22 и 24 апреля 2009 года в Нью-Йорке состоялись очередные <русские продажи> двух крупнейших мировых аукционных домов. Внимание коллекционеров и дилеров на этот раз было особенным – всем хотелось узнать, насколько кризис сказывается на антикварном рынке. Отметим, что выводы делать рано. Как утверждают аналитики, мировой экономический кризис еще впереди. С ними спорят оптимисты, утверждающие, что дела налаживаются.
Отметим несколько предпосылок. Многие проссийские миллиардеры значительно обеднели, как и их западные коллеги.
Вторая предпосылка – во время кризиса <надо покупать>. Все великие коллекции созданы в эпоху экономических и революционных бурь. Мало кто спорит с этим тезисом. Но где взять деньги. Никто из уважающих себя коллекционеров не продает. – Но мы не знаем мотивации владельцев предметов, может быть они получили художественные предметы в наследство, может быть рассматривали их в качестве инвестиций.
В целом впечатление от аукционов вполне благоприятное – колоссальных достижений нет, но о провале никто вслух не говорил.
Что редко случается в последнее время, по обьему продаж оба аукциона показали почти равные результаты – более чем по 13 млн долл. Из общей суммы в 27 млн, 6,55 млн, или 25 % продаж приходятся на работу отца и сына Рерихов. Это были <дни Рериха> в Нью-Йорке. Еще одна закономерность двух заокеанских <русских аукционов> это одинаковый набор художников: неизбежные Рерихи, Aйвазовский, Бурлюк, Григорьев, Гончарова, Богданов-Бельский, Вайсберг< Иван Шультце... Не было на этот раз Маковских< что очень жаль< тем более, что Константину Егоровичу Маковскому в этом году юбилей, 170 лет со дня рождения.
Аукционный дом <Кристи> показал, что его рано списывать со счетов, после значительного превосходства <Сотбис> на декабрьских торгах 2008 года в Лондоне. Сами обьемы продаж следует оценивать как весомые.
Что такое продать антиквариата на 1 млн. Антиквары знают солидность этой цифры. Это значит продать 100 предметов средней стоимостью 10 000 . Это цена автомобиля для многиж россиских граждан со средним достатком. Представьте себе вереницу автопоездов, везущую 100 автомобилей по дороге из Финляндии в Петербург. А если таких автомобилей 2700 на сумму 27 млн. – это суммарный итог продаж.
Кто-то скажет, что нельзя сравнивать художественные вещи с насущными предметами, но все относительно. Еще 20-30 лет назад автомобиль в СССР считался символом богатства и престижа, как сейчас владение полотном Репина, Айвазовского, Сомова, Маковского или предметом от Фаберже.
Поскольку обьемный показатель отнюдь не провальный, попытаемся уловить тенденции состояния при анализе структуры продаж. Здесь много интересных нюансов.
СОТБИС
Продан 201 лот из 313 заявленных в каталоге, что составляет 64,2 % - результат удовлетворительный. Общий обьем продаж составил 13 842 175, с учетом премии аукциона.
Непроданными остались
Лот 3. Иван Космин. <Русалки>, х.м. 128 х 179 см. Картина была опубликоване в журнале <Столица и Усадьба> в 1916 г. Оценка 250 00 – 350 000.
Лот 7. Айвазовский. <Корабль в штурмующем море>, х.м.. 61 х 99 см. Оценка 650 000 – 750 000
Лот 12. Василий Поленов. Картина для оперы <Призрак Эллады>, х.м., 56 х 99 см. Оценка 250 000 – 350 000.
Лот 30. Александр Яковлев. <Портрет девочки с игрушкой>, 1920 г., х.м., 83 х 74 см. Оценка 700 000 – 900 000
Лот 38. Николай Рерих. <Св,Меркурий Смоленский>, 1919 г.,х.м.91,5 х 91, 5 см. Оценка 500 000 – 700 000
Лот 63 Богданов-Бельский. <Две латышские девушки на качелях>, 1940 г., 85,5 х 70 см. Оценка 200 000 –300 000. – Картина не куплена латышскими коллекционерами именно из-за финансового .кризиса.
Отметим, что цены на непроданные картины – отнюдь не завышены, их можно назвать <щадящими>.
Лот 87. Картина художников-нонконформистов Камара – Меламида. Оценка 80 000 – 120 000.
Лот 80. 15 скульптур Гриши Брускина. Оценка 150 000 – 200 000. Недобор аукциона по этим 8 лотам составил 2,79 – 3,67 млн., что составляет 20 – 30 % к реальному итогу.
Самый значительный вклад в успех аукциона внесли живописцы. Два <миллионника>, то-есть два полотна. <Колумб причаливает к Палосу>, 1892 г. Айвазовского продажа 1 594 500 / оценка 1 000 000 – 1 500 000/ . и парная работа Бориса Григорьева <Приготовление блинов>, 1935 г., продажа 1 258 500 /оценка 500 000 – 700 000, превышена вдвое./. Все пять полотен Святослава Рериха проданы на общую сумму 828 500 ., а планировалось выручить 185 000 – 255 000. Всего, работы отца и сын Рерихов принесли аукциону 3040 000.
Следует отметить, что отец и сын Николай и Святослав Реричи явились <палочкой-выручалочкой> нью-йоркских торгов, как <Сотбиса>, так и его достойного конкурента <Кристи>. Можно долго рассуждать о безупречной истории происхождения картин, их выставочной истории, естественно – о высшем качестве произведений, неистребимой и неизлечимой любви американцев к Рериху. Можно фантазировать, что полотна, рожденные в годы мирового экономического кризиса 1930-х гг. – мистическим образом находят своих почитателей во времена финансового кризиса 2009 года. – Все это досужие рассуждения. Но если Рериха покупают, значит это кому-то нужно. Из 13 картин Николая Рериха проданы 12 на сумму 2,21 млн. Планировали выручить за них 0,9 – 1,4 млн. долл.
Из живописи отметим:
Лот 1. Иван Похитонов. <Охотник>, к. м., 16 х 36 см. Оценка 60 000 – 80 000. Продажа 134 000.
Лот 27. Давид Бурлюк. <Голубой всадник>, 87 х 62 см. Оценка 100 000 х 150 000. Продажа 302 000.
Лот 28. Давид Бурлюк. <Ведьма доктор>, х.м., 64 х 117. Оценка 150 000 – 200 000. Продажа 182 500.
Лот 33, Александр Волков. <Утро в Шахмардаме>, 1944 г., к.м. 71 х 80 см. Оценка 120 000 – 180 000. Продажа 218 500.
Лот 57. Александр Яковлев. <Самурай>, сангона, гуашь, бумага на картоне. 147,5 х 84. Оценка 85 000 – 125 000. Продажа 602 500.
Лот 59. Павел Челищев. <Сюита Жар-Птица>, 1942., смеш. техн., к., 74 х 46 см. Оценка 40 000 – 60 000. Продажа 146 500.
Лот 60. Павел Челищев. <Натюрморт с цветами>, 1928, х.м., 81,5 х 61 см. Оценка 50 000 – 70 000. Продажа 182 500.
Лот 62. Павел Челищев. <Обнаженный>, 1926 г., х.м., 99,5 х 64 см. Оценка 70 000 – 90 000. Продажа 134 500.
Лот 64. Богданов-Бельский.<В кампании>, х.м., 68,5 х 86,5 см. Оценка 150 000 – 200 000 см. Продажа 182 500.
Лот 66. Наталия Гончарова.<Цветы>, х.м., 61 х 38,5 см. Оценка 50 000 – 70 000. Продажа 206 500.
Лот 77. Вайсберг.<Хаос на шельфе>.1982, х.м., 48 х 59 см. Оценка 60 000 – 80 000. Продажа 101 500.
По этим 11 полотнам суммарная продажа составила весомую цифру
2 392 500, что составляет 17 % от всего результата аукциона.
Из 14 лотов бронзы продано 12 на симму 398 000, из них 6 по моделям Е.А.Лансере. Отметим конную статуэтку князя Станислава, исполненной петербургской фабрикой Штанге по модели Лансере. <Святослав> продан за немалые 92 500.
Из 27 лотов работ художников - нонконформистов, проданы только 11. Планировали выручить 0,7 – 1 млн , фактически продали на 502 500. В апреле прошлого 2008 года на аукционе в Нью-Йорке работы послевоенных и современных художников составили отдельный том каталога – 131 лот. На этот раз, организаторы решили не рисковать.
Декоративно-прикладное искусство. Предметы, обратившие на себя внимание.
Лот 252. Византийская икона ХV века. Продажа 146 500.
Лот 259. Ларец перегородчатой эмали. 11 Артель, Москва, 1910 г. Продажа 92 500.
Лот 265. Большая чаша для пунша, ложка и 8 малых чаш. Мастер Ф.Рюкерт, Москва. Оценка 100 000 – 150 000. Продажа 482 500, превышение нижнего предела оценки в 5 раз. Удельный показатель цены 80 за грамм. На аукционе <Кристи> в НьюЙорке 27.10.1992 г. чаша предлагалась к продаже за 35 000 – 45 000. Тогда же был указан ее общий вес 204 унции.
Лот 287. Поднос эмалевый на тему оперы <Русалка>, Работа Ореста Курлюкова. Оценка 70 000 – 100 000. Продажа 134 500. В 2002 г. изделие предлагалось к продаже на апрельском аукционе <Кристи> в НьюьЙорке за 45 000 – 65 000/
Лот 290. Маленькая рамка для фотографий. 4,3 см. Мастер Виктор Аарне. Инвентарный # 7572. Из коллекции М. Пост, учредительницы музея в Хиллвуде. Продажа 80 500.
Лот 299. Икона в окладе <Николай Чудотворец>, Фаберже, Москва, 1900 г. Малый размер, 22,5 х 17,8 см. Оценка 50 000 – 70 000, продажа 110 500.
Лот 301. Рама большая. 44,5 х 33, 7 см. Виктор Аарне, 1900 г. Портрет Николая II с подписью <Ревель 1902>. Оценка 40 000 – 60 000 превышена втрое по нижнему пределу, продажа 122 500.
Лот 306. Рама большая, 49 х 43 см. Мастер А.Невалайнен, 1910. Инициалы болгарскоого царевича Бориса /1894-1943/, крестного сына Николая II. Продажа 86 500. Об этой раме сообщали все болгарские информагенства. Отметим устойчивый спрос на большие рамы, которые покупаются не для коллекций, а для прямого использования по назначению.
Не продан лот 319. Серебряный туалетный набор князя Горчакова /1875-1916, внука легендарного канцлера/, работы Фаберже, в футляре, с зеркалом, 17 предметом Оценка 300 000 – 500 000.
Не продан лот 344. Чайно-кофейный сервиз великой княгини Анастасии Михайловны, 1879 г., работы Никольс и Плинке. Оценка 320 000 – 380 000.
Следует отметить, что <фантазийных вещей> Фаберже за последние 20 лет стало итносительно меньше, но вновь стало много предметов культа, прежде всего окладов икон. Традиционно много в Америке изделий с перегородчатий эмальью, особенно этим славится нью-йоркский <Сотбис>.
КРИСТИ
Всего реализовано 269 лотов из 391 на общую сумму 13 225 125, с учетом премии аукциона
Аукцион начал свои продажи с группы декоративно-прикладного искусства. Именно эта группа часто приносила успех в негласной борьбе с <Сотбис>, достаточно вспомнить сенсационные продажи за многие миллионы пасхальных яиц Фаберже. На этот раз в разделе ДПИ был представлен 251 лот, обычная годовая норма для нью-йоркских аукционов. Продано 186 лотов, что составляет 74 %, отменный результат даже в условиях <нормального>, некризисного рынка.
Изюминкой аукциона явилась продажа коллекции из 35 подстаканников,
большинство из которых было исполнено из перегородчатой эмали, которую в Америке зовут <русской>. Цены были на уровне 100 долл. за грамм. В Америке, в отличие от Европы, в серебряных изделиях часто указывается вес изделия, а в бриллиантовых вещах подробно перечислятся состав и вес камней. В Европе считают кощунством оценивать художественные произведения <на вес>, но никакой методики ценообразования взамен не придумали, в результате процветает субьективизм оценщиков-искусствоведов, граничащий с произволом. На наш взгляд, в формулу цены следует ввести показатель редкости /распространенности/ изделия и коэффициент перехода от фактических цен времени изготовления ювелирного изделия.
Всего собирались выручить на подстаканниках 180 000 – 260 000 долл. В итоге блистательной продажи и ожесточенной борьбы коллекция была продана за.565 075, втрое превысив нижний предел цены.
Только один лот был предварительно оценен в 30 000 – 40 000 , реальная продажа составила 37 500 , Большинство предметов оценивалось в 3 000 – 7 000
На <Сотбис> тоже продавали подстаканники. Лот 263, состоящий из двух подстаканников и одной солонки в форме традиционного <кресла>, все – работы хорошего московского мастера Ивана Салтыкова ушел за 18 750 , при оценке 8 000 – 12 000., а подстаканник 6-ой московской артели – за достойную цену в 16 250., при оценке в 6 000 – 8 000
Рассмотрим, стоимость подстаканников во времена Фаберже. Возьмем <Прейскурант Московского отделения фирмы Фаберже>, 1893 года
Подстаканник серебряный гладкий матовый /без ложки/ .......... 17 руб.
Такой же, гравированный.............. 19 руб.
Подстаканник ажурный, чеканной работы, оксидированный...... 29 руб.
Подстаканник серебряный, золоченый, с эмалью (без ложки)…47 руб.
В <Прейскуранте Московского отделения фирмы Фаберже> 1899 года семь образцов подстаканников, однако отсутствует вариант эмалевого. Цена самого дорогого превышает цену самого дешевого в 3,5 раза. Это необходимо учитывать в ценообразовании антикварного ассортимента.
.Подстаканник из оксидированного серебра, ажурной работы с ложкой, чеканка в стиле Людовика ХV………………………………………………..49 руб.
Подстаканник из оксидированного серебра чеканной работы......22 руб.
Подстаканник из оксидированного серебра чеканной работы......46 руб.
Подстаканник из матового серебра, гладкий..................................20 руб.
Подстаканник с ложкой, из полированного серебра, рубчатый....30 руб.
Подстаканник из матового серебра, гладкий...................................14 руб.
Подстаканник из двух змеек чеканной работы................................13 руб.
Столовое серебро полированное в том же Прейскуранте имеет цену 20 руб. за фунт, иначе говоря 5 коп. за грамм, при цене серебра в чистоте 1,4 коп. Столовое серебро оксидированное чеканной работы в стиле Людовика ХV имело цену 29 руб. за фунт, то-есть 7,2 коп. за грамм. В подстаканниках цена грамма изделия составляла от 10 коп., до 25 коп, за грамм. Часто подстаканник продавался вместе с ложкой, сейчас в аукционной практике ложка практически отсутствует. Что такое 49 руб. за эмалевый подстаканник ? Это месячный денежный оклад штабс-капитана, средняя зарплата ювелира в Петербурге /1910 г./ или стоимость 90 кг говядины. 1 грамм золота стоил 1,5 руб., - 49 руб. соответствовали цене 32 г золота в чистоте. По состоянию на май 2009 года цена грамма золота 31. за грамм. Следовательно цена подстаканника в 49 руб. в сопоставимых ценах составляет 992 . Все, что больше, это уже антикварный кэффициэнт. Большинство эмалевых подстаканников на аукционе проданы в диапазоне 13 000 – 20 000, то-есть за 100 лет эти предметы чайной церемонии подорожали в 20 раз. Надо иметь в виду, что цена золота колеблется. Так в 2002 г. она была менее 300. за унцию, цену за подстаканник семь лет назад 4 000 . следует признать адекватной цене 14 000 весной 2009 года.
В нашем случае, один из простых подстаканников чеканный работы, который во времена Фаберже стоил 22 рубля /лот 54/, весом 143 г был продан за 3 500.
22 царских рубля в сопоставимых ценах на апрель 2009 г. составляют 450 долл. – Следовательно, за 100 лет, наш подстаканник подорожал в 8 раз.
Конечно, имеет значение имя фирмы. Лот 55, подстаканник московского присяжного мастера Ремесленного цеха Егора Самошина, весом в 178 г был продан за 1 875 . хотя во времена Фаберже стоил те же 22 рубля. Здесь <антикварный> коэффициент составил цифру 4.
Сложные по архитектурному построению подстаканники работы петебургского мастера Александра Соколова, поставщика Высочайшего двора /лоты 49 и 50/ были проданы соответственно за 35 000 и 32 500 , что составляет более 100 за грамм.
По подстаканникам можно изучать творческий почерк московской школы <русской эмали>, покрывшей себя славой в мировом масштабе. Это мастера и фабриканты: Клингерт, Салтыков, Немиров-Колодкин, Алексеев, Овчинников, Хлебников, Скворцов, 6, 11 и 20 Артели, Кузмичев, Рюкерт, петербуржцы Александр Соколов и Андрей Брагин /в футляре фирмы Братьев Грачевых/ и, конечно, легендарный Фаберже.
Предметы, которые обратили на себя внимание.
Лот 65, Набор столового серебра с травировкой, Москва, 1854 г. /155 лет назад/, мастер <ЕЕ>. Обший вес 8771 г. Оценка 35 000 – 45 000. Продажа 43 500. Удельный показатель 15 за грамм. Антиквары скажут вам, что это очень высокий показатель, на уровне лучшего серебра Фаберже.
Лот 66. Серебряная с чернью супница, московской работы 1795 г., с гербом графа Н.П.Шереметьев /1754-1809/, весом 3107 г , при оценке в 20 000 – 30 000 была продана в 15 раз дороже, за 338 500. Цена за грамм изделия составила 109.
Лоты 89 и 90. Две тарелки ИФЗ из николаевского коронационного сервиза 1826 г. проданы по свой, уже сложившейся цене, за 52 500 и 56 250/. как будто и не кризис на дворе. – Это говорит о том, что хорошие предметы искусства всегда найдут покупателя.
Лот 102. Фарфоровое настольное украшение в виде <избы>, московского завода Попова, середины ХIХ века, при оценке 7 000 – 9 000 была продана за 62 500, превысив предварительную оцемку в 9 раз.
Обе бронзовые скульптуры работу Паоло Трубецкого были успешно проданы, причем за фигуру итальянского композитора Джакомо Пуччини, при оценке 40 000 – 60 000 . покупатель выложил 158 500 .
Лот 117. Серебряная фигура <Витязя, седлающего коня>, московской фабрики Сазикова, 1859 года, весом 1181 г, при оценке 8 000 – 10 000 была продана за 40 000 ., а такой же лот 118 – продан за 35 000. В первом случае цена за грамм изделия составила 34, во втором – 30. - Вит наглядный пример современным мастерам серебряного дела у которых стоимость изделий на порадок ниже. В интервью нашему журналу в 2002 г. руководитель Русского отдела <Кристис> г-н Алексис де Тизенгаузен справедливо говорил, что Сазиков недооценен на рынке. А ведь величие Фаберже связано именно с тем, что он <стоял на плечах гигантов>, каковым был в 1840-1880 гг, могучий Сазиков. Фирма Хлебникова в конце 1886 г. поглотила фабрики и магазины Сазикова, после ликвидации последней, и <знамя Сазикова> попало в надежные руки. Добавим, что скульптуре <Витязь> в этом году исполнилось 150 лет.
Лот 140. Ваза серебро, хрусталь, Ручки редкой формы в виде голов слонов. Изделие придано за солидную сумму 68 500 /оценка 40 000 – 60 000/. Исполнил работу петебургский купец Владимир Гордон, сотрудничавший с фирмой Фаберже, Еще один недостаточно оцененный мастер, получивший в 1911 г. звание поставщика двора великой княгини Ольги Александровны и принца Петра Ольденбургского. В 1925 г- В.Гордон работал в Тресте <Русские самоцветы> в Ленинграде.
Лот 152. Большая /65 см/ ваза гутного стекла Императорского фарфорового и стеклянного заводов 1909 г. была оценена 4 года назад на майском аукционе в Лондоне в 8 000 – 10 000 ф.ст. /15 000 – 18 800./. За эти годы соотношение доллара к фунту изменилось/ Сейчас ваза была оценена в 28 000 –32 000 /21 000 – 23 000 ф.ст./ и продана за достойную сумму 30 000 .
Лот 189. Ковш эмалевый с головой Петуха. Мастер Кузьма Конов, Москва, 1910. Оценка 30 000 – 50 000, продажа 30 000. – Отметим, что Кузьма Конов плодотворно работал для формы придворного поставщика <Оловянишникова Сыновья>/ Ковш ранее выставлялся на аукционе <Сотбис>, Нью-Иорк, 06.06.1995, с оценкой 9 000 – 12 000/
Лот 190. Портсигар с пейзажем Фабертге, Москва< 1899ь1908. Инвентарный номер 17416. 8, 5 см. В коробке из Галереи Хаммера. Оцекка 25 000 – 30 000, продажа 25 000. Удельный показатель цены 200 за грамм. Представительская работа в неорусском стиле, дизайн явно от Билибина.
Лот 197. Серебряная рюмка в футляре. Мастер А.Невалайнен, фирма Фаберже. Оценка 7 000 – 9 000, продажа 10 625. Удельный показатель цены 164 за грамм. Вес рюмки 66 г.
Лот 201. Ковш., Фаберже, Москва, 1900 г. Вес 337 г. Оценка 10 000 – 15 000, продажа 20 000. Удельный показатель цены 60 за грамм.
Лоты 224 – 226. Три флакона от Фаберже, с оценкой 40 000 – 70 000 – не приданы.
Лот 227. Рамка от Михаила Перхина с портретом великой княгини Анастасии. 10 см. Оценка 35 000 – 45 000 превышена вдвое, продажа 80 500. Рамка участвовала в знаменитой выставке Фаберже в Нью-Йорке, организованной магазином <А Ля Вией Русси>.
Лот 229. Рамка. Михаил Перхин. 8,1 см, квадрат. Оценкка 35 000 – 45 000 превышена втрое, продажа 116 500.
Лот 231. Не продана высокохудожественная рама с элементами орнамента от Федора Солнцева, Портрет Николая II. Оценка 100 000 – 150 000. На раме не указан мастер< что, по нашему мнению и послужило причиной непродажи.
Лот 238. Попугая из агата на эмалевой жердочке. Михаил Перхин. Фаберже, Петербург. Инвентарный номер 1763. Оценка 30 000 – 50 000, продажа 290 500. Замечательная вещь, как с точки зрения мидели и мастерства, так и с точко врения исторической редкости.
Лот 239. Цветок Лилии в стакане горного чрусталя. Цветы с безупречным происхождением нечасто появляются на аукционах. Оценка 150 000 – 250 000, продажа 314 500.
Лоты 246, 249-а и 250. Шесть замечательных рамор, с суммарной оценкой за все 170 000 – 230 000. Проданы все очень дорого, за 510 500. Все предметы ранее проходили через знаменитый нью-йоркский магазин магазин <А Ля Вьей Русси>. Еще раз отметим большой сприс на рамы и рамки Фаберже.
В живописи обратили внимание следующие лоты.
Лот 258. Иван Похитонов, <Пейзаж>, 12,7 х 17,8 см. Оценка 30 000 – 50 000., продажа 92 500
Лот 286. <Сирень и розы> Леонида Пастернака. При оценке 30 000 – 50 000 долл продажа 92 500.
Лот 289 Чудесный <Пейзаж с камнями> Роберта Фалька, 1911 г., 70 х 71 см. Оценка 100 000 – 150 000, продажа 218 500.
Лот 285. Превосходный по настроению <Двпрец в Венеции> Юрия Анненкова, 100 х 81 см. Оценка 60 000 – 80 000, продажа 98 500.
Лот 297. <Портрет юной калифорнийки> Бориса Григорьева. Картина участвовала на выставке в СантьЯго в 1928 г., 100 х 80 см. Оценка 60 000 – 80 000. Продажа 206 500.
Лот 302. Натюрморт <Капри> Александра Евгеньевича Яковлева. 65 х 94 см. Оценка 80 000 – 120 000. Продажа 110 500.
Лот 264. Великолепная жизнерадостная большая картина Владимира Донатовича Орлова 1882 г. <Весенний день на Украине>, 80 х 171 см. Оцвенка 200 000 – 300 000., продажа 242 500.
Лот 312. Николай Рерих. Пейзаж из серии <Шамбала>, 1929 г. 74 х 118 см, Оценка 300 000 – 500 000, . продажа 1 426 500. Превосходное происчождение, обширная литература, участие в выставках.
Помимо этой картины, были проданы еще 4 полотна великого мастера, обшей стоимостью 512 500/
Лот 313. Гвоздь программы, вынесенный на заднюю страницу обложки <Портрет Николая Рериха в тибетской робе>, кисти его сына Святослава Николаевича. 1933 год. 152 х 125 см. Наверное многие коллекционеры, собирающие <рериховиану> жаждали получить этот шедевр. В результате, при оценке 900 000 – 1 100 000 долл.. портрет ушел за 2 994 500 .
Лот 323. <Дебют> Григория Глюкмана Оцекка 80 000 – 120 000 , продажа 158 500.. Открытый 10 лет назад Григорий Глюкман продолжает собирать жатву на аукционаж. Направление <обнаженных балерин> , ведушее начало от Тулуз-Лотрека, имеет мнигичисленных коммерчески успешных современных продолжателей среди российских художников
Лот 329. Челищев. <Портрет Эдулджи Диншоу>. 73 х 168. Работа 1940 г. Челищев тоже появился не более 10 лет назад на антикварном горизонте, но уже завоевал не только популярность, но и уважение критиков, вначале принявших его работы в штыки. Оценка 80 000 – 120 000, продажа 230 500, четырехкратное превышение оценки.
Лот 351. <Лилии>, 61 х 50 см, Надежды Гончаровой, самой дорогой женщины - художницы в мире, на этот раз не напугавшую ценами. Оценка 100 000 – 150 000, продажа 170 500.
Лот 353. За Александра Герасимова, деиствительного члеча Академии чудожеств СССР лююбители искусства искренне порадовались. <Пионы>, картина 1958 г. Оценка 120 000 – 180 000, продажа 146 500.
В живописи процент непродаж высокий, но из крупных <потерь> отметим непроданную картину Юлия Клевера< Зимний закат> /лот 262, оценка 120 000 – 200 000 , размер 118 х 143 см, пейзаж полюбившегося в последние годы коллекционерам Ивана Шультце /лот 269, оценка 80 000 –н 120 000/, <Девочка> Алексея Харламова /лот 274, оценка 150 000 – 200 000, размер 40 х 50 см/, <Майские розы> Мартироса Сарьяна /лот 285, оценка 100 000 х 150 000, размер 64 х 80 см/, две картины Н.Рериха <Дцонг> /лот 319, оценка 150 000 – 200 000 долл/ и <Горный рельеф с Буддами> /лот 320, оценка 250 000 – 350 000./, две картины Давида Бурлюка, <Ночной наездник> /лот 335, оценка 300 000 – 500 000/ и <Безголовый брадобрей> /лот 336, оценка 300 000 – 500 000/. В каталоге указано, что картины иллюстрируют манифест Д.Бурлюка эпохи его мятежной юности: < Современное искусство основано на трех принципах: дисгармония, ассиметрия и дисконструкция>. Возможно, в другое, более спокойное время работы Д.Бурлюка были бы приобретены – художника знают и любят в Америке, но даже для почитателей творчества футуристические сюжеты показались чрезвычайно прямыми аналогиями – на дворе кризис, а тут такие страсти, <в доме повешенного не говорят о веревке>. А вот умиротворяющий натюрморт с цветами у окна того же Бурлюка /лот 342/ был приобретен в результате борьбы соискателей за 218 500., при оценке 70 000 – 100 000 / , Итого <Кристи> недополучил по непроданным семи работам сумму 1,45 – 2, 2 млн., или 15 % обшего финансового результата. Из 106 работ старых мастеров продано 62, или 60 %. Это ниже, чем в прошлые году, но выручили отец и сын Рерихи.
25 из 34 лотов современных живописцев, в основном нонконформистов, были успешно реализованы на общую сумму 593 500 долл., что составило около 5 % результатов всего аукциона, и было полезно как для художников, так и для аукционного дома.
. Руководство <Кристи>, долго сомневалось в целесообразности включения этих авторов в систему аукционных продаж, и не жалало поднимать авторитет живописцев за счет исторически накопленного авторитета великого международного аукциона, наконец сделало исторический прорыв. Художники этого достойны, да и неопытными ин назвать нельзя, многим уже за 70 лет., расцвет их творчества приходится на 1950-1970 гг. Доля проданных составила 74 %, выше, чем в разделе <старой живописи>.
НОВОЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВЫВОЗА.
17 апреля 2009 г. Государственная Дума рассмотрела в первом чтении законопроект о разрещении вывоза культурных ценностей старше 100 лет, за рубеж, при условии уплаты налога в размере 10 % стоимости предметов. Ранее такие предметы не подлержали вывозу. Под действие закоа будут подпадать только те предмвты, которые быдут ввезены в страну после 1 января 2010 года. Эта мера принимается с целью облегчения культурного обмена. Подобные правила существуют в Европе. Например, во Франции размер такого <налога на вывоз> составлает 4.5 %, а в Испании при цене произведения искусства более 600 000 евро, налог составляет 30 %.
После 1 января 2010 года никто не может помешать Виктору Вексельбергу честно ввезти коллекцию императорских пасхальных яиц Фаберже в Россию, раскрыть наконец сумму покупки коллекции , бывшей Форбса /предположительно 128 млн. долл/ , затем, при хопошем предложении из-за рубежа заплатить 12, 8 млн долл налога на вывоз предметов, исполненных более 100 лет назад /на самом деле, меньшую сумму, так как в коллекции есть предметы, созданные в 1910-1917 гг./ и с чистой совестью продать ее. В настояшее время коллекция Вексельберга базируется в Лондоне о Цюриже и приезжает на выставки в Россию по временной сжеме ввопза с обызательным воаератом после окончания выставки.
В интервью газете ВЕДОМОСТИ 30.04.2009 г-н Вексельберг сделал любопытное заявление, располагающее к размышлениям:
<Для меня это /пасхальные яйца Фаберже/ не инвестиционный проект. В жизни все может произойти, но с этими вещами расставаться будет тяжело. Я бы чувствовал себя некомфортно, если бы пил чай из подстаканниоков, из которых пил Николай II>
Валентин Скурлов, эксперт Министерства культуры, консультант <Кристи>.
19 мая 2009.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий