К 60-летию со дня рождения.
КОЧЕШКОВ АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ, Кандидат технических наук
Украина, г.Киев
«...ни
едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не
может»
М.В. Ломоносов.
Родился 05.01.1954г. в Киеве
- учился - Национальный
технический университет Украины «Киевский политехнический институт», 1978 год,
инженер-металлург по специальности «Литейное производство черных и цветных
металлов»,
- женился и начал трудовую
деятельность на кафедре литейного производства КПИ (инженер, аспирант, младший
научный сотрудник, в 1994 году – защита диссертации кандидата технических наук,
старший научный сотрудник, доцент.
Экономические изменения, в
начале 1990-х произошедшие в СССР и потом в Украине, отразились и на системе
высшего образования, которая потребовала внесения соответствующих изменений и
корректив в учебные планы, и в частности корректив в программы высшего
образования с учетом требований времени. Исходя из этих причин и предвидя
будущие перспективы высшего образования, вышли с инициативой создать на кафедре
литейного производства черных и цветных металлов специализацию
"Художественное и ювелирное литье", что и было реализовано в 1994
году.
Итак, литье является одной из
древнейших отраслей художественного и технического творчества мировой культуры,
известное со времен древнейших цивилизаций, отрасль, в которой, органично
соединились красота и польза - эстетика и функционализм. Другой, более короткой
и емкой формулой это можно определить, как органический синтез творчества
художественного и творчества технического.
Спектр использования
технологий художественного литья в современных условиях является чрезвычайно
широким, начиная от искусства литья ювелирного (настольные украшения, украшения
платяные и нательные - сплавы благородных металлов), заканчивая литьем для нужд
архитектуры (малые архитектурные формы - в основном чугун), скульптуры
(монументы, памятники, мемориальные доски, епитафиальна пластика, станковая
скульптура, рельеф - бронза).
Успех конечного, результата во
многом зависит от взаимопонимания творческого "дуэта"
художник-дизайнер - технолог-литейщик. Фактически указанные специалисты
являются полноправными соавторами художественного произведения.
Учебные программы инженерных высших
учебных Украины, как и других стран СНГ, не предусматривали ознакомление
студентов с художественными аспектами литья, сознательно акцентируя подготовку
студентов на аспектах технических. Известно, что подобной практики не
существует и в вузах Европы, Северной и Латинской Америк. Об этом есть
основания утверждать на основе обмена опытом и общения с доктором технических
наук профессором А. Магницким (Санкт-Петербург, Россия), Народным художником
Украины А.П. Скобликова, художником и кандидатом искусствоведения А. Сото
(Мехико, Мексика), заслуженным художником Украины А. Баньковским (Львовская
национальная академия искусств), и другими специалистами, сопряженными с отраслью
художественного литья.
Университет имеет редкую
возможность готовить технологов в области литейного искусства, что им может
позавидовать любое учебное заведение, учитывая промышленный фактор, литейщики,
чеканщики, формовщики, прошли
многолетний выучку в системе бывшего Художественного фонда СССР, а это является
достаточно серьезной и ответственной школой, к сожалению, утраченной в Европе,
но сохраненной в Украине.
Подготовка специалистов по
специализации «Художественное и ювелирное литье" предусматривает изучение
основ плавки сплавов благородных металлов, технологии формообразования литых ювелирных
и художественных изделий.
В техническом плане задача
стоит в подготовке высококвалифицированных, разносторонне развитых
инженеров-литейщиков, которые бы имели представление об основах и перспективах
развития технологии плавки сплавов драгоценных металлов (золота, серебра и
др.), на основе меди и которые способны решать новые задачи, которые возникают
в процессе развития этой отрасли.
Изучение дисциплин
специализации базируется на знаниях полученных студентами по химии и физической
химии, теоретических основ литейного производства, теории кристаллизации,
конструирования отливок т.д. Особое внимание уделяется различным средствам
формообразования ювелирных и художественных отливок, свойствам сплавов золота,
серебра, металлов платиновой группы и их финишной обработке.
Усвоения дисциплин базируется
на преподавании теоретических сведений (лекции), самостоятельной работы
студентов с информационными источниками, лабораторных и практических занятий и
практик и экскурсий на действующих производствах.
Студенты должны знать основные
процессы формообразования, плавки металлов и сплавов, уметь рассчитывать шихту
драгоценных сплавов.
Свободный рынок
трудоустройства предусматривает расширение знаний, навыков и умений специалистов
по техническим профессиям.
Традиционная подготовка
инженеров-литейщиков расширилась новыми теоретическими и практическими курсами:
- История технологий
художественного литья (54 часа);
- Основы изобразительного
искусства (54 часа);
- Металлургия благородных
металлов (72 часа);
- Металлы, сплавы и технологии
художественного и ювелирного литья (198 часов);
- Технология нанесения
защитно-декоративных покрытий (104 часа).
Кочешков А.С. возглавляет цикл
подготовки по специализации, читает лекции и проводит лабораторные и
практические работы по основным дисциплинам «История технологий художественного
литья», «Металлургия благородных металлов» «Металлы, сплавы и технологии
художественного и ювелирного литья».
Осуществляет руководство студенческими
дипломными работами и проектами, аспирантами по тематике биметаллическое литье
сплавов благородных металлов, литье с вставками, анализ и устранение брака
ювелирных отливок, проектирование участков и отделений производств.
Многие выпускники находят
применение своим знаниям на стыке технологии и искусства. Начиная с первого
выпуска 2000 года инженеров и магистров по специализации «Художественное и
ювелирное литье» более 50 специалистов работают на ювелирных предприятиях, в
фирмах и индивидуально.
Многие аспекты практической и
теоретической работы Кочешкова А.С. отражены более чем в 100 публикациях, учебниках,
методических указаний, статьях, авторских свидетельствах, патентах и более 70 выступлениях
на научно-практических конференциях. Касательно специализации «Художественное и
ювелирное литье» это следующие:
1.
Кочешков А.С. Паспорт драгметалла – клеймо // Рынок металлов»,1999,
№11-12.
2.
Кочешков А.С. Дорошенко С.П. Рецензия на книгу Магницкого О.П.,
Пирайнена В.Ю. «Художественное литье» .СПб.: «Политехника», 1996.-232с. //
Журнал «Литейное производство», 1999, № 4.
3.
Кочешков А.С. Ювелирная выставка «Junwex 2000» // Журнал «Металл», 2000,
№ 2.
4.
Кочешков А.С. Международная выставка «Ювелир 2000» // Журнал «Металл»,
2000, № 10.
5.
Кочешков А.С. Международная конференция БРМ 2000 // Журнал «Металл»,
2000, № 11.
6.
Кочешков А.С. Іванкович Є. В. Изготовление художественных
биметаллических отливок в формах из природных ПГС // Литейное производство. -
2001. - №4. – С.41-42.
7.
Кочешков А.С. Junwex –2001 // Металл. – 2001. - №4. С.64-65.
8.
Кочешков А.С. Металлические счета
// Металл. - 2001. - №7. - С.49.
9.
Кочешков А.С. В ожидании роста // Металл. – 2002. - №3. - С.34-36.
10.
Кочешков А.С. Цветные метаморфозы золота. // Мир металла. – 2005. -
№1(24). - С.52-55.
11.
Кочешков А.С. В авангарде белое золото. // Мир металла. – 2005. -
№2(25). – С.44-45.
12.
Макаревич О.П., Кочешков А.С., Лютий Р.В. Керамиические формы для
изготовления отливок по выплавляемым моделям с низкомодульным НЖС // Литейное
производство. – 2005. - №4. - С.20-23.
13.
Кочешков А.С., Лютий Р.В., Іванкович Є. В., Черниш С.В.
Гипсо-кремнеземистые смеси с комбинированным наполнителем для получения отливок
по выплавляемым моделям // Процесы литья. – 2006. - № 3. - 2006. – С.94-96.
14.
Кочешков А.С., Бондаренко П.А., Іванкович Є.В., Черниш С.В. Формовочные
смеси холодного отверждения с синтетической смолой // Тез. докл. конф.
«Процессы плавки обработки и розливки метал лов: оливки, слитки, заготовки». –
Киев: ред. журн. «Процессы литья». – 2006. - С.94-96.
15.
Кочешков А.С., Черниш С.В., Іванкович Є.В., Скринніков Н.В.
Формоутворення точних литих заготівок у гіпсо-кремнеземистих сумішах //
Современные материалы и технологии в металлургии и машиностроении: Тез. докл. –
Киев: Редакция журнала «Процессы литья» при участии МП «Информлитье»,
2007.С.81-82.
16.
Кочешков А.С., Іванкович Є.В Технология литья ювелирных полуфабрикатов с
неметаллическими вставками Стратегія
якості у промисловості і освіті: Зб. наук. пр. між нар. наук. конф. У 2-х
томах. Дніпропетровськ-Варна; Волант ТУ Варна, 2008.-Том 1. С.249-251.
17.
Кочешков А.С., Художнє і ювелірне литво Стратегія якості у промисловості
і освіті: Зб. наук. пр. між нар. наук. конф. У 2-х томах.
Дніпропетровськ-Варна; Волант ТУ Варна, 2008.-Том 2.С202-205.
18.
Кочешков А.С., Черниш С.В. Литье биметаллических ювелирных изделий Перспективные
технологии, материалы и оборудование в литейном производстве: Сб. междун.
науч.-техн. конф. – Краматорск: ДГМА.-2008.С.169-170.
19.
Кочешков А.С., Зубер О.О., Шульга Г.О., Іванкович Є.В., Вплив
поверхнево-активних речовин на властивості гіпсокремнеземистих формувальних
сумішей для виготовлення точних виливків Вісник ДГМА. Тематичний збірник
наукових праць.-Краматорськ: ДГМА.- №3 (20) 2009. С.128-132.
20.
Кочешков А.С., Могілевський В.Ю., Cпеціалізація “Художнє і ювелірне
литво» (З досвіду співпраці кафедр ливарного виробництва чорних і кольорових
металів НТУУ «КПІ» і теорії та історії мистецтва НАОМА) Українська академія
мистецтва. Дослідницькі та науково-методичні праці. Спецвипуск. Київ, 2010. С.
97-102.
21.
Кочешков А.С., Демидов Д.С., Черниш С.В., Гавалешко Н.С. Дослідження
біметалевого шару зразків з сплавів кольорових металів «Матеріали для роботи в
екстремальних умовах-3»: Зб. наук. пр. між нар. наук. конф. - К. 2010.С.
255-258.
22.
Кочешков А.С., Шульга А.С., Садакова Г.Ю. Гіпсові суміші з комбінованим
вогнетривким наповнювачем для виготовлення точних виливків Елект. Видан Нові
матеріали і технології в машинобудуванні: Матеріали науково - технічної
конференції, 27 28 травня 2010. – К.: НТУУ „КПІ”, 2010. 98с.
23.
Демидов Д.С., Кочешков А.С., Гавалешко Н.С., Черниш С.В. Умови утворення
біметалевого шару срібла на міді Перспективные технологи, материалы и
оборудование в литейном производстве: материалы III междунар. начн.-техн. конф
12-16 сент. 2011 г. – Краматорск: ДГМА, 2011 –с. 60-61.
24.
Кочешков А.С., Кириленко Г.Ю. Оптимізація складу гіпсокремнеземистих
формувальних сумішей з комбінованим вогнетривким наповнювачем Нові матеріали і
технології в машинобудуванні: матеріали науково-технічної конференції, 26…27
травня 2011, –Київ: НТУУ „КПІ”, 2011. с.89.
25.
Кочешков А.С., Гавалешко Н.С. Визначення механічних властивостей дифузійної
зони біметалевого виливка. Нові матеріали і технології в машинобудуванні:
матеріали науково-технічної конференції, 26…27 травня 2011, – Київ: НТУУ „КПІ”,
2011. с.30.
26.
Демидов Д.С., Кочешков А.С., Гавалешко Н.С., Черниш С.В.Умови утворення
біметалевого шару срібла на міді. Вестник ДГМА. - №4 (25).- 2011. С 68-72.
27.
Кочешков А.С., Зубер О.О., Солодюк Н.М. Лютий Р.В. Патент України на
корисну модель UA №43612 U В22 С 1/00 від 25.08.2009. Вогнетривка гіпсокремнеземиста
формувальна суміш. Бюл.№16, 2009.
28.
Кочешков А.С., Зубер О.О., Солодюк Н.М. Лютий Р.В. Патент України на
корисну модель UA №43615 U В22 С 1/00 від 25.08.2009. Вогнетривка гіпсокремнеземиста
формувальна суміш. Бюл.№16, 2009.
29.
Кочешков А.С., Дробязко В.М., Власюк І.А. Технології художнього та
ювелірного литва. Елект. навч видан. Методичні вказівки до виконання
лабораторних робіт та самостійної роботи студентів спеціальності "Ливарне
виробництво чорних та кольорових металів", спеціалізації "Художнє і
ювелірне литво". Надано гриф «Рек Метод радою НТУУ «КПІ» 17.03. 2011,
протокол №7.
30.
Гавалешко Н.С., Кочешков А.С., Демидов Д.С., Дослідження мікротвердості
перехідного шару у біметалевих виробах. Материалы международной
научно-практической конференции «Литейное производство: технологии, материалы, оборудование, экономика
и экология». ФТИМС НАНУ,2011, С.63-65.
31.
Гавалешко Н.С., Кочешков А.С., Демидов Д.С., Визначення міцностні
перехідного шару у біметалевому виливку. Нові
матеріали і технології в машинобудуванні: матеріали науково-технічної
конференції, 19…20 травня 2012, – Київ: НТУУ „КПІ”, 2012. С.18-19.
Еще в 1540 году Ваночио
Бирингучио в своем труде «Пиротехника» писал о том, что труд литейщика
"... это выгодное и тонкое ремесло и во многом захватывающее".
Комментариев нет:
Отправить комментарий