суббота, 4 января 2025 г.

"Василий Иванович Зуев, художник фирмы Фаберже, придворный миниатюрист. Адреса в Петербурге-Петрограде." К 150-летию со дня рождения художника.

 

Скурлов Валентин Васильевич, кандидат искусствоведения,  (Санкт - Петербург),. 

"Василий Иванович Зуев, художник фирмы Фаберже, придворный миниатюрист. Адреса в Петербурге-Петрограде." К 150-летию со дня рождения художника.

Василий Иванович Зуев, родился 23 марта 1870 г. в деревне Ст. Майна  Ставропольского уезда Самарской губернии (теперь Ульяновская область), в многодетной семье симбирского мещанина. При поддержке самарского губернатора А.Д. Свербеева поступил в 1887 г.  в Центральное училище технического рисования бар. А.Л. Штиглица (Соляной пер., 9). Обучался восемь лет, проживал в  квартире сенатора Свербеева (Фурштадская ул., 20). В том же доме жил юрист,  статский советник Д.В. Стасов. Его дочь Елена Дмитриевна, после 1917 г. - личный секретарь В.И. Ленина. В июле  - августе 1917 г. в квартире Стасовых скрывался В.И. Ленин. Об этом гласит мемориальная доска на доме.

В мемуарах князя Кирилла Николаевич Голицына  (1903 – 1990), которому А.Д. Свербеев приходился дядей  (мать князя Мария Дмитриевна, урожденная Свербеева, фрейлина) подробно описана обстановка семьи Свербеева, у которого было семейное прозвище «Сенатор»:

 «Круг знакомств Сенатора был поистине безграничен. Это был пестрый конгломерат, составленный из людей самых разных по служебному, общественному и имущественному положению. Сам Сенатор не был ни знатен, ни особенно богат, и в обращении со своими гостями никогда не делал разницы между людьми состоятельными, чиновными и титулованными и теми, кто имел скромные достатки или вовсе был беден. К последним относились художники — студенты Академии, которым Сенатор покровительствовал и помогал материально. […]. Из массы людей, бывавших у Сенатора, мне запомнились немногие, всего несколько человек, из тех, вероятно, кто приезжал чаще. Помню, например, невысокого и очень некрасивого старика Анатолия Федоровича Кони, известного судебного деятеля, литератора, мемуариста и сенатора; графа Якова Николаевича Ростовцева, личного секретаря Императрицы, приезжавшего с женой, красивой и симпатичной. Из числа не очень частых посетителей Фурштадтской, моей большой любовью пользовался барон Александр Александрович Медем. [….]. Приезжал еще министр земледелия Кривошеий, пугавший меня большим шрамом через всю щеку — следом удара полученного на дуэли. Менее четко помню моряков Веселкина и Римского – Корсакова.

Любопытное зрелище зато представляли собой стены кабинета и гостиной: несколько картин и портретов буквально терялись среди массы фотографий в рамках самых различных размеров и фасонов, развешанных без всякой системы впритык одна к другой. Мало того, что на стенах не оставалось свободного места, все горизонтальные поверхности — столы, столики и даже рояль были уставлены теми же рамками с портретами. Фотографии без исключения были портретами людей всех возрастов. На вас глядели люди старые и молодые, в одежде по моде 60—80 годов XIX века, мужчины и женщины в современной одежде, моряки, военные, духовные особы, дети... [Заметим, что художник Василий Зуев много рисовал именно с фотографий – В.С.]

Я обещал вернуться к рассказу о тех, кого Сенатор опекал. Это были, по преимуществу, бедные студенты художественных учебных заведений — Академии художеств и Консерватории […]

Забота Сенатора о своих питомцах начиналась с того, что каждому из них всегда была открыта дверь его дома и обеспечено, наравне с прочими, место за столом по четвергам и воскресеньям. Попечение о них шло, однако, гораздо дальше: среди своих друзей и знакомых Сенатор находил желающих заказать портрет, найти учителя рисования или музыки для своих детей. К ним он направлял молодых художников, давая им возможность самостоятельно зарабатывать и избавляя таким образом от унизительной для самолюбия роли иждивенцев, живущих благотворительностью.

Среди тех, кто запомнился, был также чрезвычайно одаренный мальчик Вася лет 13—14-ти из очень бедной семьи. Вася был скульптором, что называется, Божиею милостью. Он приходил к нам на Таврическую и на моих глазах совершал чудеса, которым я даже не пытался подражать: он удивительно быстро и точно лепил из глины людей, животных и жанровые сцены из нескольких фигур. У меня долго потом хранился небольшой бюст Наполеона из пластилина, выполненный Васей с умением зрелого мастера.

Из подопечных Сенатора его особым расположением пользовался некий Василий Иванович Зуев, человек уже не первой молодости, живший постоянно в квартире своего патрона в большой, но темной комнате окнами во двор. Василий Иванович был тихим и скромным человеком. Носил он почему-то всегда один и тот же китель офицерского образца. В дневные часы он был прикован к столу-конторке, стоявшему в углу гостиной, возле окна. Склонившись над  столом с большой лупой в левой руке, он писал акварелью портреты-миниатюры на пластинках из слоновой кости. Для своего ювелирного мастерства он пользовался тончайшими кистями, принимавшими лишь то минимальное количество краски, которое требовалось для нанесения почти не различимых глазом штришков и точек. Любителей миниатюрных портретов было много — Василий Иванович постоянно имел заказы и хорошо зарабатывал. Наиболее выгодным заказчиком, пожалуй, была Царская Семья, для которой он делал, между прочим, миниатюры неправдоподобно малого размера. Таким был, например, погрудный портрет Николая II в военной форме и при всех орденах, величиною с ноготь безымянного пальца. Этот портрет был вправлен затем в фарфоровое пасхальное яйцо, предназначавшееся для подарка Императрице к Пасхе.

В последние годы перед революцией Василий Иванович увлекся работой эмалью, наносимой на мелкие изделия из золота или просто на золотые пластинки. На завершающем этапе эта техника требовала термической обработки, каковая осуществлялась одним из самых доступных способов — на кухонной плите, что вызывало негодование Ирины Федоровны. Свою власть на кухне она считала абсолютной, а плиту — предназначенной для более толковых надобностей.

В годы войны Зуев был уже настолько обеспеченным человеком, что мог позволить себе приобрести недвижимую собственность — квартиру в доме так называемых квартирных собственников на углу Спасской и Знаменской. Переехал он туда после смерти Сенатора, но я ни разу у него не был и вообще никогда его больше не встречал. В Москве в Оружейной палате есть несколько его работ. В одном из журналов, в статье, посвященной Оружейной палате, Зуев был отнесен почему-то к разряду «умельцев».

В доме на Фурштадтской я бывал не только у Сенатора. Там же, на пятом этаже жили мои друзья, сыновья барона Бориса Нольде  В квартире напротив жили Родзянко: Михаил Владимирович со своей семьей. И, наконец, квартиру во втором этаже занимал граф Граббе. Позже я узнал, что на той же лестнице жил прежде и известный критик Владимир Васильевич Стасов».

Заметим, что Владимир Васильевич не жил в доме на Фурштадской, но приходил сюда в гости к младшему брату, присяжному поверенному Дмитрию Васильевичу Стасову.

В 1830-х гг. домом № 20 по Фурштадской улице  владела титулярная советница Алымова. В мае – декабре 1832 г. здесь вместе с женой жил Александр Сергеевич Пушкин. В это время у них родилась старшая дочь Мария. Во дворе дома в 1832 – 1835 гг. стояла статуя Екатерины II  («Медная бабушка») – компенсация за приданое Натальи Николаевны. Пушкин держал статую здесь до ее продажи.

В 1875 г. участок купила Надежда Николаевна Зайцева, гражданская жена богатейшего помещика генерал – майора Сергей Васильевича Шереметева. Для новых владельцев в 1875 – 1876 гг. архитектором И.С. Богомоловым было построено новое 4-этажное здание. Оно стало первым в Санкт – Петербурге, построенном в русском («петушином»)  стиле. Фасад одобрил видный критик Владимир Васильевич Стасов (1824 – 1906). В 1883 г. архитектор Богомолов надстроил пятый этаж.

В 1890 – 1900-х квартиру № 9 занимал архитектор Василий Антонович Косяков, директор Института гражданских инженеров. После него здесь жил видный государственный деятель Михаил Владимирович Родзянко.

Здесь жила сама владелица дома Н.Н. Зайцева, ее дочь, Ю.С. Шереметева, супруга офицера Кавалергардского полка; дела вел сын хозяйки В.С. Сергеевв, которому принадлежал дом в начале XX века.

В 1959 г. Исполком Ленгорсовета обязал Управление культуры установить мемориальную доску с барельефом В.И. Ленина на доме № 20 по ул. Петра Лаврова (с 1991 г. вновь улица Фурштадская). Текст на доске: «Здесь в квартире Д.В. Стасова в 1917 г. неоднократно бывал Владимир Ильич Ленин». Дмитрий Васильевич Стасов (1828 -1918) действительный статский советник, присяжный поверенный и присяжный стряпчий, гласный СПб Городской думы, председатель совета присяжных стряпчих; один из учредителей Русского музыкального общества.  Его дочь Елена Дмитриевна (1873 – 1966), член партии с 1898 г., познакомилась с Надеждой Константиновной Крупской в 1893 г.;  с 28 февраля 1917 по 25 марта 1919 г. секретарь Бюро ЦК партии. В дальнейшем на ответственных партийных постах. Герой Социалистического Труда (1960), награждена четырьмя орденами Ленина.


В 1895 г. Зуев получил диплом "ученого рисовальщика",  работает более года на фабрике фирмы Штанге, магазин ламп и бронзы  (Б. Конюшенная, 19.[] Участком дома № 19 по Большой Конюшенной улице (дом № 8 по Волынскому переулку) владел до 1849 г. придворный мебельный фабрикант Тур. У него фабрику на рубеже 1850-1860-х гг.  купил Мельцер. Когда фабрика переехала по новому адресу на наб. реки Карповки, участком в 1880-х гг. заняла фабрика художественной бронзы «Н. Штанге», ее возглавил зять Николая Штанге Адам Андреевич Мельцер.

Фабрика жестяных дел мастера Николая Федоровича Штанге (1819, Санкт - Петербург – 1902, Дрезден) основана в 1845 г. как небольшая литейная мастерская. К концу 1850-х гг. это  литейный завод, известный своими светильниками, часами и другими декоративными предметами, отлитыми из бронзы. На заводе одними из первых стали применять полихромное патинирование с 1860-х гг. В 1893 г. завод владел авторскими правами на 15 моделей скульптора Е.А. Лансере. Поставщики Высочайшего двора в 1857 г., звание подтверждено в 1863 и 1881 гг. В 1875 году у Штанге были куплены мельхиоровые изделия для Ливадийского дворца.

Руководили заводом Штанге последовательно Адам Андреевич Мельцер и его сын Николай Адамович.

МЕЛЬЦЕР Адам Август Генрих Андреевич (1834 – 1896).

Учился в профессиональной школе в Майнце, каретный мастер. Руководитель, до 1893 г.,  бронзовой и ламповой фабрики, основанной в 1784 г. Владелец экипажной фабрики «Мельцер». Женат (23.02.1865): Мария Доротея Штанге (1847 – 1907).

 

МЕЛЬЦЕР Николай Адольф Фредрик Адамович (1867 – 1945).  В браке 1911 с Элизаветой Ган (Hahn) (1889 – 1932, Берлин) Учился в Петришуле, реальное отделение, 1878 – 1881. Реальная школа в Готе (Германия), 1882 – 1885. Академия художеств в Германии, вольнослушатель, 1885 – 1887. Механическая и электротехническая школа, Карлсруэ, 1887 – 1889. Техническая школа в Шарлоттенбурге, 1890- 1891. Студенческие поездки, 1890 – 1891. 1893 – руководитель Фабрики художественной бронзы «Н. Штанге» в Санкт – Петербурге по 1904 г.

После возвращения из Франции, где в 1896 – 1898 гг. Зуев был пенсионером,  призван на службу в лейб-гвардии Егерский полк (казармы: Рузовская ул., 16; храм полка стоял на  наб. Обводного канала; снесен в 1932 г.). В августе 1901 г. подает заявление на поступление в Высшее художественное училище Императорской академии художеств (Университетская наб., 17).[] Учился полтора года, в январе 1903 г. забрал документы.

С 1902 г. Зуев  сотрудничает с фирмой Фаберже (Морская ул., 24), специализируясь на миниатюрных портретах. Нарисовал 69 миниатюр в 12 императорских пасхальных яйцах и  более 200 портретов членов императорской семьи..

В 1902 – 1908 гг. Зуев служит преподавателем рисования в Александровском лицее (Каменноостровский проспект, 21-23), титулярный советник. После ухода Зуева его место учителя рисования занял архитектор А.Н. Смирнов, председатель Русского художественно – промышленного общества в 1908 – 1917 гг. , выпускник ЦУТР бар. Штиглица (1895).  А. А. Архангельский (обучал лицеистов пению). А. Ф. Кони преподавал в Лицее уголовное право. С. Ф. Платонов (история). Александр Петрович Саломон (1855—1908), шталмейстер (1900) В 1900—1908 годах — директор Александровского лицея.

После войны — средняя школа № 69 Петроградского района им. А. С. Пушкина. Позже в здании размещалось СГПТУ № 16. Это училище закончили в 1960-1980-х гг. многие известные сейчас в Петербурге камнерезы и ювелиры. В настоящее время здание занимает Колледж управления и экономики «Александровский лицей».


Среди заказчиков Зуева - многие великие князья и великие княгини, семейство князей Юсуповых [Адрес: наб. Мойки, 92, сейчас наб. Мойки, 94].  Среди важных клиентов отметим Эммануила Нобеля  [Сампсониевская наб., 15] и Леопольда Нейшеллера [Каменный остров, наб. Б. Невский, 6-8].  Их дома посещал Василий Зуев. Заметим, что Максимилиан Нейшеллер был близким другом Карла Фаберже и большим заказчиком произведений фирмы.
В  1917 г. Василий Зуев предполагал заселиться в собственную квартиру из 6-ти комнат  в доме по адресу Знаменская улица, 51. Но вначале выехал на родину, село Чердаклы,  (25 км от Симбирска). Революция и голод  задержали художника в Чердаклах. Два раза Зуев возвращался в Петроград, в 1921 и 1923 году, чтобы получить гонорар за миниатюры - портреты матери Э. Нобеля. Где он жил во время этих приездов, не установлено, но вероятнее всего, в своей бывшей квартире, которую он передал семье друга, художника Евгения Якобсона. На Знаменской улице, 51, теперь улице Восстания. 

Умер Василий Зуев в р.п. Чердаклы, тогда Куйбышевской области,  6 июля 1941 г.  В «Музее Фаберже» (наб. Фонтанки, 21) представлены работы Василия Ивановича. В нашем городе Василий Зуев прожил 30 лет. 

История дома 51 по улица Восстания,  угол ул. Рылеева, 20.

На этом участке в 1845 г. граф Я.И. Эссен – Стенбок – Фермор, построил 4-этажный дом и торговые бани. После 1860-х гг. дом и бани купил купец А.П. Сорокин, с 1901 г. домом владел его наследник. В 1912 г. наследник продал дом и бани акционерному обществу «Строитель». В феврале 1913 г. здесь было пустопорожнее место.  Вскоре участок купил гражданский инженер Вацлав Иосифович Кестнер (1875 – после 1930) и в 1913 – 1914 гг. построил доходный 7-этажный дом в стиле «неоклассицизм». Дом в 1913 – 1914 гг. принадлежал акционерному обществу «Строитель». В 1916 г. дом принадлежал Петроградскому товариществу квартировладельцев.

Квартиры здесь снимали весьма состоятельные люди, например, в квартире № 12, принадлежавшей Василию Ивановичу Зуеву,  после 1917 г.  проживал художник  ювелирной фирмы «Фаберже» Евгений Эдуардович Якобсон (1877 – 1940).  В 1934 году он преподавал на курсах библиотековедения при Публичной библиотеке, обучая своих учениц владению особым, так называемым библиотечным почерком.

Квартира № 23, числилась за князем Репниным, тогда весьма своевременно выехавшим за границу. Вероятно, он рассчитывал вернуться в подходящий момент, так как оставил в квартире тайник, обнаруженный в январе 1923 г. новым жильцом - сотрудником ГПУ Соколовым. В маленькой потайной комнате замаскированной штукатуркой и обоями были найдены: бронзовые часы, три фарфоровые вазы, восемь бронзовых люстр, две бронзовые статуи, бронзовый и мраморный письменные приборы, 24 картины масляные, 24 стенные тарелки, посуда – 224 предмета, одна хрустальная ваза, самовар, кухонная посуда, сундук с бельём, корзина с одеждой, узлы с портьерами, 5 ковров, 11 шпаг с рукоятками, один офицерский тесак, одна немецкая винтовка, 21 серебряная икона, два креста с камнями, одно туалетное зеркало в серебряной оправе. Находки были перевезены в ГПУ на Комиссаровскую,2 (Гороховую), где бесследно исчезли.

Из квартиры горного инженера Семичева, занимавшего две квартиры дома № 6 (из восьми комнат) и № 8 (из 6 комнат) по описи, составленной простым карандашом, были изъяты полотна Мясоедова, Маковского, Богданова-Бельского и других известных художников. С конца октября 1918 года согласно постановлению Петросовета «свободные квартиры, владельцы которых отсутствуют в Петрограде более двух месяцев, реквизировались со всем находящимся в них движимым имуществом». Из голодающего Петрограда инженер Семичев в 1918 г. выехал в Белгород. И появлялись в барских конфискованных квартирах новые хозяева. Так, при вселении новых жильцов представитель домового комитета бедноты (сотрудник домоуправления) составлял опись имущества оставленного в квартире и если наблюдался излишек дефицитной тогда мебели, то новый владелец был обязан выплатить в кассу определённую сумму. Что касается судьбы владельца дома архитектора Кестнера, она сложилась печально. Будучи выпускником Института гражданских инженеров 1902 года работал в МВД по дорожной части при Оренбургской губернии, с 1912 году был сверхштатным архитектором в Главном тюремном управлении Петербурга, в 1919 году состоял помощником заведующего строительно-технической частью школьной секции Петроградского губернского отдела народного образования (ГУБОНО). В 1921 – 1924 гг. работал в Государственной Публичной Библиотеке им. М.Е. Салтыкова - Щедрина  и на заседаниях Правления Библиотеки выступал с докладами о состоянии разных участков библиотечных зданий. После революции архитектор так же проживал в кв. № 5  доме, который проектировал (ул. Восстания, 51) только уже с большой семьёй занимал две комнаты (площадью 76 м²) коммунальной квартиры №5. Тогда он работал конструктором на обувной фабрике «Скороход». В 1930-х годах был арестован и погиб в застенках НКВД. Возможно, причиной его трагической смерти был пресловутый квартирный вопрос, так как его комнаты впоследствии были заняты чекистами.

Всего в 1924 году в 27 квартирах дома жил 161 человек.
В октябре 1928 г. в кв. № 10 в одной комнате жил Георгий Константинович Крыжицкий (1890 г. р.), режиссер кукольного театра, член профсоюза работников искусств, сын известного художника К. Я. Крыжицкого (1858-1911), автора миниатюр одного из императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже. .

В 1928 году здесь жил Борис Сергеевич Лихачев (1898-1934), научный сотрудник Института истории искусств, один из первых историков русского кинематографа, автор первой книги о становлении русского кино (1927 г. ). Вместе с женой Еленой Григорьевной (1902 г.р.) они проживали в квартире № 9 в одной комнате (26 кв. м.).
В 1970-х годах в квартире № 3 на третьем этаже (первая парадная дома на улице Восстания) жил народный артист СССР Игорь Олегович Горбачев (1927-2003). Окончив Театральный институт, он много лет работал в 
Академическом театре драмы им. Пушкина и в кино. В 1984-1989 гг.  главный режиссер театра.

Литература.

Василий Зуев: придворный миниатюрист, художник фирмы Фаберже [Текст] / Валентин Скурлов [и др.] ; под общ. ред. В. Скурлова. - Санкт-Петербург : НП-Принт, 2017. - 215 с. .: Мемориальный фонд Фаберже, Фонд Игоря Фаберже (Женева)

Голицын К. Н. Записки князя Кирилла Николаевича Голицына / [сост. и аннот. имен. указ. А. К. Голицына]. – М. : Радуга , 2008. – 591 с. : ил.

Лицейская энциклопедия. В 2=х томах. Императорский Царскосельский (Александровский) Лицей (1811 – 1918). СПб. Logos, 2010, 2013 г. – 520 с., 776 с. , илл.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий