Стр.13
Деятельность
фирмы в Англии совпала с периодом, который воспринимается как Золотой век и
продолжался с момента вступления на трон короля Эдуарда 7 в 1901 году до начала
ПМВ. Это время вошло в историю как время мира и процветания, когда Британия
доминировала в мире. Поэт Филипп Ларкин писал в 1914 году, что никогда не было
«such innocence,
never before
or since».
Эта невинность обеспечивалась благодушным правлением образованной элиты,
которая погрузилась в социальную круговерть городских балов и воскресных
приемов в загородных резиденциях. Воспоминания и писания людей, которые в
полной мере вкусили удовольствий эдвардианской Англии, свидетельствуют о том,
что Фаберже постоянно присутствовал в их жизни. Консуэло, герцогиня Мальборо,
вспоминает, как она была приглашена к принцессе Александре (будущей королеве) в
ее личные покои во время приема в Сандрингаме. Там она обнаружила множество
фотографий в рамках от Фаберже, а также уникальную коллекцию цветов и зверюшек от Фаберже» (до
1901 года?). Соня Кеппел, дочь Алисы Кеппел, в своих мемуарах описывала
эдвардианскую эпоху как «время рыцарства, когда женщина была возведена на
пьедестал», а о своей матери сказала, что она предпочла бы получить от Эдуарда
и его друзей «пьедестал, изготовленный Фаберже». Вита Саквелл-Уэст (Sackville-West)
полагала подарки от Фаберже настолько личными, что приравнивала их к предметам
интимного туалета (нижнего белья), получение которых свидетельствовало о том,
что «отношения угрожают принять серьезный оборот».
Дама-антиквар
Джоан Эванс проницательно заметила, что ничто не передает суть той или иной
эпохи с большей отчетливостью, чем «мелочи, которые изготавливаются для
привилегированного класса». Перед началом ПМВ высшие эшелоны британского
общества были очарованы творчеством Карла Фаберже и толпились в его лондонском
магазине, чтобы купить его вещи. Его замысловатые изящные вещицы являются
приметой (феноменом) той эпохи. Сейчас они передают ее романтику, много лет
спустя после того, как она закончилась.
Глава первая. Фаберже в Эдвардианском Лондоне
Международный
дебют Фаберже состоялся в 1885 году на выставке в Нюрнберге, он получил золотую
медаль. После огромного успеха на Парижской выставке в 1900 году Фаберже решает
сделать свое присутствие в Западной Европе постоянным.
Несмотря на то,
что успех был одержан во Франции, Фаберже предпочел Лондон Парижу, открывая
свой филиал. Лондон являлся сердцем процветающей империи, которая простиралась
во все концы земного шара. Он являлся, как и сейчас, богатым, уважающим законы
и космополитичным мегаполисом, в котором сосредоточились влиятельные клиенты,
жаждущие изделий Фаберже. Важно обстоятельство – английская королевская семья,
тесно связанная с российской, уже являлась клиентом Фаберже. В эпоху Эдуарда
Седьмого жизнь в Лондоне протекала под девизом «joie
de vivre»,
что выражалось в спросе на предметы роскоши и в демонстративном потреблении.
Представители международной элиты, мобильность которой постоянно возрастала,
съезжались в Лондон, чтобы принять участие в удовольствиях, которые он
предлагал. В 1901 году фирма начала организовывать торговые командировки в
Лондон. Принц Георг (будущий Георг Пятый) записал в своем дневнике в мае 1903
года: «из России только что прибыл Фаберже, и мы купили 43 прелестных вещицы».
Успехи этих поставок и огромный спрос делал Лондон идеальным местом для
Фаберже.
Большинство
вещей в магазине Фаберже в Лондоне приобретались в качестве подарков, этот адрес
был признан эдвардианской элитой как главное место выбора подарков. Загородные
приемы, свадьбы, дни рождения, праздники были отмечены подарками от Фаберже.
Соня Кеппел писала в своих мемуарах, что леди Алингтон издала указ – все дамы
на ее рождественском вечере обязаны обменяться подарками от Фаберже. Гостей
было порядка 30. Те, кто не могли позволить себе такую трату, вынуждены были
отказаться от приглашения. Другие решили сэкономить, передаривая уже имевшиеся
у них вещицы – некоторые вернулись в руки первоначальному дарителю. Бейнбридж
также вспоминает, что когда Станислав Поклевский-Козел, известный российский
дипломат, останавливался в Лондоне, то на приемы он приходил, «нагруженный
вещами от Фаберже. Два больших чемодана, набитые битком. Дамы с жадностью
просматривали списки приглашенных в надежде найти свое имя и в нужный момент
старались оказаться под яблоней с расправленным передником».
Вещи
Фаберже служили в эдвардианском обществе социальной валютой. Это подтверждается
сезонным характером торговли, которая совпадала со светскими сезонами: середин
мая – конец июля, середина октября – конец декабря. В конце декабря, перед
Рождеством, случался пик продаж. Соответственно, дважды в год филиал рассылал
постоянным клиентам циркуляры: весной – о прибытии летней коллекции, осенью – о
зимней.
Вещи
Фаберже – идеальный подарок, так как их цена не видна. Они восхищают
мастерством и оригинальностью, а не стоимостью материалов. Марк Ромер,
английский адвокат Фаберже, писал, что оценивать стоимость вещей Фаберже,
исходя из их материалов - это все равно, что оценивать стоимость экспонатов
Национальной галереи, исходя из цен на холст.
Чтобы
заполучить лучшие вещи, лондонский филиал конкурировал с российским. Во время
своих поездок в Россию Бейнбридж старался снять сливки с продукции мастерских и
выжидал благоприятный момент, чтобы получить разрешение забрать их в Лондон.
Франц Бирбаум писал, что в вещах, которые предназначались для Лондона, особое
внимание уделялось технической отделке.
Создания
фирмы идеально вписывались в жизнь и интерьер эдвардианской элиты. Драгоценные
функциональные предметы использовались в быту (звонки), обже де фантази
располагались группами на столиках, чтобы забавлять гостей. Дизайн помещений
задумывался с тем, чтобы они служили выставочными залами для изделий из золота
и эмали. Стены, затянутые шелком из Дамаска, и позолоченная мебель прекрасно
дополняли изделия Фаберже (загородный дом миссис Гревилль).
В
лондонском филиале был представлен полный ассортимент фирмы, от традиционных
ювелирных украшений до курительных аксессуаров, а также более необычные
предметы – набалдашники для хлыстов или колокольчики для собак. Наиболее
дорогими изделиями являлись цветочные композиции и блокированные фигурки из
уральских самоцветов. В 1908 году Станислав Поклевский-Козел приобрел самый
дорогой цветок – хризантему, за 117 фунтов стерлингов, в подарок королеве
Александре. В тот же визит он приобрел и самую дорогую фигурку – Джона Буля
(персонификация Великобритании) в нефритовом плаще, за 70 фунтов стерлингов.
Глава
1. Фаберже в эдвардианском Лондоне
Глава
2. Из Москвы на Бонд-стрит
Глава
3. Фаберже: очарование британской королевской семьи
Глава
4. Фаберже и королевская ферма – Сандрингамский заказ
Глава
5. «Господа исключительность» – Ротшильды
Глава
6. Увековечивание образов Британии
Глава
7. Русский ювелир и королевский спорт
Глава
8. Клиенты-покровители
Глава
9. Приток американцев
Глава
10. Русские клиенты в Лондоне
Глава
11. Фаберже за границей
Глава
11. Фаберже за границей
Лондонское
отделение контролировало деятельность Фаберже не только в Британии, но и во
всей Западной Европе, и за ее границами. Вторым по величине европейским рынком
для Фаберже являлась Франция. В 1900 году Фаберже вернулся на свою родину,
которую покинул во времена гонений на гугенотов, он принял участие во Всемирной
выставке. Евгений Фаберже позже в письме Бейнбриджу определил эту выставку с
законной гордостью как величайший успех. В том же письме он указал, что «все
знатные посетители обязательно подходили к витрине Фаберже, покупали бибелоты и
украшения, делали заказы».
Многие
французские клиенты, например, императрица Евгения, регулярно посещали магазин
в Лондоне, но отделении организовывало постоянно торговые командировки в Париж
чтобы лучше обслуживать тех клиентов, которые не посещали Лондон часто. Судя по
торговым книгам ledger, первая поездка
состоялась в декабре 1909 года, а последняя летом 1914 года. Предметы,
продававшиеся во Франции, заказывали непосредственно в Петербурге и доставляли
туда заранее, чтобы французские власти успели их промаркировать. Поездки
включали посещение клиентов на дому, заранее составляли списки тех, кого
следовало посетить. Состав клиентов был таков же, как в Англии: аристократы,
нувориши, американцы. Парижские вояжи при этом носили более эксклюзивный
характер, круг приглашенных для ознакомления с новой продукцией фирмы был
ограничен старыми клиентами или теми, кого они рекомендовали. В результате
клиенты (патроны) Фаберже во Франции были более тесно связаны между собой, чем
в Англии. Самыми главными покупателями, которые чаще всего делали приобретения,
были два семейства – Мюраты и Ротшильды.
Представители
французской ветви Ротшильдов стали клиентами Фаберже еще до открытия филиала в
Лондоне. В 1902 году сестра барона Эдуарда де Ротшильда Беатриса подарила
розовые часы, впоследствии названные «яйцом Ротшильда», невесте Эдуарда Жермене
Хальфен. Барон и баронесса стали самыми преданными клиентами лондонского
филиала. Их имена встречаются в бухгалтерских книгах 73 раза и часто
упоминаются в дневнике Бейнбриджа. Барон Эдуард, как и его кузен Леопольд из
английской ветви, был страстным наездником, участвовал в соревнованиях по поло
в Олимпийских играх 1900 года. Он расширил конюшню своего отца в Кальвадосе.
Его покупки отражают увлечение скачками: он приобрел часы, пуговицы, запонки,
заколку для галстука, трость для верховой езды – все предметы с эмалью цвета
скачек. Трость куплена в июле 1909 года за 4,5 фунта, единственная трость для
верховой езды, фигурирующая в лондонских книгах. Другие французские Ротшильды
последовали примеру Эдуарда. Клиентами Фаберже являлись: его дядя Эдмонд де
Ротшильд, бароны Морис и Робер Ротшильды, граф Грамон, сын Маргериты де
Ротшильд, автогонщица баронесса Элен ванн Зуйлен ванн Ниевелт ван де Хаар, дочь
Соломона Джеймса де Ротшильда.
Княгиня
Сесиль Мюрат была дочерью Мишеля Нея, 3-го герцога Эльхингенского, внука героя
наполеоновских войн маршала Нея, и Маргериты Фуртадо-Гейне, наследницы банкира.
В 1884 году Сеслиль вышла замуж за 5-го князя Иоахима Мюрата, потомка князя
Мюрата, наполеоновского маршала и короля Неаполя. Этот брак соединил два
наполеоновских семейства и поставил княгиню на вершину французского общества
эпохи империи. Она обладала огромным богатством, унаследовала состояние по
линии матери, жила в особняке на улице Монсо 28, который Пруст описал как самый
великолепный в Париже.
Княгиня
заказала у Фаберже примечательную серию загадочных портсигаров. Об их
существовании и истории ничего не было известно до 1960 года, когда пожилой
господин, пожелавший остаться неизвестным, подарил 11 штук музею ДПИ в Париже.
Через два года он умер, и по его завещанию музею перешли еще 17 портсигаров.
Портсигары рассказывают историю незаконной любви между ним и княгиней Мюрат.
Владельцем портсигаров оказался Шарль Антуан Роже Люзарк д Азэ. Сесиль вышла
замуж за князя Мюрата в 17 лет, а к 1900 годам отдалилась от мужа. Она нашла
утешение в обществе красавца и путешественника Люзарка дАзэ. Они не афишировали
свои отношения, но они являлись секретом полишинеля для парижского общества, и
продолжались до смерти княгини в 1960 году. С 1901 до 1916 года княгиня
отмечала каждый год своей любви к Азэ, заказывая у Фаберже по портсигару в
качестве новогоднего подарка. Агафон Фаберже вспоминает о ней как об одной из
самых требовательных заказчиц, она настаивала, чтобы «работы была высочайшего
качества, на которую только способны человеческие руки». Цена, в отличие от
качества, для нее не имела значения и никогда не обсуждалась.
На
фото, стр.198. Подарок 1904 года. В ноябре 1902 года Азэ отправился в
экспедицию по Нилу, которое в 1904 году описал в книге. На портсигаре – карта
Египта, а места, которые он посещал, отмечены рубинами, сапфирами, изумрудами,
бриллиантами.
На
фото, стр.199. Последний подарок на новый 1916-й год. Сделан из черной стали,
замок – бриллиант. На оборотной стороне – карта, на которой отмечены места
сражений в Аргоне, в которых участвовал Азэ во время Мировой войны. На лицевой
стороне – арабская вязь, которая встречается и на других портсигарах.
Предполагают, что это имя дарительницы.
Княгиня
Сесиль заказывала портсигары в качестве напоминаний о времени, проведенном с
Азэ. Они содержали ребусы и секретные послания, значение которых не известно
никому, кроме влюбленных. Например, почти все украшены полумесяцем.
Предполагают, что это намек на первую букву имени Сесиль. После того, как
лондонский филиал открылся, он отвечал за изготовление портсигаров для Азэ.
Бейнбридж обсуждал с княгиней тему и фасон. Требовался год на изготовление, и
Бейнбридж заботился, чтобы мастера получили инструкции вовремя.
На
фото, стр.200. Эскизы для Сесиль Мюрат, заказы исполнены в мастерской Вигстрёма,
выкуплены 29 декабря 1912 года. Серебряный портсигар с эмалью (справа) заказан
в честь охоты, организованной ее мужем в своем поместье Шато Шамбли, цена 20
фунтов. Золотой портсигар (слева) – подарок для Азэ на новый 1913 год, цена 80
фунтов.
Кроме
портсигаров княгиня Мюрат сделала в лондонском филиале Фаберже 22 покупки.
Наиболее значительная – орел из нефрита с бриллиантовыми глазами, декабрь 1912,
68 фунтов (единственный предмет из анималистики, купленный Сесиль). Орел
исполнен в стиле наполеоновского орла, с раскинутыми крыльями, возможно, напоминает о прошлом семьи, связанном с
Наполеоном. Хранился в семье, сейчас – в частной коллекции.
Обе
сестры Сесиль также являлись клиентками Фаберже. Роз Бланш Матльда, которая
вышла замуж за Оттавио Ланца Брансифорте, принца Трабии и героцога Камастры,
приобрела 28 изделий. Виолетта Жаклин Шарлотта, после смерти мужа принца
Евгения Мюрата в 1906 году, вела экстравагантную жизнь, была известна как
лесбиянка и алкоголичка. У Фаберже делал покупки эпизодически – рамки для
фотографий, портсигары (самый дорогой 45 фунтов).
Старший
брат Сесиль Леон Наполеон Луи Мишель, 4-й принц Москворецикй и его жена Евгения
Летиция Бонапарт также являлись клиентами Фаберже. Они развелись в 1903 году.
Принцесса сделала 33 покупки во время визитов представителей лондонского
отделения в Париж: часы, звонки, портсигары, украшения, веточка сладкого
горошка в хрустальной вазочке (цветы эмалевые, листья из нефрита). Принцу
нравились цветочные композиции, он приобрел три предмета, из них два – цветы.
Другой брат Сесиль купил один предмет – японский спаниель из белого халцедона
по кличке Того, 26 июля 1909 года.
Американские
магнаты и их наследницы также стекались во Францию, которая радушно принимала
их, и становились клиентами Фаберже. Винаретта Зингер, дочь Исаака Зингера,
вышла замуж за князя Эдмонда де Полиньяка, отпрыска старинной аристократии, в
1893 году. Княгиня была экзотической особой. Ее предыдущий брак, заключенный с
князем Луи-Уилфредом де Скей-Монбельяром, был аннулирован. Как говорят, в
первую брачную ночь она вскарабкалась на шкаф, вооружившись зонтиком, и кричала
мужу: «Если вы прикоснетесь ко мне, я вас убью». Ее брак с князем Эдмоном был
гораздо более счастливым, их соединяла дружба, основанная на общей любви к
искусству, особенно к музыке.
Один
из самых ярких американцев, живших в Париже, который являлся клиентом Фаберже,
это Гордон Беннет-младший, владелец газет «Нью-Йорк геральд» и «Париж геральд».
Именно он командировал журналист Генри Стэнли на поиски Дэвида Ливингстона в
Африку. Беннет вел шикарную жизнь, и среди множества дорогостоящих причуд было
обитое стойло для алдерйнейской коровы на его яхте Лисистрата. Свежее молоко
было необходимо в открытом море, чтобы делать пунш из него и бренди, который он
непременно пил на завтрак. Упоминаниями о Беннете изобилует дневник Бейнбриджа.
31 января 1912 года он заплатил 200 фунтов за сову из окаменелого дерева с
бриллиантовыми глазами – самая дорогая анималистика, прошедшая через лондонский
филиал.
После
первой торговой поездки в Париж, которая состоялась в 1909 году, последовала
поездка в Рим в 1919 году. Для нее выбрали февраль – месяц, когда в Лондоне
наступало затишье. Подготовка к вояжу началась за год и за нее отвечало прежде
всего лондонское отделение. Сами предметы были отправлены непосредственно из
России в Рим. А их перечень поступил в Лондон, где были изготовлены этикетки. В
Италии не было требования клеймить импортные изделия. Бейнбридж досконально
выполнил все таможенные условия. На помощь Бейнбриджу были командированы Михаил
Гурье, директор магазина в Петербурге, и Евгений Фаберже.
Большинство
клиентов в Риме происходили из итальянской королевской семьи и из среды
аристократии. Доля нуворишей и американцев была гораздо меньше, чем в Париже и
Лондоне. Королева Елена, жена Виктора Эммануила Третьего, приобрела 20
предметов: она питала слабость к цвету мальвы, и шесть ее вещей были покрыты
эмалью этого цвета. Ей нравилось дерево также, она купила две рамки и два ножа
для бумаг из клена «птичий глаз». Самые необычные ее покупки – кролик из белого
оникса и золотой попугай на нефритовой подставке. Ее свекровь, вдовствующая
королева Марагарита, также купила три
предмета. Их примеру последовали многочисленные итальянские принцессы и
аристократки: Потенциани, Бонкомпаньи, Дориа-Памфили-Ланди, Ланцелотти, Ланцо
ди Маццарино, маркизы Висконти-Веноста и Негретти, Бранчифорте - принц Трабии.
