суббота, 4 января 2025 г.

Ювелирная отрасль СССР: Историко-психологические аспекты распада Советского Союза (по личным впечатлениям).

   Скурлов В.В. (Санкт – Петербург).

Ювелирная отрасль СССР: Историко-психологические аспекты распада Советского Союза (по личным впечатлениям).

Напомним,  что историческая психология, это направление исследований на стыке психологии с историческими науками, изучающее психологию людей различных исторических эпох, а также изменение психики и личности в процессе истории (БЭС).

Ис­то­рия мен­таль­но­стей, воз­ник­шая в 1920–30-х гг. во Фран­ции, соз­да­ла но­вую об­ласть ис­сле­до­ва­ний про­шло­го (ис­то­рия по­все­днев­но­сти, бы­та, се­мей­ных и груп­по­вых от­но­ше­ний, обы­ден­но­го ми­ро­вос­прия­тия, от­но­ше­ния к смер­ти и др.). По­ни­ма­ние ис­то­рии как по­зна­ния че­ло­ве­ка про­шло­го при­ве­ло ос­но­во­по­лож­ни­ков ис­то­рии мен­таль­но­стей (М. Блок, Л. Февр) к тео­ре­тическим  за­им­ст­во­ва­ни­ям у пси­хо­ло­гии, позд­нее – у эт­но­ло­гии, се­мио­ти­ки, со­цио­ло­гии и др., что обу­сло­ви­ло дви­же­ние от исторической психологии  к про­ек­ту ис­то­рической ан­тро­по­ло­гии.

Только сейчас, по прошествии 30 лет, прошедших после распада Советского Союза,  можно отметить некоторые результаты развития ювелирной отрасли (промышленности и торговли) независимых государств, входивших ранее в состав единого мощного государства. Мне по моей должности приходилось заниматься изучение психологии торговли, которая в корне изменилась в условиях свободного рынка. Раньше, до 1991 года не было необходимости убеждать клиента купить ювелирные изделия, при капитализме такая проблема встала во весь рост. Конечно же, существовали всегда и будут существовать национальные различия в потреблении.

В мае 1985 года я был назначен на должность заведующего отделом Всесоюзного научно – исследовательского института ювелирной промышленности. Несмотря на то, что наш НИИ входил в состав Ленинградского научно – производственного объединения «Русские самоцветы», институт был юридическим лицом и выполнял поручения Главювелирпрома Министерства приборостроения СССР. В состав главка входили 25 заводов, с общей численностью работников 30 000 человек. Ювелирная торговля СССР была представлена 250 ювелирным магазинами системы Ювелирторга.  В каждом республиканском Министерстве торговли имелись свои республиканские оптово – розничные Главювелирторги. Работать в системе ювелирной торговли было очень престижно, потому что ювелирные изделия всегда были в дефиците, особенно изделия с бриллиантами. Самый большой удельный вес изделий с бриллиантами был в продукции Ереванского ювелирного завода – 70 %, затем у Бакинского завода – 55 %, на третьем месте был Тбилисский ювелирный завод – 50 %. Для сравнения, ленинградское Объединение «Русские самоцветы» имело бриллиантовую группу в пределах 20 %.  Даже этот маленький факт дает представление о национальных предпочтениях потребителей разных союзных республик.

По данным только российской Пробирной палаты 2020 г. в отрасли работало 35 000 юридических лиц, в том числе 17 500 индивидуальных предпринимателей. О количестве ювелиров в бывших союзных республиках сведений нет. Естественно, в советское время ни о каких индивидуальных предпринимателях не могло быть и речи. Следует отметить, что менталитет ювелиров еще в дореволюционное время резко отличался от менталитета рабочих прочих профессий. Журнал «Голос золотосеребряника» в 1906 году, во вступительной статье так и пишет: «Ты портняжка, ювелиру руку не тяни. При Елизавете Петровне ювелиры ходили в мундирах и со шпагой». Средняя зарплата ювелира в Петербурге в 1910 г. была 50 руб. в месяц, при средней зарплате всех рабочих 33 руб. Многие ювелиры у Фаберже получали по 100 – 120 руб. – оклад полковника. Мы вернулись в капитализм, даже в империализм, с таким же отношением общества к ювелирам и ювелиров к публике (заказчикам, клиентам).

Раз в год, в начале сентября представители всех ювелирных заводов и ювелирной торговли СССР встречались в Москве на Межреспубликанской оптовой ярмарке в Москве. Мой отдел занимался организацией этого важного мероприятия. Так было до осени 1991 года. Уже в 1992 году группа инициативных работников Главювелирпрома взяла дело проведения ярмарок в свои руки, поскольку это выгодное занятие. Затем появились другие, конкурирующие ярмарки. В 1992 году было создано Выставочное объединение в Санкт - Петербурге, которое затем стало затем проводить – выставки ярмарки «Джунвекс» два раза в год, в Петербурге и Москве. По инерции, которая свойственна большим системам, ярмарки с большим  или меньшим успехом проводились до известного кризиса 1998 года. Они и затем проводились, но уже без должного представительства заводов бывших союзных республик. Следует отметить, что только Белоруссия и Литва не имели собственных ювелирных заводов, но Белоруссия имела Гомельский завод обработки бриллиантов, а Литва – мощную потребкоооперацию по обработке янтаря. И литовские янтарщики одни из первых, вместе с латышами, с получением независимости стали выезжать торговать в на Запад, потому что там торговля была на валюту.

Производство ювелирных изделий было дифференцированно, что позволяло снижать себестоимость и увеличивать объемы. Московские,  ленинградский  и свердловский заводы специализировались на классическом ассортименте. Калининградский янтарный комбинат, естественно, на янтаре и изделиях без камней. Закавказские заводы – на изделиях с бриллиантами. Среднеазиатские – на изделиях в стиле «этно – фолк» и золотых изделиях с красными фианитами (под рубин). Красносельский завод (2000 работников) исполнял изделия упрощенныз фасонов для потребкооперации. Харьковский завод выпускал только серебряные вещи. Киевский, Львовский и Одесский – золотые вещи, включая бриллиантовые. Таллинский завод (400 работников) считался ведущим по производству модного серебра. В период независимости Таллинский завод сократил численность в четыре раза и стал филиалом финских производителей. Нужно отметить, что все эти заводы потеряли огромный рынок СССР, прежде всего российский. Кроме того, только в России остались аффинажные заводы. Армения до 1991 г. практически монопольно выпускала сырье для цветных фианитов, этот завод закрылся. Неслучайно, в 1996 г. президент России Б. Ельцын передал для киевского ювелирного завода 5 тонн золота, пойдя навстречу отчаянным просьбам президента Украины Л. Кучмы.

Мне довелось побывать в марте 1992 года в Тбилиси. Я приехал туда ровно 7 марта. В тот же день прилетел в Тбилиси Шеварднадзе, захвативший власть в Грузии после свергнутого Гамсахурдия. Проспект Руставели был в руинах. Тбилисский завод не работал. Коллектив 600 чел. собирался возле завода. Работать в условиях гражданской войны было безумием. Я еще раз приезжал в 1997 году. Завод по-прежнему не работал. Только частники – ювелиры на улицах. Я могу отметить по личным впечатлениям, что развал СССР наиболее ударил по южным республикам, которые получали доход от отдыхающих из России и Украины. Мне довелось бывать в Баку в мае 1992 года, ровно в те дни, когда Народный фронт штурмовал здание Верховного совета Азербайджана, в ответ на попытку бывшего коммунистического Аяза Муталибова вернуться к власти. Я приезжал в Баку в поисках родственников главного ювелира фирмы Фаберже Михаила Перхина (кстати, застал их и получил фото Перхина). Посетил я ювелирный завод, который уже практически не работал, а в советские времена численность рабочих превышала 1000 чел. В 2015 году я вновь посетил Баку. Узнал, что с заводом. Он долгие годы не работал, и только теперь восстановлен и подчиняется Управлению делами президента Азербайджана. Численность – 70 рабочих. Мы ностальгировали с прежними сотрудниками о советских временах. Богатые клиенты заказчики не перевелись, но предпочитают покупать в Москве или в Арабских Эмиратах, а местную ювелирную торговлю захватил турецкий бизнес. Я сам был в 1997 году в турецком городе Анталья и обратил внимание, как турки охотятся за русскими покупателями. Для них все выходцы из Советского Союза – русские. Цены на турецкое золото ниже, чем на аналогичные вещи в России, вот почему турки уже в 90-е года уверенно чувствовали себя не только в торговле Северного Кавказа и Закавказья, но и в Краснодаре, Ростове – на – Дону и Ставрополе. Можно сказать, что ведущие ленинградские (с сентября 1991 г. – петербургские) и московские ювелирные предприятия потеряли «южный рынок».

В 1997 году, я с сыном поехал в Ташкент, Бухару и Самарканд, смотреть достопримечательности. Заглянул на ювелирный завод, который до 1990 г. насчитывал более 1000 работников. Теперь там работал около 400 чел. Завод стал выпускать медали и ордена независимого Узбекистана. Спросил, кто у Вас эмальер. Мне сказали, что эмальер на медалях только один, фамилия Иванов. Национальных эмальеров и бриллиантщиков нет. Многие художники всех ювелирных заводов прежней большой страны были выходцами Красносельского училища художественной обработки металлов.

Но самые большие изменения, внешне малозаметные произошли в менталитете покупателей ювелирных изделий. Правда, связано это не сколько с распадом СССР, а с наступление новой (восстановлением старой) экономической формации – капитализма. Образовался новый класс потребителей с большими доходами, которые стали ездить за покупками за рубеж. Многие ювелиры, в том числе мои знакомые,  поехали работать за рубеж, в Голландию, США, Польшу, Германию, Италию. И оказалось, что их мастерство востребовано. Правда, многие и вернулись. Распад крупных ювелирных предприятий на мелкие привел к тому, что владельцы этих новых ювелирных заведений стали самостоятельно покупать драгоценные камни за рубежом, что ранее было невозможно. Особенно, в начале 90-х гг. появился целый отряд потребителей – это вооруженная охрана фирм и так называемая «братва». Частные ювелиры были день и ночь заняты изготовлением массивных цепей. Предпочитались марки «бисмарк» и «якорные». Некоторые из авторитетных представителей «братвы» носили по три цепи на шее и по два браслета на руках. В моду вошли массивные перстни с черным камнем. Через некоторое время, стали модным бриллианты в черном камне, затем просто перстни с большим бриллиантом. Это, наряду с малиновыми пиджаками и кожаными куртками стало опознавательными знаками для новых хозяев жизни. Ситуация напоминала период Великой русской революции 1917 года, когда матросы ходили с кулонами, с бриллиантовыми кольцами, нанизанными на немытые пальцы. История повторилась.

Осмысление 30-летнего опыта функционирования ювелирной отрасли в постсоветских государствах следует продолжать, чтобы вырабатывать стратегию дальнейшего развития рынка России, выхода российских производителей за рубеж, где нам предстоит тяжелая битва с транснациональными компаниями, а также конкурентами из Китая, Турции и юго-восточных государств. Отметим, что из всех стран бывшего СССР только Россия смогла относительно успешно справиться с последствиями распада, что свидетельствует о мощи росийской государственности национального менталитета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий