четверг, 7 мая 2009 г.

"Фаберже и его продолжатели" - отзыв Мухина Вячеслава Васильевича.

МУХИН Вячеслав Васильевич.
ОТЗЫВ на книгу
«К.Фаберже и его продолжатели. Камнерезные фигурки «Русские типы».
Авторы: В.В.Скурлов (ред.-сост.), Т.Ф.Фаберже, В.Н.Илюхин.
Издательство «Лики России», Санкт-Петербург, 2009., 640 с., илл.

Выход в свет книги Валентина Скурлова, Татьяны Фаберже и Виктора Илюхина
«К. Фаберже и его продолжатели» без преувеличения значительное событие для истории русского ювелирного и всего декоративно-прикладного искусства.
На протяжении всего двадцатого века, когда за рубежами нашей страны многие русские художники императорского периода были известны не только специалистам, но и любителям изящнейшего из искусств, а творческие достижения мастеров фирмы Фаберже стали неоспоримым критерием художественного совершенства, в историографии достижений советского времени невозможно было найти о них даже упоминания. Лишь с конца 1980-х годов, после череды выставок в музеях Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда) в музеях Московского Кремля, появились первые в нашей стране публикации и то, в основном, каталоги проведенных выставок. Следует отдать должное первому из соавторов вышедшей ныне книги – В. В. Скурлова. Его трудами, с привлечением музейщиков и производственников-ювелиров, на протяжении 1990-нач. 2000 годов, были написаны и опубликованы издания, в значительной степени раскрывшие историю и творческую проблематику не только фирмы Фаберже, но его многих современников. Например, «Фаберже и русские придворные ювелиры» В. Скурлова и Г. Смородиновой, М.: 1992.
На основе обширнейшей, документальной, архивной базы исследователь по существу создал новую отрасль отечественного искусствознания – фабержеведение, насытив его множеством новых исторических фактов, проведя атрибуции сотен произведений и, наконец, предложив строго аргументированную интепретацию стилевой эволюции в ювелирном искусстве конца XIX –XX столетий. За короткий период – чуть боле десятка лет В. В. Скурлову удалось внести в науку больше, чем зарубежные фабержеведы: Г. Бэйнбридж, К.Сноуман, .фон Габсбург, А.Солодкофф и другие, правда в отрыве от российских архивов, смогли исследовать и опубликовать более чем за полвека минувшего столетия
Капитальный труд В. В. Скурлова с соавторами «К.Фаберже и его продолжатели» вобрал в себя новейшие открытия авторов в творческом процессе мастеров-камнерезов эпохи Фаберже, содержащие атрибуции произведений, биографические данные, исторические справки предприятий. При том, для более рельефного, выразительного представления художественной стилевой эволюции, авторы не ограничились анализом только камнерезных произведений, но и обратились к мелкой пластике из металла (например, Б. Фрёдман-Клюзель), фарфора, кости и других материалов. Это выглядит в книге интересным методологическим и композиционным приёмом. Однако, что может быть ещё более важно, что авторы, наконец, заполняют длительное время сохранявшуюся лакуну, всегда озадачивавшую историков и любителей искусства на Западе. В ответ на опрос: «Было ли что-нибудь в России после Фаберже?». авторы представили обширную панораму произведений многих разновременных художников, которые преемствовали традиции великого мастера в камнерезном деле II-ой половины XX века. Собственная авторская историко-эволюционная линия в книге дополнена фрагментами статей из изданий прошлых лет других авторов. Этот составительский, издательский приём расширил и обогатил информативную базу изложения материала. Следует поздравить авторов и будущих читателей этой впечатляющей по форме и содержанию книги с новым ярким явлением в отечественном искусствоведении.

Мухин В.В., кандидат искусствоведения, член секции критики Союза художников РФ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий