вторник, 4 декабря 2018 г.

Алекандр МУХИН-ЧЕБОКСАРСКИЙ


В 1977 году я окончил среднюю общеобразовательную школу в основном на «5» и Похвальной Грамотой в изучении истории и Детскую художественную школу.  В этом же году поступил в ЧГПИ им. И. Я. Яковлева на худграф. В 1980 году  я принял впервые участие в профессиональной выставке художников Чувашии «Весна-80» («Оттепель». К., м. 30х40), г. Чебоксары, к/т «Сеспель». Руководителем моей дипломной работы на ХГФ был доцент, член СХ СССР, засл. художник ЧАССР, засл. художник РСФСР Фёдоров Р. Ф. Защитил дипломную работу по теме: эскиз картины «На выставке».1982. Х., м. 87х74 с оценкой «отлично». 1982 – моё первое участие во Всероссийской выставке «Школа-учитель-искусство» в Москве, ЦВЗ «Манеж» с дипломной работой «На выставке». Награждён Дипломом Минпросвещения РСФСР. 1987 – первая персональная выставка , Чебоксары.  1989-1995 г.г. – учёба в МГАХИ им. В. И. Сурикова, мастерская книги. Педагоги: засл. художник России Мазурин Г. А., член-кор. АХ СССР, народный художник РСФСР, Лауреат Гос. Премий СССР Дехтерёв А. Б.,  засл  художник России Панов В. П., засл художник России Ракутин Ю. М. Защитил дипломную работу по теме: Илл и оформление сказа  Н. С. Лескова «Левша»  с оценкой «отлично». 1992 – первое участие в зарубежной выставке «Выставка русских художников в Турции», Анкара. Во время учёбы в Академии  мою работу купил бизнесмен Польчевский А. И., много работ покупали  у  ЦДХ на улице как наши , так и иностранцы.  На 6 курсе  Академия послала меня на творческую стажировку во ФРАНЦИЮ в Международную школу изящных искусств в г. Экс-ан-Прованс на 2 месяца. Но  накануне этого у меня купил много работ бизнесмен Махора В. В.  Во Франции я провёл персональную выставку, где  фр бизнесмен Mr. Roger Daumas купил у меня неск работ. 1995 – первая персональная выставка после окончания Академии в Москве, ВЗ  «ИТАР-ТАСС». 1996 – награждён Комитетом РФ  по делам молодёжи, Министерством культуры РФ, Артийским комитетом ДИПЛОМОМ с присвоением почётного звания «ЛАУРЕАТ ll АРТИАДЫ России» за  илл к «Левша». В этом же году принят в члены РО «СХ Чувашии». Летом 1997  провёл малую персональную выставку в ЦДХ, Москва, где у меня купили много работ  известный богатый коллекционер Алиев М. И. и  бизнесмен Краснопутский  А. В.  В этом же году  принят в члены ВТОО «СХР».  1998 – завоевал Первую премию  Конкурса  между живописцами и графиками  художников стран СНГ на самую восхитительную картину !!! Целую неделю отмечали мою Победу на пирах!!!  В этот период  чебоксарский бизнесмен  Куянов В. Г. купил у меня много работ.  А также австралийский бизнесмен  Б. Леликов купил много моих работ. Чуть позже  мл-р  Михаил Ходорковский  украсил свой частный ресторан 10 моими работами.   За участие в выставке «Большая Волга-2004» в Ниж. Новгороде мне присвоили почётное звание – Залуженный  художник Чувашии  в 2005 г.  В 2008 г. Mr. David ,бизнесмен США NM Santa Fe заказал и купил несколько работ. Депутат ГД Шайхутдинов Р. Г. много моих работ купил на тему охоты. 2009 – московский состоятельный архитектор Андрей N. купил 2 работы. В 10-е годы  мои работы покупали :  Алиев М. И.,  Шайхутдинов Р. Г., Президент «САНТЭНС» Моисеенков О. В. – украсил отель «Новый Пётр», Карловы-Вары, Чехия.  Часто покупали мои работы в  ООО Галерея «Лез Ореад» в Москве в  элитном ТЦ «Времена года», куда заходили различные богатые люди…

Какая сила и обстоятельства побудили меня захотеть стать не просто художником, а Мастером!..

Александр Мухин Чебоксарский                                                                                          Июль 2018 г.
                Мое первое знакомство с акварелью состоялось в три года. Я нашел в комнате металлическую коробку и открыл ее, там оказались цветные краски. Я подумал, что это красивые конфеты и лизнул одну кювету. Она оказалась сладкой и вкусной. А запах похож на мед. И начал есть все краски, правда, не успел всё съесть. Меня старшая сестра остановила и отобрала краски, начав ругать меня. А краски принадлежали старшему брату Вове, который был старше меня на 8 лет. Акварель была медовая. Мне всё понравилось в акварели: цвет, запах и вкус!
                Наша семья жила на окраине города Чебоксары в деревянном бараке у опушки леса, где протекала речка и была плотина. Зимой, поздно вечером, когда выходишь в туалет был слышен страшный вой волков из леса. В лесу было много зайцев, лис, ёжиков, лосей, птиц; цветов, ягод, орехов и грибов. В речке много пескарей, вьюнов, шиповок, агольцов. В плотине – окуни, карпы, караси и верхоплавки. Я жил в окружении красивой природы. Каждое время года – зима, весна, лето и осень по-своему очень красивое. Красота везде и во всём, которую я воспринимал глазами; пение птиц и шум дождя внимал ушами; обонянием вдыхал запахи различных цветов, листьев деревьев, ягод, грибов, различных трав. Всё это – сказочный мир, где я жил! Все это являлось питательной средой для формирования потенциала будущего художника. А в душе свыше был дан дар – видеть во многих проявлениях – КРАСОТУ!..
                В первый раз я увидел карандашные рисунки в альбоме старшего брата Вовы после трех лет. Рисунки мне его очень нравились, поэтому я начал пробовать рисовать карандашами, где одной линией, где с тушёвкой. Жаль, что не сохранились ранние рисунки. Конечно, рисунки были очень просты и примитивны, а у брата более живые и профессиональные. Но я очень хотел научиться рисовать. Поэтому часто рисовал в тетрадях и альбомах.
                Однажды я взял его учебник по Истории древнего мира и начал разглядывать рисунки чёрной линией на белой бумаге. Я был ошеломлён красотой рисунков по истории. Так я очень полюбил рисунок! Особенно мне понравился рисунок «Раненный Спартак».  Я часто срисовывал его не через стекло, а «на глаз». Любоваться такими рисунками, получать громаднейшее эстетическое наслаждение, можно было всегда, когда листаешь эти страницы. И это не надоедало никогда. Этот учебник – мой безмолвный учитель по рисунку.
                Где-то к пяти годам у соседа я увидел иллюстрации Дехтерёва Б.А. к сказке Пушкина А.С. «Сказка о попе и его работнике Балде». Они меня очень сильно потрясли своей виртуозностью, простотой, изысканностью, юмором (где глупенький и простодушный чёртик на спор пытался поднять кобылу…), интересным построением композиций!!! Я хотел научиться также рисовать! Очень много раз срисовывал «на глаз» его рисунки. Потом я увидел другие иллюстрации Дехтерёва Б.А. к другим сказкам, которые также копировал. Заочно, Дехтерёв Б.А. был для меня первым профессиональным учителем и кумиром!!!
                В 5 лет я впервые участвовал в детском конкурсе рисунка своего двора и ближних домов. Конкурс проходил в длинном коридоре барака. Рисовали на стенах коридора. В те времена семьи были многодетные, по 4, 5, 6 детей. Поэтому было много разновозрастных участников. Я нарисовал простым карандашом ёжика. Победителя определяли общим голосованием. Мой «Ёжик» стал Победителем конкурса! Я был так рад и горд! Теперь с таким статусом я стал ещё больше рисовать!
                Примерно в 6 лет я впервые увидел цветную картину маленького размера в учебнике по Истории средних веков старшего брата – «Джоконду»! Я долго всматривался в этот портрет и не мог понять: кто это?.. Странная одежда, горный пейзаж, которого я никогда не видел, таинственный взгляд и улыбка?!.. Но образ не отпускал меня и держал как заворожённого… Колдовские чары!.. Надо же, какой ясновидящий и всепроникающий взгляд!.. Я подумал, что этого человека обмануть не удастся, он сразу определит ложь!.. Какой странный и загадочный человек!.. И я пришел к выводу, что это – Бог!!! Меня эта маленькая бумажная картинка очень сильно потрясла, я ничего не видел столь душепотрясающего!!! Да, если бы я увидел оригинал – я бы сошёл с ума, мой мозг бы взорвался!!! Вот такое мое первое знакомство с великим шедевром мира!!! Тогда я не мог читать, и даже не знал ни одной буквы. И был один при разглядывании картинки, то есть спросить было не у кого – кто это?.. Я не знал, что это?.. – цветное фото Бога или живопись Бога?.. Но чары психологического воздействия на меня как на зрителя так велики!!!.. Этот образ так сильно врезался в мозг, его уже никогда не забудешь! Вот такая великая сила воздействия высокого искусства!..
                Вот какие силы воздействовали на меня ещё до школы…
                В 7 лет я пошел в первый класс учиться в среднюю общеобразовательную школу. Я очень хотел туда, так как там уже учились два старших брата и старшая сестра. Правда я быстро разочаровался, так как сентябрь, золотая осень, а тут так долго тянется урок. Сидеть надо смирно, молчать и слушать, а я очень хотел гулять в лесу, на плотине – красота!!! Но в школе был огромный зал, где на стенах висела галерея репродукций в рамах классических картин великих русских живописцев XIX века из собраний ГТГ и ГРМ в 3 ряда. До этого я видел только мелкие репродукции в книгах. До сих пор помню веселый смех до коликов в животе от просмотра  картины Репина И.Е. «Запорожцы» целым классом, где один типаж комичнее другого, чуть ли не карикатуры. Класс смеялся так сильно и громко, как и казаки на картине. Слава Репину И.Е.!.. До слез рассмешил детей.  Мы получали огромную эстетическую радость созерцания великой русской живописи!!! Эта галерея картин оказывала на меня огромное воздействие, побуждая меня стать художником.
                Самый любимый предмет в школе у меня был рисование, за что я получал только «отлично». Второй любимый предмет – это физкультура. Я был спринтером. Любил канат, перекладину, стенку, лазил по деревьям и т.д. По трудовому обучению – также «отлично», так как в сарае был рабочий стол с тисками. Умел работать молотком, пилой, рубанком, топором, стамеской. А по все остальным предметам я учился кое-как, на еле-еле «тройку». После вольного детства на природе сидеть с учебниками не хотел – не интересно. Тянуло на красоту природы. Поэтому мне часто ставили «двойки». Но вы не поверите, что они формировали во мне высокий художественный вкус. Учительница ставила «2» красными чернилами ручкой с металлическим пером. То есть получался красивый рисунок с разной толщиной линии в зависимости он нажима пера. По пятибалльной системе оценок, самая красивая для меня цифра была «2», потому что эта цифра похожа на прекрасного лебедя. И я каждый раз любовался этой красивой отметкой и думал, как бы так же, как учительница, научиться красиво каллиграфически писать пером с чернилами. Я дополнительно воспитан и сформирован на красоте лебединых «двоек»!..  
                С 4 класса урок рисования вела специалист-предметник Григорьева Валентина Григорьевна. Мне очень повезло встретить такую вдохновенную учительницу. Её уроки были очень интересные, она рассказывала о шедеврах русской живописи так вдохновенно, эмоционально и с жестами рук. Весь класс ее слушал внимательно. Она полюбила меня с первых недель обучения за мои успехи в рисовании. Когда она садилась смотреть мои рисунки, она хвалила меня, ласкала и обнимала по-матерински. Я чувствовал ее любовь ко мне. В этой же школе учились её две дочери и сын. Она, видимо, мечтала о сыне-художнике, а он был слаб и равнодушен к рисованию. Параллельно она работала на заводе художником-оформителем.  Часто брала меня с собой в мастерскую, где давала пробовать писать маслом, гуашью, где я рисовал и она указывала на мои ошибки. Любила угощать меня вкусненьким. Меня поразил красотой масляный холст с копией крылатого ангела европейского художника. В 5 классе она сказала мне, что тебе надо будет поступать в художественное училище. Но тебя могут не взять из-за множества «троек» по разным предметам. Возьмут того, у кого «5» и «4». Тут я расстроился и призадумался – решил серьёзно изучать все предметы в школе на «хорошо» и «отлично». Это очень трудно, но к этому толкало желание учиться художеству.
                Было очень важное событие. Мой отец повёз меня в центр города в государственную «Картинную галерею», где было большое собрание оригиналов классической русской живописи XIX века. Когда я вошел в живописный зал, впервые в жизни я остолбенел. Меня поразило всё: высокий потолок, просторный, без мебели зал, особенно аромат растительного масла (жареных семечек) от картин щекотал нос, дорогие золотые рамы с лепниной, живопись на холстах больших размеров, паркетный пол. Я почувствовал какую-то духовную, мистическую ауру в зале, но тогда не смог объяснить это. Сейчас говорю: «Душа художника живет в картинах бессмертно и от картин исходит невидимая энергия! Благотворная!» Я попал как будто в иной параллельный мир волшебства. Я был восхищён и загипнотизирован картинами. Видимо души художников давно ждали эмоционального, чувственного, очарованного малыша-зрителя, хотящего стать таким же мастером. Я понюхал вблизи холст, он так сильно пах семечками. Тогда нюх у меня был очень развит, не то, что сейчас. Картины настолько были красивые!.. И пейзаж, и натюрморт, и жанровые композиции, особенно меня поразили портреты! Они были как будто живые, как будто под кожей течёт кровь. А может это обман зрения?.. Или какой-то фокус?.. Я решил проверить, заглянув под холст, но там плоская стена, значит, обмана нет. Но как же это так можно написать?.. Это сродни магии и колдовству. Это – совершенство мастерства кисти!.. Все это тронуло мое сердце и душу!.. Люди на холстах как живые, реальные, но только не шевелятся и не говорят – застыли… Хотелось проверить их трёхмерный объём, потрогав своими пальцами их лицо и кисть, но наталкиваешься на плоскую поверхность?!.. Какая искусная иллюзия реальности!!! Я был потрясён и ошеломлён живописью мастеров!!! И опять на меня действовала волшебная сила искусства, и усиливало моё желание научиться живописи и стать таким же мастером! Прав был Леонардо, говоривший, что живопись – царица всех искусств и наук!
                В 1972 году по чёрно-белому телевизору показывали итальянский сериал «Жизнь Леонардо да Винчи». Я с таким восторгом посмотрел все серии, которые оставили неизгладимые впечатления и сопереживания в душе, что привело меня к абсолютному решению – обязательно учиться и стать художником!!! Так как жизнь его окружена мистической тайной и чародейством!!! Что очень завораживает и манит!!! Я думал… каждый день много тысяч рабочих ходят на завод работать и так до старости – одно и тоже, один день похож на другой – ничего нового, рутина, чтобы заработать деньги на еду, одежду. Какая скукота жизни! А у художника каждый раз какая-то тайна, новизна, волшебство!!! Сродни Творцу! Представьте белый лист, белый холст – и вдруг рождается таинство новой жизни! Ничего не было! И Бог из пустоты сотворил землю, небо, воду и т.д.! Чудо!!! И ХУДОЖНИК как Бог-творец создаёт волшебную КРАСОТУ!!! Так же, ЧУДО!!! И художнику уже жить безумно интересно, ибо творчество – высшая духовная деятельность!!! От него можно получить не удовольствие, а Радость – Катарсис!!! Удовольствие можно купить, а Радость достигается через тяжёлый напряжённый творческий духовный труд!!!..
                Осуществляя мечту, я 5 лет учился в ДХШ, 5 лет на художественно-графическом факультете
Пединститута, 6 лет в МГАХИ им. В.И. Сурикова, 3 года в философской школе.
……………………………………………………………………………………………….
Кредо творческое.
                Каждому человеку даётся свобода выбора жизненного пути: или ты будешь творить Добро, Любовь, Свет, Созидание, - или ты будешь служить силам зла, тьмы, разрушения. Этот выбор относится и к художественному творчеству. Иной раз на выставках видишь такие «произведения искусства», что не хочется жить, настолько тебе становится плохо. Искусство – это воплощение Божественной гармонической Красоты. То, что не Прекрасно – не Искусство. Подлинное искусство не требует слов, объяснений, ибо достигает сердце каждого, озаряя их своей красотой. Искусство не должно быть заражено кривлянием, несовершенством. В искусстве должно отразиться все лучшее, что есть в окружающем мире, в человеке. Искусство должно содержать в себе Божественную красоту и послание, способные смягчить сердца людей и открыть им путь к Добру и Любви, что сделает мир совершеннее! Плюс, данные учёных, которые изучали мозг человека, пришли к выводу: Интеллектуальное развитие мозга человека питает только искусство! Только после длительного осмысленного слушания музыки, созерцания живописи и др. видов искусств, человек может сконструировать космический корабль, решить сложную математическую задачу, открыть новые законы физики и т. д. – такова миссия художника!  Поэтому высока ответственность художника перед обществом. Какую пищу дать людям, чтоб не появлялись разрушители?.. А то ведь бывает чернушное искусство, которое заражает человека разрушительной силой. Эта миссия требует от художника больших духовных и физических сил, любви, самопожертвования. Это нелегко, но силу даёт нам Божественная красота, Любовь. Я стараюсь вкладывать много любви к работе, испытывая радость… Люблю писать детали подробно в гармонии, ибо они могут полно высказать мысль, выразить чувство. В результате чего живопись накапливает такой заряд духовной энергии, любви, что и зритель становится соавтором духовных переживаний художника, даже через много столетий, как подарок на вечное пользование потомкам. Поэтому надо полностью вжиться в своё творение и тогда это – искусство. Искусство соединяет людей, создает общность чувств – это великая сила искусства. Прекрасен тот художник, кто не потерял в себе способность удивляться и восторгаться как ребенок!..
Я – сторонник укрепления и развития традиций русского и российского реалистического искусства. Дарить людям радость, красоту, любовь от встречи с искусством – это прекрасно! Осознание Красоты рождает Любовь, Доброту.., что и спасёт мир ибо Красотой он держится!.. Так задумано Вселенной!!!..
Внутри нас сидит сильное стремление к совершенству, которое постоянно зовёт нас вперёд и выше!..
………………………………………………………………………….
СТАТЬИ  МУХИНА-ЧЕБОКСАРСКОГО А. Л.

1.      Новые имена. Как я работал над иллюстрациями к "Левше". "Юный художник". 1998, №1, с. 34-35.
2.      Юбилей в Чебоксарах. "Юный художник". 1998, №1, с. 36-37.
3.      "Доброта и красота спасут мир". "Ваш досуг." 2000, №40, с. 48.
4.      В Лондон за Левшой. "Воин России." 2001, №9, с. 95-96.
5.      Классический метод живописи акварелью. Станковая картина. Художественный Совет. 2001, №6, с. 40-42.
6.      Размышление о проблемах изоискусства, творчества и школы. Газета "Этюд." Чебоксары. 2002, №8.
7.      Мы живём в Чебоксарах. "Юный художник." 2003, №9, с. 1-2.
8.      Вспоминая институт. "Юный художник." 2004, №4, с. 29.
9.      Педпрактика. Обмен опытом. Портрет натюрморта. "Художественная Школа." 2005, №1, с. 26-30.
10.  Искусство/ живопись.  Мухин "под мухой." "Лица." 2006, март, с. 54-55.
11.  Мастер-класс. О натюрморте "Чай и пирожное." "Художественный Совет." 2006, №4,     с.26-29.
12.  Мастер-класс. Сделать просто, не так просто. "Художественный Совет." 2010, №1, с.22-24.































Комментариев нет:

Отправить комментарий