Сапфирова
Н. Н.
«Лавровое» или «Померанцевое»?
Одним из известных и исторически
значимых произведений фирмы К. Фаберже является «Лавровое дерево». Оно было
выполнено в 1911 году по заказу императора Николая ІІ и подарено своей матери –
вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху.
Данный материал не предполагает
углубление в историю создания произведения и его искусствоведческий анализ. Однако
уточним, что «Лавровое дерево» – это традиционный ежегодный пасхальный подарок
императорской семьи – яйцо. Форма яйца завуалирована и угадывается в
сферической кроне дерева.
Автор предлагает свою точку зрения на
некогда, относительно недавно, возникшее противоречие – к какому виду деревьев
(или кустарников) относится на самом деле дерево из Пасхального императорского
подарка. С одной стороны, противоречие как таковое отсутствует, вследствие
определения собственного произведения самим К. Фаберже. В счете написано:
«Лавровое». Однако, существует мнение со ссылкой на особенности строения дерева,
что, несмотря на данное название, дерево следует считать Померанцевым
(апельсиновым).
Как померанцевые, так и лавровые деревья
в кадках были неотъемлемой частью декоративной культуры российских дворцов, усадеб,
экспонировались на выставках садоводства, зимой содержались в оранжереях. Поэтому
сюжет подарка объясним, понятен и приемлем.
Помимо прямой ссылки на счет фирмы
Фаберже, ниже приведем фактологический материал, который косвенно подтверждает
принадлежность дерева к виду лавр
благородный.
Во-первых, есть природное объяснение. В энциклопедических
изданиях представлено достаточно полное описание и иллюстрации лавра
благородного. Формы цветка и лепестков, которые мы видим в «Лавровом дереве» у
Фаберже, почти идентичны форме женского цветка лавра благородного. Почти,
потому что в природе мы встречаем четыре лепестка, в Пасхальном подарке – пять.
Нефритовые листья не вызывают сомнений в своем подобии оригиналу, они лишь
слегка упрощены в выполненных камнерезом прорезях, передающих строение жилок.
Во-вторых, подобие сферической формы
кроны лавра мы можем увидеть в архитектуре. Это здание Выставочного зала
Венского сецессиона, построенное в 1898–1899 гг. по проекту архитектора Йозефа
Марии Ольбриха, которое венчает лавровая шарообразная крона.
В-третьих, обратим внимание на обложку одного
из томов издания «Книга русской скорби» (1908 –1914). Иллюстрация для обложки
выполнена выдающимся художником В. М Васнецовым. На ней
изображен лавровый венок и пальмовая ветвь – атрибуты мемориальной культуры, в
том числе и дореволюционной эпохи. На лавровом венке мы видим цветы, подобные
формой и цветом тем, которые украшают «Лавровое дерево».
Отметим, что и здание в Вене и обложка
«Книги русской скорби» относятся к периоду конца ХІХ
– начала ХХ вв., что говорит в пользу существовавших художественных традиций. О
них нам сообщают предметы, изображения и строения прошлого – безмолвные свидетели
истории, воплощенные в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном
искусстве.
Совокупность выше изложенных сведений говорит
в пользу лавровой кроны.
Стоит учитывать, что художественный
замысел допускает отклонение от оригинала и не требует от художника чрезмерной
детализации. Этим можно объяснить не только четырех- или пятилепестковые цветы,
но и рубиновые акценты на дереве. Если слишком сильно привязываться к
натуральному виду, то для померанца было бы логичнее применение цитрина
насыщенного оттенка или оранжевого сапфира. Задача художника – не в скрупулезной
передаче деталей окружающего мира, а в их художественной трансформации, уточним
– вне зависимости от выбранной темы. Задача мастеров камнерезного и ювелирного
искусства – воплотить идеи в материале.
Если хорошо поискать в ботанических
справочниках, можно обнаружить иные разновидности деревьев, претендующих на «Лавровое
дерево». Но лучше всего вернуться к первой ссылке непосредственно от
исполнителя императорского заказа и довериться записи в счете фирмы Карла
Фаберже.
Литература:
1.
Большая
Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. Т. 14. М.: Советская
энциклопедия, 1973. 624 с.
2.
Книга
русской скорби. Т. 5. Издание Русского Народного Союза им. Архангела Михаила. 1908
г.
3.
Скурлов
В. В. Ассортимент изделий и номенклатуры камней в камнерезном производстве
фирмы Фаберже [Электронный ресурс] //
Архив Валентина Скурлова. URL: http://skurlov.blogspot.com/2015/09/blog-post_29.html (дата
обращения: 14.11.2018).
4.
Tatiana Faberge, Lynette
G. Proler, Valentin V. Skurlov. The Faberge: Imperial Easter Eggs. Christie's Books. 1997. Р. 39.
5. Will Lowes, Christel L. McCanless. Fabergé Eggs: A Retrospective
Encyclopedia. Scarecrow Press; 2001. P. 108-109.
15
ноября 2018 г.
Спасибо, весьма познавательно.
ОтветитьУдалить