Несмотря на высокородный состав клиентов, было
решено, что поездка не настолько успешна, чтоб ее повторять. Лондонский филиал
стал изыскивать другие возможности и источники клиентов, чтобы заполнить низкий
сезон в Лондоне. Бейнбридж предложил открыть магазины в Биаррице, где король
Эдуард Седьмой любил отдыхать, а также около Сан-Себастьяна. Но эти варианты
отвергли, вместо этого было решено организовать выездную торговлю на
французской Ривьере, где многие клиенты из России и Англии проводили раннюю
весну. В апреле 1913 года лондонский филиал организовал поездку в Ниццу и
Канны, она оказалась короткой и интенсивной. 28 изделий было продано 6
клиентам. Этот успех побудил повторить опыт в 1914 году, когда торговля велась
с февраля по май.
Первоначально
Канны привлекали, в основном, английских туристов, но к 1914 году благодаря
теплому климату и веселой обстановке они стали весьма привлекательны для
русских. У великого князя Михаила Михайловича здесь была собственная вилла
«Казбек». Он здесь часто жил и приглашал
родственников и друзей погостить. Один из них, князь дю Плесс писал: «Крайне
интересно оказаться в окружении такого количества членов русской императорской
семьи». Великий князь был клиентом Фаберже в Лондоне, делал у него покупки и в
Каннах. Его сестра Анастасия, вдовствующая герцогиня Мекленбург-Шверинская,
также имела здесь виллу – «Венден», построенную в немецком стиле. После смерти
в 1897 году мужа Фредерика Франциска Третьего она проводила на вилле много
времени, и в 1914 году приобрела у Фаберже 9 изделий.
Самым
высокопоставленным клиентом в Каннах был брат императора великий князь Михаил
Александрович. Он был в Каннах и весной 1913, и весной 1914, и посещал Фаберже.
13 апреля 1913 года он сделал 8 покупок под именем «мистер Брасов», в том числе
аметистовый сотуар с бриллиантами ценой 100 фунтов. В 1914 году 17 и 20 апреля
он купил 6 предметов. Покупки у Фаберже в Каннах являлись разновидностью
социальной активности для русских великих князей. В бухгалтерской книге
отмечено, что в один день совершили покупки великие князья Михаил
Александрович, Кирилл Владимирович,
Андрей Владимирович, Михаил Михайлович.
Готовясь
к этим визитам, лондонский филиал тщательно подирал ассортимент, чтобы удовлетворить
их. Поездки 1913 и 1914 совпадали с Пасхой, поэтому было взято много вещей на
пасхальную тему. Кирилл Владимирович приобрел в 1913 году 4 яйца-подвески, одна
в виде попросенка из ляпис-лазури. Михаил Михайлович 9 апреля купил золотое
распятие (фигура Христа на пьедестале из нефрита и орлеца, за 45 фунтов), а
через 5 дней – 14 яиц из камня и эмали.
В
1914 году из Ривьеры была совершена вылазка за пределы Франции в Монте-Карло,
весьма успешная. Например, 27 февраля 1914 года Эвард Тук, отставной банкир,
который проживал в Монте-Карло, приобрел 16 предметов, в основном, украшения,
на сумму 12 291 франк фр.
Лондонское
отделении являлось также базой, откуда совершались вылазки в более дальние
страны, прежде всего – в Индию и Сиам. В письме к Бейнбриджу Евгений Фаберже
писал в апреле 1934 года, что поездки в Индию к махараджам имели большой успех.
Махараджа Биканера и Раджа Пуддокатая были клиентами отделения в Лондоне.
Богатство этого субконтинента влекло многих ювелиров, особенно Картье. В
дневниках Бейнбриджа имеются упоминания о страховках и платеж на счет
«Агентства Калькутты», из чего следует, что поездки в Индию совершались, но
подробности неизвестны.
Больше
сведений сохранилось о поездках в Сиам. Связи между Фаберже с Сиамом были
установлены еще до открытия филиала в Лондоне. В конце 19 века Россия хотела
наладить отношения с Сиамом, и в марте 1890 года Николай, будучи цесаревичем,
посетил короля Раму Пятого в Бангкоке. Летом 1897 года король нанес ответный
визит и путешествовал по России. Николай преподнес ему портсигар от Фаберже,
украшенный короной из бриллиантов и гравировкой «от вашего друга Николая». Рама
и сам делал покупки в магазине Фаберже в Петербурге: в счете от 26 июня 1897
года значатся 12 предметов, в том числе 5 портсигаров.
Чтобы
упрочить этот сердечный союз, принц Чакрабон был прислан в Россию, чтобы
получать образование под покровительством императора. Именно принц сыграл
огромную роль в том, что Фаберже начал совершать торговые поездки в Сиам. Принц
подружился с Евгением Фаберже, тот побывал у него в Сиаме в 1903 году. После
этого принц пригласил Карла Фаберже привезти в Сиам свои изделия, показать их.
Карл Фаберже согласился, и лондонскому отделению было поручено организовать
первую поездку Николая Фаберже в Сиам в ноябре 1908 года. Он остановился в
Бангкоке в гостинице Ориенталь и 28 ноября получил приглашение от Рамы Пятого.
Король приобрел медальон, два портсигара, пять пар запонок на сумму 571 фунт.
После этого поездки в Сиам стали ежегодными и продолжались до 1916 года.
Фаберже получил звание «придворного ювелира и эмальера короля Сиама».
Фаберже
выполнял специальные заказы для сиамской королевской семьи, как и для
английской. Некоторые изделия породили уникальное сочетание русского дпи и
ориентальных форм. После смерти Рамы Пятого его преемник Рама Шестой в 1910
году заказал у Фаберже нефритового будду, чтобы украсить храм, посвященный
памяти отца. В качестве образца в Петербург была прислана бронзовая статуя.
Кроме большого будды было сделано несколько фигурок поменьше, также из нефрита,
с золотыми и эмалевыми элементами. Другой важный заказ – ритуальная чаща из
нефрита, поддерживаемая скульптурами из желтого золота, которые изображают
индуистских богов Брахму, Шиву и Вишну. Были выполнены также портреты членов
королевской семьи – эмаль, сепия, обрамление для них в сиамском вкусе из
драгоценных камней сделал Альберт Хольмтрем. В 1913 году, отмечалось 50-летие
королевы-матери Рамы Шестого, по таком случаю были изготовлены медали из золота
и серебра с изображением свиньи (эмаль, ручная роспись), так как она родилась в
год свиньи – фото на стр.210.
Большое
восхищение в Сиаме вызывали изящные украшения Фаберже. Бейнбридж упоминает в дневнике
об отправке украшений. Особенно популярны были кольца, и в 1909 году специально
для Сиама был изготовлена партия колец с драгоценными камнями-кабошонами.
Агафон Фаберже как главный геммолог занимался отбором камней и писал, что все
они представляли особый интерес. Кольца были простого дизайна, чтобы все
внимание было обращено на красоту камня, цена до 100 фунтов. Первая партия была
стандартных размеров – не учли миниатюрную конституцию сиамских женщин.
Впоследствии Фаберже делал кольца детских размеров для сиамских покупательниц.
В
тайской коллекции также находятся три из примерно 50 фигурок сделанных фирмой,
причем две изображают сугубо английских персонажей: Джон Буль и Труляля из
«Алисы» Кэролла. Появление этих фигурок в коллекции можно объяснить знакомством
короля в молодости с английской культурой -
Рама Шестой, в отличие от Чакрабона, который воспитывался в России,
будучи наследником престола, получал образование в Англии – сначала в
Сандхерсте, а потом в Оксфорде.
Глава
10. Русские клиенты в Лондоне
Русские,
живущие в Англии или посещающие ее, представляли важную группу клиентов
Фаберже. Она состояла из двух основных категорий: 1)члены царской семьи,
приезжающие с визитами, или высланные из России. 2) сотрудники посольства
России в Лондоне.
Пока
Фаберже был представлен в Лондоне, отношения между Англией и Россией радикально
улучшились. Руссофилия захватила его клиентов, Лондон был зачарован Россией и
ее искусством, чему также способствовал русский балет. Перед войной Фаберже и
русский балет пересеклись в Лондоне, создали высокохудожественный образ России,
который популяризировали соблазнительные артисты и талантливые мастера-ювелиры,
которые создавали экзотические произведения искусства.
Мария
Федоровна. Впервые посетила лондонский магазин на Довер-стрит, когда приехала
на похороны Эдуарда Седьмого в мае 1910 года. Выехала к сестре немедленно,
получив известие о смерти короля, оставалась в Лондоне после похорон. 6 июня
приобрела звонок, булавку для галстука, три броши, одна из них – с матовой черной
эмалью, явно для траура. Следующая покупка (видимо, дистанционная) – на
Рождество 1912 года: аметистовая подвеска, карандаш с синей эмалью, нож для
бумаг, стальной медальон с синей эмалью, всего на сумму 41 фунт. Счет был
отправлен императрице в Петербург, а вещи забрала в тот же день королева
Александра – видимо, Мария Федоровна таким образом сделала ей подарки к
Рождеству.
Великий
князь Михаил Михайлович, внук Николая Первого, женился на Софье, внучке
Пушкина, в 1891 году и был выслан из России Александром Третьим. Проведя
некоторое время в Европе, поселился в Англии – сначала в Саффордшире, затем в
Хэмпстеде. Скандал, вызванный его женитьбой в России, не помешал ему быть
принятым в высших английских кругах. Его жена получила титул графини Торби. Они
часто посещали великосветские мероприятия, их имена постоянно фигурируют в
придворных циркулярах. Они имели в виллу к Каннах. Покупали у Фаберже как в
Лондоне, так и во время выездных сессий на Ривьере. Войдя в лондонский магазин,
великий князь салютовал портретам английской правящей четы и русской, которые
висели на стенах. Его имя настолько прочно ассоциировалось с Фаберже, что Соня
Кеппел в детстве считала, что именно он сделал все эти «чудесные вещицы,
которые стояли на столе матери». Михил Михайлович использовал Фаберже как
источник подарков. Королю Эдуарду Седьмому подарил портсигар, который после
смерти короля Алесандра ему вернула как память о друге. Как православный,
покупал множество сувениров с пасхальной символикой, а после начала войны
приобрел икону (мадонна с младенцем, святым Александром Невским и
ангелом-хранителем) за 50 фунтов. Он использовал Фаберже также для того, чтобы
подчеркнуть свою великокняжескую идентичность. Он приобрел ряд презентационных
предметов, украшенных своими инициалами с великокняжеской короной (портсигары,
булавки для галстука). Предметы отсылались непосредственно из лондонского
магазина лицам, которых он хотел наградить (фото стр.181).
Прибытие
в Лондон великого князя Михаила Александровича, занимающего в императорской иерархии
более высокое положение, Михаил Михайлович встретил без удовольствия, опасаясь,
что тот оттеснит его на второй план, и отнесся к родственнику враждебно.
Возможно, поэтому Михаил Александрович мало вращался в английском обществе, вел
довольно изолированный образ жизни, редко покидая Небуорт-хаус (Knebworth House).
Великий
князь Михаил Александрович, второй в списке наследования престола, в октябре
1912 в Вене вступил в брак с разведенной женой своего офицера Натальей
Вульферт. Николай Второй выслал великого князя из России и секвестировал его
активы, что не особо сказалось на образе жизни великого князя и его привычках.
В 1913 году он арендовал Небуорт-хаус, поместье в 20 милях к северу от Лондона,
у графа Литтона за 3 000 фунтов в год. Наташа вела хозяйство, как сельская
жительница, и описывала это время как самое счастливое в своей жизни. Для этого
дома были приобретен у Фаберже в декабре 1913 года за 318 фунтов набор столовых
приборов из 579 предметов, выполненных в королевском стиле: ее инициалы NB под короной. В октябре 1913 года, на первую
годовщину свадьбы, Наташа приобрела за 53 фунта фигурку моряка, на шапке
которого выгравировано название яхты «Зарница», которая принадлежала великому
князю, на память о том времени, когда на борту яхты великий князь ухаживал за
ней. Чета часто посещала магазин в Лодоне, в бухгалтерской книге имеется 177
записей об их покупках, которые иногда они совершали под именем Брасовых
(Николай дал это имя Наташе в 1911 году). Михаил стал клиентом лондонского
магазина еще до ссылки. В 1908 году он навещал тетю Александру и дядю Эдуарда.
В это время праздновали ночь Гая Фокса, и он зашел на Довер-стрит с кузиной
Викторией, чтобы купить подарок для короля и королевы. Он выбрал нефритовую
шкатулку с видом Вестминстерского дворца (живописная эмаль), в котором Гай Фокс
совершил свое преступление, ценой 160 фунтов.
Летом
1914 года магазин в Лондоне посетили 11 членов.
Глава 11.
Фаберже за границей
Лондонское
отделение контролировало деятельность Фаберже не только в Британии, но и во
всей Западной Европе, и за ее границами. Вторым по величине европейским рынком
для Фаберже являлась Франция. В 1900 году Фаберже вернулся на свою родину,
которую покинул во времена гонений на гугенотов, он принял участие во Всемирной
выставке. Евгений Фаберже позже в письме Бейнбриджу определил эту выставку с
законной гордостью как величайший успех. В том же письме он указал, что «все
знатные посетители обязательно подходили к витрине Фаберже, покупали бибелоты и
украшения, делали заказы».
Многие
французские клиенты, например, императрица Евгения, регулярно посещали магазин
в Лондоне, но отделении организовывало постоянно торговые командировки в Париж
чтобы лучше обслуживать тех клиентов, которые не посещали Лондон часто. Судя по
торговым книгам ledger, первая поездка
состоялась в декабре 1909 года, а последняя летом 1914 года. Предметы,
продававшиеся во Франции, заказывали непосредственно в Петербурге и доставляли
туда заранее, чтобы французские власти успели их промаркировать. Поездки
включали посещение клиентов на дому, заранее составляли списки тех, кого
следовало посетить. Состав клиентов был таков же, как в Англии: аристократы,
нувориши, американцы. Парижские вояжи при этом носили более эксклюзивный
характер, круг приглашенных для ознакомления с новой продукцией фирмы был
ограничен старыми клиентами или теми, кого они рекомендовали. В результате
клиенты (патроны) Фаберже во Франции были более тесно связаны между собой, чем
в Англии. Самыми главными покупателями, которые чаще всего делали приобретения,
были два семейства – Мюраты и Ротшильды.
Представители
французской ветви Ротшильдов стали клиентами Фаберже еще до открытия филиала в
Лондоне. В 1902 году сестра барона Эдуарда де Ротшильда Беатриса подарила
розовые часы, впоследствии названные «яйцом Ротшильда», невесте Эдуарда Жермене
Хальфен. Барон и баронесса стали самыми преданными клиентами лондонского
филиала. Их имена встречаются в бухгалтерских книгах 73 раза и часто
упоминаются в дневнике Бейнбриджа. Барон Эдуард, как и его кузен Леопольд из английской
ветви, был страстным наездником, участвовал в соревнованиях по поло в
Олимпийских играх 1900 года. Он расширил конюшню своего отца в Кальвадосе. Его
покупки отражают увлечение скачками: он приобрел часы, пуговицы, запонки,
заколку для галстука, трость для верховой езды – все предметы с эмалью цвета
скачек. Трость куплена в июле 1909 года за 4,5 фунта, единственная трость для
верховой езды, фигурирующая в лондонских книгах. Другие французские Ротшильды
последовали примеру Эдуарда. Клиентами Фаберже являлись: его дядя Эдмонд де
Ротшильд, бароны Морис и Робер Ротшильды, граф Грамон, сын Маргериты де
Ротшильд, автогонщица баронесса Элен ванн Зуйлен ванн Ниевелт ван де Хаар, дочь
Соломона Джеймса де Ротшильда.
Княгиня Сесиль
Мюрат была дочерью Мишеля Нея, 3-го герцога Эльхингенского, внука героя
наполеоновских войн маршала Нея, и Маргериты Фуртадо-Гейне, наследницы банкира.
В 1884 году Сеслиль вышла замуж за 5-го князя Иоахима Мюрата, потомка князя
Мюрата, наполеоновского маршала и короля Неаполя. Этот брак соединил два
наполеоновских семейства и поставил княгиню на вершину французского общества
эпохи империи. Она обладала огромным богатством, унаследовала состояние по
линии матери, жила в особняке на улице Монсо 28, который Пруст описал как самый
великолепный в Париже.
Княгиня заказала
у Фаберже примечательную серию загадочных портсигаров. Об их существовании и
истории ничего не было известно до 1960 года, когда пожилой господин,
пожелавший остаться неизвестным, подарил 11 штук музею ДПИ в Париже. Через два года
он умер, и по его завещанию музею перешли еще 17 портсигаров. Портсигары
рассказывают историю незаконной любви между ним и княгиней Мюрат. Владельцем
портсигаров оказался Шарль Антуан Роже Люзарк д Азэ. Сесиль вышла замуж за
князя Мюрата в 17 лет, а к 1900 годам отдалилась от мужа. Она нашла утешение в
обществе красавца и путешественника Люзарка дАзэ. Они не афишировали свои
отношения, но они являлись секретом полишинеля для парижского общества, и
продолжались до смерти княгини в 1960 году. С 1901 до 1916 года княгиня
отмечала каждый год своей любви к Азэ, заказывая у Фаберже по портсигару в
качестве новогоднего подарка. Агафон Фаберже вспоминает о ней как об одной из
самых требовательных заказчиц, она настаивала, чтобы «работы была высочайшего
качества, на которую только способны человеческие руки». Цена, в отличие от
качества, для нее не имела значения и никогда не обсуждалась.
На фото,
стр.198. Подарок 1904 года. В ноябре 1902 года Азэ отправился в экспедицию по
Нилу, которое в 1904 году описал в книге. На портсигаре – карта Египта, а
места, которые он посещал, отмечены рубинами, сапфирами, изумрудами,
бриллиантами.
На фото,
стр.199. Последний подарок на новый 1916-й год. Сделан из черной стали, замок –
бриллиант. На оборотной стороне – карта, на которой отмечены места сражений в
Аргоне, в которых участвовал Азэ во время Мировой войны. На лицевой стороне –
арабская вязь, которая встречается и на других портсигарах. Предполагают, что
это имя дарительницы.
Княгиня Сесиль
заказывала портсигары в качестве напоминаний о времени, проведенном с Азэ. Они
содержали ребусы и секретные послания, значение которых не известно никому,
кроме влюбленных. Например, почти все украшены полумесяцем. Предполагают, что
это намек на первую букву имени Сесиль. После того, как лондонский филиал
открылся, он отвечал за изготовление портсигаров для Азэ. Бейнбридж обсуждал с
княгиней тему и фасон. Требовался год на изготовление, и Бейнбридж заботился,
чтобы мастера получили инструкции вовремя.
