суббота, 1 августа 2020 г.

ОТЗЫВ по итогам работы Всероссийской передвижной школы-пленэра «Киселевские зори. Сохраняя культурное наследие», 2020 г.



ОТЗЫВ
по итогам работы Всероссийской передвижной школы-пленэра
«Киселевские зори. Сохраняя культурное наследие», 2020 г.

30.07.2020 г.
В 2020 году Всероссийскую передвижную школу-пленэр «Киселевские зори. Сохраняя культурное наследие» было решено посвятить 150-летию со дня рождения художника-миниатюриста Дома Романовых и ювелирной фирмы К. Фаберже, родившегося в Чердаклах В. И. Зуева.
Уникальностью данного мероприятия является историческая связь замлякачердаклинцев и жителей Ульяновской области В. И. Зуева с императорской семьей Николая ІІ. Творчество художника-миниатюриста позволило отразить ключевые исторические события государства в выдающихся произведениях фирмы К. Фаберже. Высокий статус художника накладывает определенные художественные и этические обязательства на участников школы-пленэраи в то же время позволяет существенно расширить рамки творческой деятельности участников.
В 2018 году школе-пленэру был присвоен статус Всероссийской. Не умаляя ее достоинств, проявленных в предыдущие годы, стоит отметить, чтоэто позволило вывести мероприятие на новый уровень и, соответственно, повысило требования к уровню его организации, подготовки участников и ряду других правил.
Особого внимания заслуживает работа организаторов. В этом году в связи с пандемией, система образования, в том числе и дополнительного, была поставлена в условия переформатирования всей своей работы при условии соблюдения высоких стандартов преподавания, а также проведения конкурсных мероприятий.
Для обеспечения высокого уровня ряда мероприятий Всероссийской передвижной школы-пленэра «Киселевские зори. Сохраняя культурное наследие», были задействованы интернет-ресурсы. Благодаря этому в нестандартных условиях стала возможной практическаяреализацияпоставленных целей и задач.
Например, цели и задачи, направленные на воспитание любви к родному краю и чувства патриотизма в детях, изучение жизни и творчества известных художников, родившихся в Ульяновской области, сохранение памяти о них, как феномена культурного наследия региона были выполнены посредством проведения виртуальных выставок работ профессиональных художников, музейных экскурсий и фотографий пленэра за всю историю его существования.
Развитие пленэрной практики, как одного из важных разделов профессионального обучения изобразительному искусству и творческое взаимодействие художников-профессионалов с начинающими художниками было выполнено при помощибольшого количества видео мастер-классов, викторин для участников и челенджа для детей.
Обмен опытом работы среди художественных школ и школ искусств города, области, других регионов России,реализация повышения уровня специального образования, а также ряд иных вопросов, отмеченных выше,сталипредметом обсуждения на конференции для преподавателей Чердаклинского Центра дополнительного образования, Детской школы искусств № 1 Чердаклинского района и Детской школы искусств № 2 г. Ульяновска и других участников.
Одной из главных целей Всероссийской передвижной школы-пленэра были заявленывыявление и поддержка одаренных детей в области изобразительного искусства, что стало возможным благодаря проведению конкурса. Итоги конкурса и призовые места – Абсолютный победитель, Гран-при, Лауреат I, II, III степени, Дипломантбыли определены авторитетными членами экспертной комиссии. Лучшие работы по итогам конкурса планируется представить в экспозиционном формате.
Общее количество участников пленэра – 97. В эту группу вошли представители всех возрастных категорий. Самому младшему из них – 11, самому старшему – 86 лет. Такой широкий возрастной диапазон свидетельствует о неподдельном интересе к художественной жизни города и области.
Творческий потенциал региона нашел отражение в работах 85 участников конкурса. Из них – 66 детей и 19 взрослых. Каждый из участников представил несколько работ, иногда выполненных в разных техниках, что позволило оценить уровень профессиональной подготовки как участников, так и преподавательского состава.
Как было отмечено выше – высокий статус художника-миниатюриста В. Зуева позволяет существенно расширить рамки творческой деятельности действующих и будущих художников. Согласно Положениюо проведенииВсероссийской передвижной школы-пленэраучастникам были предложены темы натурного рисования, созвучные творчеству художника.
В качестве предлагаемых оценочных критериев автором была выбрана соразмерность в одной работеследующих параметров: творческой идеи,завершенности художественных образов, пропорции и перспективы, колористики, а также владение избранными для работы техниками и соответствие выбранных техник для передачи замысла художника. Обязательным критерием оценки явился возраст и профессиональная подготовка участников. В младшей группе, например, стоит учитывать особенностиформирования кистей рук, опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета, что в итоге дает возможность распределить правильную нагрузку при занятиях.
Переходя к оценке соответствия заявленных на Конкурсе номинаций темам натурного рисования, созвучных творчеству художника-миниатюриста В. И. Зуева, стоит упомянуть, что все работы в той или иной мере можно соотнести со многими жанрами живописи, в которых творил художник. Среди прочих – несколько видов пейзажной живописи, натюрморты, портреты, анималистический жанр.
Большая часть представленных работ была посвящена сельским, городским и морским пейзажам. Нередко частью сельского пейзажа является храм, а городского – храм, кирха или костел. Это говорит о постепенно возрождающемся, возрастающим и укрепляющемся интересе к духовной жизни своего края. На художников в данном случае возложена ответственная задача – достоверная передача окружающей человека среды.На картинах мы видим действующие храмы, а ведь совсем недавно эти храмы выполняли роль хранилищ или же стояли заброшенными.
В некоторых работах акцентировано внимание на изображении неба, что также может свидетельствовать об устремлении вверх, к духовным сферам жизни, проявляя их одновременно в земном мире, который отражен пейзажным наполнением.
Интересными представляются и колористические решения пейзажных работ – от естественных цветов до нестандартных для природы оттенков.К теме природы и окружающего нас мира относится немалое количество конкурсных живописных и графических работ с флоральными, энтоморфными, орнитоморфными, зооморфными мотивами.
Хорошее впечатление произвел не только высокий уровень владения художественными техниками, но и верный выбор техники в зависимости от сюжета работы.
Так как на Конкурс были отправлены работы разного периода и в разных техниках, мы можем проследить степень овладения новыми для ученика приемами, материалами, отметить важность предоставления всей художественной палитры материалов в пользование юному художнику для его творческого роста.
В частности, дляработ одного автора, объединенных общей темой, но написанных в разные периоды, характерно постепенное формирование твердой руки и даже зарождающегося авторского почерка, что в дальнейшем может быть отнесено кстилистическим особенностям, его манере.
На этих примерах мы видим, что в процессе освоения живописного и графического искусства постепенно уходит размашистость линий и чрезмерная угловатость предметов, проявляютсяверные пропорции, свободное владение линией и светотенью, и выстраивается целостность композиции. Следовательно, формируется точный взгляд художника, способного отразить в монохромной и полихромной гамме все многообразие окружающего мира, его характерные черты, палитру эмоций и чувств, повседневность и ключевые исторические моменты.
Творческий замысел и содержание некоторых работ, способы передачи идеи, особенно в категориях участников 12-13 и 14-15 лет, впечатляют своей художественной точностью и личностной зрелостью. Глубину собственных внутренних душевных переживаний участников передают нам эллегические настроения сюжетов и колористики.
Работам художников-профессионалов уже присущ свой авторский стиль, выбраны предпочитаемые жанры и художественные материалы, сформирован свой взгляд на мир. Но следует отметить одну особенность – всем категориям участников, независимо от возраста, как источник творческого вдохновения импонирует преимущественно природа и ее многообразие составляющих.
Вполне ожидаемым стало то, что наиболее трудным для выполнения во всех группах, кроме профессиональной, стал портрет. Это сложный жанр, на освоение которого могут уйти годы, поэтому его выбор участниками вызывает уважение и заслуживает того, чтобы получить достойную оценку своего труда. Завершая обзор и предлагая свои выводы, мы можем говорить о многогранности способностей, талантов и перспективе их развития. О том, что помимо творческих дарований, в основе работ лежит чистота детского и юношеского восприятия мира – очень много работ, создающих умиротворенное настроение.
Это также говорит о важности педагогического труда и таланта – найти подход к ученику, раскрыть способности, вовремя поддержать, не дать таланту раствориться на фоне современных сиюминутных, захватывающих внимание, разворачивающихся вокруг неокрепшей личности,сюжетов и событий. Педагог способен подвигнуть ученика на величайшие достижения в выбранном направлении, указать верный путь развития с учетом индивидуальных особенностей будущего художника.
Представленные работы и итоги Конкурса свидетельствуют о плодотворном и гармоничном совместном труде педагогов и учеников. И каждая награда учеников была бы невозможна без ежедневной кропотливой, скрупулезной работы педагогов. Особенно это становится более весомым и очевидным с учетом непростой ситуации этого года, связанной с пандемией и вынужденными изменениями процесса работы. 
         В целом, считаю любое участие в Конкурсе важным для становления личности ребенка. Конкуренции в этом мире не избежать. И пусть первые места действительно будут отданы достойным. Участников много и надо выбрать лучших. Но и инициатива, и старательность, и желание воплощать свои мечты других участников, не занявших первые позиции, нашла отклик. Поэтому особо хотелось бы отметить представителей оргкомитета и экспертной комиссии, решением которых каждый, подчеркнем, участник получит грамоту, свидетельствующую о его причастности к столь значимому событию для культурного развития региона.
Мероприятие этого годаявилось частью планомернойработы, направленной на создание в р.п. Чердаклы Музейно-образовательного комплекса имени В. И. Зуева. Поэтому можно говорить о том, что проведение Всероссийской школы-пленэра «Киселевские зори. Сохраняя культурное наследие», 2020 г., внесет свою лепту не только в духовное и культурноеразвитие региона, но и поддержит исторические взаимосвязи эпох.
Всем участникам Всероссийской школы-пленэра хотелось бы пожелать достижения поставленных целей, творческих успехов, вдохновения, поддержки неравнодушных к искусству людей и достойного отклика аудитории на созданные ими в будущем произведения.

Референт Фонда Карла Фаберже,
руководитель Программы «Украина и Фаберже»,
член Творческого Союза художников                        Н. Н. Сапфирова
декоративно-прикладного искусства                               

Комментариев нет:

Отправка комментария