четверг, 17 ноября 2016 г.

Итоги международной научной конференции, посвященной 170-летию со дня рождения К. Фаберже.



Итоги международной научной конференции, посвященной 170-летию со дня рождения К. Фаберже.
День второй. 7 октября. Итоги работы научных секций


Во второй день международной научной конференции были затронуты сразу несколько крупных исследовательских тем. Много докладов было посвящено одному из главных направлений работы фирмы Фаберже – официальным и личным подаркам, выполнявшихся в том числе для Романовых и других императорских семей стран Европы и Востока. Была затронута тема новых научных изысканий в отношении биографии Карла Фаберже. С большим успехом прошла секция, посвященная влиянию творчества Карла Фаберже на современное ювелирное искусство, что свидетельствует о непреходящем интересе к наследию великого русского ювелира.

В расписании второго дня произошли изменения *, в результате которых секция “Официальные и личные подарки” открылась докладом А.А.Помигалова, кандидата исторических наук, хранителя Музея Фаберже “Подарки датской королевской семье в коллекции Музея Фаберже”. Докладчик подчеркнул разнообразие ассортимента подарков, созданных фирмой Фаберже для частых заграничных путешествий русской императорской семьи, в том числе и на родину императрицы Марии Федоровны, в Данию. Особое внимание было уделено типологии подарочных изделий во второй половине 19 века и процедуре их изготовления Камеральным отделением кабинета Его Императорского Величества. В качестве примера были показаны предметы из коллекции музея Фаберже, исторически связанные с представителями датской королевской семьи.

В.В.Скурлов, кандидат искусствоведения, член Экспертного Совета Музея Фаберже, и Т.Ф.Фаберже, почетный председатель Мемориального Фонда К.Фаберже (Швейцария), обратились к теме ассортимента подарков-наград из Кабинета Его Величества во времена двух последних царствований. На основании изученных архивных документов В.В. Скурлов рассказал об особенностях типологии, количестве и стоимости императорских подарочных табакерок, сконцентрировав внимание на портретных и вензельных образцах. Для иллюстрации темы были представлены наиболее выдающиеся экземпляры из разных музейных собраний, в том числе из собрания Музея Фаберже, где, по мнению спикеров, хранятся «лучшие в России образцы подобных табакерок».

Александр фон Солодкофф, независимый исследователь, член Экспертного Совета Музея Фаберже, выступил с докладом «Императорские подарки: императрица Александра и ее гессенские родственники в Германии и Англии». Эксперт представил обширный документальный материал по теме: выписки из бухгалтерских книг, личных дневников и писем членов гессенского дома, в которых упоминаются подарки от фирмы Фаберже. Особое внимание было уделено теме дарения пасхальных подвесок. На изучение материалов автору потребовалось около трех лет, и потенциал темы не исчерпан: многие из сохранившихся драгоценностей еще только предстоит соотнести с описаниями и рисунками из дневников, писем и других подобных источников.

О.В.Крстич, ведущий научный сотрудник РГИА, вместе с В.В.Скурловым подняли тему традиции дипломатических подарков в докладе «Восточный вектор российской дипломатии: изделия Фаберже – подарки из Кабинета Его Величества». Были исследованы подарочные изделия, созданные в контексте организации поездок членов русской императорской семьи на Восток, визитов восточных посланников в Российскую империю, а также специально к знаменательным датам. Было отмечено значение дальневосточного путешествия цесаревича и других визитов Романовых на Восток. Спикеры перечислили наиболее значимые драгоценные подарки, сделанные в ходе подобных путешествий и отметили проявившиеся в них особенности восточного менталитета, национальных и религиозных традиций региона, для которого они предназначались. Были продемонстрированы работы наиболее выдающихся ювелиров той эпохи, для королей Сиама, шахов Персии, бухарских эмиров, императоров Японии и Кореи.

В завершение работы секции независимый исследователь Д.Ю.Кривошей представил результаты исследования материалов бухгалтерской книги Фаберже на предмет выявления заказов военных учреждений ювелирному дому Фаберже. Автор сопоставил описания заказанных предметов с некоторыми известными предметами из музейных коллекций, отметив, однако, что многие упомянутые в книгах предметы до сих пор не обнаружены. Среди всех перечисленных заказов центральное место занимают призы и подарки офицерам-призерам спортивных соревнований.
Открывал секцию доклад И.Ю.Перфильевой, кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ. Автор посвятила его теме художественных традиций фирмы Фаберже в контексте эпохи постмодернизма. Спикер отметила интерес ювелиров той эпохи к национальной старине и стилю модерн. Фаберже представлял альтернативное русло – формирование его уникального стиля шло через обращение к европейским историческим стилистикам. Основная же тема выступления заключалась в осмыслении влияния традиций Фаберже на современных ювелиров. При схожем тяготении к старинным образцам, современные ювелиры, по мнению автора, не столько развивают традиции предшественников, сколько являются, по выражению У.Эко, «отражением прошлого» или «ироничным посещением прошлого», в чем в целом, и заключается проблема искусства эпохи постмодернизма.
И.А.Торопова, заместитель директора по научной работе Калининградского областного Музея янтаря, посвятила свою работу изучению психологической мотивации ювелиров при обращении к изделиям фирмы Фаберже как художественному образцу. Доклад отличался строгой привязкой к научно-исследовательской методологии, обилием статистических данных и детальным анализом анкет участников исследования. В опросе приняли участие ювелиры в возрасте от 18 до 75 лет, которым было предложено разными способами оценить эмоциональную составляющую при взаимодействии с изделиями Фаберже. Результаты опроса показали, что наибольший интерес к наследию компании Фаберже демонстрируют представители молодого поколения ювелиров. Это подтверждает, что Фаберже по сегодняшний день остается одним из главных художественных ориентиров, источником вдохновения и авторитетом для многих современных мастеров.
Г.Н.Габриэль, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой искусствоведения СПбГИК, посвятила свой доклад ювелирному делу Петербурга 1980-1990-х годов. Этот период представляет особую главу в возрождении авторского ювелирного искусства в России, время, когда ювелиры «наиболее ярко проявили свое стремление перейти из ремесла в искусстве»», что отразилось на выставках под названием «Ювелирная пластика», продемонстрировавших мощный творческий потенциал и ставший для ювелиров площадкой для новаторства и эксперимента. Г. Габрэль отметила отсутствие прямого цитирования Фаберже в работах ювелиров 80-х годов, но общность их подхода к ювелирному делу: опоре на старинные традиции и наследие, активное использование русских поделочных камней, эмалевых миниатюр, возрождение художественной глиптики и техники флорентийской мозаики, почти утраченных в советское время. Такой подход к работе позволяет провести параллель между мастерами 80-х и мастерами Фаберже, которые в свое время так же были пионерами во многих из вышеперечисленных техник.
 
С.М.Григорьева, кандидат экономических наук, руководитель службы приема посетителей Музея Фаберже, магистрант СПбГИК, рассказала о традициях русской художественной эмали на примере творчества петербургского ювелира Алексея Донцова. в основном, икон и церковной утвари. Главным направлением в творчестве он считает русский стиль, а эталоном для мастера с художественной и технической точки зрения являются такие эмальеры как Ф. Рюкерт, фирма Оловянишникова. От них мастер перенял основные темы и техники работы, но смог адаптировать эстетику их работ к условиям современности. Мастер в совершенстве владеет всеми ювелирными техниками, включая эмаль по скани и работу с самоцветами, что было характерно для ювелиров рубежа столетий.

Завершающая секция была посвящена новым сведениям в изучении истории фирмы Карла Фаберже и его биографии. С.Колман, директор Coleman Consulting, в своем докладе рассказала об истории развития интереса к древнему искусству в России с эпохи Николая I до времен Николая II. Главным предметом исследования являются серебряные презентационные ковши с объемными изображениями богатырей и других героев русского эпоса. В ходе доклада были показаны редкие экземпляры из зарубежных коллекций, а также проекты подобных ковшей из собрания Государственного Эрмитажа. Центральным объектам повествования стал ковш, созданный к Олимпиаде 1912 года в Стокгольме работы фирмы Фаберже.
 
Начав свой доклад с истории промышленных и всемирных выставок в целом, К.В.Проничева, хранитель Музея Фаберже, сконцентрировала внимание на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и работах компании Фаберже, как одного из экспонентов этой выставки. В докладе были использованы фотографические материалы, выдержки из прессы того времени, указателей, брошюр и каталогов. Тем не менее, спикер отметила скудность сведений о представленной компанией Фаберже продукции, в поисках которой ей пришлось прибегнуть к иностранным французским источникам. О значимости выставки 1896 года в истории фирмы Фаберже говорит и то, что за представленные изделия фирма получила право изображения государственного герба – своеобразный «пропуск» в художественно-промышленную элиту России.

Л.А.Будрина, кандидат искусствоведения, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, посвятила свой доклад яшмовому письменному прибору. В 1891 году в ходе проведения французской выставки в Москве видный ювелир Т.Бурдие вручает императорской семье эмалевое пасхальное яйцо с сюрпризом. В ответ кабинет Его Величества отправляет в Париж яшмовый письменный набор, созданный на Екатеринбургской гранильной фабрике, который стал основным объектом исследования автора в докладе. Л.А.Будрина рассказала об удивительном обнаружении этого набора в президентском центре США: он стал дипломатическим подарком президенту Джимми Картеру. Автор особо подчеркнула, что данный предмет породил новую ассортиментную политику Екатеринбургской гранильной фабрики при Александре III: вместо монументальных вещей производство стало концентрироваться на небольших кабинетских предметах.


 
Независимый исследователь Х.Бекер посвятил свой доклад последним годам деятельности компании Фаберже в России, обстоятельствам жизни семьи последнего русского императора и роковой роли Русской революции в судьбе Карла Фаберже: «С революцией началась цепная реакция несчастий в судьбе Фаберже». Отдельное внимание спикер уделил военной продукции фирмы и судьбе двух незаконченных пасхальных яиц. Основной темой стала судьба Фаберже и его семьи после 1918 года, детали и география эмиграции в Висбаден, где Карл Фаберже прожил вплоть до 1920 года. Были продемонстрированы редкие фотографические снимки последних лет жизни ювелира, непосредственно перед Революцией и после эмиграции за рубеж.




Комментариев нет:

Отправить комментарий