Иван
Шадр и Петр Дербышев.
Источник: О. Воронова. Шадр.
М., Молодая гвардия, 1969.
Иван Шадр родился 30 января 1887.
С.16-17:
В начале 1904 г. из Екатеринбургской
художественно-промышленной школы выбыло два ученика и был объявлен конкурс на
замещение вакансий. Иван (Шадр. – В.С.) пошел сдавать экзамен. Экзамен по
рисунку единственный и главный (кроме него, требовалось лишь свидетельство об
окончании 4-классного народного училища).
Конкурс был 32 человека на два места.
Нужно было снять копию с орнамента.
С.17-18:
Сидевший рядом
с Иваном Петр Дербышев, работавший раньше по производству могильных плит,
рисовал быстро и споро: «твердой, уверенной рукой вывел очень похожую фигуру,
посидел, о чем-то подумал, очевидно проверил, сказал громко: «Капут!», встал
из-за стола, передал рисунок учителю и первым вышел из класса. Шадр был принят
первым пол конкурсу, вторым – Дербышев.
Екатеринбургская
школа начала функционировать 8 дек. 1903 г., а Шадр держал экзамен 4 января
1904 г.
Михаил Федорович
Каменский, директор школы организовал маленький школьный зверинец, где ученики
могли рисовать и лепить с натуры, и музей, в котором были собраны копии с
античных скульптур и работы Микельанджело, слепки с киевских древностей.
С.21:
Всегда подтянутый, безукоризненно вежливый, внимательный,
Залькальн за короткое время стал
непререкаемым авторитетом для учащихся. Ему подражали во всем, даже в акценте,
коверкая русские слова. В маленьклм школьном музее он часами рассказывал о
законах пластики, стараясь привить ученикам любовь к красоте форм, объемов,
плоскостей. Но копировать не разрешал. Убежденный, что главное в мастерстве
скульптора уменик «штудировать природу», он заставлял работать с живой
нарутрой, никогда впрочем, не стесняя в выборе приемов лепки. «Моей задачей, -
скажет он потом, - было будить творческую потенцию учеников, - дать вполне
свободно, без малейшего гнета, развиться их индивидуальным творческим стремлением.
Под руководством
Залькалнса Иванов лепил свою первую самостоятельную работу – барельеф журавля,
старого, умного журавля, жившего в зверинце школы, всеобщего любимца. Его в
клетку не запирали, и он свободно бродил по окрестным улицам, а вечером
возвращался, зная, что его будут кормить, рисовать и лепить.
С.22:
У Шадра появляется
друг-однокашник Петр Дербышев, бывший ломовой извозчик из села Арамиль,
подсобный по выдрлке кладбищенских плит, на одной скамье с которым он сдавал
экзамен. Дербышев любил камень, и Иванов ходил с ним к старикам – камнерезам.
Оказывается, что их беседы интересны и ему, решившему стать скульптором.
Новый директор,
приехавший из Саратова Б.Р. Рупини, был полной противоположностью Каменскому.
Состоятельный, выхоленный, державший
лакеев и блестящий выезд, он целые ночи посвящал карточной игре, и,
проигравшись, был нетерпим УК учащимся.
С.26:
Два юноши. Один – высокий, угловатый, худой, другой –
коренастый, приземистый. Первый идет налегке, высоко вскинув подбородок.
Второй, сгибаясь под тяжестью котомки, опустил голову и шагает медленно,
неторопливо. «Пешком за славой» назвал Шадр рисунок, на котором изобразил себя
и Петра Дербышева, отправлявшихся в путь по России.
Весной 1907 г.
они окончили школьный курс. В Екатеринбурге решили не оставаться, а ехать в
Петербург держать экзамен в Академию художеств. Договорились идти в Петербург
пешком, через Поволжье, Кавказ, Украину. Промерить Россию шагами, посмотреть
жизнь и людей.
Иванов и Дербышев
шли вдоль реки Камы и Волги, сокращая иногда уть случайными перездками на
баржах и в лодках, норовя проехать на пароходах или поездах зайцами. День сытые
– два голодные, иногда за хлеб – писали портреты по случайным заказам, но чаще подрабатывали грузчиками,
малярами, носильщиками.
Оборвались,
продрались до нитки. Тяжелей всего почему-то оказалось расстаться с ножиком.
Шадр рассказывал с досадой: «Продал друга за двугривенный».
Михаил Федорович
Каменский а Уральске, не очень веря в возможность Иванова поступить в Академию,
дает ему рекомендательное письмо к своему бывшему коллеге, директору Училища
технического рисования Г.И. Котову.
С.28:
В вокзальной
сутолоке Киева он теряет Дербышева и, как ни ищет, не может найти его.
Добирается до Москвы и, словно по щучьему велению, встречает его в
Третьяковской галерее.
Встреча эта
приносит и радость и огорчение. Поразмыслив, Дербышев оказывается
экзаменоваться, и Иванов едет в Петербург один.
Учился на Высших
драматических курсах Санкт-Петербургского театрального училища, сдал экзамен и
занимался у Владимира Николаевича Давыдова (год). Давыдов познакомил Иванова с Н.К. Рерихом,
который в тк пору был директором школы Общества поощрения художеств.
В сент. 1910 г.
попал в Париж. Живет, вырезая для продажи деревянные и костяные фигурки в
русском стиле. По окончании учебного курса Альбер Валлэ, директор Высших
муниципальных курсов, выдает Шадру аттестацию об «отличном поведении и
выдающихся успехах».
Комментариев нет:
Отправить комментарий