четверг, 8 января 2026 г.

Олег Агафонович Фаберже. Блестки. Москва, изд-во "Россия", 1994. – С.16-22.

Олег Агафонович  Фаберже. Блестки. Москва, изд-во "Россия", 1994.  – С.16-22.

                  По истории фирмы Фаберже.

      Многие специалисты считают, что в период своего расцвета эта фирма (Фаберже – Ред.-сост.) достигла вершин ювелирного дела. Мой дед, Карл Густавович Фаберже, за границей более известный под именем Петера Карла Фаберже, кроме своих разносторонних и солидных профессиональных знаний,  обладал еще и созидательной фантазией в сочетании с хорошими организаторскими способностями. Все вместе это и позволило фирме развиться до такой степени, что в последующие годы она уже мало напоминало скромное предприятие, доставшееся ему от отца.

      Деятельность фирмы строилась на основе объединения многочисленных мастерских, во главе каждой из которых стоял мастер. По условию контракта мастера эти работали только на нас, но персонал набирали и обучали сами. В период расцвета фирмы в ней сотрудничали более семисот человек, и основная часть мастерских находилась в Санкт-Петербурге. Мой отец говорил иногда, что высокий профессионализм мастеров и их стопроцентная честность были в значительной степени следствием финского происхождения большинства из них. Помимо Санкт-Петербурга, где находилась "душа" фирмы и располагалась ее администрация, были открыты филиалы в Москве, Лондоне, Одессе и Киеве. Если не считать продукции московских мастерских, где изготавливались в основном тяжелые и дорогие серебряные вещи, отвечающие провинциальному купеческому вкусу, -  стиль, называемый сегодня стилем Фаберже, представлен главным образом элегантными изделиями, местом рождения которых был именно Санкт-Петербург.

     Когда в конце прошлого века прежние помещения фирмы стали тесны и неудобны для работы, на Большой Морской улице был приобретен дом № 24. Во время полной перестройки здания был заново отделан фасад, для чего по настоянию моего отца - впервые в истории города - был использован финский красный гранит из Карелии. В 1900 году семья и фирма переехали в новый дом.

       Мне часто задают вопрос, в чем же заключается секрет непревзойденного качества, отличающего подлинные изделия Фаберже? Вопрос, на который не так-то легко ответить, - ведь результат этот достигался благодаря сочетанию многих взаимосвязанных факторов, совокупность которых и определяла условия создания этих произведений искусства. Что же касается ювелирных украшений, то о них следует говорить лишь во вторую очередь. Конечно, из изготавливали немало - разных стилей и разной стоимости, но не эти безделушки принесли фирме известность, хотя они и могли бы с успехом соперничать с лучшими ювелирными изделиями других мастеров. Уникальность, благодаря которой фирма занимала особое положение в мире, заключалась в том, что все украшения и предметы обихода были выполнены на таком высоком художественном уровне, что становились подлинными произведениями искусства. Они и сегодня доставляют своим счастливым обладателям огромную радость и приковывают к себе внимание всех, кому удается их увидеть - пусть даже через стеклянную витрину или на цветной фотографии.

      Что же все-таки создавало условия для получения таких результатов? Прежде всего, конечно, высокое профессиональное мастерство, основанное на большом врожденном таланте.

       Результат был так высок потому, что одаренный мастер мог не разбрасываться, а сосредоточить свои усилия в той области, которая ему была по душе. Высокому качеству изделий фирмы способствовало и полное  отсутствие спешки и ненужных волнений во время работы.

        Когда молодой, способный юноша попадал в ученики к какому - нибудь из наших мастеров и ему показывали будущее рабочее место, первый совет, который он обычно слышал, был таким:

        - Ты вовсе не обязан все время сидеть за работой! Походи вокруг, посмотри, что делают другие и как они это делают. Если ты не поймешь чего-либо, не стесняйся, спроси у опытных мастеров. Они всегда объяснят тебе тонкости нашего ремесла!

        Время здесь не играло почти никакой роли - это создавало в мастерских свободную творческую атмосферу и приводило к тому, что мастера чувствовали себя комфортно и могли наслаждаться своей работой и ее результатами. Оно обладали тем, что сегодня, к сожалению, умирает - профессиональной гордостью. Всеми владело чувство, что они сообща участвуют в большом деле. Мастера сознавали, что окончательно будет одобрено только высочайшее совершенство и что работу надо переделывать  до тех пор, пока результат не будет отвечать самым высоким требованиям.

       Клиенты знали принципы фирмы и при необходимости были готовы ждать, - зато получая свой заказ, они могли не сомневаться в непревзойденном качестве изделий и были готовы платить за это качество. А уверенность в том, что второй такой вещи ни у кого другого не будет - одинаковые вещи никогда не изготовлялись - приносила заказчикам несомненное удовлетворение. Это относилось не только к вещам, сделанным на заказ, но в равной степени и ко всему, что было выставлено в витринах и продавалось в магазине. Посещавшие его покупатели вовсе не обязательно принадлежали к высшему слою общества. Для тех, кто мог себе позволить купить лишь простое кольцо с красивым сибирским самоцветом, имелся богатый выбор подобных украшений и небольших вещиц, вроде миниатюрных пасхальных яиц. И эти покупатели тоже могли быть уверены в том, что приобретенное ими изделие выполнено таким же первоклассным мастером и с такой же любовью, как и замысловатые пасхальные яйца, исполненные по заказу императорской семьи. Качество исполнения независимо от размера и цены изделия всегда оставалось на высоте.

         Но я еще не полностью ответил на вопрос, что же все-таки приводило к тем неподражаемым результатам,  которые обогатили мир такими желанными для всех фигурками и украшениями с маркой Фаберже. Я уже упоминал профессиональное мастерство и профессиональную гордость, так же как и отсутствие волнения в работе и, следовательно, хорошее самочувствие мастеров. Остается лишь последняя причина, но и одновременно очень важная составляющая: Дух! Тот самый объединяющий и воодушевляющий дух, без которого и все остальное не получило бы соответствующего воплощения.

     Дух этот умер в тот миг, когда большевики ликвидировали фирму и разграбили имущество.

       Меня часто спрашивают, верю ли я в то, что фирма Фаберже когда - нибудь возродится снова. Мой ответ - однозначное: "Нет!". Нельзя возродить дух, позволявший создавать произведения ювелирного искусства перед первой мировой войной - условия, что имелись тогда, полностью отсутствуют сегодня. В то время люди, располагавшие деньгами, нередко обладали и хорошим вкусом. Они хотели видеть у себя дома красивые, искусно выполненные вещи - нечто отличавшееся от предметов повседневного обихода и способное занять место рядом с традиционным антиквариатом. Люди покупали эти вещи исключительно для того, чтобы просто обладать  и радоваться, глядя на них - в отличие от многих современных покупателей, которые в основном стремятся вложить деньги в ювелирные изделия и держат свои сокровища в постоянной темноте банковских сейфов.

      Так называемое доброе старое время, время, когда родился дух нашей фирмы, и сама фирма процветала, закончилось холодной апрельской ночью, когда только что построенный атлантический гигант "Титаник" пошел ко дну. И с ним ко дну ушло не только полторы тысячи человек, но, возможно, и последняя утонченная эпоха в истории человечества. Остатки этой эпохи были уничтожены в 1914 году взрывами гранат первой мировой, и когда в 1918 году пушки умолкли, мир, поднявшийся из оставленных взрывами воронок, был уже совершенно другим. Беззаботное сияние прошлых времен погасло, и на смену ему пришла беззастенчивая серость инфляции и депрессии.

    Фирма Фаберже и все, что она собой олицетворяла, принадлежала старой доброй эпохе, от которой осталось одно воспоминание и которая никогда уже больше мне вернется. Сегодня мы живем в век пластмассы и безликого ширпотреба.


Комментариев нет:

Отправить комментарий