На фото,
стр.200. Эскизы для Сесиль Мюрат, заказы исполнены в мастерской Вигстрёма,
выкуплены 29 декабря 1912 года. Серебряный портсигар с эмалью (справа) заказан
в честь охоты, организованной ее мужем в своем поместье Шато Шамбли, цена 20
фунтов. Золотой портсигар (слева) – подарок для Азэ на новый 1913 год, цена 80
фунтов.
Кроме
портсигаров княгиня Мюрат сделала в лондонском филиале Фаберже 22 покупки.
Наиболее значительная – орел из нефрита с бриллиантовыми глазами, декабрь 1912,
68 фунтов (единственный предмет из анималистики, купленный Сесиль). Орел
исполнен в стиле наполеоновского орла, с раскинутыми крыльями, возможно, напоминает о прошлом семьи, связанном с
Наполеоном. Хранился в семье, сейчас – в частной коллекции.
Обе сестры
Сесиль также являлись клиентками Фаберже. Роз Бланш Матльда, которая вышла
замуж за Оттавио Ланца Брансифорте, принца Трабии и героцога Камастры,
приобрела 28 изделий. Виолетта Жаклин Шарлотта, после смерти мужа принца
Евгения Мюрата в 1906 году, вела экстравагантную жизнь, была известна как
лесбиянка и алкоголичка. У Фаберже делал покупки эпизодически – рамки для
фотографий, портсигары (самый дорогой 45 фунтов).
Старший брат
Сесиль Леон Наполеон Луи Мишель, 4-й принц Москворецикй и его жена Евгения
Летиция Бонапарт также являлись клиентами Фаберже. Они развелись в 1903 году.
Принцесса сделала 33 покупки во время визитов представителей лондонского
отделения в Париж: часы, звонки, портсигары, украшения, веточка сладкого
горошка в хрустальной вазочке (цветы эмалевые, листья из нефрита). Принцу
нравились цветочные композиции, он приобрел три предмета, из них два – цветы.
Другой брат Сесиль купил один предмет – японский спаниель из белого халцедона
по кличке Того, 26 июля 1909 года.
Американские
магнаты и их наследницы также стекались во Францию, которая радушно принимала
их, и становились клиентами Фаберже. Винаретта Зингер, дочь Исаака Зингера,
вышла замуж за князя Эдмонда де Полиньяка, отпрыска старинной аристократии, в
1893 году. Княгиня была экзотической особой. Ее предыдущий брак, заключенный с
князем Луи-Уилфредом де Скей-Монбельяром, был аннулирован. Как говорят, в
первую брачную ночь она вскарабкалась на шкаф, вооружившись зонтиком, и кричала
мужу: «Если вы прикоснетесь ко мне, я вас убью». Ее брак с князем Эдмоном был
гораздо более счастливым, их соединяла дружба, основанная на общей любви к
искусству, особенно к музыке.
Один из самых
ярких американцев, живших в Париже, который являлся клиентом Фаберже, это
Гордон Беннет-младший, владелец газет «Нью-Йорк геральд» и «Париж геральд».
Именно он командировал журналист Генри Стэнли на поиски Дэвида Ливингстона в
Африку. Беннет вел шикарную жизнь, и среди множества дорогостоящих причуд было
обитое стойло для алдерйнейской коровы на его яхте Лисистрата. Свежее молоко
было необходимо в открытом море, чтобы делать пунш из него и бренди, который он
непременно пил на завтрак. Упоминаниями о Беннете изобилует дневник Бейнбриджа.
31 января 1912 года он заплатил 200 фунтов за сову из окаменелого дерева с
бриллиантовыми глазами – самая дорогая анималистика, прошедшая через лондонский
филиал.
После первой
торговой поездки в Париж, которая состоялась в 1909 году, последовала поездка в
Рим в 1919 году. Для нее выбрали февраль – месяц, когда в Лондоне наступало
затишье. Подготовка к вояжу началась за год и за нее отвечало прежде всего
лондонское отделение. Сами предметы были отправлены непосредственно из России в
Рим. А их перечень поступил в Лондон, где были изготовлены этикетки. В Италии
не было требования клеймить импортные изделия. Бейнбридж досконально выполнил
все таможенные условия. На помощь Бейнбриджу были командированы Михаил Гурье,
директор магазина в Петербурге, и Евгений Фаберже.
Большинство
клиентов в Риме происходили из итальянской королевской семьи и из среды
аристократии. Доля нуворишей и американцев была гораздо меньше, чем в Париже и
Лондоне. Королева Елена, жена Виктора Эммануила Третьего, приобрела 20
предметов: она питала слабость к цвету мальвы, и шесть ее вещей были покрыты
эмалью этого цвета. Ей нравилось дерево также, она купила две рамки и два ножа
для бумаг из клена «птичий глаз». Самые необычные ее покупки – кролик из белого
оникса и золотой попугай на нефритовой подставке. Ее свекровь, вдовствующая
королева Марагарита, также купила три
предмета. Их примеру последовали многочисленные итальянские принцессы и
аристократки: Потенциани, Бонкомпаньи, Дориа-Памфили-Ланди, Ланцелотти, Ланцо
ди Маццарино, маркизы Висконти-Веноста и Негретти, Бранчифорте - принц Трабии.
Несмотря на высокородный состав клиентов, было
решено, что поездка не настолько успешна, чтоб ее повторять. Лондонский филиал
стал изыскивать другие возможности и источники клиентов, чтобы заполнить низкий
сезон в Лондоне. Бейнбридж предложил открыть магазины в Биаррице, где король
Эдуард Седьмой любил отдыхать, а также около Сан-Себастьяна. Но эти варианты
отвергли, вместо этого было решено организовать выездную торговлю на
французской Ривьере, где многие клиенты из России и Англии проводили раннюю
весну. В апреле 1913 года лондонский филиал организовал поездку в Ниццу и
Канны, она оказалась короткой и интенсивной. 28 изделий было продано 6
клиентам. Этот успех побудил повторить опыт в 1914 году, когда торговля велась
с февраля по май.
Первоначально
Канны привлекали, в основном, английских туристов, но к 1914 году благодаря
теплому климату и веселой обстановке они стали весьма привлекательны для
русских. У великого князя Михаила Михайловича здесь была собственная вилла
«Казбек». Он здесь часто жил и приглашал
родственников и друзей погостить. Один из них, князь дю Плесс писал: «Крайне
интересно оказаться в окружении такого количества членов русской императорской
семьи». Великий князь был клиентом Фаберже в Лондоне, делал у него покупки и в
Каннах. Его сестра Анастасия, вдовствующая герцогиня Мекленбург-Шверинская,
также имела здесь виллу – «Венден», построенную в немецком стиле. После смерти
в 1897 году мужа Фредерика Франциска Третьего она проводила на вилле много
времени, и в 1914 году приобрела у Фаберже 9 изделий.
Самым
высокопоставленным клиентом в Каннах был брат императора великий князь Михаил Александрович.
Он был в Каннах и весной 1913, и весной 1914, и посещал Фаберже. 13 апреля 1913
года он сделал 8 покупок под именем «мистер Брасов», в том числе аметистовый
сотуар с бриллиантами ценой 100 фунтов. В 1914 году 17 и 20 апреля он купил 6
предметов. Покупки у Фаберже в Каннах являлись разновидностью социальной
активности для русских великих князей. В бухгалтерской книге отмечено, что в
один день совершили покупки великие князья Михаил Александрович, Кирилл
Владимирович, Андрей Владимирович, Михаил
Михайлович.
Готовясь к этим
визитам, лондонский филиал тщательно подирал ассортимент, чтобы удовлетворить
их. Поездки 1913 и 1914 совпадали с Пасхой, поэтому было взято много вещей на
пасхальную тему. Кирилл Владимирович приобрел в 1913 году 4 яйца-подвески, одна
в виде попросенка из ляпис-лазури. Михаил Михайлович 9 апреля купил золотое
распятие (фигура Христа на пьедестале из нефрита и орлеца, за 45 фунтов), а
через 5 дней – 14 яиц из камня и эмали.
В 1914 году из
Ривьеры была совершена вылазка за пределы Франции в Монте-Карло, весьма
успешная. Например, 27 февраля 1914 года Эвард Тук, отставной банкир, который
проживал в Монте-Карло, приобрел 16 предметов, в основном, украшения, на сумму
12 291 франк фр.
Лондонское
отделении являлось также базой, откуда совершались вылазки в более дальние
страны, прежде всего – в Индию и Сиам. В письме к Бейнбриджу Евгений Фаберже
писал в апреле 1934 года, что поездки в Индию к махараджам имели большой успех.
Махараджа Биканера и Раджа Пуддокатая были клиентами отделения в Лондоне.
Богатство этого субконтинента влекло многих ювелиров, особенно Картье. В
дневниках Бейнбриджа имеются упоминания о страховках и платеж на счет
«Агентства Калькутты», из чего следует, что поездки в Индию совершались, но
подробности неизвестны.
Больше сведений
сохранилось о поездках в Сиам. Связи между Фаберже с Сиамом были установлены
еще до открытия филиала в Лондоне. В конце 19 века Россия хотела наладить
отношения с Сиамом, и в марте 1890 года Николай, будучи цесаревичем, посетил
короля Раму Пятого в Бангкоке. Летом 1897 года король нанес ответный визит и
путешествовал по России. Николай преподнес ему портсигар от Фаберже, украшенный
короной из бриллиантов и гравировкой «от вашего друга Николая». Рама и сам
делал покупки в магазине Фаберже в Петербурге: в счете от 26 июня 1897 года
значатся 12 предметов, в том числе 5 портсигаров.
Чтобы упрочить
этот сердечный союз, принц Чакрабон был прислан в Россию, чтобы получать
образование под покровительством императора. Именно принц сыграл огромную роль
в том, что Фаберже начал совершать торговые поездки в Сиам. Принц подружился с
Евгением Фаберже, тот побывал у него в Сиаме в 1903 году. После этого принц
пригласил Карла Фаберже привезти в Сиам свои изделия, показать их. Карл Фаберже
согласился, и лондонскому отделению было поручено организовать первую поездку
Николая Фаберже в Сиам в ноябре 1908 года. Он остановился в Бангкоке в
гостинице Ориенталь и 28 ноября получил приглашение от Рамы Пятого. Король
приобрел медальон, два портсигара, пять пар запонок на сумму 571 фунт. После
этого поездки в Сиам стали ежегодными и продолжались до 1916 года. Фаберже
получил звание «придворного ювелира и эмальера короля Сиама».
Фаберже выполнял
специальные заказы для сиамской королевской семьи, как и для английской.
Некоторые изделия породили уникальное сочетание русского дпи и ориентальных
форм. После смерти Рамы Пятого его преемник Рама Шестой в 1910 году заказал у
Фаберже нефритового будду, чтобы украсить храм, посвященный памяти отца. В
качестве образца в Петербург была прислана бронзовая статуя. Кроме большого
будды было сделано несколько фигурок поменьше, также из нефрита, с золотыми и
эмалевыми элементами. Другой важный заказ – ритуальная чаща из нефрита,
поддерживаемая скульптурами из желтого золота, которые изображают индуистских
богов Брахму, Шиву и Вишну. Были выполнены также портреты членов королевской
семьи – эмаль, сепия, обрамление для них в сиамском вкусе из драгоценных камней
сделал Альберт Хольмтрем. В 1913 году, отмечалось 50-летие королевы-матери Рамы
Шестого, по таком случаю были изготовлены медали из золота и серебра с
изображением свиньи (эмаль, ручная роспись), так как она родилась в год свиньи
– фото на стр.210.
Большое
восхищение в Сиаме вызывали изящные украшения Фаберже. Бейнбридж упоминает в
дневнике об отправке украшений. Особенно популярны были кольца, и в 1909 году
специально для Сиама был изготовлена партия колец с драгоценными
камнями-кабошонами. Агафон Фаберже как главный геммолог занимался отбором
камней и писал, что все они представляли особый интерес. Кольца были простого
дизайна, чтобы все внимание было обращено на красоту камня, цена до 100 фунтов.
Первая партия была стандартных размеров – не учли миниатюрную конституцию
сиамских женщин. Впоследствии Фаберже делал кольца детских размеров для
сиамских покупательниц.
В тайской коллекции также находятся три
из примерно 50 фигурок сделанных фирмой, причем две изображают сугубо
английских персонажей: Джон Буль и Труляля из «Алисы» Кэролла. Появление этих
фигурок в коллекции можно объяснить знакомством короля в молодости с английской
культурой - Рама Шестой, в отличие от
Чакрабона, который воспитывался в России, будучи наследником престола, получал
образование в Англии – сначала в Сандхерсте, а потом в Оксфорде.
Перевод Ирины Климовицкой
Комментариев нет:
Отправить комментарий