пятница, 24 января 2014 г.

  

К 50-леию со дня рождения.
ПОПЮК  Илья Остапович
          Работает в области ювелирного искусства, художественной ковки, станковой и книжной графики, акварели.
          Родился в 1964 году в городке Вижница Черновицкой области (Украина). В 1983 году закончил известное своими выпускниками Вижницкое училище прикладного искусства (отделение художественной обработки металла), где учился у Зои Шишкиной (работа в материале), Эдуарда Жуковского (композиция), Владимира Рымаря (скульптура). Еще во время учебы в Вижнице начал участвовать в выставках и конкурсах. В 1994 году по специальности «графика» закончил Украинский полиграфический институт им. Ивана Федорова (Львов). Период учебы во Львове, общение с известными художниками по металлу, преподавателями кафедры металла Львовского института декоративного и прикладного искусства (ныне – Львовская национальная академия искусств) Виктором Шоломием и Олегом Боньковским, Богданом Романцом повлияли на становление И. Попюка как ювелира и мастера кузнечного дела. Именно тогда впервые возникли и мысли о том, как соединить традиционные техники и современное дизайнерское решение произведений.
В 1986–1990 и 1999–2004 годах Илья Попюк преподавал в Вижницком колледже прикладного искусства им. Василия Шкрибляка, с 2004 года работает на кафедре художественной обработки дерева и металла Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Михаила Бойчука. С этого времени он стает частым участником международных выставок в Чехии, Австрии, Украине, Бельгии. За время педагогической деятельности подготовил многочисленных учеников, работающих в области ювелирного искусства и кованого металла, произведения которых отмечены дипломами всеукраинских и международных конкурсов.
          И. Попюк профессионально занимается ювелирным искусством с 1990 года. Выразительность пластической формы, выявление текстуры материалов – именно это особенно привлекает художника в процессе создания ювелирных изделий. Работает автор с различными материалами, среди которых – драгоценные и полудрагоценные камни (хризопраз, топаз, аметист, бриллиант, фианит, агат, сердолик, чароит, яшма, янтарь), серебро, золото, цветные металлы (мельхиор, медь, латунь). Часто использует и титан, сталь-нержавейку, гальку, щебень, дерево – как правило, для выставочных вещей. Наиболее пластичным при этом считает серебро, позволяющее применять разнообразные техники, выявляющие художественные возможности самого материала. Используя приемы металлопластики, гравировки, филиграни, ювелирного литья и ковки, гальваническое покрытие, эмали, художник в брошах, кулонах, колье старается, прежде всего, подчеркнуть выразительность лаконичной, не перегруженной декоративными элементами, формы, в которой максимально точно и эффектно выражена идея произведения, выявлены особенности фактуры камней и металла. Среди стилей, наиболее привлекательных для мастера, следует назвать модерн, а точнее – венскую сецессию, влияние которой ощущается во многих работах. Вместе с тем, в произведениях И. Попюка заметно обращение к смешению стилистических направлений, использованию элементов барокко, рококо и модернизма. В кованых произведениях автора ощутимо также влияние культуры Триполья, поиски последних лет заставляют вглядываться и в формы современной архитектуры.
Среди важных для формирования художника влияний стоит выделить и его интерес к работам мастерской Фаберже – в первую очередь, к техническим особенностям вырезанных из камня статуэток и изготовленных для царской семьи пасхальных яиц, в которых применялись техники перегородчатой эмали, филиграни. В этом И. Попюк не одинок, поскольку и  известные фирмы тоже активно используют наследие Фаберже – например, киевская фирма «Лабортас». Изделия Фаберже, исполненные технического совершенства, отражающие формальные стороны дизайна ювелирных изделий своей эпохи, привлекают, прежде всего именно таким стремлением к изысканности и напоминанием о необходимости постоянного совершенствования собственных умений и идей.
Воспитанный на традициях украинского и российского ювелирного искусства, в последнее время Илья Попюк старается отойти от них, пробует отыскать и воплотить в своих работах новое видение традиционных мотивов и технических приемов, достичь максимальной эмоциональной и формально-пластической выразительности при использовании минималистских средств и нестандартных дизайнерских решений, создавая, казалось бы, неожиданные сочетания фактур различных материалов. И тут очень важно найти заказчика, который не просто старался бы получить воплощение своих инвестиций (а то и просто амбиций) в виде произведения ювелирного искусства, но и понимал бы ценность современного дизайна, уникальность идей, предложенных художником, доверял его мастерству. Именно это позволяет автору творить, воплощая концептуальные размышления в пластику ювелирных изделий.
Илья Попюк имеет и научные публикации по истории художественного металла, вопросам развития художественного образования на Украине.
Ирина Мищенко, кандидат искусствоведения

Награжден Малым знаком Ордена Михаила Перхина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий