Выставка «Великий Фаберже. искусство ювелиров придворной фирмы».
8 февраля- 1 октября 1989 года в Елагиноостровском музее в Ленинграде.
Из вступительной статьи директора дворца-музея, кандидата искусствоведения Вячеслава Васильевича Мухина:
«Выставка «Великий Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы», открытая в выставочном корпусе Елагиноостровского дворца-музея – первая за годы советской власти в нашей стране. В течение многих десятилетий имя Фаберже, художника-ювелира, главы крупного ювелирного производственного и торгового предприятия XIX – начала XX веков, ассоциировалось на его родине с пышной безвкусицей бытовой обстановки последнего российского монарха, с эклектикой – хаотическим нагромождением художественных стилизаций эпохи историзма, наконец, со всеми «ложно» и «псевдо» национальными и западными веяниями в искусстве его времени. Избыточное социологизирование художественных процессов современной Фаберже эпохи фактически исключило из истории отечественного искусства не только творчество этого мастера, но и почти всех его современников. По-существу, из истории была извлечена глава, период и целый вид художественного творчества в России, который венчает это имя.
Теоретические сентенции идеологов и историографов искусства минувших десятилетий предопределили соответствующие практические шаги. Творчество Фаберже и художников его круга не исследовалось и не популяризировалось, их произведения длительное время не собирали музеи. В конце 1920-30-х годов именно эти произведения в первую очередь продавались через внешнеторговые организации и «торгсины», как бы расширяя мощный отток произведений русского ювелирного искусства, хлынувший за рубежи страны со времени послевоенной эмиграции.
В последние годы, которые в связи с пересмотром значения историзма в отечественной истории культуры стали эпохой своеобразного обобщения и аккумуляции художественного опыта предшествовавших эпох, а также стиля модерн, по иному воспринимается вклад Фаберже и мастеров его круга в культурное наследие России рубежа веков. В первых публикациях на русском языке И. Родимцевой, М. Лопато, В. Мухина, посвящённых искусству художников фирмы, была дана объективная его оценка, но малотиражные специальные издания не решили главной задачи – открытия этого яркого явления в русском искусстве для широкой художественной общественности нашей страны. Решение этой задачи в определённой мере ускорит настоящая выставка»
«Несомненно, что большинство современных направлений в дизайна в искусстве художественной обработки металла восходит своими истоками к творческим открытиям художников круга Фаберже. Этот факт получил своё отражение в предметном составе выставки в Елагиноостровском дворцовом комплексе. Наряду с основной группой произведений, представляющих наследие фирмы, в неё включены изделия художников Лениградского производственного объединения «Русские самоцветы», а также ряда финских мастеров и предприятий, в деятельности которых нашли своё развитие традиции искусства Фаберже.
В основу экспозиционного принципа выставки «Великий Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы» заложена историко-эволюционная линия развития искусства фирмы на протяжении почти полувекового периода, начиная с последней трети XIX века и вплоть до Октябрьской революции, представленная творчеством почти всех её ведущих художников».
«Устроители выставки выражают признательность музеям Москвы и Ленинграда, а также ленинградским коллекционерам Е.М.Голод и Е.Г.Аскинази, предоставившим на выставку произведения из своих собраний.
Сердечно благодарны мы также зарубежным экспонентам выставки господам Шефферам (Нью-Йорк), Бертель Гардберг (Хельсинки(, Хансу Болин (Стокгольм) и Мишелю Камидиану (Париж).
Особая роль в формировании состава экспозиции выставки принадлежит одному из самых активных её организаторов госпоже Улле Тилландер-Годенхиелм. Именно благодаря её энергии и увлечённой работе выставка пополнилась интересными экспонатами их з Европы и Америки.
Устроители выставки считают своей приятной обязанностью выразить искреннюю благодарность Генеральному консулу Финляндской республики в Ленинграде господину Я. Кауринкоски и его супруге Каарин Кауринкоски, активно способствовавшим эффективному сотрудничеству советских и финских организаторов этой международной выставки».
Участники выставки.
Москва.
Государственный музеи Московского Кремля.
Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР.
Государственный Исторический музей.
Всероссийский музей народного и декоративно-прикладного искусства.
Ленинград.
Государственный Эрмитаж.
Государственные музеи-заповедники городов Петродворца, Пушкина и Павловска.
Государственный музей истории Ленинграда.
Елагиноостровский дворец-музей декоративно-прикладного искусства.
ЛПО «Русские самоцветы».
Хельсинки.
ОУ «А.Тилландер» АВ
Собрание Бертеля Гардберга
Стокгольм.
Фирма «Болин»
Нью-Йорк.
Коллеция «А ля Вьей Русси».
Париж.
Коллекция Мишеля Камидиана.
Автор каталога.
Главный хранитель Елагиноостровского дворца-музея Питерская Л.К.
Научный редактор.
Мухин В.В.
Содержание каталога.
1. Вступительная статья.
Директор Елагиноостровского дворца-музея Мухин В.В.
2. Феномен Фаберже.
Заведующая сектором Государственного Эрмитажа Лопато М.Н.
3. Произведения Фаберже в коллекции Отдела русской культуры Эрмитажа.
Научные сотрудники Государственного Эрмитажа Завадская Л.А., Орлова К.А.
4. Произведения фирм Фаберже и Брицына в Петродворце.
Главный хранитель ГМЗ в г. Петродворце Вернова Н.В.
5. Одесское отделение фирмы «Карл Фаберже»
Научный сотрудник ВНИИювелирпром ЛПО «Русские самоцветы» Скурлов В.В.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий