РГИА.
Ф. 468. Оп. 8. Д. 1209. О конкурсе среди учеников Рисовальной школы Общества
поощрение художеств на создан на проектов вещей, жалуемых как призы.
В сентябре 1911 г. Кабинет Его
Величества обращается с к Рериху с просьбой организовать конкурс среди учащихся
на создание проектов подарков из Кабинета
"...Идя навстречу потребности Камеральной части Кабинета Его
Величества в художественных проектах вещей, жалуемых, как призы разных
состязаний, директор Школы Императорского Общества Поощрения Художеств [Н.К.
Рерих - В.С.] предложил Кабинету Его Величества объявить среди учащихся его школы конкурс на
составление рисунков - проектов вышеуказанных вещей. Можно предположить, что
работа учащихся Школы, исполненная под руководством таких художников, как
Рерих, Билибин и Щуко, даст ряд проектов, вполне пригодных для исполнения.
Поэтому
было бы желательно просить директора Школы объявить у себя в Школе три
последовательных конкурса на составление проектов серебряной настольной вещи, в
виде кубка, братины или ендовы.
Конкурс
первый был бы:
"Приз
конских состязаний"; возможный
мотив композиции, однако, не обязательный, - конь или кони, всадник или
всадники.
Конкурс
второй:
"Приз
для гонок автомобилей или яхт"; желательно символизировать понятие
"скорость", возможно изображение ладьи, парусного судна, для приза
морских лодок.
Конкурс
третий:
"Приз
стрелковый", на меткость стрельбы; здесь возможно ввести в композицию
стрелы, ружья, стреляющего или стреляющих воинов, но не охотников.
Срок для
всех трех конкурсов - 15 декабря с.г. 1911 г.
Требования,
относящиеся ко всем трем конкурсам:
1.
Размеры предметов должны быть от 5 до 12 вершков в высоту.
2.
Материал: серебро (может быть
частью позолочено); возможно применение эмали (однако иметь в виду, что
эмаль сильно повышает стоимость исполнения; возможно применить сибирские камни, в виде вставок,
или как постамент, или как отдельную часть композиции.
В ноябре 1912 г. заведующий Камеральной
Частью Новосельский испрашивает разрешение у Завtдующего Кабинетом генерал Е.
Волкова на уплату художницам Рисовальной школы ОПХ: Марии Лебедевой, Варваре
Вознесенской и А. Брускетти, каждой по 100 руб. за исполненные три проекта – рисунка: двух
братин и одного кубка, одобренных Е. Волковым.
В декабре того же 1912 г. по заказу
Камеральной части ученицы исполняют проекты – рисунки брошей: А. Брускетти – 2
проекта (гонорар 10 руб.), В. Вознесенская – 4 (20 руб.), Мария Евгеньевна Солнцева
и Евгения Васильевна Соснина – по
5 (по 25 руб.). Ученица Офросимова 11 ноября 1912 г. исполняет икону
Феодоровской Божией матери, записана на приход Кабинета в 40 руб. В январе 1913
г. по заказу Камеральной части учницы Школы ОПХ Попова, Кузьмина и Сухотина за
три рисунка – проекта вещей получили гонорар по 50 руб. каждая. Счет в Кабинет
подписал директор Школы академик Н. Рерих.
В мае 1913 г. уплачено
художнице Н.Ф. Блуменфельд и художнику В. Г. Орлову – гонорар по 150 руб.
каждому «за исполнение, согласно полученным распоряжениям, первой – лепной
медели кубка, второму – проект в рисунке серебряной чеканной братины, в
натуральную величину с эмалевыми или костяными вставкамиа также мастерской Д.
Бройдо – за гипсовую отливку модели художницы Блуменфельд – 30 руб.
В июне 1913 г. академик
архитектуры В. Покровский исполнил «два одобренных проекта серебряных кубков» ,
гонорар 500 руб. –
Сотрудничество Кабинета
с Рисовальной школой Общества поощрения художеств продолжается. В октябре 1913
г. заведующий Кабинетом утверждает новое положение о Конкурсе:
(Бланк)
Заведующий художественной частью на состоящих в ведении Кабинета Е.И.В.
фабриках и заводах. 20 окт.1913 г. Петербург
Требуется
составить проект серебряного кубка или братины или ковша жалуемых как призы
Государем Императором для:
1. Конских
состязаний
2. 2.
Морских гонок
3. 3.автомобильных
состязаний
4. Авиационных
состязаний
5. 5.стрелковых
состязаний
Размер предмета, в зависимости об общей формы может
колебаться от 5 до 12 вершков. Способ исполнения – главным образом – чеканка и
примерная стоимость в исполнении 500 – 800 руб. и не выше 1000 руб. Возможно
применение эмали и камней. Сереро может быть вызолочено. В каждом предмете
должно быть размещено изображение государственного герба двуглавого орла.
Отдельные виды состязаний могут быть характеризованы или всею формою предмета ,
или в мотивах орнаментации введением изображений лошадей, всадников, морских
атрибутов, стрелков и орудий стрельбы, символов быстроты и полета для
автомобилей и аэропланов . Можно оставлять места для надписей или иметь ее в
виду, как вязь.
Желательно стиль русский, но не обязательно. Важно
придание предмету характера пышного и торжественного.
Каждый проект должен состоять из следующих рисунков:
1. Общий
вид (а если предмет предложен не круглый, то профиль и фас.
Тоже и для отдельных частей,
например, ручек. Если крышка не ясна, при профильном изображении всего предмета
и повороте дать ее вид сверху
2. Развернуть
проект или весь предмет при
повторяющемся узоре
3. Все
рисунки должны быть исполнены в настоящую
величину.
За отмеченные лучшие проекты будут выдавны премии:
Одна в 150 руб., две по 100 руб., три по 75 руб. и пять по 50 руб. (12 премий
на 875 руб.). Премированные рисунки поступают в собственность Кабинета
Е.В. Не премированные проекты могут быть
приобретены Кабинетом Е.В за 50 руб.
каждый.
Срок представления конкурсных работ – 15 декабря
1913 г. Жюри – Педагогический совет
Императорского ОПХ при участии представителя Кабинета Его Величества Е. Лансере.
Виза: Утверждаю Е. Волков 29 окт.1913
В феврале 1914 г. подведены итоги Конкурса и
выставлен счет Кабинету. (На бланке Императорского ОПХ):
В Кабинет Его Императорского Величества.
25 февраля 1914 г.
Канцелярия
Императорского Общества поощрения художеств имеет честь препроводить в Кабинет
ЕИВ 14 рисунков (конкурс Кабинета Его Величества и Школы Общества, состоявшийся
в декабре 1913 г.), из которых 12 рисунков получили нижеследующие премии:
рисунок ученика Кобышева – 150 руб., рисунки учениц Сеферовой и Сосниной по
100 руб., рисунки учениц Брускетти, Воронец
и Лебедевой по 75 руб. и учениц Щекотихиной, Ивановой, Евграфовой-Сабанцевой,
Бакулиной, Бражниковой и Разумовской по
50 руб. Остальные два рисунка уч. Поповой и Аргамаковой были приобретены
Кабинетом Е.В по цене последней премии – 50 руб.
Николай
Константинович РЕРИХ (Рёрих)
1874 – 1947). русский художник. Академик Императорской (Российской) академии художеств
(1909). В 1897 г. окончил Императорскую Академию
художеств, а в 1898 г. - СПб
университет. В том же году Н. К. Рерих становится помощником
директора музея при Императорском
обществе поощрения художеств и
одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная
промышленность». В 1901 гон занимает
должность секретаря Императорского общества поощрения художеств. Много
путешествует. Убежденный проповедник русского стиля. В 1903 г. пишет: «…Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить
Русь.» . В 1908 году Рерих избирается членом
Правления Общества
Архитекторов-Художников, в 1909
году — членом Совета «Общества защиты и сохранения в России памятников
искусства и старины» и Председателем «Комиссии Музея до-Петровского искусства и
быта» при Обществе Архитекторов-Художников. В 1909 году Н. К. Рерих
был избран действительным членом Российской Академии
художеств.
С 1906 по 1918 годы Николай Рерих —
директор Школы Императорского
общества поощрения художеств,
одновременно преподает. Приняв
назначение, он расширяет территорию школы, открывает новые отделения и классы,
восстанавливает в правах педагогический совет, создаёт при Школе Музей русского
искусства, мечтает о реорганизации Школы ОПХ в Свободную народную академию, или
Школу Искусств. Организуется ряд мастерских (рукодельная и ткацкая (1908),
иконописная, во главе с известным
иконописцем из Мстёры Д. М. Тюлиным (1909), керамики и живописи по
фарфору (1910), чеканки (1913) и др.). Увеличилось число женских классов, создан
женский этюдный класс. Были созданы: старшее отделение, класс графики,
литографская мастерская, медальерный класс, класс обсуждения эскизов. Введены
лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству, занятия хора.. Отчётом
деятельности иконописной мастерской стало поднесение императору Николаю II 6
декабря 1909 г. иконы, выполненной учениками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий