вторник, 21 августа 2012 г.

Шадр


Иван Шадр и Петр Дербышев.
Источник: О. Воронова. Шадр. М., Молодая гвардия, 1969.

Иван Шадр родился 30 января 1887.
С.16-17:
В начале 1904 г. из Екатеринбургской художественно-промышленной школы выбыло два ученика и был объявлен конкурс на замещение вакансий. Иван (Шадр. – В.С.) пошел сдавать экзамен. Экзамен по рисунку единственный и главный (кроме него, требовалось лишь свидетельство об окончании 4-классного народного училища).  Конкурс был 32 человека на два места.  Нужно было снять копию с орнамента.
С.17-18:
       Сидевший рядом с Иваном Петр Дербышев, работавший раньше по производству могильных плит, рисовал быстро и споро: «твердой, уверенной рукой вывел очень похожую фигуру, посидел, о чем-то подумал, очевидно проверил, сказал громко: «Капут!», встал из-за стола, передал рисунок учителю и первым вышел из класса. Шадр был принят первым пол конкурсу, вторым – Дербышев.
    Екатеринбургская школа начала функционировать 8 дек. 1903 г., а Шадр держал экзамен 4 января 1904 г.
     Михаил Федорович Каменский, директор школы организовал маленький школьный зверинец, где ученики могли рисовать и лепить с натуры, и музей, в котором были собраны копии с античных скульптур и работы Микельанджело, слепки с киевских древностей.
С.21:
Всегда подтянутый, безукоризненно вежливый, внимательный, Залькальн  за короткое время стал непререкаемым авторитетом для учащихся. Ему подражали во всем, даже в акценте, коверкая русские слова. В маленьклм школьном музее он часами рассказывал о законах пластики, стараясь привить ученикам любовь к красоте форм, объемов, плоскостей. Но копировать не разрешал. Убежденный, что главное в мастерстве скульптора уменик «штудировать природу», он заставлял работать с живой нарутрой, никогда впрочем, не стесняя в выборе приемов лепки. «Моей задачей, - скажет он потом, - было будить творческую потенцию учеников, - дать вполне свободно, без малейшего гнета, развиться их индивидуальным творческим стремлением.
     Под руководством Залькалнса Иванов лепил свою первую самостоятельную работу – барельеф журавля, старого, умного журавля, жившего в зверинце школы, всеобщего любимца. Его в клетку не запирали, и он свободно бродил по окрестным улицам, а вечером возвращался, зная, что его будут кормить, рисовать и лепить.
С.22:
   У Шадра появляется друг-однокашник Петр Дербышев, бывший ломовой извозчик из села Арамиль, подсобный по выдрлке кладбищенских плит, на одной скамье с которым он сдавал экзамен. Дербышев любил камень, и Иванов ходил с ним к старикам – камнерезам. Оказывается, что их беседы интересны и ему, решившему стать скульптором.
    Новый директор, приехавший из Саратова Б.Р. Рупини, был полной противоположностью Каменскому. Состоятельный,  выхоленный, державший лакеев и блестящий выезд, он целые ночи посвящал карточной игре, и, проигравшись, был нетерпим УК учащимся.
С.26:
Два юноши. Один – высокий, угловатый, худой, другой – коренастый, приземистый. Первый идет налегке, высоко вскинув подбородок. Второй, сгибаясь под тяжестью котомки, опустил голову и шагает медленно, неторопливо. «Пешком за славой» назвал Шадр рисунок, на котором изобразил себя и Петра Дербышева, отправлявшихся в путь по России.   
       Весной 1907 г. они окончили школьный курс. В Екатеринбурге решили не оставаться, а ехать в Петербург держать экзамен в Академию художеств. Договорились идти в Петербург пешком, через Поволжье, Кавказ, Украину. Промерить Россию шагами, посмотреть жизнь и людей.
    Иванов и Дербышев шли вдоль реки Камы и Волги, сокращая иногда уть случайными перездками на баржах и в лодках, норовя проехать на пароходах или поездах зайцами. День сытые – два голодные, иногда за хлеб – писали портреты по случайным  заказам, но чаще подрабатывали грузчиками, малярами, носильщиками.
      Оборвались, продрались до нитки. Тяжелей всего почему-то оказалось расстаться с ножиком. Шадр рассказывал с досадой: «Продал друга за двугривенный».
    Михаил Федорович Каменский а Уральске, не очень веря в возможность Иванова поступить в Академию, дает ему рекомендательное письмо к своему бывшему коллеге, директору Училища технического рисования Г.И. Котову.
С.28:
      В вокзальной сутолоке Киева он теряет Дербышева и, как ни ищет, не может найти его. Добирается до Москвы и, словно по щучьему велению, встречает его в Третьяковской галерее.
    Встреча эта приносит и радость и огорчение. Поразмыслив, Дербышев оказывается экзаменоваться, и Иванов едет в Петербург один.
     Учился на Высших драматических курсах Санкт-Петербургского театрального училища, сдал экзамен и занимался у Владимира Николаевича Давыдова (год).  Давыдов познакомил Иванова с Н.К. Рерихом, который в тк пору был директором школы Общества поощрения художеств.
    В сент. 1910 г. попал в Париж. Живет, вырезая для продажи деревянные и костяные фигурки в русском стиле. По окончании учебного курса Альбер Валлэ, директор Высших муниципальных курсов, выдает Шадру аттестацию об «отличном поведении и выдающихся успехах». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий