На петербургском (петроградском), общероссийском и международном ювелирном
рынке фирма Фаберже сотрудничало вместе
с многочисленным отрядом ювелиров северной столицы. В 1910-м году в городе
работало более 400 мастеров и более 1100 подмастерьев с дипломами Ремесленной
управы. Фирма Фаберже включала в себя
более 100 мастеров города
(четверть общегородского числа). Экономические кризисы 1891-1892 и 1900-1907
гг. способствовали концентрации лучших мастеров у Фаберже. Спрос на ювелирные
изделия не снижался, поскольку население Санкт-Петербурга выросло с 850 тыс.
жителей в 1880 г. до 2 млн. 300 тыс. в 1914 г., в три раза, а количество
мастеров осталось на том же уровне (400 чел.). Число сотрудников мастерских увеличилось. Другими методами противодействия кризисам
и рыночной стихии была диверсификация
ассортимента и специализация отдельных
фирм. Так, фирма «К.Э. Болин»
специализировалась на эксклюзивных ювелирных заказах, фирма «К. Ган» исполняла
заказы Кабинета его величества, отец и сын Кёхли были придворными ювелирами императрицы Марии
Федоровны, фирмы К. Ф. Верфеля, А.К. Денисова-Уральского и Сумина специализировались на камнерезных изделия, «Братья Грачевы» - на серебре для покупателей среднего круга. На
сотни тысяч рублей исполнялись ордена, знаки жетоны по заказам Капитула, так и для частных лиц
мощными фирмами «Кейбеля», «Эдуард»,
«Дмитрий Осипов». На петербургском рынке действовали филиалы и магазины ведущих
московских фирм, равно как и петербуржцы имели свои отделения и магазины в Москве. В Петербурге
работали и представители костромского куста – фирма братьев Маклашиных,
а также иностранные фирмы зарубежных фирм: «Картье», «Бушерон», «Ян Рейман» и
другие. Часы были из Швейцарии крупнейших фирм «Павел Буре « и Генри Мозер», в
том числе в ювелирном исполнении.
В главе
приводится список членов Русского художественно-промышленного общества, созданного в 1902 из бывших выпускников
Штиглица, четверть состава которого - сотрудники фирмы Фаберже.
На примере
биографии талантливого скульптора Б.О. Фредмана-Клюзеля рассмотрена система
взаимодействия фирмы с креативными сотрудниками и форма реализации идей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий