понедельник, 17 декабря 2018 г.

Подготовительные материалы для книги "Награды, должностные знаки и подарки из Кабинета его величества. 1881 - 1917 гг. " О конкурсе среди учеников Рисовальной школы Общества поощрение художеств на создан на проектов вещей, жалуемых как призы. 1911 - 1914 гг.


РГИА. Ф. 468. Оп. 8. Д. 1209. О конкурсе среди учеников Рисовальной школы Общества поощрение художеств на создан на проектов вещей, жалуемых как призы.
          В сентябре 1911 г. Кабинет Его Величества обращается с к Рериху с просьбой организовать конкурс среди учащихся на создание проектов подарков из Кабинета
    "...Идя навстречу потребности Камеральной части Кабинета Его Величества в художественных проектах вещей, жалуемых, как призы разных состязаний, директор Школы Императорского Общества Поощрения Художеств [Н.К. Рерих - В.С.] предложил Кабинету Его Величества объявить  среди учащихся его школы конкурс на составление рисунков - проектов вышеуказанных вещей. Можно предположить, что работа учащихся Школы, исполненная под руководством таких художников, как Рерих, Билибин и Щуко, даст ряд проектов, вполне пригодных для исполнения.
      Поэтому было бы желательно просить директора Школы объявить у себя в Школе три последовательных конкурса на составление проектов серебряной настольной вещи, в виде кубка, братины или ендовы.
    Конкурс первый был бы:
    "Приз конских состязаний";  возможный мотив композиции, однако, не обязательный, - конь или кони, всадник или всадники.
     Конкурс второй:
    "Приз для гонок автомобилей или яхт"; желательно символизировать понятие "скорость", возможно изображение ладьи, парусного судна, для приза морских лодок.
    Конкурс третий:
    "Приз стрелковый", на меткость стрельбы; здесь возможно ввести в композицию стрелы, ружья, стреляющего или стреляющих воинов, но не охотников.
    Срок для всех трех конкурсов - 15 декабря с.г. 1911 г.
   Требования, относящиеся ко всем трем конкурсам:
1.      Размеры предметов должны быть от 5 до 12 вершков в высоту.
2.      Материал: серебро (может быть  частью позолочено); возможно применение эмали (однако иметь в виду, что эмаль сильно повышает стоимость исполнения; возможно применить сибирские камни, в виде вставок, или как постамент, или как отдельную часть композиции.
      В ноябре 1912 г. заведующий Камеральной Частью Новосельский испрашивает разрешение у Завtдующего Кабинетом генерал Е. Волкова на уплату художницам Рисовальной школы ОПХ: Марии Лебедевой, Варваре Вознесенской и А. Брускетти, каждой по 100 руб.  за исполненные три проекта – рисунка: двух братин и одного кубка, одобренных Е. Волковым.
     В декабре того же 1912 г. по заказу Камеральной части ученицы исполняют проекты – рисунки брошей: А. Брускетти – 2 проекта (гонорар 10 руб.), В. Вознесенская – 4 (20 руб.), Мария Евгеньевна  Солнцева  и Евгения Васильевна  Соснина – по 5 (по 25 руб.). Ученица Офросимова 11 ноября 1912 г. исполняет икону Феодоровской Божией матери, записана на приход Кабинета в 40 руб. В январе 1913 г. по заказу Камеральной части учницы Школы ОПХ Попова, Кузьмина и Сухотина за три рисунка – проекта вещей получили гонорар по 50 руб. каждая. Счет в Кабинет подписал директор Школы академик Н. Рерих.  
В мае 1913 г. уплачено художнице Н.Ф. Блуменфельд и художнику В. Г. Орлову – гонорар по 150 руб. каждому «за исполнение, согласно полученным распоряжениям, первой – лепной медели кубка, второму – проект в рисунке серебряной чеканной братины, в натуральную величину с эмалевыми или костяными вставкамиа также мастерской Д. Бройдо – за гипсовую отливку модели художницы Блуменфельд – 30 руб.
В июне 1913 г. академик архитектуры В. Покровский исполнил «два одобренных проекта серебряных кубков» , гонорар 500 руб. –
Сотрудничество Кабинета с Рисовальной школой Общества поощрения художеств продолжается. В октябре 1913 г. заведующий Кабинетом утверждает новое положение о Конкурсе:
 (Бланк) Заведующий художественной частью на состоящих в ведении Кабинета Е.И.В. фабриках и заводах. 20 окт.1913 г. Петербург
    Требуется составить проект серебряного кубка или братины или ковша жалуемых как призы Государем Императором для:
1.      Конских состязаний
2.      2. Морских гонок
3.      3.автомобильных состязаний
4.      Авиационных состязаний
5.      5.стрелковых состязаний
Размер предмета, в зависимости об общей формы может колебаться от 5 до 12 вершков. Способ исполнения – главным образом – чеканка и примерная стоимость в исполнении 500 – 800 руб. и не выше 1000 руб. Возможно применение эмали и камней. Сереро может быть вызолочено. В каждом предмете должно быть размещено изображение государственного герба двуглавого орла. Отдельные виды состязаний могут быть характеризованы или всею формою предмета , или в мотивах орнаментации введением изображений лошадей, всадников, морских атрибутов, стрелков и орудий стрельбы, символов быстроты и полета для автомобилей и аэропланов . Можно оставлять места для надписей или иметь ее в виду, как вязь.
Желательно стиль русский, но не обязательно. Важно придание предмету характера пышного и торжественного.
Каждый проект должен состоять из следующих рисунков:
1.      Общий вид (а если предмет предложен не круглый, то профиль и фас.
Тоже и для отдельных частей, например, ручек. Если крышка не ясна, при профильном изображении всего предмета и повороте дать ее вид сверху
2.      Развернуть проект  или весь предмет при повторяющемся узоре
3.      Все рисунки должны быть исполнены в настоящую  величину.
За отмеченные лучшие проекты будут выдавны премии: Одна в 150 руб., две по 100 руб., три по 75 руб. и пять по 50 руб. (12 премий на 875 руб.). Премированные рисунки поступают в собственность Кабинета Е.В.  Не премированные проекты могут быть приобретены Кабинетом Е.В  за 50 руб. каждый.
Срок представления конкурсных работ – 15 декабря 1913 г.  Жюри – Педагогический совет Императорского ОПХ при участии представителя Кабинета Его Величества Е. Лансере. Виза: Утверждаю Е. Волков 29 окт.1913
В феврале 1914 г. подведены итоги Конкурса и выставлен счет Кабинету. (На бланке Императорского ОПХ):
В Кабинет Его Императорского Величества. 25 февраля 1914 г.
Канцелярия Императорского Общества поощрения художеств имеет честь препроводить в Кабинет ЕИВ 14 рисунков (конкурс Кабинета Его Величества и Школы Общества, состоявшийся в декабре 1913 г.), из которых 12 рисунков получили нижеследующие премии: рисунок ученика Кобышева – 150 руб., рисунки учениц Сеферовой и Сосниной по 100  руб., рисунки учениц Брускетти, Воронец и Лебедевой по 75 руб. и учениц Щекотихиной, Ивановой, Евграфовой-Сабанцевой, Бакулиной, Бражниковой и Разумовской  по 50 руб. Остальные два рисунка уч. Поповой и Аргамаковой были приобретены Кабинетом Е.В по цене последней премии – 50 руб.
                                   Х Х Х
Николай Константинович РЕРИХ (Рёрих) 1874 – 1947).  русский художник. Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909).  В 1897 г. окончил Императорскую Академию художеств, а в 1898 г. -  СПб университет. В том же году Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». В 1901 гон занимает должность секретаря Императорского общества поощрения художеств. Много путешествует. Убежденный проповедник русского стиля. В 1903 г. пишет: «…Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь.» . В 1908 году Рерих избирается членом Правления Общества Архитекторов-Художников, в 1909 году — членом Совета «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» и Председателем «Комиссии Музея до-Петровского искусства и быта» при Обществе Архитекторов-Художников. В 1909 году Н. К. Рерих был избран действительным членом Российской Академии художеств.
       С 1906 по 1918 годы Николай Рерих — директор Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно  преподает. Приняв назначение, он расширяет территорию школы, открывает новые отделения и классы, восстанавливает в правах педагогический совет, создаёт при Школе Музей русского искусства, мечтает о реорганизации Школы ОПХ в Свободную народную академию, или Школу Искусств. Организуется ряд мастерских (рукодельная и ткацкая (1908), иконописная, во главе с  известным иконописцем из Мстёры Д. М. Тюлиным (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913) и др.). Увеличилось число женских классов, создан женский этюдный класс. Были созданы: старшее отделение, класс графики, литографская мастерская, медальерный класс, класс обсуждения эскизов. Введены лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству, занятия хора.. Отчётом деятельности иконописной мастерской стало поднесение императору Николаю II 6 декабря 1909 г. иконы, выполненной учениками.




Комментариев нет:

Отправить комментарий