Скурлов В.В. (Санкт – Петербург).
Ювелирная отрасль СССР: Историко-психологические аспекты распада Советского
Союза (по личным впечатлениям).
Напомним, что историческая психология, это направление
исследований на стыке психологии с историческими науками, изучающее психологию людей
различных исторических эпох, а также изменение психики и личности в процессе
истории (БЭС).
История ментальностей, возникшая в
1920–30-х гг. во Франции, создала новую область исследований прошлого
(история повседневности, быта, семейных и групповых отношений,
обыденного мировосприятия, отношения к смерти и др.). Понимание
истории как познания человека прошлого привело основоположников
истории ментальностей (М. Блок, Л. Февр)
к теоретическим заимствованиям у
психологии, позднее – у этнологии, семиотики, социологии и
др., что обусловило движение от исторической психологии к проекту исторической антропологии.
Только сейчас, по прошествии 30 лет, прошедших после
распада Советского Союза, можно отметить
некоторые результаты развития ювелирной отрасли (промышленности и торговли) независимых
государств, входивших ранее в состав единого мощного государства. Мне по моей
должности приходилось заниматься изучение психологии торговли, которая в корне
изменилась в условиях свободного рынка. Раньше, до 1991 года не было
необходимости убеждать клиента купить ювелирные изделия, при капитализме такая
проблема встала во весь рост. Конечно же, существовали всегда и будут
существовать национальные различия в потреблении.
В мае 1985 года я был назначен на должность заведующего
отделом Всесоюзного научно – исследовательского института ювелирной
промышленности. Несмотря на то, что наш НИИ входил в состав Ленинградского
научно – производственного объединения «Русские самоцветы», институт был
юридическим лицом и выполнял поручения Главювелирпрома Министерства
приборостроения СССР. В состав главка входили 25 заводов, с общей численностью
работников 30 000 человек. Ювелирная торговля СССР была представлена 250
ювелирным магазинами системы Ювелирторга.
В каждом республиканском Министерстве торговли имелись свои
республиканские оптово – розничные Главювелирторги. Работать в системе
ювелирной торговли было очень престижно, потому что ювелирные изделия всегда
были в дефиците, особенно изделия с бриллиантами. Самый большой удельный вес
изделий с бриллиантами был в продукции Ереванского ювелирного завода – 70 %,
затем у Бакинского завода – 55 %, на третьем месте был Тбилисский ювелирный
завод – 50 %. Для сравнения, ленинградское Объединение «Русские самоцветы»
имело бриллиантовую группу в пределах 20 %.
Даже этот маленький факт дает представление о национальных предпочтениях
потребителей разных союзных республик.
По данным только российской Пробирной палаты 2020 г. в
отрасли работало 35 000 юридических лиц, в том числе 17 500
индивидуальных предпринимателей. О количестве ювелиров в бывших союзных
республиках сведений нет. Естественно, в советское время ни о каких
индивидуальных предпринимателях не могло быть и речи. Следует отметить, что
менталитет ювелиров еще в дореволюционное время резко отличался от менталитета
рабочих прочих профессий. Журнал «Голос золотосеребряника» в 1906 году, во
вступительной статье так и пишет: «Ты портняжка, ювелиру руку не тяни. При
Елизавете Петровне ювелиры ходили в мундирах и со шпагой». Средняя зарплата
ювелира в Петербурге в 1910 г. была 50 руб. в месяц, при средней зарплате всех
рабочих 33 руб. Многие ювелиры у Фаберже получали по 100 – 120 руб. – оклад
полковника. Мы вернулись в капитализм, даже в империализм, с таким же
отношением общества к ювелирам и ювелиров к публике (заказчикам, клиентам).
Раз в год, в начале сентября представители всех ювелирных
заводов и ювелирной торговли СССР встречались в Москве на Межреспубликанской
оптовой ярмарке в Москве. Мой отдел занимался организацией этого важного
мероприятия. Так было до осени 1991 года. Уже в 1992 году группа инициативных работников
Главювелирпрома взяла дело проведения ярмарок в свои руки, поскольку это
выгодное занятие. Затем появились другие, конкурирующие ярмарки. В 1992 году
было создано Выставочное объединение в Санкт - Петербурге, которое затем стало
затем проводить – выставки ярмарки «Джунвекс» два раза в год, в Петербурге и
Москве. По инерции, которая свойственна большим системам, ярмарки с
большим или меньшим успехом проводились
до известного кризиса 1998 года. Они и затем проводились, но уже без должного
представительства заводов бывших союзных республик. Следует отметить, что
только Белоруссия и Литва не имели собственных ювелирных заводов, но Белоруссия
имела Гомельский завод обработки бриллиантов, а Литва – мощную
потребкоооперацию по обработке янтаря. И литовские янтарщики одни из первых,
вместе с латышами, с получением независимости стали выезжать торговать в на
Запад, потому что там торговля была на валюту.
Производство ювелирных изделий было дифференцированно, что
позволяло снижать себестоимость и увеличивать объемы. Московские, ленинградский
и свердловский заводы специализировались на классическом ассортименте.
Калининградский янтарный комбинат, естественно, на янтаре и изделиях без
камней. Закавказские заводы – на изделиях с бриллиантами. Среднеазиатские – на
изделиях в стиле «этно – фолк» и золотых изделиях с красными фианитами (под
рубин). Красносельский завод (2000 работников) исполнял изделия упрощенныз
фасонов для потребкооперации. Харьковский завод выпускал только серебряные
вещи. Киевский, Львовский и Одесский – золотые вещи, включая бриллиантовые.
Таллинский завод (400 работников) считался ведущим по производству модного
серебра. В период независимости Таллинский завод сократил численность в четыре
раза и стал филиалом финских производителей. Нужно отметить, что все эти заводы
потеряли огромный рынок СССР, прежде всего российский. Кроме того, только в
России остались аффинажные заводы. Армения до 1991 г. практически монопольно
выпускала сырье для цветных фианитов, этот завод закрылся. Неслучайно, в 1996 г.
президент России Б. Ельцын передал для киевского ювелирного завода 5 тонн
золота, пойдя навстречу отчаянным просьбам президента Украины Л. Кучмы.
Мне довелось побывать в марте 1992 года в Тбилиси. Я
приехал туда ровно 7 марта. В тот же день прилетел в Тбилиси Шеварднадзе,
захвативший власть в Грузии после свергнутого Гамсахурдия. Проспект Руставели
был в руинах. Тбилисский завод не работал. Коллектив 600 чел. собирался возле
завода. Работать в условиях гражданской войны было безумием. Я еще раз приезжал
в 1997 году. Завод по-прежнему не работал. Только частники – ювелиры на улицах.
Я могу отметить по личным впечатлениям, что развал СССР наиболее ударил по
южным республикам, которые получали доход от отдыхающих из России и Украины. Мне
довелось бывать в Баку в мае 1992 года, ровно в те дни, когда Народный фронт
штурмовал здание Верховного совета Азербайджана, в ответ на попытку бывшего
коммунистического Аяза Муталибова вернуться к власти. Я приезжал в Баку в
поисках родственников главного ювелира фирмы Фаберже Михаила Перхина (кстати,
застал их и получил фото Перхина). Посетил я ювелирный завод, который уже
практически не работал, а в советские времена численность рабочих превышала
1000 чел. В 2015 году я вновь посетил Баку. Узнал, что с заводом. Он долгие
годы не работал, и только теперь восстановлен и подчиняется Управлению делами
президента Азербайджана. Численность – 70 рабочих. Мы ностальгировали с
прежними сотрудниками о советских временах. Богатые клиенты заказчики не
перевелись, но предпочитают покупать в Москве или в Арабских Эмиратах, а
местную ювелирную торговлю захватил турецкий бизнес. Я сам был в 1997 году в
турецком городе Анталья и обратил внимание, как турки охотятся за русскими
покупателями. Для них все выходцы из Советского Союза – русские. Цены на
турецкое золото ниже, чем на аналогичные вещи в России, вот почему турки уже в
90-е года уверенно чувствовали себя не только в торговле Северного Кавказа и
Закавказья, но и в Краснодаре, Ростове – на – Дону и Ставрополе. Можно сказать,
что ведущие ленинградские (с сентября 1991 г. – петербургские) и московские ювелирные
предприятия потеряли «южный рынок».
В 1997 году, я с сыном поехал в Ташкент, Бухару и
Самарканд, смотреть достопримечательности. Заглянул на ювелирный завод, который
до 1990 г. насчитывал более 1000 работников. Теперь там работал около 400 чел.
Завод стал выпускать медали и ордена независимого Узбекистана. Спросил, кто у
Вас эмальер. Мне сказали, что эмальер на медалях только один, фамилия Иванов. Национальных
эмальеров и бриллиантщиков нет. Многие художники всех ювелирных заводов прежней
большой страны были выходцами Красносельского училища художественной обработки
металлов.
Но самые большие изменения, внешне малозаметные произошли в
менталитете покупателей ювелирных изделий. Правда, связано это не сколько с
распадом СССР, а с наступление новой (восстановлением старой) экономической
формации – капитализма. Образовался новый класс потребителей с большими
доходами, которые стали ездить за покупками за рубеж. Многие ювелиры, в том
числе мои знакомые, поехали работать за
рубеж, в Голландию, США, Польшу, Германию, Италию. И оказалось, что их
мастерство востребовано. Правда, многие и вернулись. Распад крупных ювелирных
предприятий на мелкие привел к тому, что владельцы этих новых ювелирных
заведений стали самостоятельно покупать драгоценные камни за рубежом, что ранее
было невозможно. Особенно, в начале 90-х гг. появился целый отряд потребителей
– это вооруженная охрана фирм и так называемая «братва». Частные ювелиры были
день и ночь заняты изготовлением массивных цепей. Предпочитались марки
«бисмарк» и «якорные». Некоторые из авторитетных представителей «братвы» носили
по три цепи на шее и по два браслета на руках. В моду вошли массивные перстни с
черным камнем. Через некоторое время, стали модным бриллианты в черном камне,
затем просто перстни с большим бриллиантом. Это, наряду с малиновыми пиджаками
и кожаными куртками стало опознавательными знаками для новых хозяев жизни.
Ситуация напоминала период Великой русской революции 1917 года, когда матросы
ходили с кулонами, с бриллиантовыми кольцами, нанизанными на немытые пальцы.
История повторилась.
Осмысление 30-летнего опыта функционирования ювелирной
отрасли в постсоветских государствах следует продолжать, чтобы вырабатывать
стратегию дальнейшего развития рынка России, выхода российских производителей
за рубеж, где нам предстоит тяжелая битва с транснациональными компаниями, а
также конкурентами из Китая, Турции и юго-восточных государств. Отметим, что из
всех стран бывшего СССР только Россия смогла относительно успешно справиться с
последствиями распада, что свидетельствует о мощи росийской государственности национального
менталитета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий