вторник, 29 января 2013 г.

Интервью Красноярск. Олеся Синицкая. 22янв.2012.


Интервью Валентина Васильевича Скурлова  корреспонденту журнала «Ремикс» (Красноярск)  Олесе Синицкой.
В О П Р О С Ы.
Ювелирное дело:
1.      Почему в Вашей профессиональной деятельности Вы выбрали сферу ювелирного дела? Это произошло случайно, ибо вряд ли эта деятельность соответствует Вашим юношеским стремлениям и желаниям, судя по полученному образованию? Или, может это интересовало Вас давно?
ОТВЕТ.
Изучением ювелирного дела и ювелирного искусства стал заниматься случайно, но эта та случайность, которая явилась форма появления необходимости. В 1979 г., после окончания аспирантуры Института советской торговли,  я работал в научно-исследовательском институте экономики торговли, изучал спрос. И вот в 1979 г. из НИИювелирпрома нас пригласили участвовать в теме по изучению  спроса на ювелирные изделия. Я ездил в ювелирные магазины Свердловска и Новосибирска. Темой моих интересов до этого  были «товары для молодежи», я написал 10 статей по проблеме. А молодежь и ювелирные изделия – это понятия  близко связанные. Вот почему, когда в 1985 г. в НИИювелирпроме создали отдел изучения спроса, формирования и ассортимента и рекламы, то меня  пригласили его возглавить. У меня был 20 чел. сотрудников, мы курировали все ювелирные заводы СССР.  В детстве я хотел стать историком, и пусть поздно, а 36 лет (в 1985 г.) я пришел к этой мечте, стал заниматься историей ювелирного искусства.
2. Как вы стали главным архивариусом, теоретиком Фаберже?
ОТВЕТ.
Поступив в НИИювелирпром  я стал усиленно изучать историю ювелирного искусства, за два года прочитал все (порядка 300) книги по этой проблеме в Государственной Публичной библиотеке и открыл для себя громадную фигуру  Карла Фаберже, фамилия которого до лета 1988 г. была под запретом, поскольку он был придворным ювелиром. Однако перестройка сделала возможным открытие еще в рамках СССР,  в 1989 г. первой в стране выставки «Великий Фаберже» в Ленинграде. На ней я  полгода  проводил по субботам и воскресеньям экскурсии. Там же я познакомился с людьми, которые знали Олега Фаберже в Хельсинки и дали его адрес. Олег Агафонович Фаберже (1923-1993) родился в Петрограде, а в декабре 1927 г. бежал вместе с отцом и матерью в Финляндию. Олег Фаберже написал мне любезное письмо и дал адрес Татьяны Федоровны Фаберже в Женеве, сказав, что Татьяна больше знает о фирме Фаберже. Я написал ей письмо и у нас завязалась переписка, а летом 1991 г. Татьяна впервые приехала к нам на «Русские самоцветы». На 1989 г. я взял научную тему «Преемственность традиций Фаберже в деятельности ЛПО «Русские самоцветы», много работал в архивах и мне посчастливилось найти рукопись главного мастера фирмы  Франца Бирбаума по истории фирмы Фаберже. Эту рукопись мы впервые опубликовали с Татьяной Фаберже в 1992 г.  В том же году Татьяна Фаберже впервые пригласила меня к себе поработать с ее архивом. С тех пор я бываю в Женеве ежегодно, мы написали с Татьяной Федоровной восемь книг.
3.       Как историограф и исследователь русского ювелирного творчества можете назвать его отличительные черты?
ОТВЕТ.
Русское ювелирное искусство имеет богатую историю, неразрывно связанную с историей страны, поэтому в нем присутствуют исторические стили, включая византийский. Российская империя всегда считала себя преемницей Византии, «Третьи Римом».  Одна из особенностей русского искусства, не только ювелирного, это восприимчивость к освоению эстетических достижений мирового искусства. Так было и в архитектуре и в балете. Но есть и собственные российские  достижения. Например, растительные орнаменты в изделиях красносельских ювелиров, филигрань, эмаль сольвыгегодская, чернь великоустужская, петербургская школа прозрачной эмали, уральская и петербургская камнерезные школы.  Визитные карточки России – это «русская эмаль», понимаемая очень широко и камнерезные изделия. Я как-то подсчитал и выявил, что в продукции Фаберже более половины всех изделий – это изделия с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями. Причем, многие камни до революции считались  чисто  русскими, такие как малахит, нефрит, родонит. И еще отличительная черта русского и российского ювелирного  искусства – это исключительное разнообразие и обновление.
4.      Какое из увлечений молодости Вы не оставляете и сейчас?
ОТВЕТ.
Я люблю историю Петербурга, люблю гулять по городу, узнавать  новые сведения и новые места, наблюдать за его развитием. Краеведение – мое еще юношеское увлечение. Сейчас я председатель секции истории города при Музее истории Петербурга. В нашей секции более 50 членов, в основном пожилые люди, страстно любящие свой город.
5.      Вы являетесь коллекционером и, если да, то, что коллекционируете?
ОТВЕТ.
Я Вас разочарую, но  не являюсь коллекционером. Да и странно было бы коллекционировать Фаберже. Ведь его изделия стоят десятки и сотни тысяч долларов. Как раз, как эксперт я не имею права быть коллекционером, которые, при всех их знаниях, люди очень субъективные и не имеют возможности и права делать объективные оценки. Я собираю нужные мне книги по ювелирному искусству и каталоги аукционов. Но это не коллекция, а необходимый материал, который всегда в работе.
6.  Вас привлекают в качестве эксперта на аукционы Кристи. Расскажите, какие экспонаты вам доводилось оценивать? С какими сложностями приходится сталкиваться в этой работе?
ОТВЕТ.
Первой моей работой для аукциона «Кристи» (1885-1996 гг.)  были часы серебряные к 25-летию свадьбы императора Александра III и Марии Федоровны. Мне повезло найти архивные документы с указанием стоимости и авторов этой замечательной работы. Оказывается,  за работу 32 члена императорской семьи в сумме заплатили 18 585 руб., при этом проект архитектора Леонтия Бенуа стоил 600 руб., а восковые модели скульптора Артемия Обера 2400 руб.  При этом, цена грамма золота была 1 руб. 50 коп. грамм. Предварительная оценка предмета на аукционе была 300 000 долл. После того, как я нашел архивные документы, эту оценку увеличили до 800 000 долл., а результат продажи был 1 млн. 650 000 долл. Исторические документы очень прибавляют к стоимости изделий Фаберже и не только Фаберже. В этом состоит моя работа.  Приходилось атрибутировать и знаменитые пасхальные яйца Фаберже и камнерезные «человеческие фигурки». По этим двум направлениям ассортимента мы с Татьяной Федоровной написали монографии (1997 и 2009 гг.) . Третьей самой ценной группой являются настольные часы Фаберже. Их  исполнено около 1300-1500 штук.  Известно по документам только  более 600, а реально в музеях и в антиквариате  не более 400. По ним тоже надо написать книгу.  Также меня интересует тема знаков и жетонов, которые являются предметами коллекционирования и цены на которые за последние 10 лет выросли не менее чем в 10 раз.  В 2001 году я написал книгу по клеймению русских золотых и серебряных ювелирных изделий и считаю себя специалистом по пробирным клеймам, что весьма важно при атрибуции антикварных вещей. Не секрет, что появляются очень искусные подделки Фаберже. Но клейма подделать  сложно, там существует ряд секретов. Что касается трудностей в работе эксперта, то она заключается прежде всего в комплексном подходе. Эксперт должен обладать навыками архивно-исторической, искусствоведческо - стилистической, ювелирно - технологической,  геммологической, пробирной, графологической и товароведно-органолептической экспертизы. Часто я обращаюсь к услугам специалистов по этим направлениям, например, по геммологии камней. Но окончательную  ответственность за атрибуцию несу я. 
 Фаберже:
7.      Чем занимается Дом Фаберже? Почему особенный интерес Вы проявляете именно к творчеству дома «Фаберже»?
ОТВЕТ.
Торговый дом «Фаберже Лимитед» еще только вначале пути. Шесть лет, начиная с января 2007 г., когда товарная марка перешла в руки нынешних владельцев – срок слишком небольшой. В конце прошлого года торговую марку, приобретенную в 2007 г. за 38 млн. долл. перекупила другая фирма того же хозяина Джона Гилбертсона, но уже за 140 млн. дллл.  Новый владелец поставил перед компанией новую стратегическую задачу: так же как «Де Бирс» является ведущей  в мире компанией по торговле бриллиантами, «Фаберже» должен стать лидером по торговле изумрудами и изделиями с изумрудами. В ближайшие пять лет планируется открыть по миру 25 магазинов. Пока их пять, в том числе открыт магазин «Фаберже в декабре прошлого года в Киеве, первый на постсоветском пространстве.  Ждём появления таких магазинов и в России.  Джона Гилбертсона, южноафриканского миллиардера,  хорошо знают в Сибири, до 2006 г. он работал здесь четыре года  совместно с Виктором Вексельбергом.
8.      Сколько в общей сложности книг Вы посвятили ювелирному дому «Фаберже»? Какая из них самая любимая, главная, важная для Вас и почему?
По теме Фаберже мною написано восемь книг, все в соавторстве с Татьяной Федоровной Фаберже. Любимой книгой считаю «Фаберже  и петербургские ювелиры» издания 1997 года и переизданной в 2012 г. В новом издании 300 страниц из 712 – это новый материал, а количество иллюстраций увеличено с 500 до 870. Эта книга – как хрестоматия, открываешь в любом месте и начинаешь читать. Много полезной исторической информации. Помимо Татьяны Фаберже здесь еще один соавтор – Александр Сергеевич Горыня, который в 1995-1999 гг. был генеральным  директором крупнейшего в России предприятия ювелирной отрасли «Русские самоцветы».
ОТВЕТ.
9.      Что Вы называете «феноменом Фаберже»?
ОТВЕТ.
Понятие «феномен» очень сложно в философском смысле, одно из значений которого  называется «явление», постигаемое чувственным опытом, в отличие от  сущности, постигаемой умом.  Есть еще определение, что это «явление, фактически нечто невиданное и загадочное, когда причина его нам неизвестна». Действительно, мы постигаем изделия Фаберже через чувства, зрение, даже иногда через слух (музыкальные механизмы»), чаще через осязание (камнерезные фигурки). Изучение феномена занимается наука «феноменология». Феноменолог  конституирует феномен для ясного, неискаженного переживания предмета в его сущности, в его первозданности.  В каком-то смысле и я пытаюсь понять сущность заложенного в изделиях Фаберже смысла. Это очень непростая, но интереснейшая задача, поскольку надо знать мир так  широко, как знал его создатель коллекции, гениальный Карл Фаберже.  Надо знать теорию искусств, историю России и окружающих стран, историю и географию мира,  пытаться понять источники вдохновения ювелира. Задача препарировать «вдохновение Фаберже»  кажется невозможной.  Рассмотрение предметом приносит чувственное наслаждение и разные другие  возвышенные  чувства. Зачастую  сам творец и не подозревал о тех смыслах, которые заложены в его изделиях. Карл  Фаберже по этому поводу говорил: «Я художник, а не философ». Тем не менее, в его произведениях часто встречаются провидческие идеи. Например, императорское пасхальное яйцо 1916 года он исполнил в виде «стальной бомбы» , на четырех снарядах. Через год, в 1917 году эта «бомба-яйцо» взорвалась, Февральская революция, а затем и Октябрьский переворот положили конец замечательной серии пасхальных яиц, которая сама по себе является «феноменом» в ряду произведений Фаберже.
10.      Каков на данный момент интерес аудитории  к творчеству дома «Фаберже»?
ОТВЕТ.
Есть антикварные вещи Фаберже, к ним интерес непреходящий, что можно судить по росту цен за последние 40 лет. Что касается изделий в «стиле Фаберже», то они считаются классическим направлением и интерес к ним такой же, как к классическому балету, опере или ансамблю Игоря Моисеева, то есть спрос не удовлетворяется. Я  заметил, что резко повышается спрос на изделия Фаберже во время проведения выставок его изделий и после выхода книги и телевизионных передач. Людям хочется прикоснуться к истокам чистого классического искусства.
11.      Можете описать в трех (нескольких)  словах свое отношение к ювелирному искусству Фаберже?
