вторник, 3 мая 2011 г.

КОНКУРС РИСУНКОВ. (Статья без подписи автора).


Ежемесячный иллюстрированный журнал РУССКIЙ ЮВЕЛIРЬ. Вестник ювелирного, золотого и серебряного производства. # 3, 1914.. - С.7-8:

     Союз торговцев ювелирными и драгоценными вещами в Париже и Общество поощрения этой отрасли обьявили конкурс на рисунки драгоценных улрашений ювелирного производства для дневного дамского туалета.
     За лучшие рисунки назначены три премии: первая - в 1000 франков, вторая премия - в 400 франков и третья премия - в 100 франков, причем первая и третья премии будут выданы от Общества торговцев, а вторая премия - от Общества поощрения этого производства. Правом участия в конкурсе пользуются только ф р а н ц у з ы; каждый автор должен в закрытом конверте указать поставленный им на рисунке девиз, и свое имя и фамилию; сообщение ложных сведений строго карается законом. Порядок предоставления рисунков, рассмотрения их, вскрытия запечатанных конвертов и присуждения наград - обшеизвестный и всюду практикуемый и на этом мы останавливаться не будем.
       Мы желаем на это обстоятельство обратить внимание наших русских ювелиров, так как вопрос о рисунках уже давно назрел и до сих пор, к сожалению, ничего не предпринято для его разрешения. Всякому известно, что у нас в России почти нет художников-специалистов по составлению рисунков драгоценных украшений. На устраиваемых ежегодно выставках ученических работ трех популярных у нас училищ рисования: Строгановского в Москве, Барона Штиглица и Общества поощрения художеств в Петербурге экспонируются между прочим некоторые рисунки разных серебряных вещей, но рисунков ювелирных вещей никогда там нет. Нашим мастерам приходится, поэтому, копировать исключительно заграничные рисунки.
        В 1912 г. Русское художественно-промышленное Общество обьявило всероссийский конкурс на  составление рисунков для наперсного креста в цепочкой, нательного крестика в русском и византийских стилях и серьги, медальома или подвеска с цепочкой тоже в русском стиле. Результат этого конкурса показал. что рисунки для крестиков выполнены лучше, чем рисунки для ювелирных вещей, но и среди последних было много хороших рисунков. Жаль только, что очень мало мастеров-ювелиров посетило эту выставку.
        Во всяком случае ограничиться одним указанным конкурсом нельзя; пора нащему Обществу ювелиров самому подумать о нашей скудости и бедности в этом отношении, пора ему принять меры по поднятию производительности данной отрасли, пора вытащить ее из области подражания и копирования и поднять до уровня самостоятельного творчества, носящего характер определенного стиля и вкуса, присущего русскому народу. Общество ювелиров должно периодически обьявлять конкурсы рисунков ювелирных вещей и этим побудить наших художников и учащихся в рисовальных школах уделить внимание рисункан в данной отрасли; если явится спрос, то за этим несомненно явится и предложение.
        В последнеее время замечается перепроизводство картин - пейзажей, ими наводнены многие магазины и частные квартиры, в которых ими торгуют; иногда приходится удивляться, как низко должен оцениваться труд художника, если посредник - торговец продает его картину за очень сравнительно низкую цену. Конечно, здесь необходимо оговориться, что за хорошие картины нужнио платить хорошую цену, но выполнение даже дешевой картины требует довольно времени. Если таких художников толкнуть на путь прикладного искусства, то может быть удастся из посредственных художников создать кадр хороших рисовальщиков. Может быть первый конкурс сразу не принесет осязательных результатов, но со временем ряд таких конкурсов несомненно выработает специалистов - рисовальщиков по части ювелирных вещей. Чтобы избегнуть таких ошибок, которые были допущены в указанном выше конкурсе, следует, конечно, более подробно изложить задачи конкурса и дать подробные инсрукции участникам его, дабы отвлечь их от архаизмов.   
        Наши мастера обыкновенно говорят, когда им показывают красивый художественный рисунок, что не все красивое и изящное удобовыполнимо, что вещь нужно нарисовать таким способом, и в таком виде, чтобы мастер мог свободно выполнить. В этом заключается ошибка: если мастер не может выполнить указанного на рисунке, то  вина его, мастера, а не рисовальщика.; последний должен дать рисунок художественной вещи, а мастер должен дать художественную вещь. Если же подчинить размах и фантазию художника умению мастера работать, то, естественно, о творчестве никакого разговора быть не может; мастер по инерции будет продолжать работать, как работали много лет тому назад и заставит художника повторять старинные рисунки.
      Такой именно порядок существует у нас теперь: большинство крупных мастеров выбирают из своих учеников одного более способного, имеющего какое-либо понятие о рисовании, обучают его начертить на бумаге его, мастера, идеи, затавляют его рисовать по своей указке, т.е. создают рисовальщика по образу и подобию своему.  Если мастер хороший, не лишен художественного вкуса и известной степени оригинальности, то его рисовальщик еще довольно сносный, если же сам учитель заключен в тесные рамки подражания и копирования чужих идей, то об его рисовальщике и говорить нечего. Таков контонгент наших доморощенных рисовальщиков.  Во всякой более или менее  крупной мастерской имеется свой рисовальщик, корторый рисует для своего хозяина. Такой порядок дальше продолжаться не может; Обшество ювелиров должно непременно принять меры к созданию оригинальных русских рисункков и прекращению  копированию заграничных рисунков.  Самым лучшим и верным способом  достижения указанной цели, по нашему мнению, является устройство конкурсов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий