Система управления.
Скурлов В.В., историк ювелирного искусства, эксперт
Министерства культуры и массовых коммуникаций
РФ.
"Система управления творческой деятельностью и
художественным производством фирмы Фаберже".
Почему это актуально.
Феномен Фаберже до сих пор не разгадан, мы вправе говорить о
«»феноменологии Фаберже» . Исследования
последних 60-лет, а советские – последних 30 лет? рассматривали историю фирму Фаберже и её
продукцию с разных сторон, в основном в биографическом и искусствоведческом
ключе. Финансовые, экономические,
идеологические проблемы, социальные, психологические оставались вне поля науки. Практически не затрагивались
управленческие аспекты деятельности фирмы. Это связано ещё с тем, что
сама наука управления сравнительно молода,
хотя система управления была всегда, а система «управления творчеством»
до сих пор некоторым кажется оксюмороном.
Более в ходу термины «озарение».
«наитие», «вдохновение» и прочая «болдинская осень». Совершенно новым разделом
науки управления является область управления творческими коллективами.
Творческие коллективы были всегда, достаточно вспомнить
мастерские великих живописцев Средневековья. Известно, что пара Римский
заключая договор с Рембрантом, оговаривал,
что произведение будет исполняться лично
мэтром. Декоративно-прикладное и его отрасль – ювелирное искусство, в
условия капитализма , предполагают коллективное сотворчество во имя исполнения
единой цели, единого художественного проекта.
Невозможно было бы представить, чтобы заказчик Фаберже император Николай
II требовал бы от Карла
Фаберже, чтобы тот лично исполнял очередное пасхальное яйцо. То же
ювелирное пасхальное яйцо – сложнейший объект, в котором применяются
многие ювелирные техники, различные, в основном драгоценные металлы,
используются драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, часто сложная
механика и самые различные методы и подходы из живописи, ваяния и
зодчества. Такой сложный объект
предполагает наличие совокупного субъета, то-есть массы высококвалифицированных
художников-мастеров, которыми руководит лидер – руководитель проектной
программы.
Лучше всего процесс управления творческим коллективом
описывается системным подходом. Специфика управления коллективоимм ювелирного
предприятия (фирмы, студии) заключается в большой доле художественного элемента
(творчества) в работе. Против других индустриальных систем, высокой стоимостью
применяемых материалов (золото и бриллианты – мерило материальных ценностей), и
миниатюрностью объектов.
1. Использование в «системе Фаберже» лучшего европейского и
российского опыта. Фаберже творил не в безвоздушном пространстве. У него были предшественники, он стоял на
плечах гигантов, таких как фирмы Сазиков и «Никольс и Плинке». Фирма «Болин» не
была гигантом по количеству работающих,
обнако являло пример исключительно высокооборотной фирмы, поскольку выполняла
дорогостояящие изделия с применением драгоценных камней. Аналих творческих
биографий руководитей крупнейших и успешных «ювелирных» коллективов.
2. В отличие от системы
Вильяма Морриса, ориентированной на чисто ручной труд, что приводило к
исключительно высокой стоимости произведений. Мостовенко: вазы делали по 30
лет. Скифы годами. Фаберже реставрровал скифские вещи тоже долго. Фаберже привлекал новейшую технику
(гильоширные машины, электрические двгатели, прессы), что обеспечивало экономию
творческого труда, за счёт сокращения рутинных операций и родилоновые
декоративные эффекты. У Фаберже: максимальные условия для творчества, отдых,
(релакс), зимний сад, творческие
командировки, выставки, встречи, библиотека, музей (собственные коллекции),
собственный врач. Именно это способствовало интенсивному труду до 20 час. в
сутки. поездки
3. Семейные фирмы. Этот аспект ещё следует оценить Здесь
есть как положительные моменты, так и отрицательныен, когда подавляется
личномсть ради работы в семейной бизнесе. Маршак еврейские ремесленники Киева, у Фаберже –
финские мастера – более чем на реть в
общем составе. Замкнутость диаспоры, личные контакты. (ранний Фаберже – петербургские немцы).
4. Фаберже применял все новейшие системы управления, в
некоторых случаях интуитивно даже ранее, чем они были теоретически обоснованы.
Новые функции рождали новые органы управления. Ещё не зная о понятиях
программно-целевой и матричной структуры. Фпаберже применял эту систему впри
исполнении императорскетих пахальных яиц и сложных свадебных сервизов 48 предметов, общим весом 280 кг серебра).
5. Диверсификация ассортимерта позволяла выживать в условиях
присущих капитализму кризисов производства и сбыта . Также у Картье, группа
«часы» занимало до половны производства. В Америку фирма Картье попала именоо
как «часовая» фирма, а не ювелирная. У Тиффани основныой доход приносили лампы
и ламповое стекло, за счет чего свободно творили ювелиры. У Хлебгникова –
осветительная арматуры, включая бронзу, у Оловянишникова – колокола. У Фаберже
– практически все виды ассортимента, за исключением черневых изделий и янтаря.
6. Контакты с заказчиками. Государство (Кабинет и другие
ведомства, армия, флот), церковь и , со временем, переход на обслуживание
финансовой, промышленной и торговой аристократии. Высокообразованная
аристократия: вел. Князь Владимир Александрович
– президент АХ, затем после 1909 г. его
вдова Мария Павловна. Значениевел. Князя Алексея Александровича
(бесплатная реклама во Франции и «венрбовка» февропейских
клиентов),Лондон: Король и Ротшильд, в
России: Нобель, Рябушинский, Елисеевы, Нейшеллер, Утеман, Кёнги (все –
коллекционеры, разбираются в искусстве).
7. Сильнейший состав художников. Профессора и академики.
Преподаватели гимназий, училищ и институтов. . Контакт с молодёжью, креативные
идеи. Выбор идей. Только с 1902 г. звание «художник прикладного искусства», до
этого - учёные рисовальщики с правом
преподавания. Воспитание собственных художников, смена художников, «волны» новой фомаии. Цейдлер,
Якобсон, Либерг, Гальнбек, Маршнер, Балашев – все преподаватели.
8. Творческая диктатура – условие успеха. . Во главе –
харизматический лидер. Аналогии: Петипа, Дягилев, Станиславский, Товстоногов,
Баланчин, Мейерхольд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий