Второй день Международной научной конференции в
Музее Фаберже был посвящен обсуждению камнерезного искусства в музейных
собраниях, его современному состоянию и вопросам реставрации и экспертизы
предметов. Участники активно полемизировали с докладчиками, делились ценными
фактами и интересными гипотезами. В итоге, родилось немало тем для новых
серьезных исследований. Очевидно, что Музей Фаберже становится передовой
научной площадкой, где на международном уровне идет процесс обмена знаниями в
области русского декоративно-прикладного искусства.
|
|
Предметы
русского камнерезного искусства представлены в лучших собраниях мира.
Первая
сессия открылась выступлением Кэролайн де Гито, старшего куратора Британской
королевской коллекции. В крупнейшем европейском собрании, насчитывающем более
миллиона предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
представлено 340 камнерезных фигурок животных, сделанных русскими мастерами.
Большая часть из них имеет клеймо фирмы Фаберже.
Королевский
камнерезный «зверинец» до сих пор представляет собой большое поле для
исследования. В архивах сохранилось крайне мало счетов и иных документов,
поэтому зачастую сложно определить как предметы попали в коллекцию, кем и когда
они были приобретены. Андрей Гилодо, заведующий отделом металла и камня
Всероссийского Музея декоративно-прикладного искусства задал вопрос о том,
покупали ли в коллекцию предметы, представленные на выставке в Париже в 1937
году, о которых он рассказывал днем ранее. Британский эксперт ответила, что по
находящимся в ее распоряжении документам, подобных приобретений зафиксировано
не было.
Михаил
Генералов, главный хранитель Минералогического музея им.А.Е.Ферсмана посвятил
свой доклад предметам, связанным с династией Романовых в коллекции музея.
Коллег особенно заинтересовало его замечание о возможностях производства
сегодня предметов, идентичных по материалу камнерезным шедеврам Фаберже. По
словам Генералова, для добычи нефрита и по сей день используются те же самые
месторождения, что и во времена великого русского ювелира, поэтому сделать
похожие по материалу вещи не так сложно. А вот в случае бовенита это
невозможно, поскольку мест для его разработки практически не осталось.
Вилфрид
Зейслер, куратор Музея и Усадьбы Хиллвуд (США), обладающего одним из лучших
собраний русского декоративно-прикладного искусства, в том числе и предметов,
изготовленных фирмой Фаберже, рассказал о камнерезной коллекции своего
музея.
Елена Попова, директор Музея Национального минерально-сырьевого университета «Горный», а вслед за ней и Дарья Лазаревская, хранитель, младший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, обратились к исследованию работы треста «Русские самоцветы», продолжавшего традиции фирмы Фаберже в послереволюционное время. Мастера «Русских самоцветов» славились умением работать с природным рисунком камня, дополняя его в технике флорентийской мозаики. Продукция треста высоко ценилась и в свое время: стоимость такого предмета в два раза превышала заработную плату управляющего заводом. Андрей Гилодо сделал ценный комментарий, отметив, что сохранились архивные документы, в которых Минкульт дал указание приобретать эти предметы, представлявшие собой классические образцы государственных подарков. Это позволит продолжить изучение данной темы в новом контексте. А Елена Попова прямо во время доклада коллеги сумела атрибутировать несколько предметов из Эрмитажной коллекции. Она определила, что они сделаны, по всей вероятности, Верой Антоновной Сычевой, чьи работы в схожей, авторской технике представлены в собрании Горного музея.
Ирина
Топорова, заместитель директора по научной работе Калининградского областного
музея янтаря, посвятила свой доклад произведениям современного камнерезного
искусства из такого специфического материала как янтарь. Хранитель Музея
Фаберже Алексей Помигалов рассказал о подарках Гогенцоллернам из собрания
Музея. Это три очень важных по своей исторической и художественной ценности
мемориальных предмета, показывающие превосходный уровень качества работы с
камнем: портсигар Вильгельма II, рамка с изображением кайзера и блюдо - подарок
от Николая II и Александры Федоровны кронпринцу Германии и Пруссии по случаю
его свадьбы. Улла Тилландер-Гуденйелм, независимый исследователь, член
Экспертного совета Музея Фаберже предположила, что возможно, портсигар у
Фаберже заказал сам кайзер Вильгельм, а накладка с вензелем из алмазных розочек
была сделана позже. Докладчик возразил, что это все-таки оригинальный
кабинетский подарок и в Музее Фаберже также хранится аутентичный футляр от
этого
реставрации
и экспертизы камнерезного искусства. Он отметил, что возможно, одно из главных
качеств для реставратора-камнереза – быть хорошим скульптором и поделился
особенностями техник реставрации разных камней, наработанными за 40 лет
практики. Художник отметил, что один из вопросов, который до сих пор остро
стоит перед хранителями и реставраторами - восполнять ли утраченные фрагменты
камнерезных изделий или консервировать их в текущем состоянии. Александр
Левенталь выступил с альтернативным предложением: выставлять рядом с оригиналом
его современную копию, на которой восполнены все утраты. Более подробно о
современных методах реставрации камнерезных изделий в России и за рубежом
рассказали в своих докладах Ксения Пономарева, старший преподаватель СПГУТД и
Фабиан Шмитц, минеролог Немецкой Ассоциации Геологов.
Закрывающая
секция конференции была посвящена камнерезному искусству в контекстах
современности. Доклад первого заместителя директора Музея Фаберже Михаила
Овчинникова был посвящен европейским музейным коллекциям эпохи барокко, месту
камнерезного искусства в них, и тому, как сложившиеся традиции
коллекционирования до сих пор влияют на этот вид искусства.
Галина
Габриэль, заведующая кафедрой искусствоведения СПбГИК рассказала о центрах
современного камнерезного искусства и их основных представителях. Доклад
сопровождался демонстрацией работ современных мастеров, многие из которых были
в новинку даже для искушенной аудитории конференции: на протяжении долгих лет
Галина Николаевна возглавляет жюри конкурса «Ювелирный Олимп» и обладает всей
полнотой информации как о состоявшихся, так и о молодых, подающих надежды
художниках-ювелирах.
Рассказ
художника-камнереза и члена попечительского совета Немецкого Музея Камнерезного
искусства Патрика Дрехера был очень личным. Камнерез в пятом поколении, он
посвятил доклад истории своей легендарной семьи, происходящей из маленького
города Идар-Оберштайн, ставшего мировым центром камнерезного искусства.
Основатель династии Карл Дрехер занимался резьбой по драгоценным камням и
превосходно резал камеи. Прадедушка и дедушка Патрика стали делать фигурки
животных, на которых фирма специализируется и по сей день. Эти фигурки часто
приписывают фирме Фаберже. Это неслучайно: до открытия собственной камнерезной
мастерской в 1908 году, Карл Фаберже закупал фигурки из драгоценных камней
именно в Идар-Оберштайне. Уникальность техники, в которой работает семья Дрехеров,
состоит в том, что несмотря на многообразие цветовых нюансов в одной фигурке,
вся она, как правило, исполнена из одного куска камня. Поэтому для художника
крайне важно еще в материале увидеть будущую фигурку и ее правильное
композиционное решение. Многие секреты мастерства передают из поколения в
поколения, так например, дед научил Патрика нагревать агат, чтобы камень менял
свой цвет. Несмотря на то, что прошло много лет, техника работы, по сути своей,
сегодня мало отличается от того, что использовали предки.
Апарисио
Луис Альберто Киспе, художник-камнерез из Перу подробно рассказал о различных
профессиональных событиях в разных странах, призывал коллег участвовать в
подобных мероприятиях и делиться опытом, а также продемонстрировал ряд
собственных работ. Об одной из них – камнерезной фигурке автомобиля – с
восторгом отозвался коллекционер Максим Арцинович, представивший доклад о
развитии творческих идей в работах современных камнерезов. Наталья Сапфирова,
координатор деятельности Международного Мемориального фонда Карла Фаберже в
Украине, рассказала о развитии камнерезного искусства в Киеве в эпоху
деятельности великого русского
ювелира. А Ольга Тюльпакова, главный редактор журнала Jewel&Travel, в своем
докладе затронула влияние камнерезных промыслов на развитие геотуризма в
регионах.
Завершилась конференция презентацией совместного проекта университета ИТМО (Санкт-Петербург), Греческого института голографии и Музея Фаберже в Санкт-Петербурге по созданию оптоклонов - объемных проекций яиц Императорской пасхальный серии. Две проекции были представлены в Белоколонном зале Музея Фаберже в дни конференции и вызвали большой интерес участников сессий. |
суббота, 5 ноября 2016 г.
Конференция в Музее Фаберже (Санкт - Петербург). 06 октября 2016 года. Тема "170 лет со дня рождения Карла Фаберже".
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий