Предъявлена композиция «Ювелирная симфония ДУША МИРА». Золото 585 пробы, серебро 92 и 875 пробы. Бриллианты, сапфиры, звездчатый сапфир; нефрит, лазурит, дымчатый кварц, синтетический лейкосапфир. Бронза, латунь, сталь. Техники обработки материалов и камней: литье, давильные работы, выпиловка, гравировка плоскостная и обронная, чеканка, точение, фрезерование, механическая сборка, гальваническая обработка (золочение); резьба, шлифование, полирование, огранка, закрепка.
Композиция имеет два механизма: поворотный и фиксации в изначальном положении. Размеры: 210 х 210 х 240 мм . Вес: 5140 г
Автор проекта и ведущий художник И.Г. Карпова. Соавтор и руководитель исполнения И.Ю. Лобортас.; ведущий мастер С. Дорошенко, скульптор Н. Киндяк; художник О. Мажуга (зодиакальные знаки на сфере); работа по нефриту А. Дорошенко, В. Кущ; старший мастер В. Сладкевич; мастера - ювелиры Ю.Силантьев, М. Юнгер, С. Акуленко, В. Жуковец, О. Кондратюк, В. Коростышевский, А. Сингаевский; А. Кулыгин (резьба по камню), Н. Тимофеев (давильные работы), А. Ефимов (часовщик), Г. Рагузин (футляр), О. Запорожец (доводка механизмов), В. Хмара (гравировка), Ю. Перминов (закрепка). Вся работа выполнена Классическим ювелирным домом «Лобортас» (Киев, Украина), 2003-2004. Над созданием ювелирного шедевра трудились 23 художника – ювелира высшей квалификации в течение 108 тыс. рабочих часов, не считая времени на осмысление и оформление замысла.
Композиция представляет собой стилизованную земную сферу, возлежащую на спинах трех серебряных слонов. На Небесной сфере 13 зодиакальных рисунков. Слоны стоят на ступенчатом пьедестале из нефрита. Сфера открывается на две половины, внутри часовой механизм швейцарской работы середины 1850-х гг. Венчает сферу восьмиконечная звезда из белого и желтого золота. На слонах попоны золотые, украшенные сапфирами.
Художественные приёмы.
Хрупкость и нежность «Души» подчёркивается шелковистым свечением полупрозрачного кварца из которого вырезан веток лотоса символ души.
Глубина и сложность «Мира» подчеркнута оптическими эффектами. которые возникают при отражении пропильных элементов наружной поверхности в позолоченной зеркальной поверхности внутренней сферы.
Антикварный часовой механизм с тонкой гравировкой органично сочетается с пропильными и гравированными элементами всей композиции
Ступени, выполненные из золота и украшены драгоценными камнями и узором, напоминают ниспадающие струи воды и узорчатый ковер.
Подлинное произведение ювелирного искусства, такое как «Душа Мира» требует всестороннего квалифицированного рассмотрения во многих аспектах: философском, историческом, религиоведческом, искусствоведческом, культурологическом, ювелирно-технологическом и многих других, включая социально - психологические моменты. Лучшую оценку дает время. Интегральная оценка впереди, поскольку идет накопление эмпирических впечатлений (произведение уже собрало большую прессу и отклики специалистов и зрителей), но самое главное – происходит осознание произведения как краеугольного камня в становлении национального , мирового и европейского стиля по оценке нового искусствознания. Прошедшие 6 лет позволяют оценить работу в парадигме наших знаний о современном ювелирном искусстве.
Как историк фирм Фаберже, я рассматриваю произведение украинских ювелиров через призму лучших работ фирмы Фаберже и прихожу к выводу, что творение «Дума Мира», во-первых беспрецедентно, во-вторых, является развитием лучших, классических традиций Фаберже, в третьих, является учебным эталоном применения ювелирных техник и технологий, примером «соединения металла и камня» (акад. Ферсман о работах Фаберже) и, наконец, в четвертых - системообразующим для становления нового стиля украинского ювелирного искусства, который еще не получил название, но условно трактуемый как «неоукраинкий» или шире, как «восточноевропейский», если рассматривать влияние этого стиля на всё постсоветское пространство. Этот стиль находится еще в развитии, возможно, он станет ответвлением более мощного евразийского стиля, великую будущность которого прогнозируют культурологи и искусствоведы. В самом деле, в работе мы видим зримое участие восточной миологии и символики, рериховское осмысление Мира и Души. Произведение пропитано смысловыми нагрузками. Слоны, которых так любят в странах Северного полушария, являются мощнейшими носителями Эроса (по Фрейду «либидо», см. «Словарь символов»). Время исполнения часового механизма, относит нас к эпохе царя- Освободителя Александра II (коронация 1856 г .), времени пробуждения украинского национального самосознания («младоукраинства»). Если бы авторы не дали работе названия, оно читалось бы в интерпретации символики Лотоса и земной сферы (вселенского Мира). Подлинное произведение искусства, как учил акад. Д.С. Лихачев, всегда имеет два и три смысла, и угадывать, «прочитывать» - сладостное и мучительное познание мира искусства. Таким образом, произведение становится частью души зрителя, а художник может считать свою задачу выполненной.
Новый стиль должен иметь и стилеобразющие признаки и элементы. Они проявляются в наличии больших фактурованных и гладких поверхностей, с высшим качеством полировки, изощренном дробном рисунке гравированных поверхностей сферы, округлых шаровидные поверхностях (сам шар-сфера, шаровидные фигуры слонов). Это напоминает традиционную украинскую одежду (которая имеет и безусловное османское влияние), а глубокая разработка сферы - узоры украинских вышивных рубах. Прослеживаются элементы итальянского и украинского барокко, наблюдаемые в богатстве деталей. Эта и другие работы фирмы («Лавра Небесная, «Всесвит», «Ангел-Хранитель», «Философ») по скульптурной лепке находятся в одном ряду с работами великого украинского скульптора XX века Архипенко, работами Коненкова и Эрьзи. Таким образом, в работе прослеживается и переход от стиля «романтического авангарда». Украина - родина авангарда на пространствах бывшей Российской империи.
Композицию, по своей философии и образному строю восходит к идеям императорских пасхальных яиц (незавершенное «Пасхальное яйцо Царевича 1917 года»). Были у Фаберже и серебряные слоны и сакральные композиции с нефритом, но только в представленной работе авторы объединили разрозненные замыслы Фаберже в единую композицию, создали волнующий образ, оплодотворенный классической формой. Мы наблюдаем здесь и классический конус (ступенчатая подставка), как у египетских пирамид, и шар – земную сферу и треугольник – три слона. Каждая из этих форм имеет богатую смысловую символику. Слоны не симметричнее, они все разные, и это разнообразие подчеркивает разносторонность проявление характера.
РЕЗЮМЕ. Предъявленная художественная «Ювелирная симфония ДУША МИРА», работы украинских ювелиров Классического ювелирного дома «Лобортас» – является безусловным произведением высшего класса. По своим разнообразным высочайшим художественным достоинствам и степени многогранного воздействия произведение достойно включения в реестр национальных ценностей Украины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий