Ковры Агафона Карловича Фаберже. 1919.
Фонд IV Архива Эрмитажа, С-Петербурга, оп. I, д. 984. 1919 год.
Государственный Музейный фонд.
Опись и переписка о поступлении художественных предметов,
принадлежавших Фаберже Агафону в отдел охраны и регистрации
памятников искусства и старины и о частичной их передаче в
Государственный . Эрмитаж.
Угол Кирпичного пер. и Морской улицы.
Начато: 5 сент. 1919 г. Кончено: 7 сент. 1921 г.
Лист 4: ОТЧЕТ
Отделу по охране памятников искусства и старины (по поводу)
Экспертизы ковров в магазине бывш [ий]. Фаберже.
Всего ковров оказалось около 60 штук. Мною отобрано 43 ковра и 22
русских, бухарских и китайских, и индийских шалей, старинной вышивки.
Большинство отобранных ковров принадлежат к числу приличных
среднего достоинства текинских, кубинских, курдистанских и вообще
персидских ковров.
Между отобранных есть несколько выдающихся. Таковы:
1.Авган (Афган) размером около 4 x 5 аршин, цвета бордо, со
старинным типичным узеньким бордюром и текинским рисунком,
плотной работы и необыкновенно шелковистой мягкой блестящей
шерстью, полной сохранности при возрасте не менее 100 лет.
2. Карабах размером около 3 х 7 аршин , старина не менее 100 лет,
цвета крем, рисунок – ряд полос, напоминающих индийскую шаль.
Подобный рисунок встречается в персидских, бухарских и других коврах,
почти всегда выдающегося достоинства.
3. Русский белый ковер, размером 3 на 4 аршина, медальон
представляющий венок из цветов. Весь рисунок ковра отличается
изящным вкусом. Старина – 100 лет.
4. Карабах с гербом в одном конце ковра. На ярлыке от магазина
бывшего Фаберже этот ковер назван вакшант. Оба названия указывают на
кавказское происхождение ковра. Этот ковер заслуживает особенного
внимания. Он представляет собой точный дубликат ковра, находящегося в
Берлинском Кунстгевербемузеуме и отмеченного Лессингом в его
«Ориенталише Теппихе», Хефт 13, тафель 12-13. В данном ковре мы
видим тот же продолговатый медальон с привеском на обоих концах, как
в Берлинском, такую же кудрявую кайму вокруг медальона, такие же
узлы, натянутые вдоль продолговатой стороны, такой же фон гладкий с
мелкими цветами по всему фону без всякого окаймления (без каемки), что
вообще встречается редко; точно такой же борт с более крупными
цветами, такую же грубую (толстую) работу всего ковра.
Разница между обоими коврами состоит только в том, что в нашем
ковре находится небольшой герб, чего нет в Берлинском ковре. Какого
происхождения этот герб, мне неизвестно. По указанию магазина
бывш[его]. Фаберже, это польский герб. Не желал ли магазин таким
указанием причислить этот ковер к так называемым польским коврам
персидского происхождения. На этот вопрос следует, по моему мнению
ответить отрицательно, потому что грубая работа, качество материала не
соответствует тонкой работе польских ковров, которые ткались
обыкновенно из шелка с примесью золота и серебра. В нашем ковре мы
видим только довольно грубую шерсть.
Лессинг называет Берлинский ковер смирнским; кажется наш ковер
Карабах, то есть кавказский. Оба ковра относятся к XVII-ому столетию.
Оба приблизительно одинаково величины 3 х 5 аршин.
30 октября 1919 года.
Феодор Андерсен.
Виза: М.Д. Философов «Ознакомлен». 18 сент. 1919 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий