Вопросы развития декоративно-прикладного искусства.
Автор: А.Салтыков. – Журнал ИСКУССТВО, № 2, 1955, с.30-34 (выписал 10.10.1988)
…Недооценка специфики декоративного искусства, недостаточное понимание его целей, неумение считаться с его средствами и владеть ими приводят к тому, что в ряде отраслей государственной художественной промышленности и в некоторых народных художественных промыслах художники и мастера нередко пользуются для украшения изделий копированием известных станковых произведений, изображениями популярных памятников и произведений архитектуры. Материалом для работы служат цветные репродукции, фотографии, открытки. Считается, что всякое изображение какого-нибудь большого произведения станкового или монументального искусства на любом бытовом предмете непременно уже украшает этот предмет, делает его художественным.
Думать так – глубочайшая ошибка.
… Завод «Мосштамп» выпускает металлические портсигары, на которых барельефом изображены три богатыря Васнецова. От богатырей мало что осталось, их искажённые фигуры не вяжутся с портсигаром, и вещь является поистине художественным браком. Артель «Победа» делает то же самое с «Охотниками» Перова. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика «Ювелирторг» выпускает круглые пудреницы, украшенные совершенно искажёнными медведями с картины «Утро в сосновом лесу» Шишкина.
… Большой след в деле развития художественного стекла оставила Мухина. Её пример наглядно говорит о том, как ценно может быть обращение к промышленности большого художника, работавшего, казалось бы, в области, не имеющей ничего общего со стеклом. По этому поводу нельзя не припомнить, что Растрелли занимался сервировкой столов, Казаков и Львов делали люстры, Воронихин и Росси проектировали мебель, Витали и Клодт – канделябры, художники Абрамцевского кружка увлекались народным искусством, Лансере принадлежит эскиз папиросной коробки №Казбек», а Маяковский делал рисунки для конфетных коробок. Всё это прекрасные примеры для наших мастеров изобразительного искусства и архитектуры.
Особенно плохо поставлено дело выпуска художественных изделий в Тресте «Русские самоцветы». У Треста имеются чудесные материалы и вековой опыт прекрасной творческой работы. Богатейшие месторождения цветных камней и несколько поколений талантливых художников и уральских народных мастеров сделали то, что в прошлом столетии русская художественная культура цветного камня вышла на первое место в мире.
Как же использует этот богатейший опыт Трест «Русские самоцветы»? Основу ассортимента составляет плохая, совершенно безграмотная скульптура из малоинтересного камня – ангидрита. Довольно значительную часть этого товара, к тому же постоянно растущую, составляют пошлые фигурки, раскрашенные масляной краской: уродливые слоны с головами, занимающими половину туловища, покрытые пёстрыми жёлто-зелёными и сине-жёлтыми попонами; кошечки, сидящие на задних лапах, у которых почему-то отрезана нижняя челюсть и красный язычок прямо из гортани вываливается на грудь, украшенную зелёным бантиком; кокетливая гусыня в платочке с цветочками и прочее подобное безобразие. Конечно, такое состояние «Русских самоцветов» представляет позорное явление в нашей художественной промышленности. Оно объясняется глубоким отрывом Треста от художественной жизни страны, потерей связи с художниками и с традициями своего производства. Эти связи должны быть восстановлены.
… имеются случаи возрождения т.н. «ложнорусского» стиля второй половины прошлого века.
… Эта тенденция возвращения к Ропету, Гартману, Монигетти и к прочим эклектикам времён упадка русского декоративного искусства может принести только вред крайне поверхностным пониманием народного искусства. Мы не можем подходить сейчас к народному искусству так, как это делали восемьдесят лет назад художники, впервые к нему обратившиеся; мы живём в совершенно другой исторической обстановке, накопили достаточно опыта и знаний для гораздо более глубокого его понимания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий