воскресенье, 29 июля 2018 г.

Семеновский Д.Н. Мстера. Очерки. Москва-Иваново. Гос. Изд. Ивановской области. 1937. – 176 с.


Семеновский Д.Н. Мстера. Очерки. Москва-Иваново. Гос. Изд. Ивановской области. 1937. – 176 с.
С.17:     Художник Модоров Федор Александрович, рос в Мстере, учился в Мстерской иконописной школе. Потом, вместе с другими мастерами, Брягиным Александром Ивановичем, Антоновским, Бороздиным – работал на московского иконника Гурьянова. Федор Модоров стал известным художником, руководителем артели «Пролетарское искусство».  Художник Василий Никифорович Овчинников
С.32:   Александр Иванович Брягин, 16-летним подростком впервые приехал в Москву. Хозяин иконописной мастерской Гурьянов, старался связать своих мастеров контрактом, приставал к молодому Брягину:
   - Давай, подписывай условие на год.
   - Погожу, Василий Палыч.
Так и не подписал. А весной, без копейки денег вернулся домой.
     Федор Васильевич Антоновский. 18-ти лет поступил работать к московскому иконнику Гурьянову. С хозяином  не поладил. Имел Гурьянов звание «поставщика двора его императорского величества» и потому, требовал от своих мастеров верноподданнических чувств, а пятый год выветрил остатки их из молодого Антоновского. Ходил он за красными флагами, был на баррикадах.
    Из мастерской его выгнали с отметкой на паспорте «На работу не принимать».
С.124:    Глава «Вечер воспоминаний».
Александр Иванович Брягин:
- Вспомнился мне сейчас наш бывший хозяин Гурьянов. Невзрачный был мужичонко, а какой злой! Пришел раз к нам в мастерскую один палешанин. Говорит: Мне бы хозяина увидеть». Гурьянов встал с места: «Я хозяин. Чего тее?» (Он всегода говорил не «тебе», а «тее»).
     Палешанин взглянул на него тощего и не поверил: «Полно смеяться-то!». Гурьянов рассердился: «Что же, батенька мой, уж не пачпорт ли тебе показать?..». Мигнул: «Ну ка, Иван!..». Подошел Иван, здоровенный детина, взял палешанина за плечи, повернул лицом к двери, толкнул – и загремел палешанин с лестницы…
С. 125:  Говорил о Гурьянове и других иконниках. Как он таскал учеников за волосы, как через своих шпионов и доносчиков следил за тем, что делается в мастерской.
Модоров,  весь в белом и просторном, сидел у стены на кровати. Он управлял разговором как дирижер оркестром. Вспоминал сам и вызывал на воспоминания остальных.
    Резкая черта пролегла по биографиям поколения. И то, что было за чертой, казалось происходящим с кем-то другим, в какой-то другой стране.
    - А помнишь Федя, гурьяновскую сестру Груню? – спросил АНтоновскийого Модоров, держа в руках закушенное яблоко.
   - Это, которая в замочную скважину заглядывала?
    - Та самая.
   - Еще бы не помнить, - сказал Антоновский. Мы один раз какую штуку с ней устроили. Надоело нам ее подглядывания. Решили отучить старуху от шпионства. Приготовили соломинку. Слышим, крадется по коридору к мастерской, присела, дышит за дверью. А в это время у двери притаился с соломинкой наготове, кто-то из мальчиков – учеников. Как только она приставила к дыре свой желтый глаз, он как ткнет соломиной!..
      При этих словах Федор Васильевич ткнул в туман табачного дыма и пара указательным пальцем. Палец был запачкан химическими чернилами.
   - Она как охнет! И зашлепала туфлями от двери. На другой день глядим, ходит с завязаным глазом. Смеху-то было!..
     Засмеялись все и теперь, представив себе окривевшую Груню.
[ПРИМЕЧАНИЕ Валентина Скурлова.
Выделенное желтым шрифтом в издании 1939 года этот абзац удален].
С. 135-136:  Купец Богатенко собирал замки и самовары, был большим либералом, читал газеты.
    Совсем иным был переселившийся из Мстеры в Москву иконник Гурьянов, придворный поставщик. Он не копил замков и самоваров. Копил деньги.
За высокий рост, подчеркнутый жесткой худобой, Гурьянова прозвали Вася-потолок. На маленькой его голове светились злые глаза змеи. Дети плакали от гурьяновского взгляда.
    Мастера говорили о глазах хозяина:
   - Посмотрит на теленка – теленок сдохнет.
    Гурьянов был одним из тех хозяев самодуров, которые требовали от мастера беспрекословного повиновения.
    - Ты свое хорошее при себе оставь, а мое плохое делай, - говорил мастеру: - песком, да солить!...
    Гурьянов бдительно следил за поведением мастеров и учеников, живших в каморках при мастерских. Ночью, как привидение, крался проверять, все ли дома.
С. 135:   Звание придворного поставщика располагало Гурьянова к патриотическим чувствам. Был он ярко выраженным монархистом. Его жена родила девочку. Гурьянов хлопотал о разрешении записать в метрическую книгу крастным самого царя. Получив разрешение, хвалился перед знакомыми:
   - Моя Зойка – царская крестница, батенька. Да!..
    Мастерам  позволялось читать только черносотенные «Московские ведомости». Резкого на язык Антоновского иконник выгнал с волчьим билетом. Других, наоборот, старался закрепостить годовым контрактом. Особенно талантливых, на которых можно было положиться.
     Работал в Гурьяновской мастерской паренек из Рязанской губернии Миша Кирсанов, бывший подпасок. Случилось, ему, расписывая церковь, обратить на себя внимание Васнецова. Художник нашел у Миши большие способности.
С.136: Предложил учиться. Поступить в художественное училище. Миша согласился с радостью. Задержка была только за паспортом, который находился у Гурьянова. Выдать паспорт иконник наотрез отказался.
   - не дам. Пущай работает на меня по условию.
    За Мишу вступились мастера. Уговаривали хозяина. Хлопотал сам Васнецов. Гурьянов твердил свое:
    Не дам  пачпорта.
    Васнецов оказался сильнее придворного поставщика. Миша Кирсанов ушел из мастерской. Гурьянов злился:
   - Ху-дожник!
    Но сделать ничего не смог.
    Позднее подобная история случилась с Модоровым, также поступившим в школу живописи. Модоров пришел  к хозяину просить расчета. Гурьянову не выгодно отпускать мастера.
    - Я тее плохого не хочу, батенька мой, и скажу прямо: не дело ты затеял. Оставайся-ка у меня.
   - Не могу Василь Палыч. Я все обдумал.
   - Все ли?
  - Все. Выдайте документ.
    Выбросив на стол паспорт, Гурьянов с сердцем сказал6
   - Все одно Репиным не будешь.
   Модоров сделался художником. Через несколько лет случай свел его с Гурьяновым в поезде. Войдя в купэ второго класса, Модоров встретился нов к носу с бывшим своим хозяином. Неприятный взгляд иконника переходил с ботинок Модорова на шляпуц, со шляпы на лицо, на изящный галстук. Гурьянов, как будто удивлялся:
Неужели это тот самый Федька, которого можно было и обругать и за волосы оттаскать?
   Поговорили:
      - Ну как дела, батенька?
      - Ничего. Ваши как?
С.137:    - Идут, батенька мой, идут потихоньку. Не художники, а слава богу, сыты…
    Новая встреча  придворного поставщика и бывшего иконописца произошла в другом мире и в другую эпоху. В девятнадцатом году Федор Александрович Модоров устроил в родном селе художественно – производственную мастерскую. Дела было много. Иконописная мастерская, запах олифы, хозяйские подзатыльники – все это стало теперь страшно далеко, почти невероятным. И появившийся во Мстере Гурьянов выглядел дико, не живым человеком, а тенью прошлого. Он пришел в школу, костлявый, грязный, в седых космах. У него не было ни капиталов, ни прежней власти. Он ничем не отличался от обыкновенного нищего, только глаза горели сдержанной ненавистью. Долговязый – настоящий Вася-потолок – он как складной аршин, вдруг сложился острым углом и, загремев стоптанными сапогами, упал Модорову в ноги:
       Федор Лександрович, примите поработать!
   Художник отшатнулся:
   - Встаньте. Что вы?
   - Батенька мой Федор Лександрович, не оставьте!
    Модоров посмотрел на ползающего на полу неряшливого старика. Ему вспомнилось, как этот человек вырывал волосы у подростков – учеников, как унижал пожилых степенных мастеров.
    Жалости к Гурьянову художник не испытывал. Было только чувство омерзения.
    Федор Александрович холодно сказал:
    -Никакой работы здесь для Вас не найдется.
   _ Хотя бы в библиотеку!
    - Библиотекарь у нас есть.
   Гурьянов встал.
   - Значит, не поможете?
   - Нет.
С.138:  На мгновение в глазах иконника мелькнуло что-то прежнее. Он крикнул:
   - Старое-то добро, верно, забывается. Кто всем вам кусок хлеба давал, бывало? Вспомни! Э-эх, вы-ы!
   И горбясь, вышел на улицу.
   Бывший придворный иконописец ходил по Мстере, костлявый, седой, страшный. Умер он во мастерской больнице, как бродяга.
ПРИМЕЧАНИЯ Валентина Скурлова.
КИРСАНОВ Михаил Герасимович.  (1889, Рязанская область – 1958, Звенигород)
Крестьянский самородок из Аграфениной Пустыни, тонкий пейзажист, действительно был представлен В.М. Васнецовым царской семье и вплоть до 1917 г. служил при дворе. Его обязанностью – несколько архаичной в пору расцвета фотографии – было запечатлевать различные события из жизни Николая II и его семьи. По свидетельству Н.О. Фреймана, императрица и ее дочери весьма тепло относились к художнику
В 13 лет был принят на содержание в дом В.М. Васнецова. Занимался живописью и рисунком. Учился в МУЖВЗ (1906-1913) у А.М. Васнецова, А.М. Корина, К.А. Коровина. Посещал портретный класс В.А. Серова. Был Третьяковским стипендиатом. Окончил училище со званием художника 1 степени. С 1914 года - придворный живописец. Участник выставок с 1907 г., экспонировался с Товариществом независимых», МОЛХ, ТПХВ, Союзом Русских художников. Состоял членом АХРР (1922-1932). Работы художника экспонировались в Ханое в 1974 г. Персональная выставка Кирсанова прошла в 1971 г. в Москве. Произведения М.Г. Кирсанова находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИ Узбекистана, в художественных музеях Перми, Нижнего Тагила, Краснодара, Ростова, Барнаула, а также в частных собраниях в России и за рубежом.
Живописец, пейзажист, портретист. Писал натюрморты. Учился в МУЖВЗ у К. Коровина. Участник выставок с 1907 года («Общество независимых», МОЛХ, ТПХВ, АХХРР). Жил и работал в Рязани и Москве.
МОДОРОВ Федор Александрович. 15.02.1890, Мстера Вязниковского уезда Владимирской губернии - 04.03.1967, Москва. 

Учился в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина (1910-1914), в ВХУ при Академии Художеств в Петрограде (1914-1918). В 1920-е годы Мстера продолжала оставаться центром художественного образования. Еще до революции здесь работала иконописная школа Братства Св. Александра Невского, находившаяся в ведении "Комитета попечительства о русской иконописи". В ней хорошо было поставлено преподавание рисунка и композиции, которое вел академик И.А.Шмелев.
В 1909 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, не окончил (как потом утверждал, слишком был занят в иконописной мастерской) параллельно работал живописцем в иконописной мастерской. Обучался в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина (1910-1914), в Высшем художественном училище при Императорской Академии Художеств в Петрограде, мастерская В.Е. Маковского (1914 - 1918). В 1918 году под руководством И.Э. Грабаря принимал участие в реставрации Владимирской иконы Божьей Матери, что не помешало ему стать одним из основателей соцреализма.
Организатор и директор Мстёрского художественно-промышленного училища и художественной школы-коммуны (1918-1922). С 1922 г. работал в Москве. С 1923 года активный член руководства Ассоциации художников революционной России. В 1925 году по заданию АХРР отправился в Коми, на Ижму и Колву, с целью изобразить, как народы северных окраин встретили Октябрьскую революцию. В поездке создал ряд живописных произведений, портретов, сюжетно-тематических картин, которые были показаны на юбилейной выставке к 10-летию Октябрьской революции в Москве (1927), а затем в ноябре 1928 года в Усть-Сысольске и переданы впоследствии в художественный отдел краеведческого музея Коми автономной области. Член-корреспондент Академии Художеств СССР (1953). Народный художник РСФСР (1966). Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР. 
Источники:  http://artru.info/ar/bio/2750/
Семья Модоровых одна из известных в Мстёре, была большая – отец, мать Александра Фёдоровна, бабушка Наталья (мать отца) и 8 детей. Фёдор был старший ребенок. Отец чеканил ризы для икон, а мама и старшие дети оформляли иконы цветами. Во-первых, молодой человек получил прекрасное образование. В 1906 г. он окончил Мстёрскую иконописную школу с отличием. Сразу уезжает из Мстёры в Москву. Начал работать в иконописной мастерской В.П. Гурьянова. За 160 рублей в год и на хозяйских харчах. Приходилось работать по 12 часов в день, кормили плохо, и характер у хозяина был тяжелый. Через 1,5 года перешел работать в мастерскую братьев Чириковых. По вечерам ходил заниматься в студию художника А.П. Большакова, посещал частную студию Ф.И. Рерберга, брал уроки по рисунку и живописи. Фёдор мечтал стать художником. В 1910 г. бросает иконопись, и осенью поступает учиться в Казанскую художественную школу. Позднее Фёдор привозит в Казань и своего среднего брата Иосифа. Стипендий не было, вечерами подрабатывали: писали портреты купцов, реставрировали иконы, делали рисунки в издательство. Учился у Н.И. Фешина, П.П. Бенькова, выпускников Петербургской Академии художеств. Студенты всегда были революционно настроены, что формировало их сознание. В 1913 г. в возрасте 43 лет умирает отец, Фёдор остается в семье за старшего. В 1914 г. получает аттестат зрелости и Диплом 1 степени по художественным дисциплинам. Уезжает в Петербург, поступает учиться в 1914 г. в Академию художеств, в класс художника Маковского, одновременно посещает педагогические курсы, которые оканчивает на отлично. Одевался Ф. Модоров скромно, но со вкусом. Приезжая в Мстёру привозил домой всем подарки, а матери отрез на платье. 1917 г. под залпы Авроры заканчивает Академию художеств. В 1918 г. Модоров возвращается в Мстёру. В марте 1918 г. революционный комитет Мстёры организовывает Совет рабочих и крестьянских депутатов. Ф.А. Модорова избирают председателем мстёрского волостного исполкома трудящихся.
В 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства наградил Модорова орденом Трудового Красного знамени. В 1948 г. Министерство Культуры приглашает Модорова на пост ректора Московского Художественного института им. В.И. Сурикова. В 1949 г. получил звание профессора, имеет свою персональную мастерскую, преподавал студентам живопись. В апреле 1964 г. в г. Владимире была открыта выставка «Замечательные земляки Владимирщины» Союза художников РССФР, внимание зрителей привлекла работа Ф.А. Модорова – «Ходоки у Ленина». В фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранится 40 живописных работ, более 380 карандашных набросков и акварелей Ф.А. Модорова. В 1965 г за большие заслуги в области изобразительного искусства Ф. А. Модорову было присуждено звание Народный художник РСФСР. Персональная выставка 1965 г., проходившая в залах Академии художеств СССР подытожила жизненный путь художника.
Коткова Т.Е. – искусствовед, член СХ России 27.02.2015



Комментариев нет:

Отправить комментарий