Скурлов
В.В., кандидат искусствоведения (Санкт – Петербург)
Срочный заказ. Образа для бракосочетания Императора
Николая II и великой княжны Александры Федоровны,
работы проф. Виктора Васнецова, 1894 г.
Статья
раскрывает малоизвестную страницу сотрудничества великого живописца Виктора
Михайловича Васнецова с Министерством Императорского двора и, конкретно с Кабинетом Его Величества.
В
процессе составления Списка художников, работавших для Камеральной части
Кабинета Его Величества, накапливающей, хранившей и выдававшей награды, знаки и
подарки , мы обнаружили участие художника, профессора, действительного члена
Императорской Академии художеств (1893 г.) Виктора Михайловича Васнецова. Поручена была ему очень важная и срочная
задача написать образа к бракосочетанию Императора Николая Александровича. Эти
образа должны были заменить такие же работы другого профессора, действительного
члена Императорской Академии художеств Карла Венига.
Ключевую роль в устройстве брака Алисы с Николаем
Александровичем сыграли усилия её сестры, великой княгини Елизаветы Федоровны. Позиция императора Александра III и его супруги Марии Федоровны изменилась ввиду настойчивости цесаревича
и ухудшающегося здоровья императора; 6 апреля 1894 года манифестом
было объявлено о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской.
Однако, еще за месяц до помолвки, 9 марта 1894 г. в Кабинет Его Величества поступили два образа:
№ 69. Спаса Нерукотворенного, 5390 руб.
и № 70. Феодоровской Божией матери, 4200 руб., работы проф. Карла Венига, в золотых ризах
и окладах работы придворного золотых дел
мастера Кейбеля. [1]. Очевидно, в Кабинете Его Величества что-то
знали заранее и старались подготовиться заранее. Оба эти образа были
препровождены в Управление Гофмаршальской части 13 ноября 1894 г. ко дню
бракосочетания Его Величества [1].
20
октября 1894 г. в Ливадии скончался Императора Александр II, на следующий день в Крестовоздвиженской церкви
Ливадийского двора Высоконареченная невеста Алиса Гессенская приняла
православие с именем Александры Федоровны. Похороны покойного Александра III прошли в Петропавловском соборе 7 ноября и страна
погрузилась в траур на целый год. На год отложили и свадьбу. Но все же при
Дворе решили ускорить процесс и официально закрепить положение Александры
Федоровны в России. Выбрали день, который по религиозным правилам давал
некоторое послабление – 14 ноября, день рождения
императрицы Марии Фёдоровны. В этот день в Большой церкви Зимнего дворца
состоялось венчание нового царя Николая Александровича и Александры Федоровны. После бракосочетания члены Святейшего синода
во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием отслужили благодарственный молебен. История умалчивает, сколько времени
понадобилось проф. Васнецову для исполнения двух художественных произведений,
важных еще с исторической, и сакральной точки зрения. Возможно, что не 23 дня,
последовавших со дня кончины Александра III,
а гораздо меньше, может быть только неделю. Тем не менее, Виктор Михайлович
справился, оба образа, включая родовую икону бояр Романовых – Феодоровскую
Божию Матерь, были представлены за день до бракосочетания, 13 ноября 1894 г. в
Гофмаршальскую часть. Работа Васнецова была оценена им в 1200 руб., по 600 руб.
за каждый образ.
3 мая следующего 1895 г. по заказу Кабинета Е.В. проф.
В.М. Васнецов исполнил на холсте еще раз
те же два образа, Федроровской Божией Матери и Спаса Нерукотворенного, также по
цене 600 руб. каждый. Эти образа оставались в Кабинете в качестве образцовых
(эталонных)
Выписки из
архивных документов:
№ 77. 20.12.1894. Образ
Спаса Нерукотворенного. Эскиз профессора Васнецова, вставленный под стеклом, в
золотом окладе и ризе из сапфира и бриллиантов, изготовленном фабрикантом
Кейбелем, 6480 руб.
20.12.1894 Препровожден в Управление Гофмаршальской части
13 ноября 1894 г. ко дню бракосочетания Его Величества
№ 78. 20.12.1894. Образ Феодоровской Божией Матери. Эскиз
профессора Васнецова, вставленный под стеклом, в золотом окладе с сиянием из
рубина и бриллиантов, изготовленным фабрикантом Кейбелем, 4790 руб.
20.12.1894
Препровожден в Управление Гофмаршальской част 13 ноября 1894 г. ко дню
бракосочетания Его Величества
№ 81. 03.05.1895. Акварельный эскиз образа Спаса
Нерукостворенного, исполненный проф. Васнецовым, 600 руб.
03.05.1895.
Вставлен в оклад, записанный под № 77.
№ 82. 03.05.1895. Акварельный эскиз образа Феодоровской
Божией Матери, исполненный проф. Васнецовым, 600 руб.
03.05.1895.
Вставлен в оклад, записанный под № 78.
№ 83. 03.05.1895. Акварельный эскиз образа Спаса Нерукотворенного,
на холсте, писан проф. Васнецовым, 600
руб.
18.01.1896.
Перенесен в новую шнуровую книгу и записан под № 8
№ 84. 03.05.1895. Акварельный эскиз образа Феодоровской
Божией Матери, на холсте, писан проф.
Васнецовым, 600 руб.
18.01.1896.
Перенесен в новую шнуровую книгу и записан под № 9 [1]
Новая
шнуровая книга (РГИА, Ф.468, оп.43.
Д.1015) велась до конца 1916 г. Все это время по этой книге числились образцовые
образа Феодоровской Божией Матери и Спаса Нерукотворенного, работы проф.
Васнецова. [2].
В 1899 г. с
этих образцов были сняты копии художников Александром Блазновым и в июле 1901
г. свадебные образа для бракосочетаний (свадебные) были вручены младшей сестре
Императора великой княжне Ольге Александровны во время венчания с принцем
Петром Ольденбургским. Вот как записано
в описной книге Кабинета:
№ 49. 22.03.1899.
Образ Спаса Нерукотворенного, художник Блазнов, копия с образа, писанного
художником Васнецовым, в золотом окладе и ризе с сиянием из изумруда, бриллиантов
и роз для бракосочетаний, изготовленный мастером Кейбелем, 5928 руб. 50 коп.
28.07.1901. Представлен ко дню бракосочетания Е.И. Высочества великой
княжны Ольги Александровны
№ 50. 22.03.1899.
Образ Феодоровской Божией Матери, художник Блазнов, копия с образа, писанного
художником Васнецовым, в золотом окладе и ризе с сиянием из изумруда,
бриллиантов и роз для бракосочетаний, изготовленный мастером Кейбелем, 4533
руб..
28.07.1901. Представлен ко дню бракосочетания Е.И.Выс. великой княжны
Ольги Александровны [2]
С января
1916 г. эти образа, работы проф. Васнецова
записаны по новой книге (РГИА.Ф.468. Оп.43. Д.1001) под №№ 4 и 5. Дальнейшая
судьба этих икон неизвестна. На 18 февраля 1917, в на остатке в Камеральной
части Кабинета было 47 образов на сумму 22779 руб. , в том числе два образа от
проф. Васнецова на сумму 1200 руб. [3].
Литература.
1.Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.468.
Оп.43.Д.1019. Описная книга драгоценных вещей.
2. РГИА. Ф.468. Оп.43.Д.1015. Описная книга драгоценных вещей.
3. РГИА. Ф.468. Оп.43.Д.1001. Описная книга драгоценных вещей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий