понедельник, 1 марта 2010 г.

ФАБЕРЖЕ И БЕТХОВЕН.

Елена Мозалевская,
преподаватель музыки, правнучка Артура Миткевича,
руководителя ювелирным отделением Московской фабрики фирмы Фаберже в 1902-1918 гг.

Ответ на вопрос Валентина Скурлова.

      Из воспоминаний Евгения Карловича Фаберже:

   «По его (Карла Фаберже)  последнему желанию, тело его было кремировано в крематории Лозанны под звуки мессы Бетховена, которую он любил...» («Фаберже и петербургские ювелиры», 1997, с.110).
    «Тонкий ценитель искусства во всех его областях, любитель музыки и хорового пения, он сохранил в своей изумительной памяти массу воспоминаний из истории музыкальной жизни Петрограда, былой итальянской оперы в Большом театре Петербурга с А. Патти и Тамберлинком во главе,...» (Н.Могилянский. - Газета «Общее дело», Париж, # 159 от 21 дек. 1920 г.)

 Елена МОЗАЛЕВСКАЯ:
     Уточнив, какое произведение Бетховена, узнала, что это была Торжественная Месса До-мажор. Кастати, единственное произведение у композитора, который к духовной музыке почти не обращался, и назвать его можно скорее богоборцем.
       На похоронах (кремации) исполнение произведения такого жанра вполне уместно. Но почему же все-таки Бетховен? Думаю, что с его музыкой Карл Фаберже был хорошо знаком и по европейским годам (Дрезден, Франкфурт), и прежде всего, тут близостть в языке и культурных традициях. Какой язык был родным в семье протестантов из Франции в Германию, а затем и в Россию? Наверняка немецкий. Бетховен, который считается в истории музыки «венским классиком», прожившим большую часть жизни в многонациональной Вене, был выходцем из немецкого города Бонна, и конечно же – из протестантской семьи. Сам Бетховен был очень неравнодушен к Франции – вот еще одна связь с Фаберже.
    Что же касается самой музыки Бетховена, в целом, не только мессы, то в ней безусловно есть и подлинно немецкий дух – величавость, созерцательность, философичность, и французское бунтарство с его революционными интонациями, и самовыражение сильной личности, преодолевшей попытку самоубийства. Но все это дается в рамках классической системы с ее строгими формами, приемами развития, предсказуемостью. Думаю, именно это качество музыки (классичность) могло быть созвечно Карлу Фаберже, творчество которого основывалось на всем том, что называется традициями классического наследия.
     Вот что я смогла написать, ведь над таким вопросом раньше не задумывалась.

9 марта 2009 г., Екатеринбург.

Комментариев нет:

Отправить комментарий