Густав-Петер Фаберже родился в 1814 году в Пернау/Пернов Лифляндской губернии Российской империи (сейчас город Пярну, Эстония) в семье столярных дел мастера Петера-Kaрла Фаберже. До 1840ьх гг. их фамилию писали как ФАБЕРГЕ. Он обучался ювелирному делу в Санкт-Петербурге у ювелиров Андреса Фердинанда Шпигеля и Иоганна Вильгельма Кейбеля. В 1841 г. Густав Фаберже закончил обучение и в августе 1842 г. открыл собственную мастерскую и магазин, которые вначале находились по адресам: Большая Морская улица, 11, затем, в 1850-х гг. Большая Морская улица, 18 (тот же дом с 1867 года №16). Осенью того же 1842 года в Пернове состоялось бракосочетание Густава Фаберге с Шарлоттой Юнгштедт, дочерью художника, а в 1850-х гг. еще и фотографа.
До 1887 года фирма Фаберже выпускала исключительно ювелирные изделия. О первых годах работы мастерской Густава Фаберже известно очень мало. Изделия его фирмы, а также большинство ювелирных изделий после вступления в дело его сына Карла, исполнял Хискиас Пендин (1823-1881), который был главным помощником сначала Густава, а потом и Карла Фаберже. Именно он был учителем ювелирного мастерства для Карла Фаберже, но и наставником в деле развития ювелирного производства фирмы. Ювелир и золотых дел мастер Хискиас Пендин родился в Финляндии в Санкт-Михеле. Если выделять столпов дома Фаберже, то после Густава и Карла Фаберже стоит Хискиас Пендин.
На Густава Фаберже много работали петербургские немцы - золотых дел мастера Иоганн Гунст и Иоганн Эрхардт. Главным продавцом и ответственным за сбыт являлся Вильгельм Гетц, а доверенным лицом был Эмиль Мелантхович< племянник Густава Фаберже.
В 1860 году Густав Фаберже "удалился на покой" в Дрезден, а делами в Санкт-Петербурге до 1872 года занимался заведующий фирмой Валерий Зайончковский, после которого в 1872 году фирму возглавил сын Густава Петровича – Петер-Карл Фаберже.
Петер Карл сначала учился в немецкой школе Святой Анны. В четырнадцатилетнем возрасте он вместе с семьей переезжает в Дрезден, где продолжает образование. Несколько лет он путешествует по Европе, изучая опыт ювелирного производства, и получает специальное художественное образование: в коммерческой фирме Шлосса в Париже. Карл Фаберже работал в Дрездене, Франкфурте-на-Майне, Англии, Италии, изучал ювелирное искусство во Флоренции, саксонских камнерезов< английских серебряников и французских эмальеров. Дольше всего он задержался в мастерской ювелира из Франкфурта Йозефа Фридмана, которого впоследствии называл своим учителем. В 1865 году он возвратился в Петербург и стал работать в мастерской отца, параллельно активно изучая ювелирное искусство в Императорском Эрмитаже, где в 1870-х гг. он отреставрировал множество изделий, поступавших из археологических экспедиций.
После вступления в дело отца братьев, Карла (1872) и Агафона (1882) Густавовичей, фирма постепенно начала расширяться, и поступающие заказы были столь велики, что в интересах фирмы были основаны самостоятельные мастерские, имеющие полную независимость и обязанные работать на фирму Фаберже и по ее эскизам. Такой первой ювелирной мастерской была мастерская Вильгельма Реймера (1835 - 1908?), племянника Густава Фаберже, который работал еще с конца 1850-х гг.
Почти одновременно с ней была образована мастерская Хольмстрема Августа-Вильгельма (1829 - 1903), на которого работал Эрик Август Коллин (1836, Финляндия - 1901). С 1858 года подмастерье в Санкт-Петербурге, с 1868 года мастер золотого дела и ювелир. Работал для А. Хольмстрема, позднее работал исключительно на фирму Фаберже, где состоял в должности старшего мастера. В 1898 году открыл собственную мастерскую по адресу: Демидов переулок, 9. Мастерская Эрика Коллина исполняла ювелирные изделия из высокопробного золота и изделия, имитирующие древности, в основном керченские. Именно мастерской Эрика Коллина фирма Фаберже обязана началом триумфального шествия на олимп славы лучшей ювелирной фирмы России.
В середине 1880-х годов фирма Фаберже открыла и другие мастерские: под руководством В. Аарне, К. Армфельдта, А. Невалайнена, М. Е. Перхина, Ю. А. Раппопорта, К. Р. Тилемана, А. Хольминга. Карл Фаберже активно привлекал к сотрудничеству мастеров Петергофской гранильной фабрики и екатеринбургских кустарей, позднее фирма приобрела фабрику К. Верфеля.
С 1882 года в фирме начал работать брат Карла Агафон (1862—1895), ставший вскоре и главным художником. На Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году Карл Фаберже получил золотую медаль за свои ювелирные изделия. Основным учителем мастеров фирмы стал Императорский Эрмитаж. Многие классические изделия, например древнегреческое и скифское золото, вначале просто копировалось, а затем служили основой оригинальных композиций. В 1885 году Карл Фаберже получил звание Поставщика Высочайшего Двора с правом включения двуглавого орла в свой фирменный знак. В 1890 году он получает звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества и становится Потомственным Почетным гражданином. Карл Фаберже выполняет сложнейшие заказы императорской семьи. Так, ожерелье для свадебного подарка будущей императрице Александре Фёдоровне император заказал в 1894 году именно фирме Фаберже.
В 1900 году Карл Фаберже на Всемирной выставке получил звание Мастера Парижской гильдий ювелиров и орден Почётного легиона. После кончины Агафона Фаберже в 1895 году главным художником стал швейцарец Франц Бирбаум, поступивший на работу в фирму в 1893 году. В 1886—1903 годы значительный вклад в художественные достижения фирмы внёс Михаил Перхин, после кончины которого его мастерскую возглавил Х. Вигстрем.
Фаберже объединил многочисленные мастерские, во главе каждой из которых стоял талантливый мастер (М. Перхин, Ю. Раппопорт, Э. Коллин, А. Холминг, В.Аарне и др.). В мастерских фирмы в Петербурге работало более 100 мастеров, а всего до 250 человек. Фаберже считал, что необходимо оказывать доверие высококлассным мастерам, предоставляя им право подписывать свои собственные работы. Основной принцип Фаберже был прост - каждое изделие должно быть изготовлено в одной мастерской одним мастером. Конечно, когда требовалось произвести отдельные операции (например, покрыть эмалью), изделие на некоторое время покидало своего мастера, но всегда возвращалось к нему, чтобы быть завершенным. Мастера самостоятельно принимали все решения, начиная от разработки дизайна и заканчивая окончательной обработкой своего ювелирного произведения. Тем самым изделие являлось не безымянной продукцией фирмы, а подлинной работой мастера, именем которого оно было подписано. В этом заключался один из секретов феноменального успеха Fabergé.
В период расцвета фирмы в ней работало более 600 человек, и основная часть мастерских находилась в Санкт-Петербурге. Помимо Санкт-Петербурга, где была «душа» фирмы и располагалась её администрация, были открыты в 1887 отделение Фирмы в Москве, в 1901 - в Одессе, в 1903 - в Лондоне, в 1906 - в Киеве. Было еще торговое отделение на Нижегородской ярмарке, работавшее 40 дней в году.
Когда в конце XIХ в. прежние помещения фирмы стали тесны и неудобны для работы, на Большой Морской улице был приобретён дом №24 ("Дом Фаберже"; 1899-1901, арх. К. К. Шмидт). В 1900 году семья и фирма переехала в новый дом. Перед этим во время полной перестройки здания был заново отделан фасад, для чего были использован впервые в истории города красный гранит из Финляндии.
К 1914 году наряду со старыми мастерами на фирме работали все четыре сына Карла Фаберже: Евгений (1874-1960), Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952), Николай (1884-1939).
До 1917 мастера фирмы создали св. 250 тыс. ювелирных изделий (табакерки, шкатулки, портсигары, броши, пасхальные яйца с "сюрпризами", предметы сервировки, камнерезные фигурки и сложные композиции), отличавшиеся искусным исполнением и высоким художественным уровнем.
Успех фирмы Фаберже – не случайность, а результат кропотливой работы, глубокого анализа рынка, освоения новых видов изделий и кропотливого изучения опыта лучших российских и иностранных ювелиров. Братья Фаберже не только сами часто выезжали за границу знакомиться с новинками европейских ювелиров, но и посылали в «командировки» своих лучших мастеров.
Первая мировая войне нанесла сильный, удар по деятельности фирмы, революция 1917 года уничтожила её совсем. После Октябрьской революции 1917 года Фаберже пришлось закрыть все свои мастерские и покинуть Россию. 18 (5 по старому стилю) января 1918 правление приняло решение о ликвидации фирмы. В сентябре 1918 года К. Фаберже выехал из Петрограда< цначала в Ригу, затем, спасаясь от большевиков - в Висбаден (Германия)< где прочил полтора года< а за два месяца до смерти - в Швейцарию, где и скончался 24 сентября 1920 года в Лозанне. Уехали из России многие художники и мастера, например, финны. После смерти Карла Фаберже, попытки возродить дело в Париже, несмотря на усилия его сыновей Евгения и Александра и внука Федора, не привели к успеху. Наследникам не удалось достичь былой славы великой фирмы.
Бирбаум Франц Петрович (1872 - 1947). Главный мастер фирмы, художник - композитор и миниатюрист с 1893 по 1919 годы. По переезду в Швейцарию посвятил себя всецело живописи "горной природы".
В фирме также трудился целый ряд художников-миниатюристов: Иоганнес Цейнграф (1857 - 1908), Василий Зуев (1870 – после 1931), Константин Яковлевич Крыжицкий (1858 - 1911), Георг Штейн (1870-1954), Густав Шкилтерс (1874-1954), Клара Цейдлер (1875-1951), Сергей Соломко, Гораций Гораций Валлик, Александр Блазнов (1965-1939) и другие.
Одной из самых выдающихся мастерских, работающих на К. Фаберже, была мастерская Михаила Евлампиевича Перхина, родившегося в 1860 году в деревне Окуловская Шуйской волости Петрозаводского уезда. Он прибыл в Санкт-Петербург еще мальчиком, некоторое время скитался, затем смог стать подмастерьем по золотых дел ремеслу. Это произошло 24 января 1884 года. Через два года он становится мастером и около 1886 года начинает работать на Фаберже, возглавив ювелирную мастерскую. В 1895 году М.Е. Перхин уже купец 2 - ой гильдии и личный почетный гражданин. Михаил Перхин создал себя сам, был самородком и гением ювелирного искусства. Жизнь этого человека закончилась трагически. Он умер в больнице для душевнобольных 28 августа 1903 года.
После смерти М.Е. Перхина мастерскую унаследовал Генрих Эммануил Вигстрем, начавший практически сразу ставить свои инициалы на клеймах этой мастерской. Вигстрем родился в Финляндии в 1862 году. С 1878 года в Санкт-Петербурге, ученик в мастерской золотых изделий, затем золотых дел мастер, с 1886 года стал помощником у М. Перхина. Примерно с 1900 года на некоторых выдающихся изделиях мастерской Михаила Перхина Генрих Вигстрем в недоступных для обозрения местах процарапывал свои инициалы или полную фамилию. После революции Вигстрем уехал в Финляндию. Умер в 1923 году.
С конца XIX века практически все эмалевые работы фирмы Фаберже были сосредоточены в особой мастерской, основанной Александром Петровым и возглавляемой его сыном Николаем Александровичем Петровым. В этом деле ему помогал его брат - Дмитрий Александрович Петров. После революции 1917 года и ликвидации мастерской Николай Петров некоторое время работал на Монетном дворе. Умер в 1918 г. от голода.
Не менее выдающимся мастером в его мастерской был Иван Савельевич Брицын, в 1903 году основавший собственную мастерскую эмалевых работ.
Изготовлением орденов, знаков и жетонов занималась мастерская Альфреда Тилемана. В 1909 году Альфред Рудольф Тилеман (1870-1909) являлся владельцем мастерской золотых и серебряных изделий, располагавшейся на Морской улице, 24 (дом фирмы Фаберже).
В мастерской Альфреда Тилемана, заведующим технической частью, а затем управляющим был Владимир Гаврилович Николаев (1870 - 1937). В 1902 году Николаев уже был назначен заведующим технической частью фирмы Фаберже в Санкт-Петербурге, где и работал вплоть до начала 1918 года, в том числе и в мастерской Тилемана.
Серебряными изделиями в Санкт-Петербурге занималась мастерская Юлиуса Раппопорта. Исаак Абрамович Раппопорт (1852 - 1917) уроженец Датновского еврейского общества Ковенской губернии, в 1892 г. принял лютеранство под именем Юлий Александрович. Учился у золотых дел мастера Шефа в Берлине, с 1880 года подмастерье в Санкт-Петербурге, с 1883 года серебряных дел мастер, владелец мастерской: Екатерининский канал, 65 и Казначейская улица, 9. Один из ведущих мастеров фирмы Фаберже. В 1910 году, отойдя от дел, Юлий Раппопорт завещал свою мастерскую трудовому коллективу, которая, не прекращая работать, была переименована в 1-ю серебряную артель. Устав Артели утвержден в январе 1911 года.
Карл Густав Ялмар Армфельдт (1873 - 1959). В Санкт-Петербурге с 1886 года, ученик золотых дел мастера Пауля Шольмана. Учился в немецкой школе. С 1891 года работал у Фаберже под руководством А. Невалайнена, в 1904 году купил мастерскую у Виктора Аарне и работал по контрактам на фирму Фаберже, в 1920 году уехал в Финляндию.
Кроме мастерской Ялмара Армфельдта, предметы для сервировки стола, самовары и бутылочные передачи из серебра выпускала мастерская Стефана Кирилловича Вякевя (1833, Финляндия - 1910). В 1843 году приехал в Санкт-Петербург на учение, в 1847 году подмастерье, с 1856 года мастер и владелец мастерской серебряных изделий. Работал на фирму Фаберже.
Мелкие золотые вещи с эмалью изготавливала мастерская Василия Федоровича Соловьева.
В.Ф. Соловьев - выдающийся золотых дел мастер, владелец мастерской, работал на фирму Фаберже. Упоминается в 1900 - 1910 годах.
В.Ф. Соловьев - выдающийся золотых дел мастер, владелец мастерской, работал на фирму Фаберже. Упоминается в 1900 - 1910 годах.
Невалайнен Андерс Иоганн (1858, Финляндия - 1933). С 1874 года учился в Санкт-Петербурге, с 1885 года золотых дел мастер, работал на фирму Фаберже сначала в мастерской А. Хольмстрема, затем в собственной мастерской золотых и серебряных изделий. В 1900 году упоминается по адресу: Демидов переулок, 9, в 1902 году Казанская улица, 35.
Аарне Иоганн Виктор (1863 - 1934) ученик золотых дел мастера Иоганна Эрика Хольштена в Тампере. С 1880 по 1904 годы владелец ювелирной мастерской в Санкт-Петербурге по адресу: Демидовская улица, 13 Работал на фирму Фаберже. Имел около 20 мастеров и одного подмастерья. В 1904 году продал мастерскую Я. Армфельдту и переехал в Выборг.
Хольминг Август Фредерик (1854 - 1913) ученик мастера Карла Экхольма в Хельсинки. В 1876 году переехал в Санкт-Петербург. В 1880 году стал золотых дел мастером, ювелиром и владельцем мастерской по адресу: Казанская улица,35. В 1900 году мастерская располагалась на Большой Морской улице, 24. Работал на фирму Фаберже с 1895 года. Дело продолжал его сын Август Вайно Хольминг (1885 - 1934).
Использованы материалы и иллюстрации из книги А.Н. ИВАНОВА Неизвестный Фаберже, из книги Е.Ф. ФАБЕРЖЕ, А.С. ГОРЫНЯ, В.В. СКУРЛОВ Фаберже и петербургские ювелиры, архивные материалы из собрания Русского национального музея и сайта музея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий