Из мастерской его выгнали с отметкой на
паспорте «На работу не принимать».
С.124:
Глава
«Вечер воспоминаний».
Александр Иванович
Брягин:
- Вспомнился мне сейчас
наш бывший хозяин Гурьянов. Невзрачный был мужичонко, а какой злой! Пришел раз
к нам в мастерскую один палешанин. Говорит: Мне бы хозяина увидеть». Гурьянов
встал с места: «Я хозяин. Чего тее?» (Он всегода говорил не «тебе», а «тее»).
Палешанин взглянул на него тощего и не
поверил: «Полно смеяться-то!». Гурьянов рассердился: «Что же, батенька мой, уж
не пачпорт ли тебе показать?..». Мигнул: «Ну ка, Иван!..». Подошел Иван,
здоровенный детина, взял палешанина за плечи, повернул лицом к двери, толкнул –
и загремел палешанин с лестницы…
С.
125: Говорил о Гурьянове и других иконниках. Как
он таскал учеников за волосы, как через своих шпионов и доносчиков следил за
тем, что делается в мастерской.
Модоров, весь в белом и просторном, сидел у стены на
кровати. Он управлял разговором как дирижер оркестром. Вспоминал сам и вызывал
на воспоминания остальных.
Резкая черта пролегла по биографиям
поколения. И то, что было за чертой, казалось происходящим с кем-то другим, в
какой-то другой стране.
- А помнишь Федя, гурьяновскую сестру
Груню? – спросил АНтоновскийого Модоров, держа в руках закушенное яблоко.
- Это, которая в замочную скважину
заглядывала?
- Та самая.
- Еще бы не помнить, - сказал Антоновский.
Мы один раз какую штуку с ней устроили. Надоело нам ее подглядывания. Решили
отучить старуху от шпионства. Приготовили соломинку. Слышим, крадется по
коридору к мастерской, присела, дышит за дверью. А в это время у двери
притаился с соломинкой наготове, кто-то из мальчиков – учеников. Как только она
приставила к дыре свой желтый глаз, он как ткнет соломиной!..
При этих словах Федор Васильевич ткнул в туман табачного
дыма и пара указательным пальцем. Палец был запачкан химическими чернилами.
- Она как охнет!
И зашлепала туфлями от двери. На другой день глядим, ходит с завязаным глазом.
Смеху-то было!..
Засмеялись все
и теперь, представив себе окривевшую Груню.
[ПРИМЕЧАНИЕ
Валентина Скурлова.
Выделенное
желтым шрифтом в издании 1939 года этот абзац удален].
С.
135-136: Купец
Богатенко собирал замки и самовары, был большим либералом, читал газеты.
Совсем иным был переселившийся из Мстеры в
Москву иконник Гурьянов, придворный поставщик. Он не копил замков и самоваров.
Копил деньги.
За высокий рост,
подчеркнутый жесткой худобой, Гурьянова прозвали Вася-потолок. На маленькой его
голове светились злые глаза змеи. Дети плакали от гурьяновского взгляда.
Мастера говорили о глазах хозяина:
- Посмотрит на теленка – теленок сдохнет.
Гурьянов был одним из тех хозяев самодуров,
которые требовали от мастера беспрекословного повиновения.
- Ты свое хорошее при себе оставь, а мое
плохое делай, - говорил мастеру: - песком, да солить!...
Гурьянов бдительно следил за поведением
мастеров и учеников, живших в каморках при мастерских. Ночью, как привидение,
крался проверять, все ли дома.
С.
135: Звание придворного поставщика располагало
Гурьянова к патриотическим чувствам. Был он ярко выраженным монархистом. Его
жена родила девочку. Гурьянов хлопотал о разрешении записать в метрическую
книгу крастным самого царя. Получив разрешение, хвалился перед знакомыми:
- Моя Зойка – царская крестница, батенька.
Да!..
Мастерам
позволялось читать только черносотенные «Московские ведомости». Резкого
на язык Антоновского иконник выгнал с волчьим билетом. Других, наоборот,
старался закрепостить годовым контрактом. Особенно талантливых, на которых
можно было положиться.
Работал в Гурьяновской мастерской паренек
из Рязанской губернии Миша Кирсанов, бывший подпасок. Случилось, ему, расписывая
церковь, обратить на себя внимание Васнецова. Художник нашел у Миши большие
способности.
С.136: Предложил
учиться. Поступить в художественное училище. Миша согласился с радостью.
Задержка была только за паспортом, который находился у Гурьянова. Выдать
паспорт иконник наотрез отказался.
- не дам. Пущай работает на меня по условию.
За Мишу вступились мастера. Уговаривали
хозяина. Хлопотал сам Васнецов. Гурьянов твердил свое:
Не дам
пачпорта.
Васнецов оказался сильнее придворного
поставщика. Миша Кирсанов ушел из мастерской. Гурьянов злился:
- Ху-дожник!
Но сделать ничего не смог.
Позднее подобная история случилась с
Модоровым, также поступившим в школу живописи. Модоров пришел к хозяину просить расчета. Гурьянову не
выгодно отпускать мастера.
- Я тее плохого не хочу, батенька мой, и
скажу прямо: не дело ты затеял. Оставайся-ка у меня.
- Не могу Василь Палыч. Я все обдумал.
- Все ли?
- Все. Выдайте документ.
Выбросив на стол паспорт, Гурьянов с
сердцем сказал6
- Все одно Репиным не будешь.
Модоров сделался художником. Через несколько
лет случай свел его с Гурьяновым в поезде. Войдя в купэ второго класса, Модоров
встретился нов к носу с бывшим своим хозяином. Неприятный взгляд иконника
переходил с ботинок Модорова на шляпуц, со шляпы на лицо, на изящный галстук.
Гурьянов, как будто удивлялся:
Неужели это тот самый
Федька, которого можно было и обругать и за волосы оттаскать?
Поговорили:
- Ну как дела, батенька?
- Ничего. Ваши как?
С.137: -
Идут, батенька мой, идут потихоньку. Не художники, а слава богу, сыты…
Новая встреча придворного поставщика и бывшего иконописца
произошла в другом мире и в другую эпоху. В девятнадцатом году Федор
Александрович Модоров устроил в родном селе художественно – производственную
мастерскую. Дела было много. Иконописная мастерская, запах олифы, хозяйские
подзатыльники – все это стало теперь страшно далеко, почти невероятным. И
появившийся во Мстере Гурьянов выглядел дико, не живым человеком, а тенью
прошлого. Он пришел в школу, костлявый, грязный, в седых космах. У него не было
ни капиталов, ни прежней власти. Он ничем не отличался от обыкновенного нищего,
только глаза горели сдержанной ненавистью. Долговязый – настоящий Вася-потолок
– он как складной аршин, вдруг сложился острым углом и, загремев стоптанными сапогами,
упал Модорову в ноги:
Федор Лександрович, примите поработать!
Художник отшатнулся:
- Встаньте. Что вы?
- Батенька мой Федор Лександрович, не
оставьте!
Модоров посмотрел на ползающего на полу
неряшливого старика. Ему вспомнилось, как этот человек вырывал волосы у
подростков – учеников, как унижал пожилых степенных мастеров.
Жалости к Гурьянову художник не испытывал.
Было только чувство омерзения.
Федор Александрович холодно сказал:
-Никакой работы здесь для Вас не найдется.
_ Хотя бы в библиотеку!
- Библиотекарь у нас есть.
Гурьянов встал.
- Значит, не поможете?
- Нет.
С.138:
На мгновение в глазах иконника мелькнуло
что-то прежнее. Он крикнул:
- Старое-то добро, верно, забывается. Кто
всем вам кусок хлеба давал, бывало? Вспомни! Э-эх, вы-ы!
И горбясь, вышел на улицу.
Бывший придворный иконописец ходил по
Мстере, костлявый, седой, страшный. Умер он во мастерской больнице, как
бродяга.
ПРИМЕЧАНИЯ
Валентина Скурлова.
КИРСАНОВ
Михаил Герасимович. (1889, Рязанская область – 1958, Звенигород)
Крестьянский самородок из Аграфениной Пустыни, тонкий
пейзажист, действительно был представлен В.М. Васнецовым царской семье и вплоть
до 1917 г. служил при дворе. Его обязанностью – несколько архаичной в пору
расцвета фотографии – было запечатлевать различные события из жизни Николая II
и его семьи. По свидетельству Н.О. Фреймана, императрица и ее дочери весьма
тепло относились к художнику
В 13 лет был принят на содержание в дом В.М. Васнецова. Занимался живописью и рисунком. Учился в МУЖВЗ (1906-1913) у А.М. Васнецова, А.М. Корина, К.А. Коровина. Посещал портретный класс В.А. Серова. Был Третьяковским стипендиатом. Окончил училище со званием художника 1 степени. С 1914 года - придворный живописец. Участник выставок с 1907 г., экспонировался с Товариществом независимых», МОЛХ, ТПХВ, Союзом Русских художников. Состоял членом АХРР (1922-1932). Работы художника экспонировались в Ханое в 1974 г. Персональная выставка Кирсанова прошла в 1971 г. в Москве. Произведения М.Г. Кирсанова находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИ Узбекистана, в художественных музеях Перми, Нижнего Тагила, Краснодара, Ростова, Барнаула, а также в частных собраниях в России и за рубежом.
В 13 лет был принят на содержание в дом В.М. Васнецова. Занимался живописью и рисунком. Учился в МУЖВЗ (1906-1913) у А.М. Васнецова, А.М. Корина, К.А. Коровина. Посещал портретный класс В.А. Серова. Был Третьяковским стипендиатом. Окончил училище со званием художника 1 степени. С 1914 года - придворный живописец. Участник выставок с 1907 г., экспонировался с Товариществом независимых», МОЛХ, ТПХВ, Союзом Русских художников. Состоял членом АХРР (1922-1932). Работы художника экспонировались в Ханое в 1974 г. Персональная выставка Кирсанова прошла в 1971 г. в Москве. Произведения М.Г. Кирсанова находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИ Узбекистана, в художественных музеях Перми, Нижнего Тагила, Краснодара, Ростова, Барнаула, а также в частных собраниях в России и за рубежом.
Живописец, пейзажист, портретист.
Писал натюрморты. Учился в МУЖВЗ у К. Коровина. Участник выставок с 1907 года
(«Общество независимых», МОЛХ, ТПХВ, АХХРР). Жил и работал в Рязани и Москве.
МОДОРОВ Федор Александрович. 15.02.1890, Мстера
Вязниковского уезда Владимирской губернии - 04.03.1967, Москва.
Учился в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина (1910-1914), в ВХУ при Академии Художеств в Петрограде (1914-1918). В 1920-е годы Мстера продолжала оставаться центром художественного образования. Еще до революции здесь работала иконописная школа Братства Св. Александра Невского, находившаяся в ведении "Комитета попечительства о русской иконописи". В ней хорошо было поставлено преподавание рисунка и композиции, которое вел академик И.А.Шмелев.
В 1909 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, не окончил (как потом утверждал, слишком был занят в иконописной мастерской) параллельно работал живописцем в иконописной мастерской. Обучался в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина (1910-1914), в Высшем художественном училище при Императорской Академии Художеств в Петрограде, мастерская В.Е. Маковского (1914 - 1918). В 1918 году под руководством И.Э. Грабаря принимал участие в реставрации Владимирской иконы Божьей Матери, что не помешало ему стать одним из основателей соцреализма.
Организатор и директор Мстёрского художественно-промышленного училища и художественной школы-коммуны (1918-1922). С 1922 г. работал в Москве. С 1923 года активный член руководства Ассоциации художников революционной России. В 1925 году по заданию АХРР отправился в Коми, на Ижму и Колву, с целью изобразить, как народы северных окраин встретили Октябрьскую революцию. В поездке создал ряд живописных произведений, портретов, сюжетно-тематических картин, которые были показаны на юбилейной выставке к 10-летию Октябрьской революции в Москве (1927), а затем в ноябре 1928 года в Усть-Сысольске и переданы впоследствии в художественный отдел краеведческого музея Коми автономной области. Член-корреспондент Академии Художеств СССР (1953). Народный художник РСФСР (1966). Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР.
Учился в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина (1910-1914), в ВХУ при Академии Художеств в Петрограде (1914-1918). В 1920-е годы Мстера продолжала оставаться центром художественного образования. Еще до революции здесь работала иконописная школа Братства Св. Александра Невского, находившаяся в ведении "Комитета попечительства о русской иконописи". В ней хорошо было поставлено преподавание рисунка и композиции, которое вел академик И.А.Шмелев.
В 1909 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, не окончил (как потом утверждал, слишком был занят в иконописной мастерской) параллельно работал живописцем в иконописной мастерской. Обучался в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина (1910-1914), в Высшем художественном училище при Императорской Академии Художеств в Петрограде, мастерская В.Е. Маковского (1914 - 1918). В 1918 году под руководством И.Э. Грабаря принимал участие в реставрации Владимирской иконы Божьей Матери, что не помешало ему стать одним из основателей соцреализма.
Организатор и директор Мстёрского художественно-промышленного училища и художественной школы-коммуны (1918-1922). С 1922 г. работал в Москве. С 1923 года активный член руководства Ассоциации художников революционной России. В 1925 году по заданию АХРР отправился в Коми, на Ижму и Колву, с целью изобразить, как народы северных окраин встретили Октябрьскую революцию. В поездке создал ряд живописных произведений, портретов, сюжетно-тематических картин, которые были показаны на юбилейной выставке к 10-летию Октябрьской революции в Москве (1927), а затем в ноябре 1928 года в Усть-Сысольске и переданы впоследствии в художественный отдел краеведческого музея Коми автономной области. Член-корреспондент Академии Художеств СССР (1953). Народный художник РСФСР (1966). Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР.
Семья
Модоровых одна из известных в Мстёре, была большая – отец,
мать Александра Фёдоровна, бабушка Наталья (мать отца) и 8 детей. Фёдор был
старший ребенок. Отец чеканил ризы для икон, а мама и старшие дети оформляли
иконы цветами. Во-первых, молодой человек получил прекрасное образование. В 1906 г. он окончил Мстёрскую иконописную
школу с отличием. Сразу уезжает из Мстёры в Москву. Начал работать в
иконописной мастерской В.П. Гурьянова. За 160 рублей в год и на хозяйских
харчах. Приходилось работать по 12 часов в день, кормили плохо, и характер у
хозяина был тяжелый. Через 1,5 года перешел работать в мастерскую братьев
Чириковых. По вечерам ходил заниматься в студию художника А.П. Большакова,
посещал частную студию Ф.И. Рерберга, брал уроки по рисунку и живописи. Фёдор мечтал
стать художником. В 1910 г. бросает иконопись, и осенью поступает учиться в
Казанскую художественную школу. Позднее Фёдор привозит в Казань и своего
среднего брата Иосифа. Стипендий не было, вечерами подрабатывали: писали
портреты купцов, реставрировали иконы, делали рисунки в издательство. Учился у
Н.И. Фешина, П.П. Бенькова, выпускников Петербургской Академии художеств.
Студенты всегда были революционно настроены, что формировало их сознание. В
1913 г. в возрасте 43 лет умирает отец, Фёдор остается в семье за старшего. В
1914 г. получает аттестат зрелости и Диплом 1 степени по художественным
дисциплинам. Уезжает в Петербург, поступает учиться в 1914 г. в Академию
художеств, в класс художника Маковского, одновременно посещает педагогические
курсы, которые оканчивает на отлично. Одевался Ф. Модоров скромно, но со
вкусом. Приезжая в Мстёру привозил домой всем подарки, а матери отрез на
платье. 1917 г. под залпы Авроры заканчивает Академию художеств. В 1918 г.
Модоров возвращается в Мстёру. В марте 1918 г. революционный комитет Мстёры
организовывает Совет рабочих и крестьянских депутатов. Ф.А. Модорова избирают
председателем мстёрского волостного исполкома трудящихся.
В 1944 г. Президиум
Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в области изобразительного
искусства наградил Модорова орденом Трудового Красного знамени. В 1948 г.
Министерство Культуры приглашает Модорова на пост ректора Московского
Художественного института им. В.И. Сурикова. В 1949 г. получил звание
профессора, имеет свою персональную мастерскую, преподавал студентам живопись.
В апреле 1964 г. в г. Владимире была открыта выставка «Замечательные земляки
Владимирщины» Союза художников РССФР, внимание зрителей привлекла работа Ф.А.
Модорова – «Ходоки у Ленина». В фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника
хранится 40 живописных работ, более 380 карандашных набросков и акварелей Ф.А.
Модорова. В 1965 г за большие заслуги в области изобразительного искусства Ф.
А. Модорову было присуждено звание Народный художник РСФСР. Персональная выставка
1965 г., проходившая в залах Академии художеств СССР подытожила жизненный путь
художника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий