вторник, 4 декабря 2018 г.

Личное дело кандидата Дымченко Татьяны


                                                                    БИОГРАФИЯ
Татьяна Юрьевна Дымченко родилась в Волгограде 11 марта 1963 года. Окончив школу, приехала в Москву осуществить свою мечту -  познать секреты мастерства миниатюрной живописи на эмали. С 1982 по 1986 год с большим удовольствием обучалась технике миниатюры на эмали в Федоскинской школе миниатюрной живописи на отделении Ростовская финифть.
По окончании школы поступила на работу в Алексеевские мастерские Художественно-производственного предприятия Софрино и сразу же получила заказ на создание эмалевых миниатюр для панагии и наперстного креста. Работа шла очень трудно, было страшно приступать к написанию образов Святых  не имея никакого опыта работы с иконами. Но к счастью, рядом с Татьяной в мастерской находились великолепные иконописцы, такие как Чашкин Александр, и постепенно наблюдая за их работой Татьяна начала понимать разницу между светским портретом и иконой. К тому же и сама мастерская, где работала Татьяна находилась в подклете Храма Тихвинской Богородицы. Часто перед началом работы Татьяна заходила в Храм на службу и взяв благословение у батюшки, спокойно бралась за работу. Постепенно всё стало получаться. За 13 лет работы в Софрино Татьяной было создано множество эмалевых миниатюр, которые украсили митры, панагии, кресты и другие богослужебные предметы.
Во время восстановления Зачатьевского монастыря Татьяне довелось познакомится и  активно сотрудничать с настоятельницей монастыря матушкой Иулианией. Татьяна получила несколько заказов по реставрации предметов церковной утвари с эмалевыми дробницами (большое напрестольное Евангелие, напрестольные кресты и потир). Все эти работы были выполнены совместно с реставратором по металлу Игошевым Валерием Викторовичем.
В 1999году Татьяне предложили обучать молодых художников, пришедших на работу в Софрино этой сложной уникальной технике. Поработав наставником Татьяна поняла своё истинной признание – быть художником и передавать свой опыт другим.
В 2001 году Татьяне предложили присоединиться к группе старых мастеров, которые участвовали в создании новой кафедры в Академии им. С.Г.Строганова. Кафедра реставрации художественного металла была создана для подготовки специалистов в области музейной и археологической реставрации в помощь российским музеям. Она соединяет в комплексном процессе обучения все техники ювелирного искусства, академической истории искусства, музейного дела. Художественная обработка металла – традиционное направление Императорского Строгановского училища. В начале 20 века в училище были открыты чеканная, монтировочная, эмальерная и др. мастерские. Русская жизнь наполнилась произведениями самобытного прикладного искусства от драгоценных всемирно известных пасхальных яиц до серёг, кошельков, сумочек, портсигаров. Подъемной силы этого невиданного взлёта хватило почти до середины 20 века. В доперестроечные годы ювелирное искусство России, как, впрочем, и все остальные виды профессионального искусства вообще оказываются ориентированными на недостаточно воспитанный потребительский вкус, что неизменно приводит к уничтожению их самобытности, а значит и культурной ценности. В этих условиях задача, которую поставили перед собой педагоги кафедры реставрации металла Строгановки – возрождение традиционных видов русского ювелирного искусства, создание системы подготовки специалистов, ориентированных на научную реставрацию древних памятников – приобретает особую значимость для русской культуры в целом.
Татьяне было предложено создать и возглавить класс миниатюрной живописи на эмали. Она с большим энтузиазмом взялась за это новое для неё дело. В условиях когда опыт мастеров передавался только из уст в уста, без методических пособий и учебников, опираясь лишь на свой собственный опыт мастера и интуицию, Татьяна создала уникальную программу обучения студентов, позволяющую независимо от начального уровня ученика всего за один год достичь весомых результатов в освоении техники миниатюры на эмали.
Живописи на эмали в Академии уделяется особое значение. Достаточно сказать, что все основные ювелирные техники студенты кафедры осваивают всего за один семестр. А финифть начинают изучать сразу же с первого курса в течение двух семестров. В дальнейшем студенты продолжают заниматься миниатюрой на эмали факультативно. Татьяна не только обучает студентов техническим приёмам, но и учит их любить своё дело и разбираться в разных тонкостях атрибуции произведений миниатюрной живописи на эмали.
Кафедра реставрации художественного металла Академии им.С.Г.Строганова тесно сотрудничает с Государственным Историческим Музеем. За почти 20-летний стаж работы кафедры студентами под руководством Татьяны и других мастеров были буквально спасены сотни памятников ювелирного искусства, украшенных вставками из финифти.
Для того, чтобы улучшить качество преподавания Татьяна решает повысить уровень своего образования. С 2008 по 2013 год она обучалась в Суриковском институте на кафедре Теории и Истории Искусства и окончила его с отличием.  Национальные черты в искусстве русских эмалей – так звучит тема дипломной работы Татьяны. Наряду с другими памятниками ювелирного искусства в дипломной работе Татьяны был исследован безымянный уникальный светильник-паникадило, находящегося в настоящее время в Храме Покрова на Рву (Василия Блаженного). Используя прежде всего технико-технологический, а также историко-художественный  и формально-стилистический анализы, Татьяне удалось доказать, что  светильник выполнен в  мастерской Фёдора Мишукова. Уникальность этого памятника заключается в соединении северо-русских расписных эмалей (Сольвычегодска и Вятки) в одном произведении. Эта была очень интересная и полезная во всех смыслах работа.
В 2008 году Татьяна вступила в Ассоциацию Искусствоведов России.
Работая в мастерских Строгановки, рядом со старыми мастерами, Татьяна овладела всеми техническими приемами ювелирного искусства, что позволило счастливо сочетать между собой  различные эмалевые техники.
Горячо любя свою профессию, Татьяна является ярким пропагандистом этого замечательного вида искусства. В рамках программы «Университетские субботы» Татьяна с 2013 года и по сей день проводит Мастер-Классы для старшеклассников и детей с ограниченными возможностями и читает лекции по русским эмалям. Участвует в выездных Мастер-Классах на предприятиях, учебных центрах и даже детских садах. Татьяна сотрудничала с журналом «Юный художник», где публиковались её статьи об искусстве русских эмалей. В 2014 году Татьяна стала участником Всероссийского конкурса на лучший Мастер-Класс среди вузов. Мастер-Класс Татьяны был признан лучшим и получил самую высокую оценку.
За 36 лет работы Татьяной было написано множество миниатюр, хранящихся в частных коллекциях в России и за рубежом (в Австрии, Чехии, Германии, Китае, США, Хорватии), но всё же основным своим призванием Татьяна считает пропагандирование этого великолепного завораживающего искусства – миниатюры на эмали.





















Комментариев нет:

Отправить комментарий