вторник, 20 апреля 2010 г.

ЛОНДОН,. Декабрь 2009. «СОТБИС» и «КРИСТИ». Кризис не преодолен. Как Долго продлится депрессия?

      Осенне-зимняя русская аукционная неделя 2008 г. в Лондоне фактически провалилась, особенно для Мак-Дугалл и Бонамса.  Коллекции были  сформированы до кризиса, а продавать пришлось в разгар краха мирового рынка, когда у коллекционеров  не было денег.  К торгам в декабре 2009 года аукционные дома подготовились иначе. Ставка была сделана на живопись начала XX века и прикладное искусство.
      Сумматная выручка всех четырех аукционных домов на «неделе Русского искусства» составила  около 40 млн. £.  Результат недели на 11 млн £. больше, чем на «русских торгах» в в Лондоне в июне 2009 г.
·             Наилучший результат показал аукционный дом «Сотбис» - 19,5  млн.£, (в прошлом году 25,2 млn, £) аукцион Мак-Дугалл продал произведений руссского искусства около 10 млн.£. , с учетом аукциона икон; «Кристи» - 9 млн. £.  (в прошлом году 13,7 млн. £.) и «Бонамс» - на 1,7  млн. £, где самым дорогим лотом стало полотно Айвазовского «Утренняя зарисовка», проданная за  378 400 £ (здесь и далее, цены с премией аукциона), с предварительной оценкой 150 000 – 250 000 £. «Бонамс» продал 53 % лотов.
     Успех «Сотбису» принесла продажа коллекции из 110 предметов великой княгини Марии Павловны, где было 30 раритетов Фаберже. При оценке в 1 млн. £,  коллеция была продана за 7,1 млн. £.
     Топ-лот аукциона картина «Венеция» Александры Экстер ушел без борььбы, по первой  ставке (1 049 250 £). Вечерний аукцион особо ценных полотен дал «Сотбису» 4,13  млн. £, из 37 полотен продано 19.  На дневных торгах картин результат: 4,31 млн. £, из  158 лотов продано 128 (80 %).
      Упущенный доход ауксиона «Ситбис» по 18 непроданным лотам вечернего аукциона составил  цифру в 5 – 7 млн. £,  аукцион  был на грани провала. Кризис  оставил в свободном предложении весьма качественнную живопись с отличным происхождением,  по адекватмым ценам.
     Самой дорогой картиной на дневных торгах «Сотбис» оказалась композиция с полуобнаженными женщинами в шелках эмигрантского художника Григория Глюкмана –  продана за 223 000 ф.   Большим успехом пользовались русские пейзажи Константина Горбатова (127 250, 121 250  и 121 250 ф.ст.), но это уже привычно. Новостью стал спрос на  русского эмигранта,  преставитела «парижской школы» Георгия Лапшина.  Его яркие виды с лодками на сверкающей воде дорожали раз в пять, а «Сирень в вазе» с 15 000 – 18 000 ф. поднялась до 103 000 ф., а другие пать полотен русского парижанина принесли в общей суммы 184 500 ф.ст. Не подвели «ветераны» торгов: традисионная «девочка» Харламова дала 217 250 £, «девочка» Федота Сычкова  82 250 £,  за две марины Ивана Айвазовского 154 500 £, за два полотна  Н.К. Бодаревского выручили 128 500 £, за два полотна Ивана Шультце 86 500 £, за одно Мартироса Сарьяны – 89 650 £ .   Rедкий гость аукционов Дмитрий Григорьевич Левицкий был продан за 193 250 £.
В дневной коллекции следует отметим  представительство разных художников, каждый мог найти себе вещь по вкусу, что обьяснило большой процент продажи.  Но, как в прежние времена коллекций первоклассных художников, как ранее Сомова или Яковлева, найти  сложно.
Обший итог дневного аукциона «Сотбис» - 4,3 млн. ф.
   Если обьединить оба аукциона живописи, то реализовани 75 % лотов.
20 % самых дорогих лотов дали в обшей суммвв 67, 3 % обьема продами, а 20 % лотов с низкими цеами дали только 3,7 % продаж.  Не проданы два потенциальных «миллионника»: Репин и Баранов – Россине,  оценка которых составляла по 600 000 – 800 000 £.
      Приятно удивил аукцион Мак-Дугалл. Картина Н. Рериха «Сангачелинг» была продана коллекционеру из Москвы за 1 128 000 £. На том же аукционе «Обнаженная» кисти Зинаиды Серебряковой» была продана украинскому коллекционеру за сумму  1 071 000 £ (оценка 1 – 1,5 £). Не следует переоценивать успехи Мак-Дугалла. Если бы его не было, картины были бы проданы на аукционах старых гигантов мирового художественного рынка. В прошлом году Мак-Дугалл продал только 11 % лотов.
     Выручка от «русских торгов»  «Кристи», проходивших  sоставила 8,9 млн. фунтив. Продано 70 % лотов, в сдуммарном выражении получено 82 %  оценки (по-советски – «плана товарооборота»). Главным лотом аукциона стала картина Н.К. Рериха «Легенда», написанная в 1923 г. из серии «Мессия».  Анономный покупатель заплатил 993 250 £.
    Работы всемирно известных русских художников продолжают пользоваться популярностью на торгах. Все работы ушли с превышением верхних границ предварительной оценки. Среди них произведения кисти Ивана Похитонова, Зинаиды Серебряковой, Константина Коровина, Ильи Репина. На Филиппа Малявина установлен новый мировой рекорд. Полотно «Катание на санях зимой» при оценке 180 000 – 220 000 £ ушло за 517 250 £, приобрел арт-дилер из Великобритании.
     «Портрет Мариэтты Франгупуло», 1922 г., кисти Зинаиды Серебряковой при оценке 30 000 – 50 000 £, ушел частному коллекционеру из СНГ за 205 250 £.  Полотно «Охота на кабана» Василия Перова ушло с торгов за 157 250 £. Работы художника такого уровня редко появляются на аукционах и привлекают значительный интерес со стороны коллекционеров.
      Из 84 лотов живиописи у «Кристи» продано 64 лота или 75 % (хороший показатель), на общую сумму 4,167  млн. £. По закону Парето, 20 % ассортимента дают 80 % оборота.  Здесь,  20 % самых дорогих лотов дали 70 % продажи, а 20 % лотов по цене до 10 тыс £. дали в общей сумме только 1,2 %. 15 лотов ц ценою от 10 до 30 тыс. ф.ст. дали 5 % общей цуммы, с 22 лота по цене 30 – 75 тыс. £  дали оставшиеся 23,8 %.
      Недобор по 21 пепроданному лоту составил у «Кристи» 1,312 – 2, 864  млn £, из которых 0,7 – 1, 0 млн. £. –  непроданное полотно Александра Яковлева. «В ложе театра в Пекине». Цена  небольшая для такого многофигурного  полотна,   это известное произведение скоро найдет своего покупателя.
     Всего недобор по обоим аукционным домам составил 8 – 11 млн. £, так что в литавры бить еще рано, кризис еще крепко держит антикварный рынок живописи в своих обьятьях.
    Приведем распределение всех 84 лотов живописи по ценовой градации, предложенной в 1945 г, комиссией под руководством акад. И. Грабаря:
        1. Композиции с фигурой – 8 лотов, или 9, 5  %
        2. Портрет – 14 лотов, или 16,7 %
        3. Пейзаж, натюрморт – 25 лотов, или 29,8 %
        4. Этюды, эскизы и т.д.  – 34 лота, или  40,4 %
        5. Монументальная живопись, фрески – в программе отсутствуют, зато приситствуют 3 лота «абстрактных композиции», не предусмотренных комиссией акад. Грабаря. Это полотна Челищева, Гончаровой и Мастерковой – 3 лота или 3,6 %
       Общие лкомментарии.
      Несмотря на то, что по качественным полтнам весомая доля непроданных произведений, важен сам факт ввода из в коллекционный, антикварный, художественный и  научный оборот. При этом картины, о которых практически не знали.  Цены все же больше на произведения, которые уже проходили через аукционы. Никто не знает, насколько «правильны» цены на картины, которые появились в первый раз. Опыт  показывает, что первая покупка может быть очень удачной для приобретателя, а конкуренты коллекционера напрасно осторожничали.
     Дифференциация художественных произведений была всегда, в зависимости от из рода и вида. Акад. Игорь Грабарь, больщой знаток антикварной торговли еще в 1945 г. говорил следующее:
«Рыночная цена определяется капризом. Она имеет два твердых основания – спрос и предложение. Мы сейчас в торговле художественными произведениями не можем не учитывать всего этого. Мы знаем, что этюды Репина продаются за 5-7 тысяч рублей, не больше. Брюллов ценится дороже. Из Репина недавно продали блестящий портрет за 8 тысяч рублей, а Норцов купил женский портрет Брюллова за 20 тысяч. Хорошо, что купил он, а не иностранцы».
(1-7 февраля 2007 г., газета КУЛЬТУРА №4 .Чрезвычайное советское искусствоведение. Авторы публикации Михаил Боде и Сергей Кузаков). –
         Тогда  же, в 1945 г. шла дискуссия по ценам:
         Белехов:. На эту цену нужно надбавить коэффициент, причем коэффициент берется: по соержанию самой живописи (портрет, композиция, пейзаж и т.п.) и др. признакам. У нас всего 5 групп. Эти 5 групп влияют на исходную цену.
Грабарь: Пейзаж легче, чем портрет, чем сплошная композиция.
Белехов: Композиция с фигурой, при равных условиях, цениться больше, чем пейзаж и эскиз.
Пять групп следующие: 1) композиция с фигурой 2)портрет 3) пейзаж и натюрморт 4) подготовительный материал (этюды, эскизы и т.д.) 5) монументальная живопись (фрески, мозаика и т.д.). Это то, что влияет на исходную цену.
Грабарь: Если этих групп 5, то каждая из них либо больше, либо меньше. Хотелось бы слышать градацию.
Белехов: (Зачитывает градацию) Все иностранные материалы по Эрмитажу будут браться по каталогам международных аукционов, а русские не входили в каталоги. У нас цены взяты только на русские, остальные имеют международные цены. Художники у нас разбиты по категориям. К первой категории у нас отнесены такие художники, как Репин, Матвеев, Никитин (перечисляет). В пейзаже – Алексеев, в мозаике – Ломоносов. Во вторую категорию отнесены – Антропов, Аргунов, Соколов (перечисляет)…
Лазарев Виктор Никитич (доктор искусствоведения, профессор МГУ, с 1924 по 1936 главный хранитель картинной галереи ГМИИ:
 У вас Никитин в первой категории, а почему Антропов во второй, чем он хуже?
Грабарь: Антропов хуже тем, что у него множество произведений, а у первого – редчайшие. Это еще невыясненная фигура, но Никитин правильно отнесен к первой категории.
Белехов: В третьей категории даем Воронихина, Шибуева (перечисляет). В четвертую входят все остальные.
Грабарь: Куда отнесены Кипренский, Брюллов, Венецианов, Иванов, Серов?
Белехов: Они отнесены к первой категории. Ярошенко идет во второй.
Грабарь:  Куда вошел Врубель?
Белехов: В первую.
Шульгин Виктор Николаевич (профессор, старший научный сотрудник Музея Революции в Москве):
 А Куинджи?
Белехов: Во вторую. Кустодиев идет в первую.
Грабарь:  Это неверно.
Лазарев: А Левитан?
Белехов: В первую <…> Портреты делятся на малые, средние и портреты большого размера. Величина их влияет на исходную цену. Исходная цена для портрета первой категории малого размера от 1500 до 4500 руб. большого – от 5000 до 18 000 руб.
     Грабарь подчерковал отсутствие рынка и платежеспособного спроса в СССР, в результате чего первоклассные картины русских художников скупали в комиссионных магазинах Москвы и Ленинграда за бесценок иностранные дипломаты. Сейчас, в России есть покупатели искусства, для которых вопрос финансовых средст не актуален. Актуалнно другое: где взять
настоящую живопись и найти придавца шедевра ?

2 комментария:

  1. Здравствуйте Валентин Васильевич! Спасибо Вам, за ваш потрясающий "архив". Он незаменим для исследователей. Прошу прощения, но обращаюсь к Вам, как превосходному специалисту. Могли бы Вы что-либо сказать или прокомментировать о наличии русских ювелирных украшений второй половины 19 века на аукционах, спрос на них и актуальность данного исследования?Буду очень признательна, получив хоть какой-нибудь ответ. Спасибо, с уважением, Ольга.

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Ольга, извините, что отвечаю с разнецей в 9 месяцев. - В прошлом году вне дома (путешествовал) 190 дней. - Я давно понял, что русских ювелирных украшений второй половины XIX века - на рынке очень мало. У Фаберже ювелирных вещей было не менее 33 % в ассортиментной программе, де факто, в антиквариате их не более 1-2 %. Поэтому очень сложно заниматься фирмой "Болин" - Книга о ней - посвящена в основном серебряным вещам Московского отделения. - Спроса на ювелирные (именно ювелирные) русские вещи - нет, в том числе потому, что нет и вещей, а огранка классическая Толковского в учебнике ТОлковского опубликована только в 1910 году. - Всё что осталось - это в музеях. - Актуальность русских ювелирных вещей - для меня проблематична. То же можно сказать вообще про ювелирные вещи всех западных фирм, даже таких монстров Тиффани, Лалик, Картье, Бушерон. - Всех благ и здоровья. - ВАлентин Скурлов, 18 января 2011 года. -

    ОтветитьУдалить