К 50-леию со дня
рождения.
ПОПЮК Илья Остапович
Работает в области ювелирного
искусства, художественной ковки, станковой и книжной графики, акварели.
Родился
в 1964 году в городке Вижница Черновицкой области (Украина). В 1983 году
закончил известное своими выпускниками Вижницкое училище прикладного искусства
(отделение художественной обработки металла), где учился у Зои Шишкиной (работа
в материале), Эдуарда
Жуковского (композиция), Владимира Рымаря (скульптура). Еще во время учебы в Вижнице начал
участвовать в выставках и конкурсах. В 1994 году по специальности «графика»
закончил Украинский полиграфический институт им. Ивана Федорова (Львов). Период
учебы во Львове, общение с известными художниками по металлу, преподавателями кафедры
металла Львовского института декоративного и прикладного искусства (ныне –
Львовская национальная академия искусств) Виктором Шоломием и Олегом Боньковским,
Богданом Романцом повлияли на становление И. Попюка как ювелира и мастера
кузнечного дела. Именно тогда впервые возникли и мысли о том, как соединить
традиционные техники и современное дизайнерское решение произведений.
В 1986–1990 и 1999–2004
годах Илья Попюк преподавал в Вижницком колледже прикладного искусства им. Василия
Шкрибляка, с 2004 года работает на кафедре художественной обработки дерева и металла
Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и
дизайна им. Михаила Бойчука. С этого времени он стает частым участником международных
выставок в Чехии, Австрии, Украине, Бельгии. За время педагогической
деятельности подготовил многочисленных учеников, работающих в области
ювелирного искусства и кованого металла, произведения которых отмечены
дипломами всеукраинских и международных конкурсов.
И. Попюк
профессионально занимается ювелирным искусством с 1990 года. Выразительность
пластической формы, выявление текстуры материалов – именно это особенно
привлекает художника в процессе создания ювелирных изделий. Работает автор с
различными материалами, среди которых – драгоценные и полудрагоценные камни
(хризопраз, топаз, аметист, бриллиант, фианит, агат, сердолик, чароит, яшма, янтарь),
серебро, золото, цветные металлы (мельхиор, медь, латунь). Часто использует и
титан, сталь-нержавейку, гальку, щебень, дерево – как правило, для выставочных
вещей. Наиболее пластичным при этом считает серебро, позволяющее применять разнообразные
техники, выявляющие художественные возможности самого материала. Используя
приемы металлопластики, гравировки, филиграни, ювелирного литья и ковки, гальваническое
покрытие, эмали, художник в брошах, кулонах, колье старается, прежде всего, подчеркнуть
выразительность лаконичной, не перегруженной декоративными элементами, формы, в
которой максимально точно и эффектно выражена идея произведения, выявлены
особенности фактуры камней и металла. Среди стилей, наиболее привлекательных
для мастера, следует назвать модерн, а точнее – венскую сецессию, влияние
которой ощущается во многих работах. Вместе с тем, в произведениях
И. Попюка заметно обращение к смешению стилистических направлений,
использованию элементов барокко, рококо и модернизма. В кованых произведениях
автора ощутимо также влияние культуры Триполья, поиски последних лет заставляют
вглядываться и в формы современной архитектуры.
Среди важных для
формирования художника влияний стоит выделить и его интерес к работам
мастерской Фаберже – в первую очередь, к техническим особенностям вырезанных из
камня статуэток и изготовленных для царской семьи пасхальных яиц, в которых
применялись техники перегородчатой эмали, филиграни. В этом И. Попюк не
одинок, поскольку и известные фирмы тоже
активно используют наследие Фаберже – например, киевская фирма «Лабортас».
Изделия Фаберже, исполненные технического совершенства, отражающие формальные стороны
дизайна ювелирных изделий своей эпохи, привлекают, прежде всего именно таким
стремлением к изысканности и напоминанием о необходимости постоянного
совершенствования собственных умений и идей.
Воспитанный на традициях
украинского и российского ювелирного искусства, в последнее время Илья Попюк
старается отойти от них, пробует отыскать и воплотить в своих работах новое
видение традиционных мотивов и технических приемов, достичь максимальной эмоциональной
и формально-пластической выразительности при использовании минималистских
средств и нестандартных дизайнерских решений, создавая, казалось бы, неожиданные
сочетания фактур различных материалов. И тут очень важно найти заказчика,
который не просто старался бы получить воплощение своих инвестиций (а то и
просто амбиций) в виде произведения ювелирного искусства, но и понимал бы
ценность современного дизайна, уникальность идей, предложенных художником, доверял
его мастерству. Именно это позволяет автору творить, воплощая концептуальные
размышления в пластику ювелирных изделий.
Илья Попюк имеет и
научные публикации по истории художественного металла, вопросам развития
художественного образования на Украине.
Ирина
Мищенко, кандидат искусствоведения
Награжден Малым знаком Ордена Михаила Перхина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий