суббота, 5 ноября 2016 г.

Табакерка с вензелем царя


В Музее Фаберже на Фонтанке состоялась международная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения знаменитого петербургского ювелира Карла Фаберже. Музей пригласил специалистов из России, США, Великобритании, Германии и Швейцарии, которые поделились результатами своих поисков в архивах и рассказали об изделиях знаменитого ювелира из труднодоступных собраний.

Галина Корнева и Татьяна Чебоксарова нашли материалы о «тендере» 1896 года, связанном с подготовкой коронации Николая II. За изготовление серебряного позолоченного орла для знамени Фаберже выставил цену 350 рублей и получил заказ. Его конкуренты - не менее известные тогда ювелирные фирмы Павла Овчинникова и братьев Михаила и Семена Грачевых - запросили по 400 рублей и проиграли.

Михаил Овчинников, первый заместитель директора Музея Фаберже, вместе с немецким камнерезом Патриком Дрейером, представителем пятого поколения мастеров из знаменитого центра Идар-Оберштайн, выяснили происхождение прототипа «упитанной и смешной» жабы, которую Патрик вырезал из семицветной яшмы.

В мастерской Дрейеров хранится гипсовая модель жабы из мастерских Фаберже. Животное находится в боевой стойке, непривычной для европейских изображений. Помня, что Фаберже увлекался японскими нэцке, Овчинников нашел в одном каталоге композицию с двумя борющимися жабами. Она создана мастером Масанао из Ямада в середине XIX века. Одна жаба гипсовой модели точно повторяет позу жабы на нэцке. Вероятно, Фаберже решил сделать жабу более мирной и не стал изображать сцену борьбы.

Рассказывая о своих анималистических работах, Дрейер привел любопытные цифры. Даже используя современное камнерезное оборудование, мастера вынуждены мириться с большим расходом дорогих материалов. Например, чтобы вырезать из обсидиана фигурку гориллы весом 350 граммов, потребовалась семикилограммовая заготовка.

Большой интерес вызвало сообщение нью-йоркского антиквара Мари Беттли, которая рассказала, как в 1983 году ее отца, также антиквара, пригласили в Бирму посмотреть «несколько корзин», где хранились ювелирные изделия королевской семьи. Там оказалось 72 предмета, изготовленных фирмой Фаберже. Они были заказаны в России более 100 лет назад сиамскими монархами и благополучно пережили войны и революции ХХ века. Нефритовый Будда сейчас используется для религиозных обрядов. Беттли заметила, что коллекция «не тронута рынком». Между тем западный опыт показывает, что обычно художественные собрания хранятся одно-два поколения после их создателей, а потом попадают на аукционы.

Татьяна Фаберже, правнучка ювелира, живущая в Швейцарии (на снимке), и Валентин Скурлов, петербургский эксперт по Фаберже, рассказали о своих поисках наградных табакерок с портретами и вензелями Александра III и Николая II. По архивным документам Императорского кабинета, который вел учет, кому и что дарилось, от генерала до слуги, таких табакерок фирмы Фаберже было подарено несколько сотен. Сейчас известны единицы - в богатом собрании Музея Фаберже их всего две. Самыми редкими являются портретные табакерки. Валентин Скурлов обнаружил сведения о 54 изделиях с изображениями двух русских императоров.

Трогательным финалом конференции стал дар Музею Фаберже архива Генри Бейнбриджа, который почти 10 лет управлял лондонским филиалом фирмы Фаберже. Он получен от Саймона Бейнбриджа, внука ювелира, прилетевшего из Кейптауна (ЮАР). В письмах и дневниках много интересных фактов: визит в магазин балерины Анны Павловой, купившей запонки, фото призовой лошади Ротшильдов, по нему в Петербурге делали фигурку. Там же находится истории регистрации клейма Фаберже «CF» и поиска надежного типа замка для портсигаров... Архив будут изучать музейщики. Саймон признался, что в Петербурге впервые увидел произведения Фаберже и убедился в правильности своего выбора.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Фаберже, правнучка Карла Фаберже:

- Удивительно, что имя прадеда знают во всем мире, хотя было много других художников. Возможно, это связано с трагедией царской семьи. Не скрою, приятно, когда мою фамилию узнают на паспортном контроле в аэропортах. В планах нашего фонда опубликовать весь архив, связанный с деятельностью фирмы Фаберже, который у меня хранится. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий