понедельник, 17 декабря 2018 г.

Подготовительные материалы для книги "Награды, должностные знаки и подарки из Кабинета его величества. 1881 - 1917 гг.


Скурлов В.В., кандидат искусствоведения (Санкт – Петербург)

Срочный заказ. Образа для бракосочетания Императора Николая II  и великой княжны Александры Федоровны, работы  проф. Виктора Васнецова, 1894 г.

Статья раскрывает малоизвестную страницу сотрудничества великого живописца Виктора Михайловича Васнецова с Министерством Императорского двора и,  конкретно с Кабинетом Его Величества.
В процессе составления Списка художников, работавших для Камеральной части Кабинета Его Величества, накапливающей, хранившей и выдававшей награды, знаки и подарки , мы обнаружили участие художника, профессора, действительного члена Императорской Академии художеств (1893 г.) Виктора Михайловича Васнецова.  Поручена была ему очень важная и срочная задача написать образа к бракосочетанию Императора Николая Александровича. Эти образа должны были заменить такие же работы другого профессора, действительного члена Императорской Академии художеств Карла Венига.
Ключевую роль в устройстве брака Алисы с Николаем Александровичем сыграли усилия её сестры, великой княгини Елизаветы Федоровны.  Позиция императора Александра III и его супруги Марии Федоровны изменилась ввиду настойчивости цесаревича и ухудшающегося здоровья императора; 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской.
Однако, еще за месяц до помолвки, 9 марта 1894 г.  в Кабинет Его Величества поступили два образа: № 69. Спаса Нерукотворенного, 5390 руб.  и № 70. Феодоровской Божией матери, 4200 руб.,   работы проф. Карла Венига, в золотых ризах и  окладах работы придворного золотых дел мастера Кейбеля.  [1].  Очевидно, в Кабинете Его Величества что-то знали заранее и старались подготовиться заранее. Оба эти образа были препровождены в Управление Гофмаршальской части 13 ноября 1894 г. ко дню бракосочетания Его Величества [1]. 
20 октября 1894 г. в Ливадии скончался Императора Александр II, на следующий день в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского двора Высоконареченная невеста Алиса Гессенская приняла православие с именем Александры Федоровны. Похороны покойного Александра III прошли в Петропавловском соборе 7 ноября и страна погрузилась в траур на целый год. На год отложили и свадьбу. Но все же при Дворе решили ускорить процесс и официально закрепить положение Александры Федоровны в России. Выбрали день, который по религиозным правилам давал некоторое послабление – 14 ноября, день рождения императрицы Марии Фёдоровны. В этот день в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание нового царя Николая Александровича  и Александры Федоровны.  После бракосочетания члены Святейшего синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием отслужили благодарственный молебен. История умалчивает, сколько времени понадобилось проф. Васнецову для исполнения двух художественных произведений, важных еще с исторической, и сакральной точки зрения. Возможно, что не 23 дня, последовавших со дня кончины Александра III, а гораздо меньше, может быть только неделю. Тем не менее, Виктор Михайлович справился, оба образа, включая родовую икону бояр Романовых – Феодоровскую Божию Матерь, были представлены за день до бракосочетания, 13 ноября 1894 г. в Гофмаршальскую часть. Работа Васнецова была оценена им в 1200 руб., по 600 руб. за каждый образ.
3 мая следующего 1895 г. по заказу Кабинета Е.В. проф. В.М. Васнецов исполнил на холсте еще  раз те же два образа, Федроровской Божией Матери и Спаса Нерукотворенного, также по цене 600 руб. каждый. Эти образа оставались в Кабинете в качестве образцовых (эталонных)

 Выписки из архивных документов:

№ 77.  20.12.1894. Образ Спаса Нерукотворенного. Эскиз профессора Васнецова, вставленный под стеклом, в золотом окладе и ризе из сапфира и бриллиантов, изготовленном фабрикантом Кейбелем, 6480 руб.
20.12.1894 Препровожден в Управление Гофмаршальской части 13 ноября 1894 г. ко дню бракосочетания Его Величества

№ 78. 20.12.1894. Образ Феодоровской Божией Матери. Эскиз профессора Васнецова, вставленный под стеклом, в золотом окладе с сиянием из рубина и бриллиантов, изготовленным фабрикантом Кейбелем, 4790 руб.
           20.12.1894 Препровожден в Управление Гофмаршальской част 13 ноября 1894 г. ко дню бракосочетания Его Величества

№ 81. 03.05.1895. Акварельный эскиз образа Спаса Нерукостворенного, исполненный проф. Васнецовым, 600 руб.
           03.05.1895. Вставлен в оклад, записанный под № 77.

№ 82. 03.05.1895. Акварельный эскиз образа Феодоровской Божией Матери, исполненный проф. Васнецовым, 600 руб.
           03.05.1895. Вставлен в оклад, записанный под № 78.

№ 83. 03.05.1895. Акварельный эскиз образа Спаса Нерукотворенного, на холсте, писан  проф. Васнецовым, 600 руб.
        18.01.1896. Перенесен в новую шнуровую книгу и записан под № 8
№ 84. 03.05.1895. Акварельный эскиз образа Феодоровской Божией Матери, на холсте, писан  проф. Васнецовым, 600 руб.
        18.01.1896. Перенесен в новую шнуровую книгу и записан под № 9 [1]

           Новая шнуровая книга (РГИА,  Ф.468, оп.43. Д.1015) велась до конца 1916 г. Все это время по этой книге числились образцовые образа Феодоровской Божией Матери и Спаса Нерукотворенного, работы проф. Васнецова. [2].
      В 1899 г. с этих образцов были сняты копии художников Александром Блазновым и в июле 1901 г. свадебные образа для бракосочетаний (свадебные) были вручены младшей сестре Императора великой княжне Ольге Александровны во время венчания с принцем Петром Ольденбургским.  Вот как записано в описной книге Кабинета:

№ 49.  22.03.1899. Образ Спаса Нерукотворенного, художник Блазнов, копия с образа, писанного художником Васнецовым, в золотом окладе и ризе с сиянием из изумруда, бриллиантов и роз для бракосочетаний, изготовленный мастером Кейбелем, 5928 руб. 50 коп.
            28.07.1901. Представлен ко дню бракосочетания Е.И. Высочества великой княжны Ольги Александровны
    
№ 50.  22.03.1899. Образ Феодоровской Божией Матери, художник Блазнов, копия с образа, писанного художником Васнецовым, в золотом окладе и ризе с сиянием из изумруда, бриллиантов и роз для бракосочетаний, изготовленный мастером Кейбелем, 4533 руб..
            28.07.1901. Представлен ко дню бракосочетания Е.И.Выс. великой княжны Ольги Александровны [2]
 
        С января 1916 г. эти образа, работы  проф. Васнецова записаны по новой книге (РГИА.Ф.468. Оп.43. Д.1001) под №№ 4 и 5. Дальнейшая судьба этих икон неизвестна. На 18 февраля 1917, в на остатке в Камеральной части Кабинета было 47 образов на сумму 22779 руб. , в том числе два образа от проф. Васнецова на сумму 1200 руб. [3].
             

Литература.

1.Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.468. Оп.43.Д.1019. Описная книга драгоценных вещей.
2. РГИА. Ф.468. Оп.43.Д.1015. Описная книга драгоценных вещей.
3. РГИА. Ф.468. Оп.43.Д.1001. Описная книга драгоценных вещей.





Комментариев нет:

Отправить комментарий