Творческое наследие Фаберже – это наше национальное богатство, вклад России в мировую культуру.
12.   Главная цель, связанная с домом Фаберже?
ОТВЕТ.
Есть цели у «Дома Фаберже» как предприятия ювелирной отрасли. Их цель – завоевание места на ювелирном рынке, и как цель любого капиталистического предприятия – получение прибыли. У меня нет целей, связанных с «Домом Фаберже», поскольку я являюсь независимым исследователем. Моя цель – это постижение «феномена Фаберже»,  пропаганда  его творческих идей, помощь молодым ювелирам.

13.   Как Вы относитесь к возобновленному творчеству дома «Фаберже»?
Надо приветствовать любые попытки, связанные с возрождением Дома Фаберже. Пока работает только бренд, но, при вдумчивом подходе, возможны творческие  прорывы, если  обладатели бренда будут привлекать креативных художников. Я видел коллекцию «Фаберже Лимитед» на мартовской выставке в Базеле. Там есть ряд находок, в частности стаканчики с горячей эмалью. Это не «фаберже»  в чистом виде, но инновационно, вполне в духе великой фирмы.  Возвращаться всегда сложно, «в одну воду нельзя войти дважды», тем более, что на рынке эксклюзивных изделий в мире все давно поделено. Но: «дорогу осилит идущий». Как говорил Карл Фаберже, «трудности существуют для того, чтобы их преодолевать». 
 Фонд Фаберже:
14.   В чем на данный момент заключается Ваша деятельность в «Мемориальном фонде Фаберже»?
Слово «мемория» по латыни означает «память». У нас четыре направления деятельности:
1. Сохранение памятных мест, включая могилы Карла Фаберже и его родственников и установка мемориальных досок.
2. Написание книги по истории фирмы Фаберже и русскому ювелирному искусству .
3. Выявление лучших ювелиров, сохраняющих и развивающих традиции фирмы Фаберже и награждение их памятными наградами Фонда.
4. Создание полного Списка изделий фирмы Фаберже (базы данных).
Я, как ученый секретарь Фонда координирую все четыре направления и непосредственно участвую в каждом из них. Все кавалеры наград Фонда являются ассоциированными членами Фонда.
15. Знаю, что Фонд каждый год вручает знаки отличия (Орден Фаберже, Орден Михаила Перхина). За какие заслуги? И как происходит выбор?
Награды Фонда вручаются за выдающиеся заслуги в развитии ювелирного искусства, многолетнюю творческую деятельность, воспитание молодых ювелиров, деятельность по пропаганде ювелирного искусства, в том числе искусства фирмы Фаберже. Есть отдельные различия. «Орден Карла Фаберже» является высшей наградой фонда , с одновременным присвоением звания «заслуженный ювелир».  «Орденом Михаила Перхина» награждаются предпочтительно ювелиры и руководители ювелирных предприятий.  Фонд учредил в 2006 г. «Орден А.К. Денисова-Уральского» , единственного прижизненного конкурента и партнера Фаберже для награждения деятелей камнерезного искусства. В 2011 г. был учреждён «Орден Франца Бирбаума» с присвоением звания «главный мастер», каковым был Франц Петрович Бирбаум на фирме Фаберже с 1895 по 1918 гг.  Этим знаком мы награждаем также художников, эмальеров, главных технологов  и главных инженеров, поскольку именно эти обязанности исполнял на фирме Франц Бирбаум. Есть еще «Юбилейный знак Фонда – Почетный ювелир». Им награждаются деятели ювелирной отрасли не моложе 50 лет, имеющие стаж работы в ювелирном искусстве, промышленности и торговле не менее 20 лет.
Выбор происходит по рекомендации кавалеров  наград Фонда, лучше нескольких и рассматривается Наградной комиссией, в составе которой  5-7 чел. «Удостоверение» на знаки подписывает герольдмейстер Фонда и три члена Наградной комиссии, состоящей из кавалеров Ордена Фаберже. «Удостоверение» на «Орден Карла Фаберже» подписывает почетный председатель Фонда Татьяна Фёдоровна Фаберже.
16. Расскажите о внучке Фаберже Татьяне.
ОТВЕТ.
Татьяна Фёдоровна Фаберже (Швейцария), правнучка Карла Фаберже, внучка Агафона Карловича Фаберже. Родилась в 1930 г. в Женеве, училась дизайну в Париже, работала со своим отцом Фёдором Агафоновичем Фаберже. Автор восьми книг по истории фирмы Фаберже т многих десятков научных статей. Почетный председатель Мемориального фонда Карла Фаберже, с 1996 г. Татьяна Федоровна является для меня примером чрезвычайно ответственного отношения к наследию Фаберже. Поражает ее энергия. Татьяна Федоровна все время в работе, ездит по миру, пропагандирую   творчество своего  великого прадеда.
Ювелирное искусство в Сибири:
15.   Вы изучаете российских камнерезов, производство, создание и аудиторию, то сможете обрисовать ситуацию в Сибири, отношение людей к ювелирному искусству, и непосредственно к Фаберже?
ОТВЕТ.
Я не первый раз путешествую на Трассибу. Первый раз это было в 1997 году, когда я еще работал в НИИювелирпроме. Иы планировали тогда открыть филиал «Русских самоцветов» во Владивостоке, поскольку выяснилось, что там совсем нет квалифицированных ювелиров. Проблема  авторского ювелирного искусства, на территории после Уральского хребта до сих пор остается актуальной. Есть только зарождение авторских ювелирных школ, в Омске, Новосибирске, Иркутске, Ула-Удэ. Но такие крупные города, как Красноярск, Кемерово, Барнаул, Томск, Тюмень, даже Хабаровск и Владивосток до сих пор не могут похвастать наличием группы художников-ювелиров, способных конкурировать с ювелирами Петербурга, Красносельско-Костромского куста и Екатеринбурга.
16. Что привнесло творчество Фаберже в культуру и историю России? Что утеряно из творчества Фаберже?
ОТВЕТ.
Привнесло и привносит многое. Кто овладел методологией и концепцией творчества Фаберже, тот уверенно себя чувствует и на мировой ювелирной арене, например, уральские и питерские камнерезы. Ювелир Андрей Ананов из Петербурга первым стал делать изделия в тиле Фаберже и довольно успешно, в том числе в коммерческом плане. Как экономист по первому образованию, скажу свое наблюдение: кто занимается темой Фаберже – никогда не бывает в проигрыше.
Нет до сих пор Музея Фаберже. Только в 2014 году планируется Музей Фаберже в Эрмитаже, а
17. Как ценности, на ваш взгляд,  нужно и можно возрождать?
ОТВЕТ.
Эстетика неразрывно связана с этикой, поэтому овладение классической эстетикой Фаберже, как и владение литературным языком Пушкина, самым непосредственным образом влияет на этику поведения, чего в настоящее время явно не хватает, в условиях агрессивного воздействия пошлого искусства, чуждых нашей культуре ценностей, основанных на ультке меркантилизма.

О Красноярске.
18. В начале года вы приезжали в Красноярск с лекцией. Расскажите, как вас приняли? Как Вам наш город? Публика?
ОТВЕТ.
Я очень доволен своим визитом в Красноярск. И особо благодарен Валерию Ивановичу Бурде за гостеприимство. Предыдущие два моих посещения Вашего прекрасного города  в 2010 г. были очень короткие. Только сейчас я смог рассмотреть город получше, посмотреть музеи и подивиться красотам «Бобрового лога» и незастывающего,  даже в большой мороз  Енисея. Одной из целей визита была лекция для любителей Фаберже в торговом доме «Ремикс». Она прошла с успехом,  я очень рад, что в Красноярске есть любители чистого классического искусства Фаберже. 
Одна из целей нынешнего визита – найти следы пребывания в Красноярске в 1928-1932 гг. руководителя камнерезной мастерской Фаберже Петра Михайловича Кремлева (1887-1942).  Он здесь работал в качестве инструктора по камнерезному искусству по линии Треста «Русские самоцветы». Я лишний раз убеждаюсь, что нет такого города вс стране и даже в мире, где не было бы следов пребывания Фаберже. Также были подарены книги по искусству в Красноярскую краевую библиотеку, так что специалисты и  любители могут обращаться туда. С нетерпением жду своей следующей поездки в Красноярск на выставку «Ювелир» в апреле этого года.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий