суббота, 4 января 2025 г.

От эпидемии к пандемии. Мысли по поводу.

 

В.В. Скурлов

От эпидемии к пандемии. Мысли по поводу.

Аннотация.

В статье рассмотрены аспекты исторических аналогий переживаемой   пандемии Ковида – 19 с массовыми эпидемиями и пандемиями. Констатирован факт отсутствия целостного научно – исторического восприятия проблемы  пандемий, в условиях отсутствия научной разработки проблемы и соответствующей литературы,  в том числе, в литературе по исторической психологии. Рассмотрена история пандемии «испанского гриппа» 100-летней давности. Обращено внимание на проблему секретности, которая была свойственна освещению и изучению  подобных массовых поражений населения в 1920, 1937, 1970 гг. и не изжита до сих пор.   Рассмотрен аспект массового психического напряжения населения, последствия которого на будущее непредсказуемы и требуют изучения. Рассмотрен аспект влияния пандемии на деятельность ювелирной отрасли Санкт-Петербурга. 

         Пандемия Ковид – 19 застала ученый мир врасплох. Ближайшие похожие события отсылают к пандемии «испанского гриппа» на рубеже 1910 -1920 гг.  Некоторые авторы вспоминают «холерные бунты» 1830 г. и знаменитую «Болдинскую осень» Пушкина. Количество эпидемий в нашей стране за последние 100 лет гораздо больше, но все они недостаточно описаны даже с медицинской точки зрения. Одна из причин – это секретность, которая до сих пор не снята. Длительное, на протяжении нескольких десятилетий , нахождение в состоянии «холодной войны» способствовало восприятию эпидемий, как элемента и средства бактериологической войны.

        Многие бросились изучать  проблему «испанки» 1919-1920 г. Хотя библиотеки закрылись, но есть  интернет, и запросы по  этой теме возросли на несколько порядков. Выяснилось, что «испанкой» ту пандемию 100-летней давности, называют зря. Её надо бы называть «американкой», потому что привезли в Европу ее солдаты американских войск еще в 1918 года, через Португалию и Испанию. И тут возникает важное историческое обстоятельство. Оказывается, в условиях еще  продолжающейся Первой мировой войны (война закончилась 11 ноября 1918 г.), по соображениям секретности, потери от эпидемии гриппа (тогда еще не пандемии)  среди прибывающих американских военнослужащих были засекречены.

      Испанский грипп или «испанка был, вероятнее всего, самой массовой  пандемией гриппа за всю историю человечества как по числу заразившихся, так и по числу умерших. Эпидемия длилась с января 1918 года по 1920 год; во всём мире испанкой было заражено не менее 550 миллионов человек (около 30 % населения планеты).., Летальность среди заражённых составила 3—20 %. Эпидемия началась в последние месяцы Первой мировой войны и быстро обошла этот крупнейший на тот момент вооружённый конфликт по числу жертв. Считается, что развитию пандемии способствовали тяготы войны — антисанитария, плохое питание, скученность военных лагерей и лагерей беженцев.

       Несмотря на то что первые больные появились в начале 1918 года в США, грипп получил название «испанский».  Военная цензура участвующих в Первой мировой войне стран не допускала сообщений о начавшейся в армии и среди населения эпидемии. В результате нейтральная Испания первой из европейских стран публично объявила о пандемии заболевания в мае — июне 1918 года. [1]

       История пандемии 1918—1919 гг. содержит много ценных данных для понимания эпидемиологических отношений и несомненно устанавливает тесную связь между распространением гриппозных заболеваний и условиями социально-экономического порядка. Однако, с точки зрения исторической психологии, пандемия «испанского гриппа» не получила научного отражения.

       У каждого из нас, советского человека, в возрасте за 60-70 лет и более лет,  наверняка найдется, что вспомнить по поводу эпидемий. Помню, в 1959-1960 году, когда во время эпидемии гриппа в Ленинграде, в классе было три-четыре ученика и учительница, вместо уроков читала нам интересные сказки про Незнайку и Чипполино.  Когда подходил к школе, от нее шел сильнейший запах карболки (карболовой кислоты), применявшейся для дезинфекции. Для сведения: карболовая кислота, фенол - обеззараживающее средство, получаемое из каменноугольного дегтя — бесцветные (розовеющие на воздухе) игольчатые кристаллы со своеобразным запахом, растворимые в воде, спирте, эфире, жирных маслах. В медицине используется раствор в 1,4 % фенола.  Фенол губителен для многих микроорганизмов.  Говорят, память на запахи, одна из сильнейших в историческом аспекте, сильнее чем зрительная, осязательная или на слух.  Детство нашего послевоенного поколения прошло под запахом карболки.               

       Сейчас, многие заболевшие «ковидом», не смогли бы почувствовать этот запах, из-за потери обоняния. Кто-то вспомнит одесский холерный синдром 1970 года, когда многие отдыхающие застряли на месяц в Одессе, в условиях санитарной изоляции. По этому поводу недавно вышел кинофильм. Холера в 1970 г. проникла в Каспийский регион, а затем распространилась на Кавказ, Крым и юг Украины. Проблему борьбы с холерой обсуждали на уровне Политбюро ЦК КПСС, была создана Всесоюзная чрезвычайная противоэпидемическая комиссия. В прессу информацию об эпидемии помещать категорически запрещалось. АПН «Новости» сообщили о холере лишь в начале сентября в заметке о том, что эта зараза в Керчи и Одессе успешно побеждена. [2] https://news.rambler.ru/other/39613660/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

       Каждый из историков стал вспоминать биографии изучаемых персонажей. Мне почему-то пришла в голову мысль, а не связана ли смерть Карла Фаберже 100 лет назад, 24 сентября 1920 г. в Лозанне с эпидемий гриппа.? И почему, за два месяца до смерти, в июле того же года, Карл Фаберже выехал из Висбадена в Женеву. Связано ли это перемещение с эпидемиологической обстановкой? Недавно, посещая Смоленское кладбище в Петербурге, я обратил внимание на могилу инженер генерал – майора  Капицы (1864 – 6 дек. 1919), отца Нобелевского лауреата Петра Капицы и вспомнил, что Капица умер именно от «испанки», Любители кино вспомнят о смерти от «испанки» киноактрисы Веры Холодной. Но это и не удивительно. Актриса умерла в Одессе, которая была оккупирована контингентами войск Антанты из самых разных стран. Проще сказать, пандемию привезли в Одессу интервенты. Это всегда один из итогов войны.

        Весьма показательна история выдающегося ученого, академика Льва Зильбера (1894 – 1967). [3].

      В мае 1937 г. из Москвы на Дальний Восток срочно отправили экспедицию. Цель – ликвидировать эпидемию загадочного недуга, от которого люди часто умирали или становились паралитиками. Возглавил экспедицию вирусолог проф., доктор медицинских наук Лев Зильбер (руководил борьбой против эпидемии оспы в Казахстане, создал и руководил первой в СССР Центральной вирусной лабораторией Наркомздрава РСФСР) Л старший брат писателя Вениамина Каверина (псевдоним Зильбера), автора романа «Два капитана».

        Экспедиция была гражданской, хотя поводом стала  секретная шифрограмма командующего Особой Дальневосточной армией маршала Блюхера наркому обороны Ворошилову: «Наблюдается повышенная смертность среди красноармейцев и комсостава от неизвестной болезни». Шло широкое освоение Дальнего Востока – стране требовались лес, руда, золото….Приходилось держать крупные войсковые части, опасаясь агрессии Японии. Таинственную болезнь на Дальнем Востоке еще в 1935 г. описал врач А. Панов. Одни ученые считали её особо опасным «токсичным» гриппом, другие – японским комариным энцефалитом.

       В первые же дни в больнице дальнего леспромхоза проф. Зильбер изучил истории болезни за последние три года. Оказалось, что таинственный недуг поражает народ преимущественно весной, а не летом, как при японском комарином энцефалите. Заболевали только люди, работающие в тайге, часто не имевшие никакого контакта друг с другом. Это опровергало теорию «токсичного гриппа».

Изучая истории болезни, Зильбер сделал открытие: клещи – вот источник заразы. В работе одного ветеринара из Владивостока Зильбер нашел график укуса коров клещами. Он полностью совпадал с графиком роста заболеваний у людей, но с опозданием на две недели. Это был инкубационный период развития болезни у человека. Зильбер тотчас же проинструктировал геологов, лесников, охотников, врачей экспедиции в опасности укуса клещей. Сам профессор на совещании местных органов здравохранения и маршала Блюхера 10 июня 1937 г. предложил в корне изменить все мероприятия по борьбе с загадочным заболеванием, сосредоточив внимание на противоклещевой профилактике. До этого воины полоскали рот марганцовкой. Меры, предложенные проф. Зильбером, остановили эпидемию на Дальнем Востоке. [4]

                                                       ***

       Распространение пандемии коронавируса может вызвать психические последствия, в том числе, и у переболевших COVID-19.  Стресс — это состояние напряжения, которое возникает в ответ на внешние раздражители. Легкое стрессовое напряжение не опасно, легко преодолевается.  Однако стресс может быть избыточным — чрезмерным психологическим и психосоматическим напряжением. Такой стресс может сильно навредить организму. Симптомы избыточного стресса:  раздражительность;  потеря аппетита;  депрессия;  пониженный интерес к общению с людьми;  невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, усталость, потеря интереса к работе, нарушение режима сна, ошибки в работе, мигрень, ощущение постоянной угрозы и беспокойства.

      Ученые – медики  отмечают, что у многих людей в сложные времена могут возникать проблемы с психическим здоровьем, в том числе, и симптомы тревоги и депрессии.

       Что же касается людей, переболевших коронавирусом, то реакция иммунной системы, вызванная инфекцией, может вызвать определенные психопатологические нарушения. В качестве примера приводятся исследования в госпитале Милана, где в течение месяца тестировали более 400 пациентов, перенесших COVID-19.

«Результаты, основанные на клинических интервью и анкетах самооценки, показали наличие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у 28% обследованных, депрессии в 31% случае и тревожности у 42%. Кроме того, у 40% пациентов была бессонница, а у 20% - обсессивно-компульсивные нарушения (невроз навязчивых состояний, — Авт.)», — отмечается в сообщении.

       Исследователи также установили что женщины (они реже умирают от COVID-19, чем мужчины) страдают от психических нарушений чаще, нежели представители сильной половины человечества. В то же время психические нарушения после коронавируса чаще наблюдались у пациентов с предустановленными психиатрическими диагнозами, чем у тех, у кого в анамнезе не было психических расстройств.

       Исследователи считают, что психические последствия могут быть вызваны «иммунным ответом на сам вирус или такими психологическими стрессорами, как социальная изоляция, психологическое воздействие новой тяжелой и потенциально смертельной болезни и обеспокоенность заражением других».

                                           ***

         «Коронавирусная инфекция не изменит жизнь россиян кардинально, хотя определенный отпечаток оставит». Об этом заявил министр здравоохранения Михаил Мурашко в интервью программе «Однажды» на телеканале НТВ в воскресенье 1 ноября 2020 г.   «Думаю, что не радикально. Конечно, это стресс, конечно, он оставит свой отпечаток: никто не гарантирует, что каких-то следующих вызовов не будет», — сказал он, отвечая на вопрос, радикально ли коронавирус изменит жизнь людей.

       Пандемия коронавирусной инфекции повлияла на изменение ценностей в обществе, люди почувствовали, что они уязвимы и стали больше ценить безопасность, считает Мурашко.

       «Все-таки мы почувствовали, что мы уязвимы, это наверное один из таких глобальных выводов, это наверное почувствовали все. <…> Мне кажется изменение ценностей тоже произошло, потому что люди стали ценить безопасность, слово стало употребляться чаще», — сказал он.

       Кроме того, благодаря пандемии поменялось отношение граждан к медицинским работникам, отметил Мурашко. Ранее глава Минздрава сообщил, что Россия вернется к «нормальной» жизни к февралю 2021 года. Отвечая на вопрос, что он имел ввиду под понятием «нормальная жизнь», министр ответил, что это то чувство свободы, которое было до пандемии.

      «Нормально — это наверное то, что сегодня большинство из нас воспринимает [как тот] период до ковида, именно та степень свободы, общения, коммуникации с друзьями и близкими, просто собраться вечером с друзьями куда-то выйти. Этого не хватало всем в этот период», — рассказал он.

 

                                               ***

 

Историк Ростислав Ищенко Ищенко 03 ноября 2020.

«Россия сейчас, как Ноев ковчег — последнее надёжное убежище исчезающей цивилизации. Не то чтобы в расширяющемся глобальном хаосе ей было легко, но у неё есть все шансы выстоять, не впадая в варварство, сохраняя традиционные основы общественной и политической жизни. Россия может себя и прокормить, и защитить. Но последний вагон в Россию вот-вот отойдёт, и мест в нём осталось не так много. В любой момент глобальная ситуация может драматически измениться, и воссоединиться с Россией станет невозможно ни в коллективном (государственном), ни в индивидуальном порядке. Простая эпидемия коронавируса парализовала 90% всех связей почти на год, а ведь по сравнению с гражданскими войнами, голодом, мором и великими переселениями народов это чепуха. [6]

                                                                     ***

      Мне как, человеку, историку и деятелю, непосредственно наблюдающему в работавшему с ювелирным и антикварным рынком с 1979 г., было важно и интересно проследить влияние фактора пандемии и связанных с ней запретов и ограничений на развитие ювелирной отрасли. Надо сказать, что на моей памяти был  несколько кризисов сбыта ювелирной продукции. Период 1979 – 1985 г., еще в СССР , когда шло непрерывное падение годового товарооборота  ювелирной группы с 4,9 до 2,9 млрд руб. Затем был кризис 1998 года, после которого  массово сокращали численность работников АО «Русские самоцветы», с 3 500 до 800, а затем и 400 чел. Наконец, кризис 2008 г., последствия которого не преодолены до сих пор. Кстати, именно тогда вспомнили о марксовой теории цикличности кризисов. Безусловно, кризисы влияют на психологию масс. Потребление продуктов ювелирной отрасли и вообще, предметов художественной промышленности, не является категорически ежедневно необходимым (в советское время, это вообще были «предметы роскоши») и очень в большой степени зависит от психологической составляющей, в том числе от рекламы и потребления фокус-групп.  Ювелирные изделия, как предметы «знаковой» группы, приобретаются даже в ущерб необходимому. Более того, даже сейчас творческие ювелиры предлагают ювелирные изделия из серебра (более доступные по цене) и золота, как обереги и профилактику против болезни «Ковида». Также, в период кризиса, исторический инстинкт, заставляет население покупать предметы из драгоценных металлов для тезаврации (накопления). Пока еще трудно определить, как повышение цен на золото, скажется на ювелирной отрасли и надолго ли, но безусловно, пока повышение цен на драгоценные металлы сказывается негативно на спросе.  

       Для сведения. С начала 2020 г. года компания  («Полюс») Керимова  подорожала почти в два с половиной раза. Золото за это же время подорожало на 34% — с $1521 за унцию до $2043.  В середине июля Forbes отмечал, что из всех участников российского Forbes семья Керимова за время пандемии разбогатела больше других — почти вдвое с $10 млрд до $18,5 млрд. [7]

         Кризис, вызванный пандемией короновируса, негативно сказался на всех отраслях экономики, но ювелирная отрасль стала наиболее пострадавшей, хотя официально и не признана таковой. В июле 2020 г. журнал «Русский ювелир» попросил руководителей ведущих предприятий отрасли прокомментировать первые итоги выхода из экономического спада.

Сергей Докучаев, Генеральный директор ООО Императорский ювелирный завод «Русские самоцветы»:

        В июне РБК-Петербург провело исследование, согласно которому эффективность работы предпринимателей Санкт-Петербурга из-за ограничений, введенных во время пандемии коронавируса, снизилась на 40 %. Бизнесу и экономке страны нанесен реальный ущерб — это неоспоримый факт.  АО «Русские самоцветы», в соответствие с Указом Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, в апреле приостановило свою работу. Производство прекратило выпуск изделий, сеть фирменных магазинов, входящих в структуру компании закрылась, отгрузка изделий нашим партнерам была прекращена.  В условиях введенных ограничений на производственную деятельность, когда предприятие теряет гибкость, теряет такие механизмы управления, как ценообразование и управление дебиторской задолженностью, «замораживает» бизнес-отношения с партнерами, необходимо задействовать новые механизмы коммуникации.  Поэтому появилась новая форма удаленного взаимодействия – видео-совещания, общение по современным каналам связи, on-line консультирование.

        Мы не только принимали оперативные решения по текущей ситуации, но и постоянно поддерживали связь с нашими партнерами в регионах, чтобы оценить «масштаб» потерь и обсудить возможные варианты выхода из кризиса.  В соответствии с постановлением Правительства РФ ювелирная отрасль не была включена в число наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса отраслей, поэтому все решения о действиях в существующих условиях пришлось принимать на своем локальном уровне и рассчитывать на собственные силы.  В ходе этого кризиса мы столкнулись с новыми вызовами по сокращению спроса на нашу продукцию, основная причина которого – снижение покупательной способности населения.

       Постепенно ситуация меняется в лучшую сторону, т.к. с 9 июня открылись наши фирменные магазины, имеющие отдельный вход, и динамика продаж начинает показывать положительную динамику.
Мы понимаем, что на определенную категорию изделий (обручальные кольца, изделия с бриллиантами, столовое серебро) сформировался отложенный спрос и они остаются востребованными. Но задача заключается в том, чтобы в существующих условиях не потерять покупателя в массовом сегменте.

        Наши технологические службы нацелены в настоящее время на разработку мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции за счет модернизации технологических процессов, возможного снижения веса наиболее популярных изделий массового сегмента, разработки новых моделей в сегменте массового спроса. Вся эта работа направлена на диверсификацию каналов продаж и поиск новых направлений деятельности.

        К участию в этих мероприятиях мы привлекаем не только профессиональных художников-ювелиров, но и творческих, креативных специалистов, работающих в сфере авторского дизайна.

Олег Подгурский, Президент Серебряного Клуба (Петербург):

        Отрасль переживает тяжелые времена, но при этом даже не включена в список пострадавших. И я рискну высказать мнение, идущее в разрез с общепринятой риторикой: в сегодняшних проблемах ювелирной отрасли во многом виноваты сами ювелиры. Потому что отрасль, приносящая бюджету почти 250 млрд ежегодно, в общественном сознании остается невидимкой. Трудно оказывать помощь тому, о чьих достижениях и проблемах не имеешь представления. Попросите любого человека назвать хотя бы три петербургских фирмы-производителя ювелирных изделий, и в лучшем случае услышите только название «Русских самоцветов». А их около четырехсот!
А все потому, что компании в большинстве своем не делают ничего, чтобы стать ближе к своему потребителю - разрыв между ними огромен. При обилии товаров-заменителей завоевать внимание покупателя нелегко, и ювелирному рынку придется понять, что в новых реалиях невозможно работать без перемен.

        Ювелирный сегмент экономики перестал расти вширь, теперь нужно заниматься вопросами повышения качества, построением новых маркетинговых стратегий. Сегодня ни один магазин принципиально не отличается от другого - сверкающая ювелирная волна одинаково плещется по витринам с примерно схожим ассортиментом. Нужно создавать тематические коллекции, придумывать для изделий информационную и эмоциональную «обертку».

        Как видите, резервов для увеличения продаж немало и кризис лишь стал катализатором, запустившим неизбежные механизмы перемен. «Эпидемию» застоя, поразившую нашу отрасль, переживут лишь те, кто готов меняться.  Хотя, нужно признать, что возобновление работы сопряжено с немалыми трудностями: четкого регламента выхода из самоизоляции не существует. Бизнес всегда сопряжен с рисками, и нынешняя нетривиальная ситуация лишь подчеркивает необходимость в более продуманных и оригинальных стратегиях развития и продвижения.

Александр Сергеевич Горыня - председатель Совета союза ювелиров Северо-Запада (Петербург):

       По итогам 3 месяцев самоизоляции отрасль показала падение по реализации товара более чем на 75 %.  Петербург особенно отличился в жесткости карантинных мер: например, на Дальнем Востоке, в Калининграде, в других регионах, ювелирные магазины открыли гораздо раньше. Но наш губернатор принял решение запретить непродовольственную торговлю, и запрет на продажу ювелирных украшений продолжал действовать даже когда позволили открываться небольшим торговым точкам. Официальные обращения Союза ювелиров с просьбой исключить ювелирную розницу из запретительных списков Правительством города остались не услышанными, хотя в ювелирных магазинах очередей нет, и организовать в них безопасную торговлю можно без проблем.
Что касается производства, то оно просто остановилось. Меры государственной поддержи, возможно и помогут кому-то продержаться на плаву, но риски для ювелирного бизнеса все равно остаются слишком высокими.  Если какие-то отрасли спокойно перешли на дистанционный режим, то работать на «удаленке» сфера материального производства не может по определению, да и запускать предприятия до того, как начнет работать ритейл, невозможно. Интернет-торговля, к слову, тоже не спасает положения, потому что таким образом может успешно реализовываться только так называемый «весовой» товар — недорогие украшения из серебра, цепи, ювелирный масс-маркет. Настоящие же ювелирные изделия с драгоценными камнями, с большой долей ручного труда, проблематично продавать дистанционно: покупатель непременно захочет увидеть, подержать в руках и примерить дорогостоящую покупку.

        Кризис, как любая эпоха перемен, несет в себе не только потери, но и обновление. Если следовать правилу о необходимости в любой ситуации искать позитивный момент, то, пожалуй, относительным плюсом можно будет считать неизбежное «очищение» рынка: в последнее время явно ощущалось перепроизводство ювелирных изделий, и торговля сегодня обеспечена товаром на 3 года,  а по пессимистичным прогнозам и на 7 лет. Так что кризис, вызванный эпидемией, в определенном мере сыграет выравнивающую роль - слабые игроки уйдут с рынка, объемы производства придут в норму с уровнем потребления. 

       На примере нашего небольшого предприятия «Грингор» могу сказать, что мы не проводили увольнений, сохранили коллектив, потому что важно не растерять специалистов, хотя простой в работе все равно негативно сказывается на психологическом климате в компании.  Полагаю, что основные последствия нынешнего кризиса начнут в полной мере проявлять себя лишь к осени, но ситуация настолько нестабильна, что делать прогнозы сегодня довольно безответственно. Могу сказать одно — за 21 год существования нашей фирмы мы пережили не один кризис. Переживем и этот, нам не привыкать. [8].

Выводы. В процессе исследования выявлена недостаточная изученность проблемы, что связано, в немалой степени, с секретностью материалов, связанных с массовыми эпидемиями и пандемиями. Обращено внимание на необходимость комплексного изучения психологического состояния общества в, в том числен научным инструментарием исторической психологии. Сделана попытка установления причинно – следственной связи влияния пандемии Ковида-19 на деятельность ювелирного рынка Санкт – Петербурга.

Литература и источники.

1.     https://ru.wikipedia.org/wiki

2.     https://news.rambler.ru/other/39613660/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

3.     Рощевская Л.П. Узник ГУЛАГАа вирусолог А.А. Зильбер на передовой борьбы с эпидемиями  в годы Великой отечественной войны. / Журнал историков  КЛИО. № 7 (163). 2020. – С. 171 – 180.

4.     kp.ru>daily/26681.5/370457

 

5.     https://riafan.ru/1328405-murashko-ocenil-dlitelnoe-vliyanie-koronavirusa-na-zhizn-rossiyan

6.     russnov.ru…ishhenko-rossiya-sejchas…noev-kovcheg/. Дата обращения 16.11.2020

7.     05 августа 2020.  Пандемия, цена золота.

8.     Итоги кризиса: отрасли нужно меняться  14.07.2020 / журнал "Русский ювелир"

 

 

 


 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий