воскресенье, 29 июля 2018 г.

Письмо Василия Гурьянова в редакцию журнала «Светильник». 1913 год.


Письмо Василия Гурьянова в редакцию журнала «Светильник». 1913 год.
Публикация Валентина Скурлова.
«Светильник. Религиозное искусство в прошлом и настоящем. – Журнал. Санкт-Петербург. 1913. № 8.
С.36.
     В дополнение к заметке «Пропавшая икона», помещенной в № 4-5 журнала «Светильник», редакция помещает следующее письмо г. Гурьянова:
      Милостивый       Государь Г. Редактор.
В № 4-5 Вашего издания, на странице 41, под рубрикой «Пропавшая икона» сообщается, что крестьянин слободы Мстеры, Владимирской губернии А.Д. Бороздин подал жалобу Митрополиту Московскому Макарию, обвиняя меня в увозе из соборного храма Гуслицкого монастыря древней иконы, которая до сих пор находится в частных руках, и требует, чтобы она была возвращена на прежнее место.
     По повод этого сообщения нахожу нужным заявить следующее:
    Означенная икона в соборном храме не находилась, ибо он построен около 50 лет тому назад, и в нем ни одной старинной иконы не имеется. Она лежала в одной из монастырских башен среди старых монастырских вещей, вышедших из употребления, и была мне передана настоятелем обители, на что у меня имеется его удостоверение. Никакой реставрации в соборе не производилось, а раскрашивались вновь живописью стены.
   Икона не пропала, как утверждает Бороздин, а была мною пожертвована еще в прошлом году Высочайше учрежденному Комитету по сооружению храма в Бар-граде, где почивают мощи Святителя Николая, на что у меня имеется удостоверение Комитета от 19 ноября 1912 года, за № 518.
   Епархиальное начальство , получив означенные сведения, как следовало ожидать, прекратило дело по жалобе на меня моего племянника и бывшего подмастерья, крестьянина слободы Мстеры А.Д. Бороздина.
    Так как сообщенные Вами неверные сведения порочат мое доброе имя, то прошу напечатать настоящее мое письмо в издаваемом Вами журнале.
Придворный иконописец В. Гурьянов.
17-го сентября 1913 года
ПРИМЕЧАНИЕ – В. Скурлов:
1.      Редактор – издатель журнала «Светильник – Виктор Иванович Оловянишников.

2.      Бар-град, это город Бари в Италии.
3.      Александр Дмитриевич Бороздин (1880 – 1942)  – мстерский художник-иконописец из рода Бороздиных. Фамилия иконописцев Бороздиных известна с конца XVI века. В 1899 лет по приглашению Комитета попечительства о русской иконописи переехал в Москву. Служил главным художником в Иконописной мастерской Его Императорского Величества до 1917 года. В русско-японскую войну Бороздин ушел добровольцем на фронт и служил рядовым. Занимался монументальной живописью: расписывал храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, храм св. Анастасии в Петровско-Разумовском проезде, недалеко от Верхней Масловки, (разрушен в 1920-е гг.), храм Троице-Сергиевой Лавры, расположенного на территории Духовной Семинарии. В 1918 г. После революции Александр Дмитриевич занимался книжной миниатюрой, работал по эмали. В 1937г. для Парижской выставки он выполнил по эмали на серебряных пластинах иллюстрации к Пушкинской «Песни о вещем Олеге» (музей А.С. Пушкина в Москве). Александр Дмитриевич дружил со многими священниками, что послужило поводом для ареста в ночь на 25 июня 1941г., в самом начале войны, с формулировкой «антисоветская агитация». Умер в Саратовской тюрьме НКВД от сердечной недостаточности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий