Уважаемый профессор.
Я так понял, в запасе Кабинета Е.В. был изумруд с персидской надписью. Послали в Азиатский департамент МИД. Там расшифровали слово «сувенир» . Фаберже сделал из этого изумруда и бриллиантов дорогую брошь.
Интересно, кто и когда подарил этот «персидский» изумруд?
В.В.С.
ОТВЕТ От проф. Ефима Анатольевича Резвана.
21 февраля 2025,
Навскидку думаю, что все это как-то связано с визитом в Россию персидского шаха Наср ад-Дина Каджара в мае 1873 г.
«Государь среднего роста, лицо смуглое, в темных глазах много задумчивого, сентиментального и мечтательного; ходит Он, слегка перекачиваясь, но не без торжественности, и держа голову слегка поднятою. На нем мундир черный с великолепными украшениями только из бриллиантов, и с эполетами, где ярко блестят поразительные своею красотою изумруды; через плечо, как бы перевязью для сабли, длинный ряд великолепных шатонов, сияющих на голубом фоне Андреевской ленты; затем сабля, залитая тоже бриллиантами. Шах не носит никакой персидской орденской ленты: вероятно величие Его сана не позволяет ему надевать орденских знаков, Им раздаваемым Его подданным. Вероятно по той же причине Он не посылает своих лент иностранным государям Европы. Говорят, что подаренная Ему здесь бриллиантовая Андреевская звезда, которую Он носит, имеет значительную ценность». Шаху в 1873 г был вручен не только орден Святого Апостола Андрея Первозванного, но также и бриллиантовые знаки к нему. В ходе своего путешествия по Европе шах вел подробный дневник. Английский перевод описания первого путешествия Государя Персии напечатан был в Лондоне в 1874 году, а на русском языке – "Путешествие шаха Наср-Эддина по Мазандерану. Собственный его величества дневник" издан был в Санкт-Петербурге в 1887 году.
В МИДе все правильно перевели (см. вложение). Как я понимаю, можно перевести и «на память». На печати только слово дано в зеркальном отражении.
В 1878 г. шах снова побывал в России проездом, но в столичные города не заезжал. Следующий его приезд в Петербург произошел в 1889 г., т.е. уже после истории, описанной в документах.
В 1873 г. шаха принимал Александр II. Императрица Мария Александровна в это время отсутствовала, она уже была больна чахоткой и часть года проводила в Германии и на Лазурном берегу. Поэтому главную женскую роль в приеме шаха сыграла цесаревна Мария Федоровна. Можно условно предположить, что браслет и серьги были подарены ей. Постараюсь проверить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий