В феврале 2010 г . в помещении ЛенЭКСПО, в рамка ежегодной выставки РЕСТЭК состоялась торжественная церемония награждения орденом Карла Фаберже старшего научного сотрудника Оружейной Палаты Московского Кремля, хранителя коллекции Фаберже Татьяны Николаевны Мунтян, за выдающиеся заслуги в деле сохранения и развития традиций Карла Фаберже в российском ювелирном искусстве и популяризацию творчества великого русского ювелира. «Свидетельство» на вручение знака подписала 19 дек. 2009 г . почётный председатель Мемориального фонда Фаберже Татьяа Фёдоровна Фаберже.
Татьяну Николаевну хорошо знают деятели ювелирного искусства не только нашей страны, но и далеко за её пределами. После окончания искусствоведческого отделения МГУ, приняв в конце 1980-х гг. сложнейшую по своему качественному и количественному составу коллекцию русского ювелирного искусства Оружейной палаты, Татьяна Мунтян приложила грандиозные усилия по её изучению и популяризации. Искусство Фаберже стало делом её жизни.
Начало 1990-х гг. совпало с невиданным интересом публики к осмыслению прежде запретного искусства российского придворного ювелира. В первой же книге-альбоме «Мир Фаберже» Татьяна Мунтян ввела новые исторические и архивные документы и прекрасные иллюстрации произведений Фаберже (это отличительная особенность кремлёвских изданий). В дальнейшем книги по коллекции Фаберже из фондов кремлёвской Оружейной палаты выходили из-под пера Татьяны Николаевны регулярно. Карл Фаберже рассматривался уже в контексте окружающей эпохи, его великих конкурентов и современников: Сазиков, Болин (Татьяна соавтор первой монографии о Болине, 1996), братья Грачёвы, Овчинников, Хлебников, Лорие и т. д., включая многочисленные московские артели.
Татьяна Николаевне удалось сделать несколько научных открытий, в числе которых атрибуция последнего императорского пасхального яйца 1917 г . «Созвездие Цесаревича», реабилитация честного имени директора Оружейной палаты .Д. Д. Иванова, который предпочёл умереть в 1930 г ., но не отдавать кремлёвские шедевры на продажу. Запомнились её публикации по каждому из императорских пасхальных яиц из коллекции Кремля, и такие книги как «Пасхальные подарки Фаберже», «Неизвестный Фаберже», прекрасный каталог к выставке Фаберже в Брюсселе (2005), где Татьяна выступила автором проекта и автором-составителем каталога.
Коллекция Кремля пополнилась при участии Татьяны замечательными предметами, в том числе коллекцией из 13 ювелирных предметов из клада на Солянке, дом 13 (где проживал директор москоского отделения фирмы С. Аверкиев), цветочной композицией (из семьи потомков акад. Тарле) и настольными часами в форме сердца и другими раритетами..
Вместе с коллекцией Фаберже Татьяна Николаевна исколесила весь мир. В Австралии её лекции по Фаберже пользовались огромной популярностью, люди приносили старые русские ювелирные вещи, для атрибуции. Однажды, например, принесли кольцо обручальное фирмы Сазикова. Была Татьяна и в Китае, и в Бельгии, и в Стокгольме, Нью-Йорке, Лондоне и в Тампере.
Но главной своей заслугой, Татьян Николаевна, считает извлечение на «мир божий» произведений Фаберже и Денисова - Уральского из коллекций провинциальных музеев: Омска, Екатеринбурга, Иркутска и организация показа их за рубежом. В свою очередь, она участвовала в организации турне коллекции произведений Фаберже фонда «Связь Времен» по российским городам, включая Урал и Сибирь. В 2009 г . Татьян Николаевна стала автором каталога к выставке «Фаберже» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Татьяна Николаевна преподаёт и её лекции и консультации вызывают колоссальный интерес.
Иключиельно тщательно и добросовестно эксперт подходит к атрибуции вещей Фаберже, рынок которых, не секрет, наводнён фальшивками. Перу Татьяны принадлежит классическая статья «Фаберже и фальшивки». Можно и дальше перечислять достоинства этой удивительно крсивой женщины, но возможности журнала ограничены. Отмечу только что она и прекрасная мать: сын Татьяны закончил Московский институт международных отношений. Орден Карла Фаберже к юбилею Татьяны (30 марта 2010 г .) это лишь малая награда неутомимой и талантливой труженице.
Валентин Скурлов, историк ювелирного искусства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий