пятница, 12 марта 2010 г.

Интервью с Карлом Фаберже. Автор «Эпикур», журнал «Столица и Усадьба». 1914.

Русская ювелирная мастерская Фаберже – одна из первых в мире. В ее отделениях в Петербурге и Москве работает свыше 500 рабочих и рисовальщиков. Фирма существует уже 70 лет и за это время выпустила массу художественных произведений, которые рассеяны по всему миру. Помимо того, что Фаберже является постоянным поставщиком государя и почти всех дворов, он исполняет заказы американских миллиардеров, английских богачей; на днях выполнялся заказ сиамского короля.
     - Понятно, если сравнивать с моим делом такие фирмы, как «Тиффани», «Бушерон», «Картье», то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня... У них можно найти готовое колье в 1 500 000 рублей... Но ведь это торговцы, а не ювелиры- художники (выделено нами – В.С.). Меня мало интересует вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов, - говорит мне старик Фаберже. Он гордится своими изделиями из сибирских камней, особенно из нефрита: фигурки животных, людей, между прочим, разные русские национальные костюмы. Удивительные работы – цветы из того же нефрита или из золота и платины с камнями.
     Мы помещаем снимок корзиночки ландышей. Это коронационное подношение нижегородского купечества государыне Александре Федоровне.  Ландыш – любимый цветок императрицы, и этот цветок стоит постоянно на ее столе. Сама корзиночка и мох сделаны из тончайшей золотой и платиновой проволоки, ландыши – из тех же металлов и жемчуга.
     Между прочим, Фаберже делает такие вещицы: стакан, наполовину наполненный водой; все из удивительно чистого хрусталя, полное впечатление воды. В стакан вставляется веточка только что расцветшей яблони. Все листья и лепесточки цветов, все сплошь из камня: листья из нефрита, лепестки из мрамора и т.д. Такая вещичка стоит около 2000 руб., уронить ее на пол – ничего не останется. Издали полная иллюзия свежесорванной ветки яблони в стакане воды.
    - Но кто покупает такие вещи? Ведь это брошенные деньги!
    - Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг, да иногда и неудобно дарить драгоценности, а такая вещица подходит.
     Одна из самых трудных деталей в ювелирно – художественном деле – эмаль. Очень трудно достигнуть яркости цветов, красивых оттенков. Вещь сажается в печку в ярких цветах, а после обжига выходит буроватой. Особенно трудно удается ярко-красная эмаль. Вероятно в старину были какие-то секреты эмали, теперь утраченные. На старых вещах можно встретить такие красивые оттенки, какие теперь не удаются.
      Говорили о камнях. Старый ювелир с нежной любовью показывает их:
    - Вот удивительно красивые камни! Почему-то их не ценят у нас – пирипы! Игра удивительная и твердость значительно выше изумруда.
      Пироп – это лучший сорт граната, отличить может только опытный глаз – в пиропах «больше жизни».
      Шлифуя гранат в тонкие пластинки, можно добиться удивительных оттенков, начиная от светло-розового до цвета старого бургундского вин, дымчато-краского. В старину умели гранить удивительно искусно, и теперь ювелиры только подражают образцам.
      В России и во Франции боятся опалов. Существует примета, что они приносят несчастье. Какая-то немецкая принцесса всю жизнь носила ожерелье из превосходных опалов и не имела детей, несмотря на страсное желание иметь их... Будто бы отсюда решили, что опалы навлекают бездетность – так думают в Германии, и, может быть, иные не носят опалы умышленно!
      Англичане, американцы очень любят опалы. Редки опалы красные, также редки совсем темные, сине-зеленого оттенка.
      Мало кому известен камень «кошачий глаз». Есть «кошачий глаз» мягкий и есть твердый – настоящий «кошачий глаз». Настоящий в сто раз дороже мягкого; красивы они почти одинаково. Очень любила «кошачий глаз» Екатерина II. У нас был гарнитур из этих камней под цвет платья. Теперь этот гарнитур хранится среди государственных регалий.
                                                                                      Эпикур.
                                       «Столица и Усадьба».1914. # 2, С.- Петербург. С.13 – 14.

Комментариев нет:

Отправить комментарий