Дмитрий Васильевич Григорович (19 (31) марта 1822, село Черемшан, Ставропольский
уезд, Симбирская губерния, Российская империя — 22 декабря
1899 (3 января 1900), Санкт-Петербург, Российская империя) — русский писатель.
Его отец-дворянин был отставным гусаром и служил управляющим имением матери
писателя В. А. Соллогуба (1813 – 1882, тайный советник, был знаком с А.С. Пушкиным и
М.А. Лермонтовым, оставил воспоминания); купил имение Дулебино в Каширском
уезде Тульской губернии и стал помещиком. В сентябре 1833 года проездом в Оренбург в
имении Никольское на Черемшане останавливался А. С. Пушкин. .
.Мать Дмитрия Григоровича — француженка Сидония де Вармон (фамилия по первому
мужу; в России Сидония Петровна). Григорович лишился отца в 1830 и вырос на руках
матери и бабушки, которые дали ему французское воспитании.
В 8 лет его отвезли в Москву, где он учился в Московской гимназии (1831—1833) и
пробыл около 3 лет во французском пансионе «Монигетти», по окончании которого в
1836 поступил в Военно - инженерное училище в Санкт - Петербурге, в котором
проучился до 1840 года и познакомился с Ф. М. Достоевским, который пробудил в нём
тягу к литературе. Склонности к военной карьере не имел; ушёл из училища после
серьёзного проступка (на улице не отдал честь великому князю Михаилу Павловичу).
Позже перевёлся в Академию художеств, где познакомился с Тарасом Шевченко.
В 1858—1859 годах Григорович по поручению Морского министерства совершил
путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие
«Корабль Ретвизан».
С 1864 года Григорович уходит в работу по Обществу поощрения художеств, деятельным
секретарем которого он оставался долгое время. За долголетние труды по обществу
Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная
пенсия. В 1870 – 1893 гг. Д. Григорович проживает в доме 38 по Б. Морской улице (здание
Имп. ОПХ).
В середине 1880-х годов Григорович снова берётся за перо и пишет повести
«Гуттаперчевый мальчик», «Акробаты благотворительности» и «Воспоминания» (1893).
Долгое время Григорович искал себя и менял учения и занятия: инженерное училище,
художественная академия и даже «сближение с кулисами». Живость, или как он сам
говорил «горячность» его характера не позволяла сидеть ему на месте, он брался за
многое, но скоро бросал. Первой серьёзной службой Григоровича была канцелярия
Большого театра в Петербурге.
Ещё один немаловажный факт из жизни Дмитрия Васильевича Григоровича – редкостное
количество судьбоносных встреч и знакомств. И первая из них – с Ф.М. Достоевским,
который, по словам самого Григоровича, оказал на него в высшей степени благотворное
влияние.
В 1858 году Дмитрий Васильевич получил предложение от канцелярии морского
министерства поучаствовать в кругосветном плавании с тем, чтобы по примеру Гончарова
сделать описание путешествия для «Морского сборника». «Возможность объехать свет,
увидеть незнакомые страны, куда давно влекло воображение, испытать ряд новых
впечатлений – всё это было слишком соблазнительно, чтобы не воспользоваться таким
случаем», – так писал Григорович в мемуарах. В августе 1859 года корабль «Ретвизан»
отплыл от Кронштадта, чтобы совершить путешествие по маршруту, проходящему через
Испанию, Италию, Грецию и т.д. По следам своего путешествия Григорович опубликовал
серию очерков «Корабль «Ретвизан».
После отмены крепостного права (1861) Григорович попал в затруднительное положение
и лишился значительной части доходов с имения, а потому начал искать службы.
Службу Дмитрий Васильевич нашёл в «Обществе поощрения художеств», ему было
предложено место секретаря, и он охотно согласился, ведь новая обязанность приближала
его к художественной сфере, близкой к его вкусу. Он думал продолжать занятие
литературой, но не умел работать наполовину, планы различных романов ждали своего
часа. В 60—80-х — секретарь Общества поощрения художеств.
В середине 60-х Григорович надолго оставляет литературу и выступает в печати
преимущественно как критик-искусствовед. Интерес к изобразительному искусству был у
него давним и стойким: уже в 50-е Григорович стал известен как коллекционер и знаток
скульптуры и живописи. С 1864 он занял предложенный ему пост секретаря Общества
поощрения художников, где он проработал почти 20 лет, много сделав для улучшения
художественного образования в стране. По инициативе Григоровича при Обществе
поощрения художников был организован музей, который «может быть смело поставлен
наряду с лучшими подобными же музеями Европы». Наблюдая за работой начинающих
художников, Григорович одним из первых заметил и поддержал дарования Ф. А.
Васильева и И. Е. Репина. Основной мотив искусствоведческих работ Григоровича —
призыв к расширению общего образования художников, необходимость признания за
прикладными видами искусства равных прав с живописью и скульптурой (см. его статьи:
«Несколько слов о поощрении художеств в России», 1863; «Художественное образование
в приложении к промышленности на Всемирной парижской выставке 1867 года»; «Очерки
художественно-промышленных производств», 1886, и др.). Участвовал в создании
коронационного альбома Александра III
Прекратив литературную деятельность, Григорович, тем не менее, остался активным
участником русской культурной жизни, он по-прежнему со многими поддерживал
отношения, как личные, так и деловые. К тому же работа в обществе отнимала много
времени. Дмитрий Васильевич Григорович многое сделал на этом поприще: развивал
связи промышленности с искусством, помогал одарённым художникам, в том числе Илье
Репину, организовывал выставки и др. Также он работал над путеводителем по Эрмитажу
и в 1865 году выпустил книгу «Прогулка по Эрмитажу».
В 70-летнем возрасте Дмитрий Васильевич Григорович начинает составлять мемуары и в
1893 году выпускает «Литературные воспоминания», в которых даёт яркую бытовую
характеристику своих современников, всех тех, с кем ему удалось познакомиться,
пообщаться и поработать. Он вспоминает своё детство и все пути, что привели его к
писательству.
Хотелось бы ещё отметить несколько известных фактов из яркой биографии Григоровича.
Однажды Григорович прочитал в газете рассказ молодого Чехова, подписанный
псевдонимом А. Чехонте. Маститый писатель отметил несомненный дар начинающего
автора, талант, выдвигающий его из круга литераторов нового поколения, и, узнав, кто
скрывается под псевдонимом, написал ему прочувствованное письмо. Дата отправления
письма – 25 марта 1886 года.
Письмо Григоровича очень растрогало Чехова, и он очень скоро ему ответил:
«Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния.
Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в
моей душе. Как Вы приласкали мою молодость, так пусть бог успокоит Вашу старость,
я же не найду ни слов, ни дел, чтобы благодарить Вас. Вы знаете, какими глазами
обыкновенные люди глядят на таких избранников, как Вы; можете поэтому судить, что
составляет для моего самолюбия Ваше письмо. Оно выше всякого диплома, а для
начинающего писателя оно — гонорар за настоящее и будущее. Я как в чаду. Нет у меня
сил судить, заслужена мной эта высокая награда или нет… Повторяю только, что она
меня поразила.
Если у меня есть дар, который следует уважать, то, каюсь перед чистотою Вашего
сердца, я доселе не уважал его. Я чувствовал, что он у меня есть, но привык считать его
ничтожным».
В июле 1858 года А. Дюма побывал в Петербурге, и именно Григорович стал гидом
именитого французского гостя. Григорович свободно говорил по-французски, многих
знал, а потому отдал себя в полное распоряжение Дюма, и даже помог ему с переводом
нескольких стихотворений Некрасова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий