Письмо
Василия Гурьянова в редакцию журнала «Светильник». 1913 год.
Публикация
Валентина Скурлова.
«Светильник.
Религиозное искусство в прошлом и настоящем. – Журнал. Санкт-Петербург. 1913. №
8.
С.36.
В
дополнение к заметке «Пропавшая икона», помещенной в № 4-5 журнала
«Светильник», редакция помещает следующее письмо г. Гурьянова:
Милостивый Государь Г.
Редактор.
В № 4-5 Вашего издания, на странице 41, под рубрикой
«Пропавшая икона» сообщается, что крестьянин слободы Мстеры, Владимирской
губернии А.Д. Бороздин подал жалобу Митрополиту Московскому Макарию, обвиняя
меня в увозе из соборного храма Гуслицкого монастыря древней иконы, которая до
сих пор находится в частных руках, и требует, чтобы она была возвращена на
прежнее место.
По повод
этого сообщения нахожу нужным заявить следующее:
Означенная
икона в соборном храме не находилась, ибо он построен около 50 лет тому назад,
и в нем ни одной старинной иконы не имеется. Она лежала в одной из монастырских
башен среди старых монастырских вещей, вышедших из употребления, и была мне
передана настоятелем обители, на что у меня имеется его удостоверение. Никакой
реставрации в соборе не производилось, а раскрашивались вновь живописью стены.
Икона не пропала, как утверждает Бороздин, а
была мною пожертвована еще в прошлом году Высочайше учрежденному Комитету по
сооружению храма в Бар-граде, где почивают мощи Святителя Николая, на что у
меня имеется удостоверение Комитета от 19 ноября 1912 года, за № 518.
Епархиальное начальство , получив означенные сведения, как следовало
ожидать, прекратило дело по жалобе на меня моего племянника и бывшего
подмастерья, крестьянина слободы Мстеры А.Д. Бороздина.
Так как
сообщенные Вами неверные сведения порочат мое доброе имя, то прошу напечатать
настоящее мое письмо в издаваемом Вами журнале.
Придворный иконописец В. Гурьянов.
17-го сентября 1913 года
ПРИМЕЧАНИЕ – В. Скурлов:
1.
Редактор – издатель журнала «Светильник
– Виктор Иванович Оловянишников.
3.
Александр Дмитриевич Бороздин (1880 – 1942) –
мстерский художник-иконописец из рода Бороздиных. Фамилия иконописцев
Бороздиных известна с конца XVI века.
В 1899 лет по приглашению Комитета попечительства о русской
иконописи переехал в Москву. Служил главным художником в Иконописной мастерской
Его Императорского Величества до 1917 года. В русско-японскую
войну Бороздин ушел добровольцем на фронт и служил рядовым. Занимался монументальной живописью: расписывал храм
Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, храм св. Анастасии в
Петровско-Разумовском проезде, недалеко от Верхней Масловки, (разрушен в 1920-е
гг.), храм Троице-Сергиевой Лавры, расположенного на территории Духовной
Семинарии. В 1918 г. После революции Александр
Дмитриевич занимался книжной миниатюрой, работал по эмали. В 1937г. для
Парижской выставки он выполнил по эмали на серебряных пластинах иллюстрации к
Пушкинской «Песни о вещем Олеге» (музей А.С. Пушкина в
Москве). Александр Дмитриевич дружил
со многими священниками, что послужило поводом для ареста в ночь на 25 июня
1941г., в самом начале войны, с формулировкой «антисоветская агитация». Умер в Саратовской тюрьме НКВД от сердечной недостаточности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий