понедельник, 25 мая 2009 г.

КИРКЕВИЧ. «Время Романовых. Киев в империи». Киев, 2004.

Уважаемый Виктор Геннадьевич,

Заявленная цель книги – раскрыть неизвестные страницы темы «Романовы и Киев» - заманчивая и многообещающая. Проблема интересна российскому читателю, наверняка и украинскому, особенно туристам. Колоссальный потенциал исследовательских задач, которые могут быть решены. Не скажу, что автор справился, но попытка – похвальна..
Жду второго издания, расширенного, исправленного и дополненного.

Книга имеет «научную редакцию». Указаны две фамилии уважаемых исследователей. Предисловие написал доктор наук, профессор. Есть индекс имён, что указывает на научность издания; у книги - редактор, два корректора. При таком штате «наблюдающих», ошибок многовато…
Не люблю, когда автор в предисловии испрашивает индульгенцию, мол «труд, безусловно, чисто компилятивный». Причём тут «потомок Романовых» или «служба при дворе»? Взялся за гуж, так не говори, что не дюж. Историю пишут не потомки и не служащие при дворе, а учёные. Популяризация – это серьёзный научный труд.
«Название книги – чисто условное», заявляет далее автор. Как понимать эту фразу? Условно, это «Романовские грифоны над Днепром», а здесь всё очень даже конкретно, тем более что автор обладатель тысяч документов (как заявлено). История – наука точная. «Автор не претендует на объективность», делается предупреждение. В то же время, из биографической справки видно, что автор окончил в 1989 году исторический факультет университета, а с 1979 года 15 лет возглавлял Клуб изучения истории Киева. Можно бы и выработать объективный взгляд. Мы устали от субъективизма советской истории (автор был членом КПСС ?). Зачем партийный субъективизм заменять националистическим? Империю строили вместе, вклад украинцев и конкретно киевлян – трудно измерим, а отвечать за грехи империи предлагается москалям? Самые ретивые чиновники и военные были украинского происхождения (до 1917 года - малороссийского), а в советское время правили Советской Россией и СССР (империей по терминологии автора) выходцы с Украины: Хрущёв, Брежнев. В первые годы: Троцкий, Зиновьев (много бед натворил в Петрограде-Ленинграде) и Каменев. Позднее Ворошилов, Подгорный и др. – все с Украины. Россияне могут предъявить счёт пассионариям с Украины, которым была тесна малая родина. На Украине всегда много было своих коммунистов, зачем искать их в Москве.
Автор «берется утверждать, что от Романовых доброго и нужного Киев получил значительно больше, чем после свержения самодержавия». Из книги этого не очевидно, поскольку советский период не рассмотрен, сравнивать не с чем. Зачем самодержавие свергали, если при Романовых было всё так блестяще? Провозгласили бы царицей Украины любезную Марию Фёдоровну, тем более, что она до весны 1919 года проживала в Крыму?
Много общеизвестных истин, перебор анекдотов. Из главы об Александре III непонятно, сколько раз и когда царь был в Киеве. Также непонятно, кто, когда из императорской семьи был в Киеве, сколько раз.
«До Петра никто из Романовых не был в Киеве» - Зачем же тогда так много о предшественниках Петра. Империя провозглашена в 1706 году, название книги «Киев в империи», следовало ожидать историю Киева с 1706 года по 1917 гг.
Книга написана в 2002-2003 гг. После 2003 года вышли книги-справочники о Романовых, которые желательно использовать при переиздании. Автор не использовал книги автора Боханова, но при этом использовал слабые книги Стаффена Скотта и Юлии Кудриной. Вышел прекрасный биобиблиографический справочник Ю.А. Кузьмина «Российская императорская фамилия. 1797-1917», СПб, 2005. Если автор так любит исторические анекдоты, то почему он не использовал книги мемуаров и дневников Суворина, Ламсдорфа, Минцлова, Василевского, Оома и др. Но осторожно с анекдотами – их перебор, легко сбиться в вульгарную социологию.
Некоторый материал включён явно по причине развлекательности (подход экскурсовода). Например, о внучке великой княжны Марии Николаевны – Дарье Евгеньевне Богарне. Дочь герцога Евгения Максимилиановича Лейхтенбергского от морганатического брака с графиней Дарьей Константиновной Богарне. «О её пребывании в Киеве сведений, даже самых смутных, нет» (с.108), а её бабушка великая княжна Мария Николаевна посетила Киев в 9-летнем возрасте, в 1828 году, вместе с матерью. Включение справки о Долли и её фотографии – явно в пользу дешёвой популярности. Если уж включать то надо говорить о всех детях и внуках от морганатических браков Романовых
Вызывает недоумение включение в состав цветных иллюстраций фотографии сына великой княгини Ольги Александровны от морганатического брака – Тихона Куликовского, который не носит фамилию «Романов» и не является ни князем, ни графом? Тогда почему нет упоминаний о посещении Киева Матильдой Кшесинской, которая в 1935 году получила титул светлейшей княгини Романовской - Красинской, а с 1921 года в морганатическом браке с великим князем Андреем Владимировичем.
Размещение иллюстраций – досадно не соответствует тексту постраничному тексту.

ЗАМЕЧАНИЯ ПО ТЕКСТУ.

Слева с.33, цветная вкладка: Почему цветное фото Тихона Куликовского? Чем он заслужил такую честь?
С.43: генерал-лейтенант Б.П.Шереметьев (?). Правильнее исторически, «Шереметев».
С.50: Памятники Екатерине уже восстановлены в Одессе и Симферополе в 2007 году.
С.51: Но ведь Екатерина прирастила земли для современной Украины. За это её стоит поблагодарить. Площадь современной Украины в пять раз больше, чем во времена Переяславской рады. Это заслуга Романовых, Сталина и Хрущёва.
С.58: Фельдмаршальский жезл Румянцева-Задунайского находится в Гохране. Это был единственный в СССР фельдмаршальский жезл. Второй, принадлежавший императору Александру II, несколько лет назад куплен на аукционе КРИСТИ в Нью-Йорке и находится в коллекции Русского Национального музея в Москве.
С.64: Где сейчас риза и лампадка с кистями, которые подарила Екатерина II ?
С.69: Балабуха был придворным поставщиком «сухого варенья» (так называемого «киевского») на рубеже XIX-XX вв.
С.97: «ограниченность мышления Николая I» (?). Даже не будучи защитником Романовых, невозможно согласиться с такой характеристикой Николая Павловича.
С.98: Костюшко уже воевал в Северо-Американских Соединённых штатах в 1776-1793 гг. У Вас – «впоследствии», то есть после того, как Павел его отпустил.
С.106: У нас туристы тоже часто спрашивают: «почему Зимний дворец до революции был покрашен в красный цвет?». Ответ простой. Красно-бордовая краска была самой дешёвой.
С.106: Надо указать, что оплата своекоштных в Институте (800 руб. в год) была ассигнациями, а не серебром. Курс был 1:3, 1:3,5 ассигнаций к серебряному рублю.
С.108: Дарья Богарне «кичилась дружбой с Лениным и Троцким». Глагол «кичилась» здесь очень неудачный.
С.17:. Коня для Богдана Хмельницкого исполнил скульптор Артемий Обер. Очень обижался, что его не упоминают в числе авторов памятника.
С.121: Почему в названии газеты «… ведомости» вместо гласной «ерь» - ъ (твёрдый знак)?
С.122: Не ошибка ли это: 2 тысячи пудов меди. Ведь это более 32 тонн. Таких масштабных отливок я не знаю.
С.123: «Обошёлся монумент в 150 тыс. руб.». Серебром или ассигнациами?
С.123: Анекдот про слово «ховать» с такой бородой, что право стыдно. При чём тут Киев. Ведь не на киевских заборах было написано это слово. Такая же борода у большинства анекдотов, включённых в книгу.
С.124: «Планированный наследник». Так не говорят (стиль ужасный).
С.128: «один из наиболее оболганных и замаранных». Так не говорят: «замаранных» (стиль). Можно сказать: замарал репутацию», то есть сам себя замарал, но не кто-то его замарал. Ходынка – не на совести московского генерал-губернатора?
С.136: «Когда возник вопрос о гражданстве». – В России не было гражданства – было подданство.
С.137: «Новый гражданин России». – Та же претензия по подданству.
С.143: Граф Перовский был наставником Александра Александровича в то время, когда он ещё не был Александром III. Цесаревичем Александр стал с 1865 года, после смерти старшего брата. Учение с братьями в группе с Николаем (цесаревичем) и Владимиром
к 1865 году практически закончилось.
С.143: Константина Победоносцева никто не называл «легендарным пугалом». Если кавычки, значит откуда-то цитата?
С.143: «Воинствующие патриотические движения». Слово «воинствующие» - очень сильное. Всё же – не воевали. Почему выпали из списка Эстония, Армения, Азербайджан, Молдавия (Бессарабия), да и Бухара с Хивой?
С.144: «Александр III изображен не в порфире, а в мундире». Порфира – это корона. Она не может быть противопоставлена мундиру. Надо: с непокрытой головой, без короны.
С.147: Отливка памятника Богдану Хмельницкому обошлась в 30 тыс. руб. Наверное серебром. Сравни со 150 тыс. руб. на стр.123.
С.149: Екатерина Числова не была «балериной». Балерина это высшее звание в танцевальной иерархии. Агриппина Ваганова достигла этого звания в 38 лет. Числова было «танцовщицей».
С.152: Почему про Николая Николаевича-младшего упоминается, что он был «даже верховным главнокомандующим». Что удивительного? Почему слово «даже»?
С.155: «Анастасия была дочерью Черногорского короля Николая I». Правильно, но после 1910 года, до этого – она дочь черногорского князя. Королём Черногории Никола (не Николай) стал в 1910 году.
С.157: Мария Фёдоровна прожила в России 53 года (не 52). Императрицей стала в 1881 году и была ею 13 лет, а не 11, хотя короновалась действительно в 1883 году.
С.157: Георгий Александрович умер от туберкулеза. Он никогда не падал с мотоцикла. В Абастумане не было мотоциклов. В автокатастрофе погиб Брасов Георгий Михайлович (1910-1931).
С.157: Правильнее говорить не Кристиан IX, а Христиан, как писали тогда в официальной литературе и газетах. (То же на с.159)
С.158: Во время катастрофы в Борках пострадали также великие княжны Ольга и Ксения Александровны. Лечить их приезжал знаменитый голландский доктор Метцгер, основоположник физиотерапии.
С.159: «Продолжение обучения»? Надо: «продолжать обучение»
С.163: «сопроврдлающаяся» (?)
С.163: «не популярной» - надо вместе «непопулярной» (смотрите справочник по грамматике).
С.165: «При советском режиме этот день отмечался как коммунистический праздник». Не надо обвинять коммунистов в таком кощунстве. День памяти жертв «Кровавого воскресения» отмечался в календаре, но «праздником» никогда не был.
С.165: Сергей Витальевич Витте. Надо отчество: «Юльевич»
С.169: «первое посещение Киева Николаем II». – В каком году?
С.170: Почему нет портрета великого князя Владимира Александровича при справке о нём. Посещал ли он Киев?
С.171: Что за торжества планировались в конце августа в1911 года в Киеве? По поводу приезда императора?
С.173: Роман великого князя Андрея Александровича с Матильдой Кшесинской начался в 1900 году, а не после Николая II (1894 год). После Николая Александровича был ещё Сергей Михайлович.
С.174: Что за Киевский вокзал? Есть Киевский вокзал в Москве. Может быть, это вокзал в Киеве?
С.184: Первый памятник П.А.Столыпину (бюст) исполнил петербургский скульптор Б.О. Фрёдман - Клюзель, работавший для фирмы Фаберже. В советское время на месте памятника Столыпину хотели поставить памятники Мошко Богрову.
С.187: Почему дана фотография М.В.Родзянко, но нет его биографии. Нет фотографий знаменитых монархистов Пуришкевича и Юзефовича?
С.188: Фото Марии Фёдоровны с сыном Николаем здесь совершенно неуместно по тексту.
С.191: Писали «патриарх Антиохийский», а не «Антиохский»
С.192: не Гантворг, а Гантварг
С.194: Антонина Нестеровская не была «балериной», а только танцовщицей.
С.201: «Мария Фёдоровна с тремя князьями из её свиты». – Всё же Александр Михайлович был великим князем, а не просто князем. Он не состоял в свите Марии Фёдоровны? Это новость.
С.203: Принц назначил Николая Куликовского своим личным адъютантом с повелением поселиться в его доме. – Чей дом? «Его – принца?» или «его – Куликовского?»
С.204: Рассказ об Ольге Александровне, а фото Александры Фёдоровны.
С.215: Почему фото и биография Терещенко? Он ярый монархист, сторонник Романовых? Ведь книга про Романовых и Киев?
С.218: Где фото великого князя Георгия Михайловича. Женился 30 апреля – какого года? Почему имение «Херакс», а не «Харакс»? Большевики «предпочли их всех расстрелять». Слово «предпочли» - дико в таком контексте.
С.226: «305 лет» или «304 года» были Романовы на престоле? (1613 -1917 гг.)
С.226: Почему указана только девичья фамилия Брасовой, а не Вульферт (ранее Мамонтова), урождённая Шереметьевская. Известно, что Вульферт получил за жену немалый выкуп от Михаила Александровича.
С.233: «Киев не пришёлся по душе Екатерине II, которая, прожив здесь три месяца, просто скучала». – Откуда мы знаем, что было на душе у Екатерины.
С.234: Во времена Николая I происходит тотальная русификация всего уклада жизни». Русификация – это внедрение русского языка. Я что-то не слышал про «русификацию уклада жизни». Вопрос о тотальности при Николае I – спорный, исторической наукой столь категорически («тотально») не употребляется. Сейчас идёт тотальная украинизация – насильное внедрение украинского языка. Ситуация повторяется, с точностью наоборот?
c/235: «Тотальная русификация продолжалась до 1991 года, её проводили новые московские правители». А как же «украинизация 1920-1930-х гг.»? Какие такие московские правители: Хрущёв и Брежнев – выходцы с Украины?

С пожеланием творческих успехов,
Валентин Скурлов, член Клуба историков города при Музее истории Санкт-Петербурга.
31 марта 2008 года, Санкт-Петербург.

Комментариев нет:

Отправить комментарий