Музей Фаберже в Санкт-Петербурге является обладателем крупнейшей коллекции
произведений Фаберже и прилагает все усилия к тому, чтобы быть главной
международной площадкой по изучению жизни и творчества знаменитого ювелира. В
юбилейном 2016 году Музей посвятил свою ежегодную конференцию личности Карла
Фаберже, деятельности его фирмы, ее месту в российской и мировой культуре, а
также тому влиянию, которое Фаберже оказал на современное ювелирное искусство.
Конференция
открылась серией докладов, посвященных тесным взаимосвязям фирмы Фаберже и Дома
Романовых. Признание таланта
великого русского ювелира со стороны императорской семьи и высочайшее
покровительство его фирме, позволили Фаберже значительно расширить деятельность
и сделать свое имя настоящей визитной карточкой страны.Независимые исследователи Фаберже И.Е.Филимонов и А.В.Кречмер в своем докладе рассказали о том как важные памятные события периода правления Николая II - Коронация, 300-летие дома Романовых, рождение наследника, открытие музея Александра III (Русский музей) - нашли отражение в памятной и сувенирной продукции: альбомах, книгах, открытках, фотографиях. Был предложен ряд смелых гипотез относительно наименования пасхальных шедевров, вызвавшие дискуссию в зале, в частности, следующие возможные варианты названий: «В память посещения Ялты их императорскими Величествами» (яйцо «Яхта «Штандарт»), «В память 200-летия Царского села» («Лавровое дерево») и другие.
Доклад Г.Н.Корневой, заместителя директора информационно-издательской фирмы «Лики России», и Т.Н.Чебоксаровой, доцента СПбГЭТУ «ЛЭТИ», познакомил слушателей с историей подготовки к проведению коронационных торжеств и особой роли фирмы К.Фаберже в этом процессе. Доклад опирался на большое количество архивных документов и счетов. Докладчики рассказали о изготовлении ряда дипломатических подарков, традиционных для подобного случая, а также уникальных подарков для двух императриц - Марии Федоровны (брошь в форме сердца с миниатюрами) и Александры Федоровны (брошь «Роза желтая»), подарков для великих князей и княжон (всего 18 брошей общей суммой 66892 тысячи рублей), в том числе персонифицированных (медальон для ношения на груди для Вел.кн. Владимира Александровича).
И.В.Зимин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории ПСПбГМУ, рассказал о предметах «от Фаберже» как о функциональных вещах, которыми императорская семья пользовалась каждый день. На примере исторических фотографий интерьеров Зимнего дворца он подробно рассказал о том, какое место те или иные образцы Фаберже могли занимать в повседневной жизни владельцев как в бытовом, так и в мемориальном смысле. Подчеркнуто значение работ Фаберже как «важной жизненной детали»: у Александры Федоровны был целый шкаф, в котором она хранила драгоценности Фаберже, а с ними такие важные личные реликвии, как венчальные свечи. Также был затронут вопрос судьбы предметов после 1917 года.
Н.М.Серапина, архивист ЦГАЛИ СПб, представила результаты изучения дворцовых описей имущества Романовых, в которых неоднократно упоминаются работы Фаберже . Поскольку многие из принадлежавших Романовым драгоценностей после революции ждала сложная судьба, письменные свидетельства, на которые опирается доклад, имеют особую ценность. Особое внимание в докладе уделено коллекции Вел.кн. Ксении Александровны, в описи которой значится 41 заголовок «Фаберже», а также коллекции Гатчинского дворца с описями серебра и камнерезных изделий. Автор подчеркнул, что многие из описей остаются неразобранными, а значит судьбу многих из «утраченных» шедевров еще только предстоит выяснить.
.В.Овчинников, первый заместитель директора Музея Фаберже, и Патрик Дрейер, художник-камнерез, член попечительского совета Немецкого музея драгоценных камней, представили новые сведения об исторических связях фирмы Фаберже и династии камнерезов Дрейеров, а также рассмотрели технологические процессы создания миниатюрной анималистической скульптуры из твердых пород камня. Был поднят вопрос атрибуции гипсовой модели жабы из коллекции Дрейеров, датируемой концом 19 - началом 20 века, которая предположительно была прислана в Идар-Оберштайн фирмой Фаберже. Была обнаружена японская нэцкэ, по-видимому ставшая прототипом для данной гипсовой модели. Нэцкэ вполне могла входить в коллекцию самого Карла Фаберже. Другие нэцкэ, принадлежащие японским резчикам той же школы, послужили прототипами для камнерезных изделий фирмы, сегодня хранящихся в известных коллекциях.
А.В.Кречмер рассказал о работах компании Фаберже, содержащих изображения архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Особое внимание было уделено пасхальной серии с живописными миниатюрами царских дворцов и ювелирным моделям императорских резиденций в Гатчине и Царском селе. Докладчик обратил внимание на их уникальность как единственных сохранившихся трехмерных моделей.
Следующая секция была посвящена ювелирам-современникам Карла Фаберже. Н.Н.Сапфирова, соискатель Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств (Украина), рассказала о работе филиалов фирмы Фаберже в Одессе и Киеве, а также о творчестве наиболее выдающихся современников русского ювелира, в первую очередь, фирмы Маршака. Были подробно освещены все сферы деятельности фирмы - от мелких ювелирных изделий до крупных государственных заказов, причем особое внимание уделено конкуренции двух фирм. Наиболее вероятно, что магазин Фаберже в Киеве закрылся, не выдержав конкуренции со стороны Маршака, который лучше понимал специфику вкусов местной клиентуры.
Бооий, хранитель отдела декоративно-прикладного искусства и дизайна Городского музея Амстердама, рассказал о схожих тенденциях в деятельности фирм Лалика и Фаберже. Несмотря на отсутствие личного знакомства, Лалик и Фаберже стояли во главе одинаково крупных фирмы со схожими торговыми стратегиями, в приоритете которых было использование новых для своего времени материалов, выход на международный рынок, работа для правящих элит, идея «фамильного бренда» и большое внимание к дизайну. Особое внимание было уделено работам Лалика и Фаберже в коллекции одного из постоянных клиентов обеих фирм – дипломата и мецената Ван Гилса ван дер Палса, поддерживавшего «русские сезоны» Дягилева
М.А.Осипова, секретарь научного отдела Музея Фаберже, аспирант СПбГУП, в своем докладе сравнивала деятельность и творчество Фаберже с работой не менее известной компании «Болин». Основной акцент был сделан на партнерстве двух ювелирных домов. Каждая из компаний занимала свою нишу на рынке: у Фаберже основной упор делался на дизайн и мастерство исполнения, у Болинов определяющую роль играл драгоценный камень и его характеристики, что не мешало компаниям сотрудничать и нередко работать вдвоем над одним императорским заказом.
Завершающая секция была посвящена частным и музейным коллекциям. В докладе, посвященном 300-летию Минералогического музея Ферсмана, его научный руководитель В.К.Гаранин, затронул все основные вехи в истории музея с момента открытия Минерального кабинета Кунсткамеры в 1716 году до наших дней. Было подчеркнуто, что музей гармонично сочетает научную, образовательную и музейную деятельность. В данный момент в коллекции около 6000 изделий, в частности камнерезные работы компании Фаберже и предметы, переданные лично Агафоном Фаберже академику Ферсману (включает редкие камнерезные фигурки людей и одно пасхальное яйцо). История их дружеских отношений также была кратко освещена в докладе.
М.Бэттли, президент антикварной фирмы Marie E.Betteley, Inc., США, рассказала об уникальном опыте своих родителей, получивших в 1983 году шанс атрибутировать и систематизировать коллекцию изделий Фаберже из собрания Королевской семьи Таиланда. Ни один другой исследователь никогда не получал доступа к коллекции, включающей редкие драгоценные предметы культа, до сих пор использующиеся в церемониях. Также была затронута тема отношений дома Романовых и Сиамской королевской семьи, которые способствовали получению заказов фирмы Фаберже со стороны сиамских клиентов. Коллекция до сих пор остается частной и не демонстрируется. Участники лекции смогли увидеть уникальные архивные фотографии.
Представители семьи МакФерринов, обладающей одним из крупнейших частных собраний Фаберже –
Дороти
МакФеррин и Дженнифер МакФеррин-Бонер – рассказали о выдающемся собрании работ
фирмы Фаберже в коллекции музея естественной истории город Хьюстон, штат Техас.
Коллекция включает в себя личные предметы членов царской семьи и представляет
почти все направления деятельности Фаберже, Особое внимание в докладе было
уделено принципу систематизации экспозиции, попытке наглядно представить работу
фирмы и познакомить посетителей музея с историями жизни бывших владельцев
драгоценных изделий. Завершая свое выступление, Дороти МакФеррин сказала: «Как
здорово, что мы имеем возможность познакомить Америку с вашей культурой и
историей.» На этой прекрасной ноте завершился первый день международной научной
конференции в Музее Фаберже.
6-8 октября в Музее Фаберже проходит
ежегодная международная научная конференция. Тема
этого года — личность Карла Фаберже, деятельность его фирмы, ее место в
российской и мировой культуре. Среди спикеров: Татьяна Фаберже, правнучка Карла
Фаберже и почетный председатель Мемориального Фонда Фаберже, Леннарт Бооий, хранитель
отдела декоративно-прикладного искусства и дизайна Городского Музея Амстердама,
Дженнифер МакФеррин-Бонер, исполнительный директор, и Дороти МакФеррин,
владелец «Коллекции семьи МакФеррин», одной из крупнейших коллекций Фаберже в
мире.
6 октября состоялась передача в дар Музею
архива Генри Чарльза Бейнбриджа, управляющего
лондонским филиалом фирмы Фаберже, где он работал с 1906 по 1915 годы.
После закрытия филиала Бейнбридж продолжал поддерживать связь с сыновьями Карла
Фаберже. В качестве эксперта оказывал услуги супруге короля Георга V, королеве
Марии Текской, которая коллекционировала изделия фирмы. В 1930-х Бейнбридж
начал работать над мемуарами. В 1949 году была издана его книга «Петер Карл
Фаберже, его жизнь и работа», ставшая первым изданием по этой теме. В конце
1940-х – начале 1950-х Бейнбридж выступал с лекциями и интервью о Фаберже.
В архиве Бейнбриджа — его личная и деловая корреспонденция времен
работы управляющим филиала в Лондоне, переписка с сыновьями Карла Фаберже
Евгением и Агафоном, фотографии, подготовительные материалы для лекций и т.д.
Самый ценные ценные экземпляры архива — ранее не публиковавшиеся ежедневники и
дневники Бейнбриджа первого десятилетия XX века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий